Скрыть
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 44-47 Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете; Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имеете

Но далее Христос показывает и причину их неверия, продолжая: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете? (ст. 44); таким образом, опять дает видеть, что они действительно не заботились о славе Божией, а под таким предлогом хотели только оправдать свою страсть. В таких поступках они так далеки были от желания славы Божией, что сами искали более славы человеческой, нежели Божией. Как же они могли возыметь такую неприязнь из-за славы Божией, которою столько пренебрегали, что даже предпочитали ей славу человеческую? Сказав же, что они не имеют любви к Богу, и доказав это двумя причинами – их поступками в отношении к Нему и будущими отношениями к антихристу, изъяснив притом, что они не заслуживают никакого прощения, Христос приводит на обличение их и Моисея, и так поражает их: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете? (ст. 45–47). Он как бы так говорит: своими действиями против Меня вы прежде Меня оскорбляете Моисея, потому что вы не веруете еще более Моисею, нежели Мне. Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете свое неверие Моисею. Я столь далек от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон. Как о Писаниях Христос говорил: яко в них мните имети живот вечный, – подобным образом и о Моисее говорит: наньже вы уповаете, связывая иудеев во всяком случае их собственными словами. Откуда же видно, сказали бы, что Моисей будет обвинять нас и что Ты этим не напрасно хвалишься? Что общего у Тебя с Моисеем? Ты нарушаешь субботу, которую Моисей законоположил сохранять: каким же образом он может обвинять нас? Да откуда видно и то, что мы уверуем в другого, который придет в свое имя? Все это Ты говоришь без доказательств. Но все это (отвечает им Христос) выходит уже из предыдущего. Как скоро Моими делами, голосом Иоанна, свидетельством Отца подтверждено, что Я пришел от Бога, то ясно, что Моисей будет обвинять вас. Что он сказал? Не то ли, что, если явится муж, творящий чудеса, приводящий людей к Богу и верно предрекающий будущее, – такому с полною доверенностию надобно повиноваться? Христос не сделал ли всего этого? Он и чудеса совершал несомненно истинные, и к Богу всех привлекал, и Свои предсказания оправдывал исполнением их. Но откуда видно, что они уверуют в другого? Из самой ненависти их ко Христу. Отвергающие Того, Кто приходит по воле Божией, без сомнения, примут богопротивника. Если же Он указывает теперь на Моисея, а прежде говорил: Аз от человека свидетельства не приемлю (ст. 34), – ты этому не удивляйся: Он не к Моисею их отсылает, а к божественным Писаниям. Но так как Писания мало устрашали их, то Он обращает слово к лицу Моисея, представляя им обвинителя в самом законодателе, и таким образом производит в них гораздо сильнейший страх и опровергает все, что ни было сказано ими. Замечай же: они говорили, что преследуют Его из любви к Богу, – Он показывает, что они делают это по нелюбви к Богу. Они говорили, что держатся Моисея, – Он показывает, что они поступают так по недоверию к Моисею. Если они ревновали о законе, то им следовало принять исполнявшего закон. Если любили Бога, то им надлежало повиноваться привлекавшему их к Богу. Если верили Моисею, то им следовало поклониться Тому, о Ком Моисей пророчествовал. А если ему не верили еще прежде, чем Мне, то нет ничего удивительного, что гоните и Меня, проповеданного им. И тогда, как иудеи благоговели к Иоанну, Христос доказывал из их поступков с Ним, что они презирают Иоанна; и теперь, когда они думают, что верят Моисею, Он показывает их неверие, и, таким образом, все, чем они мечтали оправдать себя, Он постоянно обращает на их же голову. Я, говорит Он, столько далек от мысли – отвлекать вас от закона, что к обвинению вашему призываю и самого законодателя. Впрочем, хотя Он сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, но где они свидетельствуют, этого не присовокупил, желая навести на них тем больший страх, обратить к испытанию Писаний и поставить в необходимость спрашивать Его Самого об этом. А если бы Он предупредил их и объяснил это без вопросов с их стороны, то они отвергли бы и свидетельства Писаний. Теперь же, если они были внимательны к Его словам, им следовало прежде всего спросить об этом и узнать от Него. Для этого-то Он особенно и распространяет не только Свои доказательства против них, но и прещения и угрозы, чтобы по крайней мере страхом изрекаемых на них слов вразумить их. Но и несмотря на это, они молчат. Такова злоба! Что бы ни говорили, что бы ни делали, она не трогается, но упорствует, сохраняя в себе свой яд.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне

«Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне, о Мне бо той писа». Сказав, что иудеи будут обличены всемудрым Моисеем и подвергнутся обвинению за непослушание ему, благополезно присоединяет и это, научая, что не напрасно порицал их, или иначе (говоря) – отклоняя от Себя подозрение в любви к злословию, ибо оказывается говорящим не ложное дело. Итак, пусть, говорит, вы отвергаете Мои слова, Я стерплю и недоверие к Себе, – возьмите своего Моисея, дайте веру достоуважаемому вами, и, без сомнения, узнаете, Кого вы, не ведая, бесчестите, – расторгните образы, содержащие в себе истину, ибо Я сенописуюсь в книгах его. Поэтому и сам Моисей, говорит, будет обвинять вас, когда увидит вас неповинующимися его писаниям о Мне.

См. также Толкование на Втор. 18:15

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 43-47 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, - как поверите Моим словам

Я, говорит, пришел во имя Отца Моего. Везде прославляет Отца и говорит, что от Него послан и что Сам от Себя не может делать ничего, и вообще высказывает много уничиженного, желая пресечь всякий предлог к непризнанию Его. А придет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один Бог. Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, то есть, говорю, что послан Отцом, вы не принимаете, а его примете. Это с вами случится за то, что он пообещает вам славу житейскую, которой вы ищете, желая принимать славу друг от друга и отвергая славу, которая от одного Бога. А Я вам не обещаю ничего привлекательного в жизни, но в словах Моих вы видите много трудного. Потому-то, говорит, вы и не верите Мне, что не надеетесь получить от Меня никакой житейской приятности. И иначе: вы не верите Мне потому, что любите славу друг от друга. Ибо начальники и учители, желая сами только быть в славе у народа, не принимают Меня, чтоб их слава не уменьшилась. А народ, ищущий любви от начальников, не хочет обратиться ко Мне, чтобы из-за Меня не лишиться чести у начальников. - Так как они постоянно ссылались на Моисея, то Господь говорит, что он будет обвинять вас, потому что он писал обо Мне. Где же писал об Нем? Во многих местах. Так изречение «Пророка восставит вам Господь» относилось ко Христу, и многое иное, частью в словах, частью в знамениях и символах. Например, чудо над купиною (Исх. 3, 2). Тут огнем означалось Божество, а терновым кустом - грешное естество, которое воспринял огонь Божества и, однако же, сохранил оное неопальным, озарив светом и одарив Своим сиянием, а недостатков его не приняв. Весьма немало способствовало к вере во Христа и сие изречение Моисея. Если, говорит, восстанет пророк, творящий чудеса и отвлекающий от Бога, не верьте ему: это антихрист. Если же восстанет Пророк, творящий чудеса и ведущий к Богу и Отцу, особенно не отвлекающий от Него, Ему верьте (Втор. 13, 1-3). Итак, Христос, пришедший во имя Отца, творящий чудеса и не отвлекающий их (иудеев) от благочестия, был Тот Самый, о Котором пророчествовал Моисей. - Если же не верите писаниям Моисея, как поверите Моим словам? Он, говорит, написал, и Библия всегда у вас пред глазами, так что, если бы вы и забыли, легко можете припомнить, и однако же вы не верите написанному: как же поверите Моим словам неписаным? - Для чего же Ты это говоришь, Господи, когда знаешь, что они не поверят? Хотя, говорит, Я знаю, что они не послушают, однако же говорю, чтобы они после не отозвались, что мы поверили бы, если бы Ты сказал. И иначе: современники Его неблагодарные не верили; но несправедливо было лишить пользы от слов Христовых тех, которые имели в последствии времени веровать.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне

Вот доказательство Божественного посольства Спасителя: за несколько тысяч лет до пришествия Его Моисей писал о Нем, как бы о настоящем.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа

Если бы вы считали его достойным веры, то уверовали бы и в Меня, так как он заповедал вам слушаться Меня.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

За свою ревность по законе и послушание (Рим. 9 и далее) иудеи надеялись получить все блага Царства Мессии, и – поручителем за сие был законодатель их Моисей; надежда их на него была непоколебимая надежда, но вместо сего он обвинитель их! Он обвинитель иудеев потому, что писал о Христе, а они Христу не верят, следовательно, не верят и ему, Моисею, и в этом-то неверии их ему и Христу он постоянный их обвинитель.

Он писал о Мне: разумеются не только прямые пророчества и обетования, заключающиеся в книгах Моисеевых (каковы Быт. 3:15,12:3,49:10; Втор. 18:15 и др.), но вообще весь закон, который был сенью грядущих в Царстве Христовом благ (Евр. 10:1) и пестуном во Христа (Гал. 3:24; ср. Лк. 24:44). «Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. – Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете своё неверие Моисею. Ибо Я столь далёк от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон» (Злат.). 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 45-47 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его Писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Ст. 45-47 Не мните, яко аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како моим глаголам веру имете?

Господь сердцеведец видит, что противники Его потрясены: они, по-видимому, начинают бояться Его мщения как чудотворца; но Господь не хочет этого страха, Господь хочет веры и любви. Посему Он прежде всего успокаивает их тем, что Он не поразит их, испросив чудо Отца небесного: «не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу». Но засим Господь указывает им, что Моисей, на которого они уповают, не послужит им оправданием пред Богом, потому что, если они только внимательно испытают сердца свои, то убедятся, что они и Моисею не верят. Господь глаголет им прямо, что в душе их он видит совершенное безверие и знает, что они прикрывают лицемерным уважением к закону свои мысли, свои желания, свои пороки и преступления. «Горе вам, книжницы и фарисеи, лицемери, (говорил им Господь), яко есте яко гроби поваплени» (Мф. 23:27; Лк. 11:44).

Если бы учители Израилевы изучали Моисея, на которого они, по словам их, уповали, с чувством веры, то могли ли они не узнать в Господе «чаяния языков?» (Ис. 42:1-3; Быт. 49:10). Не Он ли был по указанию Моисеевых книг «семя жены» (Быт. 3:15) и радостный день, ожидаемый Авраамом (Ин. 8:56; Быт. 17:7; 22:16-18), и Примиритель, имевший восстать от семени Иуды, которому народы были обязаны покорностию (Быт. 49:10). И наконец не на Него ли прямо указывал Моисей (Втор. 18:18), предрекая народу о пророке, которого воздвигнет Бог и который будет говорить слова Божии? «О мне бо той писа», глаголет Господь ко Иудеям.

Начиная с древнейших обетований, Моисей и пророки глаголали о спасении человечества вообще; частное положение народа в данную минуту исторической жизни его составляло лишь второстепенный предмет увещаний и пророчеств: главная цель священных книг Ветхого Завета было религиозное развитие Израиля и подготовление его к принятию Того, Который, когда пришел к своим, не был принят ими (Ин. 1:11). Но народ жестоковыйный был веден по ложному пути своими начальниками, которые не поняли, да и не хотели понять нравственной стороны и цели закона. Последние слова Господа в этом поучении как громом поражают их и оставляют их безответными: «если не верите писаниям Моисеевым, то как же вы поверите Моим словам?». Они не могли не сознать, что Господь прочитал в сердцах их полное безверие, утрату способности верить, и они не отвечали ничего; но с этой минуты у них все более и более зреет мысль убить Господа. Мысль эта уже является у них немедленно после исцеления больного в субботу (Ин. 5:16); затем они вступают с Господом в спор, и слова Господа им записаны в сей пятой главе; но мысль убийства так созрела, что в гл. 7 сказано, что Господь ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его, а «не у бе пришел час Его» (Ин. 7:30). Но как глаголал Господь (Лк. 13:32-35): «се изгоню бесы и исцеления творю днесь и утре и в третий скончаюся». «Обаче подобает ми днесь и утре и в ближний ити: яко невозможно есть пророку погибнути, кроме Иерусалима». «Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхостесте». «Сe оставляется вам дом ваш пуст; глаголю же вам, яко не имате мене видети, Дóндеже приидет егда речете: благословен грядый во имя Господне».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 45-47 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам

Тяжелые обвинения Господь высказал против иудеев, но Он вовсе не хочет с обвинениями выступать против иудеев перед Своим Отцом. Против них уже есть обвинитель – это Моисей, на которого они возлагают свои надежды как на защитника, ведь они так строго исполняли его заповеди как же ему не вступиться за них пред Богом, думали иудеи. Нет, Моисей не станет защищать их, когда они очутятся пред судом Божиим, потому что он сам предсказывал о пришествии Христа и в пророчествах, и в прообразованиях, содержащихся в его Пятикнижии. Не веря Христу, на Kоторого предуказывал своему народу Моисей, иудеи через это обнаруживают недоверие и к самому Моисею. Kак же они после этого могут ожидать от Моисея помощи, когда им придется предстать перед страшным судилищем Божиим?

Речь Христа должна была произвести сильное впечатление на слушателей, и этим, вероятно, объясняется то обстоятельство, что на этот раз и враги Его не решились привести в исполнение свои злодейские намерения относительно Христа (ср. стих 16). Но во всяком случае, с этих пор в отношении представителей иудейства ко Христу произошла резкая и решительная перемена. Ему уже небезопасно было далее оставаться в Иерусалиме, и даже в Галилее враги стали преследовать Его по пятам. Тень креста нависла теперь над всей Его будущей деятельностью (Гейки).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О толковании и чтении Священного Писания.

Ин.5:39. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Петр.3:16. Посему то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9; Деян.8:30-35; 2Петр.1:20-21. Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45-46.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible