Скрыть
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат мя вси роди

Как высоко девство! Всякий, желая подвизаться в других добродетелях, водится в том законом; но девство, превосходя закон и направляя жизнь к важнейшей цели, есть указание будущего века, образ ангельской чистоты. Посему, многое можно сказать о девстве; но чтобы не останавливаться словом на том, чтó явно для всех, вместо всего сказав одно, покажу тем величие сей добродетели. Владыка всяческих — Бог Слово, когда Отец благоволил все возставить и обновить, восхотел, чтобы только Дева стала матерью восприятого Им на Себя тела; и Дева стала матерью. Так, пришел к нам Господь — человек, чтобы, как вся Им быша, так и девство было от Него, и Им снова дарована была людям благодать сия, и продолжала в них возрастать. Посему, в какой мере служит это похвалою для дев и указанием Его Божества, можно видеть то из следующего. Если родители святых мучеников славны мужеством сынов, и Сарра радуется, родив Исаака, и, как говорит Пророк, блаженны имеющие племя в Сионе, и южики во Иерусалиме (Ис. 31, 9); то в состоянии ли кто сказать, сколько похвалы для святой Девы и богоподобной Марии в том, что соделалась и именуется Она матерью Слова по плотскому рождению? Ибо сие Божественное рождение воспето ангельским воинствомъ; а жена воздвигши глас рече: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лук. 1, 27); и сама родшая Господа приснодева Мария, увидев совершившееся с нею, сказала: отныне ублажат мя вси роди. Но совершившееся с Марией обращается в славу всем девамъ; потому что девственные ветви сии на ней уже держатся, как на корне.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, - говорит, - призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И «отныне будут ублажать Меня все роды», не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. - Наименовала Его «Сильным», чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. «Имя Его» назвала «святым», чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят. Не ко Мне одной «милость Его», но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия «в роды родов», указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19, 29). Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, - не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством; а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом (1Кор. 2, 14-15; Гал. 6, 8). Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 46-48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель, то она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и ангелов и человеков: но Он — Спаситель одних человеков; относительно ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе.

Аскетическая проповедь

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

В восторге радости Она поклоняется своему Спасителю, благоволившему призреть на Её смирение. Хотя все народы должны называть Её блаженною, Она говорит, что удел Её — одно уничижение, и что тайна совершающаяся в ней, доказывает только всемогущество и благость Бога, Который никогда не переставал и не перестанет покровительствовать народу Своему и пещись о доставлении ему обладания великими благами, обещанными верным.

Избранные места из Священной Истории

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

Отныне ублажат Мя вси роди. Да, доныне Ты была неизвестною, простою Девою, а отныне – о, величие! Ты – Приснодевственная Матерь Бога Слова; отныне Тебя ублажат, воспоют, прославят все племена земные во все времена до скончания века. О, блаженнейшая Матерь Света! Сотвори, да и нас назовут некогда блаженными!

Дневник. Том II. 1857–1858

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей… что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его

Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»… Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»!

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

«И сказала Мария»: под влиянием радостного, восторженного настроения духа от совершившихся событий, перед лицом восторженной и исполненной Духа Святого другини, из души пресвятой Девы излилось чудное песнопение во славу Бога и будущего Искупителя мира. Песнь эта, по лирическому тону и характеру подобная песни Анны, матери Самуила, Мариамы, сестры Моисеевой, пророчицы Девворы, и некоторым песнопениям Давида (Пс.113 и Пс.126), состоит из четырех строф, предметом которых служит славословие или прославление Божией милости (ст. 48), всемогущества (49–51), святости (49, 51, 54), правды (52, 53) и в особенности верности Бога Иеговы завету своему (54, 55).
– «Величит»: чувствует и исповедует, или, что то же, – прославляет, славословит величие Божие, являемое теперь преимущественно в тайне воплощения Искупителя мира, возвещенной и совершающейся теперь.
– «О Боге, Спасителе Моем»: св. Дева разумеет уже и исповедует тайну лица Сына своего, имеющего быть Спасителем или Искупителем всего человеческого рода. Впрочем, славословие относится по преимуществу к Богу Отцу, а потому и слово Спаситель здесь можно принимать не в частном смысле Искупителя, Бога – Слова воплотившегося, а в смысле общем.
– «Призрел»: обратил милостивое свое внимание, посетил своей милостью и благодатью.
– «Смирение рабы своей»: собственно уничижение; разумеется тогдашняя незнатность рода Девы, бедности и внешнее уничижение; без сомнения, не исключается и нравственное сознание смирения, как всецелой преданности воле Божией.
– «Будут ублажать Меня все роды»: в противоположность теперешнему незнатному состоянию и неизвестности Девы, отныне, когда Она избрана для рождения Спасителя всего мира, ублажать – будут благословлять, славословить и превозносить Ее, как Матерь Божию, все роды, все люди, все народы, все человечество, имеющее уверовать в искупление свое Сыном ее и Богом, воплотившимся от Нее.
– «Сотворил Мне величие»: сотворил со Мной великое дело, удостоив Меня чести быть Матерью Господа, и тем самым соделал Меня великой между людьми.
– «Сильный»: всемогущий, Бог. Своим всемогуществом Он один только мог исполнить это великое дело, так как для Него нет ничего невозможного (ст. Лк.1:37).
– «Свято имя Его»: краткое выражение прославления Божия за все то великое, что творит чрез Нее Бог; в этом – все величие Бога, творящего великое, – свят Он. Имя Божие не редко употребляется вместо самого именуемого – Бог; свято имя Божие, значит – свят сам Бог.
– «Милость Его»: милосердие, любвеобильное снисхождение Святого к грешным.
– «В роды родов»: от поколения к поколению, от отцов к детям, от предков к потомкам, навсегда.
– «К боящимся Его»: к благочестивым, добродетельным людям. – Страх пред Богом есть начало и корень благочестия человеческого; не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх, как опасение, как бы не оскорбить любвеобильного Бога преступлением Его заповедей.
– «Явил силу мышцы Своей»: мышца – символ могущества; сила мышцы – символическое изображение божественного всемогущества. Явление этой силы или всемогущества Божия указывается далее в нескольких сильных чертах, относящихся к Царству Мессии. В духе предвидит пресвятая Дева тот великий переворот, какой совершит Бог чрез устроение Царства Сына Ее, и этот переворот в пророческом созерцании представляется Ей уже совершившимся (как то часто у ветхозаветных пророков: почему в этих случаях обороты речи ставятся в прошедшем времени). В немногих, но сильных чертах изображается этот переворот, состоящий вообще в восстановлении истинных отношений людей к божественной правде и святости, извращенных людьми.
– «Рассеял надменных»: надменный – все гордое, что противоположно смирению (ст. 52), основывающемуся на страхе Божием (ст. 50). Так как здесь проводится параллель об отношении правды Божией в новом Царстве Мессии к высокому и уничиженному, и под уничиженным разумеется в частности Израильский народ (ст. 54): то под гордым и надменным, низлагаемым в Царстве Мессии, разуметь можно язычество в его представителях (ср. Феофил.). «Надменных», гордых мыслью, возвышающихся на разум Божий, Он рассеял, обессилил, уничижил, то есть не в среде их гордых язычников явился Спаситель мира и не их избрал посредниками для совершения спасения, а бедный, уничиженный еврейский народ, ибо от него произошло спасение (Ин.4:22).
– «Низложил сильных с престолов»: образное выражение той же мысли. Низложить с престола (образ взят от низвергаемых царей) – значит уничижить, отвергнуть и опозорить. В таковом положении явилось и будет все гордое и надменное в Царстве Мессии; на первом месте, выше всего в нем явились и будут смиренные, по-видимому уничиженные, но самым уничижением стяжавшие высокое нравственное совершенство, и оттого вознесенные высоко в нравственном Царстве Мессии.
– «Алчущих исполнил благ»: иносказательное выражение той же мысли. Без сомнения здесь алчба и удовлетворение ее благами, обогащение и его упразднение разумеются не чувственные, но духовные, ибо речь идет о духовных, а не чувственных благах устрояющегося царства Мессии.– «Алчущих «правды» (ср. прим. к Мф.5:6), стремящихся к оправданию пред Богом, желающих насытиться вообще благами Царства Мессии Он удовлетворил вполне; а богатящиеся, те, кои в своей гордости считали себя богатыми духовными совершенствами и не имели алчбы духовных благ Царства Мессии, остались ни с чем, то есть с тем же своим мнимым духовным богатством, которое в сущности есть ничто.
– «Воспринял Израиля» и пр.: Израиля, т. е. еврейский народ, уничиженный и даже как бы забытый Богом (так как на время от плена вавилонского до Христа он лишен был непосредственных откровений Божиих), снова воспринял Он в свою отеческую любовь, послав ему теперь Искупителя его, и не только его, но и всего мира.
– «Отрока своего», или раба своего, под каковым наименованием и образом он нередко изображался особенно в последней пророческой речи (гл. Ис.40 и дал.) пророка Исаии (напр. Ис.41 и дал. Ис.44 и дал.). В этом наименовании и образе выражается смиренное, уничиженное состояние еврейского народа, и это смирение или уничижение теперь снова вознесено и прославлено явлением среди него Мессии, чем и засвидетельствовано, что Израиль снова воспринят в божественную любовь. – Это сотворил с ним Бог, «воспомянув милость» или основывающееся на милосердии к Роду человеческому падшему обетование о его искуплении, какие обетования даны были «отцам» или праотцам еврейского народа еще в лице Адама (Быт.3:15), потом с особенной ясностью повторены были «Аврааму» (Быт.12и пар.) и «семени его», т. е. потомству его, повторялись через пророков. Разумеются здесь все пророчества о явлении в мир Мессии в среде Израильского народа.
– «Воспомянув»: образное выражение, означающее не забвение Богом этих обетований, а то, что Он привел в исполнение эти обетования лишь с течением времени, в продолжении коего они оставались неисполненными, как бы забытыми по давности времени.
– «До века»: эта милость Божия, явленная Израилю, а через него и всему человечеству в пришествии к нему Мессии, должна продолжаться вечно, как вечно, на все времена простирается действие искупительных заслуг Спасителя. – Так, пророческий вдохновенный взор Марии обнимает время и вечность действия искупительных заслуг имеющего родиться от Нее Сына Ее Мессии.
 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 46-48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила (1Цар.2:1 и сл.).

«И сказала Мария». Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

«Величит», – т. е. возвышает, прославляет.

«Душа» – центр внутренней жизни человека. «Дух» – духовный, высший руководитель внутренней жизни человека. Впрочем, то и другое понятие – «душа» (ψυχή) и «дух» (πνεῦμα) – могут быть признаны просто синонимами.

«Возрадовался» – по-гречески аорист (ἠγαλλίασε). Это означает поворотный пункт в душевной жизни Богоматери, который представляет собой получение радостного приветствия от Ангела (стих 28). Возвращаясь к этому, уже прошедшему, событию Мария прославляет Бога.

«Спасителе Моем». По отношению к Марии Бог явился Спасителем (σωτήρ), т. е. освободителем от всякого зла или, так как Мария, собственно, не терпела доселе никакого несчастья, Ее Благодетелем. А в чем это благодеяние – Она говорит далее.

«Что призрел на смирение Рабы Своей». Мария называет Себя смиренной Рабой Бога, показывая этим, что Она занимала в израильском народе очень незаметное положение и была крайне бедна (смирение – не добродетель смирения, на какую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение, ср. Ис.11:4 по славянскому тексту).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 46-48 И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася Дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди

И рече Мариам (сказала Мария) и пр. Под впечатлением радостных событий как с Самою Пресв. Девою, так и с Ея родственницею Елисаветою, после боговдохновенного приветствия Ей от сей последней, из души Ея излилась чудная, пророчественная песнь во славу Бога и будущаго Спасителя мира. В Своей песне Св. Дева прославляет особенно явленные в искуплении мира: 1) милость Божию (Лк. 1:48), 2) всемогущество (Лк. 1:49-51), 3) святость (Лк. 1:49-51), 4) правду (Лк. 1:52-53) и 5) в особенности верность Бoгa Иеговы завету Своему (Лк. 1:54-55). Песнь сия почти каждодневно употребляется у нас в Православной Церкви за утреннею службою.

Величит – прославляет, славословит Бога за являемое Им спасение миру. Призре на смирение Рабы Своея. Здесь разумеется главным образом тогдашняя незнатность и уничижение рода Давидова, из которого происходила Пресв. Богородица, также и нравственное смирение Ее Самой. Из предания известен случай Ее смирения в самое время Архангельскаго благовестия Ей. Пред благовестием, при чтении книги пророка Исаии, остановясь на словах его о рождении Спасителя от Девы, Мария так размышляла: «как счастлива была бы Я, если бы Господь удостоил Меня быть служанкою сей Девы!» Отныне ублажат Мя (Меня) вси роди, т. е. будут благословлять, прославлять все народы, все люди, которые уверуют в сына Ее – Искупителя мира.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.
 

Мф.1:16,20,21-25. От пречистой Девы Mарии родился Иисус Христос: «Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18), по пророчеству Ис.7:14; и Ангела: Лк.1:27,34. Ее будут ублажать все роды: Лк.1:48. Иисус Христос и на кресте не оставляет Её Своим сыновьим попечением: Ин.19:26, как же нам, грешным, оставаться непочтительными к Той, Которую и Ангел назвал: благословенна ты между женами: Лк.1:28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании святых угодников Божиих и святых Ангелов.
 

Мф.4:10-11. Для Добычи себе пропитания, мы служим одному хозяину, но не можем пренебрегать поставленных им управляющих, так и для царствия небесного должны служить Единому Богу: Втор.6:13;10:20, но не должны пренебрегать и друзьями Его: Мф.10:41; Ин.15:14; 4Цар.2:15; должны ублажать и Матерь Божию: Лк.1:48-49, и св. Ангелов: Иис.Нав.5:14; Числ.22:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Мф.12:48-50. Здесь не отрицается чествование Богоматери: Лк.1:28-30, Лк.1:48; Лк.11:27, Божья Матерь честнейшая херувимов. Между тем, такой человек, как Царь Давид, умален пред Ангелами: Пс.8:6, а о Царице Небесной сказано: Пс.44:10-18

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Мк.3:33-35. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святаго Еммануила: Мф.1:23, стала чужой Сыну Своему. Здесь нам дается знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так у кого же еще больше было этой связи, как не у Матери Божией? Лк.1:30-49;11:27 – не оставил Своим попечением Ииcус Христос Её и тогда, когда был уже на кресте: Ин.19:26-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.
 

Лк.1:48. Эти слова служат нам основаниям для прославления Богоматери, сказавшей: «ублажат Меня все роды». Примеры к прославлению Св. Девы показали: Архангел Гавриил: Лк.1:28; праведная Елизавета: ст. 42; царь Давид пророчески говорил, что Пресвятая Дева, Царица Небесная, Матерь Владыки: Пс.44:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Божией Матери.
 

Лк.8:19-21. Эти места нисколько не запрещают чествования Божией Матери, а выражают только то, что близость к Богу основывается на духовно-нравственной связи, чрез исполнение заповедей: Ин.1:13. Пресвятая Дева близка к Господу и духом, и плотию: Лк.1:28,30,48. Ее подобает ублажать, как Богоматерь: Лк.11:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О прославлении Богоматери.
 

Лк.11:27. Вот пример для прославления Богоматери во исполнение сказанного: Лк.1:48; Пс.44:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Ин.2:3-5. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатайцею за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10-14,18; Лк.1:48. Как царь земной не отказывает в просьбе матери своей: 3Цар.2:20, так, тем более не откажет Царь Небесный.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Ин.8:58. Господь Иисус Христос, как вторая Ипостась Святой Троицы, действительно существовал не только прежде Авраама, но и прежде всех веков: Ин.10:30; все таки это существование не отрицает первого пришествия на землю Господа во плоти по пророчеству Ис.7:14-16;9:6-7; Родившийся от Девы Младенец есть Бог: Лк.1:43;2:11; следовательно, родившая Христа есть Богородица: Лк.1:43, Которую ублажат все роды: Лк.1:48. К какому же роду принадлежат те, кто не желает ублажать Ее?

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible