Скрыть
благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 65-75 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей

При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали. «Воздвиг рог спасения», то есть силу и царство спасительное. Ибо «рог» означает или силу, так как рогатые животные имеют силу в рогах, или царство, ибо цари помазывались из рога. Христос есть Сила и Царство Отца; итак, для нас восстал рог спасения - Христос. Ибо Он, по-видимому, почивал, когда не обращал внимания на многие грехи и долготерпел идолобесие; но когда Он воплотился в последние времена, Он восстал и сокрушил всех ненавидящих нас бесов, и не продолжает уже покоиться и долготерпеть. Воздвиг «в дому Давида», то есть в Вифлееме; ибо там Он родился. Вифлеем, разумеется, город Давидов, как говорили пророки. Ибо все они говорили о воплощении, а Михей упомянул и о доме Давидовом, то есть Вифлееме, говоря: «и ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь» (Мф. 2, 6 и Мих. 5, 2). - «Сотворил милость» не только с живыми, но и «с отцами нашими», ибо благодать Христова простерлась и на них, хотя они уже умерли. Именно: нам живым Он даровал надежду воскресения, и мы воскреснем; но не мы только удостоимся этого благодеяния, а и те, кои прежде скончались. Ибо вся природа получила это благо. И иначе: «сотворил милость с отцами» в том, что исполнил ожидания их, ибо чего они надеялись, то увидели на Христе исполнившимся. Да и детей своих видя в блаженстве от толиких благ, отцы радуются и, участвуя в радости, принимают милость, как бы для них самих сделанную. О каком упомянул завете и о какой клятве, данной Аврааму? Без сомнения, о сей: «благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое» (Быт. 22, 17). Авраам действительно умножился теперь, когда все народы чрез веру сделались его сынами; ибо как он уверовал, так и они чрез веру сделались ему сынами. - «Небоязненно - (по церковно-славянски - без страха) - по избавлении от руки врагов наших». Часто иные избавляются, но со страхом и многими трудами, и борьбой; а Христос распялся за нас без всякого с нашей стороны труда и избавил наконец без страха, то есть без опасности. Для чего же Он избавил нас? Не для того ли, чтобы мы жили в удовольствиях? Нет, но для того, чтобы мы служили Ему, и не день, не два, но всякий день, и служили не плотским только поклонением и служением, но «в святости и правде» (по церковно-славянски - преподобием и правдою). Преподобие есть праведность в отношении к Богу, а правда - справедливость в отношении к людям. Например, кто держит себя в удалении от священных предметов и не прикасается нечестиво к вещам божественным, но сохраняет совершенное уважение к тому, что досточтимо, тот преподобен; равно преподобен и тот, кто почитает родителей, ибо и они суть домашние боги. А кто ни любостяжателен, ни хищник, ни вор, ни прелюбодей, ни блудник, тот - праведен. Таким образом должно служить Богу «преподобием», то есть благоговением к божественным предметам, и «правдою», то есть похвальным образом жизни в отношениях человеческих, служить пред Ним, а не пред людьми, как человекоугодники и лицемеры.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И Захария, отец его (Предтечи),.. пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил…, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас… помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей

Снова молитва благодарности Господу. В ней благодарение за самое призвание души и оправдание ее в служении Богу. Благословен Господь, что Он сотворил милость, исполнил обетование Свое, посетил души людей Своих и дал им избавление, послав Христа, Отрока Своего, как рог спасения, воздвигнутый из дома Давидова. Благословен Господь, спасающий нас Христом Своим… Благословен Господь, спасающий нас от врагов наших… Это, прежде всего, наши грехи, причиняющие нам наибольшее зло. А потом – люди, борющие нас. Господь спасет нас… «от руки всех ненавидящих нас»… потому что предречено, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое». Благословен Господь, призывающий нас, по избавлении от грехов и врагов наших, небоязненно «служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». В последних словах указана задача жизни души. Господь призвал душу, посетил ее, освятил, и теперь задача призываемой со всем мужеством последовать за своим Спасителем и ходить пред Ним в правде Его пути и святости жизни по Его заповедям… Ходить без устали, без уныния, в постоянстве обращенного к Нему сердца во все дни жизни.

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего
 

«Посетил народ Свой»: образное выражение (пришел утешить, помочь), означающее божественное действие послания народу помощи и утешения в лице Мессии, воплотившегося Сына Божия. 
«Сотворил избавление»: выражение сущности того действия, которое совершить пришел Мессия, действия избавления или искупления человечества и оправдания его перед судом правды Божией. Образ (избавления или выкупа) взят от обычая выкупать пленных от врагов за известную цену. Человек – по самой природе своей – пленник греха и подлежит проклятью и смерти вечной; сам он за себя выкупа дать не может, не имеет сил оправдаться пред Богом и выкупиться от греха. А между тем такой выкуп, такое удовлетворение необходимо требуется правдой Божиею. Этот выкуп за человека и все человечество дал правде Божией единый, могший дать такой выкуп как безгрешный, Сын Божий воплотившийся; цена этого выкупа есть кровь Его неповинная, пролитая за живот мира, или вообще крестная смерть Его невинного и безгрешного, следовательно, не подлежавшего смерти и, следовательно, принявшего эту смерть за грехи других. Через этот выкуп человек освобожден от греха и следствий его и, усвояя себе заслуги крестной смерти Спасителя верой, может получать прощение грехов и таким образом быть оправданным пред Богом, по мере веры – более или менее, почему Христос и называется Искупителем или Спасителем.
– «Рог спасения»: спасительный рог, т. е. рог могущий спасти, или крепкий, твердый рог. Образ взят от рога храмового жертвенника, составлявшего убежище для преступников, так что преступник, прибежавший к жертвеннику и ухватившийся за рог его, не подлежал уже заслуженному наказанию (ср. 3Цар.1:50, 3Цар. 2:28 дал ). Так прибегающий к Господу Спасителю с верой и покаянием получает прощение грехов и не подлежит уже заслуженному наказанию. Этот спасительный рог воздвигнут «в дому Давидa», т. е. в роде Давидовом, из которого происходил по плоти Иисус Христос.
– «Отрока своего», или раба своего, т. е. служителя Божия верного и высокого (Деян.4:25). Нельзя ли, впрочем, полагать, что образ рога спасения взят от того, что Самуил излил рог елея на Давида, предзнаменуя тем избрание его в царя-спасителя Израиля от врагов? В таком случае это выражение будет образным выражением царского достоинства Иисуса Христа, дарующего спасение людям.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему

Захария прославляет Бога за спасение израильского народа, которое он представляет себе уже наступившим, так как в своем новорожденном сыне он видит Предтечу Мессии, а спасение-то и должен был совершить Мессия.

«Посетил» (ἐπεσκέψατο), т. е. воззрел, обратил Свой милостивый взор (ср. Деян.15:14) «и сотворил избавление ему» (правильнее: народу Своему. Последнее выражение в русском переводе неправильно отнесено к глаголу «посетил», который стоит совершенно самостоятельно). Под «избавлением» или «искуплением» (λύτρωσις) Захария прежде всего, конечно, понимает политическое освобождение народа (ср. Лк.24:21), но затем, несомненно, ему было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое также входило в понятие о мессианском спасении (ср. стих 71).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим

Посети (посетил) народ Свой, т. е. пришел утешить его, помочь ему, послав Спасителя, воплотившегося Своего Сына. Сотвори избавление, т. е. искупление человечества от греха, проклятия, – зла на земле в наказание за грехи, – и от смерти, – смерти вечной, мучения в аду, в загробной жизни. Образ берется от обычая выкупать (искупать) пленных от врагов за известное вознаграждение или цену. Под образом выкупа пленных представляется и дело спасения людей, совершенное Искупителем мира Иисусом Христом. Все люди, со времени грехопадения своих прародителей в раю, сделались пленниками диавола и греха и подлежали проклятию и погибели в аду, и при этом сами собою не имели возможности оправдать себя пред правосудием Божиим – т. е. как бы сделать выкуп. Этот выкуп мог сделать только Единый, как безгрешный, воплотившийся Сын Божий. Ценою сего выкупа послужили крестные страдания и смерть Его, невинного, следовательно, не подлежащего страданиям и смерти, а принявшего их за грехи других.

Чрез этот выкуп человек освобожден от греха и следствий его, но лишь должен усвоить себе эти заслуги крестных страданий и смерти Христа – Спасителя своею верою в Него и жизнью по сей вере. Посему-то Христос и называется Искупителем или Спасителем. «Как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти, читаем мы в катихизисе (4-й член.); так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи безконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертию.»

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible