Скрыть
Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-21 И сего ради паче искаху Его Иудее убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равен Ся творя Богу. Отвеща же Иисус и рече им: аминь, аминь глаголю вам, не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит.Отец бо любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит: и болша сих покажет Ему дела, да вы чудитеся. Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит

И сего ради, говорит евангелист, паче искаху Его Иудее убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равен ся творя Богу (Ин. 5, 18). Но это равенство было не кажущееся только, – не словами одними Он доказывает это, а преимущественно делами. Почему так? Потому, что слова одни могли опровергать и обвинять Его в тщеславии, а видя истину, открывающуюся в событиях, и силу Его, являемую делами, они уже ничего не могли сказать вопреки Ему. Но не хотящие допустить это по неблагомыслию говорят, что Христос не Сам делал Себя равным Богу, а только иудеи подозревали Его в этом. Но пересмотрим все вышесказанное. Скажи же мне: гнали Его иудеи или не гнали? Всякому ясно, что гнали. А за это ли гнали или за что другое? Все также согласны, что за это. Нарушал ли Он субботу или не нарушал? И этого, конечно, никто не станет отвергать. Называл Бога Отцом Своим или не называл? И это верно. Подобным образом можно вывести заключение и о последующем. Как то, что Он называл Бога Отцом Своим, нарушал субботу и был гоним иудеями за последнее, а преимущественно за первое, не есть одно ложное подозрение, а действительная истина, так и то, что Он делал Себя равным Богу, в таком же высказано было смысле. А еще яснее это можно видеть из сказанных пред этим слов. Слова: Отец Мой делает, и Аз делаю выражают именно равенство с Богом; Он при этом не показывает никакого различия, не говорит: Отец делает, а Я служу Ему в делах; Он говорит: как Отец делает, так и Я, – и таким образом выражает совершенное равенство. Если бы Он не Сам хотел выразить это, а только иудеи так напрасно думали, то Он не оставил бы их в таком погрешительном мнении, а исправил бы его; да и евангелист не умолчал бы, а сказал бы ясно, что иудеи так думали, Сам же Христос не делал Себя равным Богу, – как это находим в других местах, когда евангелист видел, что иначе было сказано, а иначе понято сказанное; например: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (2, 19), говорил Христос, разумея собственное тело; а иудеи, не поняв этого и думая, что Он говорит об иудейском храме, сказали: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю? (2, 20). Он говорил то, а они предполагали другое; Он говорил о теле Своем, а они думали, что это сказано о храме их. Евангелист, замечая это или, лучше, исправляя мнение их, присовокупил: Он же глаголаше о церкви тела Своего (2, 21). Так и здесь, если бы Христос не делал Себя равным Богу и не хотел доказывать этого, а только иудеи так думали, то евангелист исправил бы и здесь их мысль и сказал бы: иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу, а Он говорил не о равенстве. Да и не один только этот евангелист в данном месте, но и другой, при другом случае, делает то же самое. Когда Иисус Христос заповедовал ученикам: внемлите от кваса фарисейска и саддукейска, – они помышляху в себе, глаголюще: яко хлебы не взяхом (Мф. 16, 6, 7). Он говорил одно, называя закваскою учение, а ученики подразумевали другое, думая, что Он говорит о хлебах. И это исправляет уже не евангелист, а Сам Христос, говоря так: како не разумеете, яко не о хлебех рех вам внимати? (Мф. 16, 11). Здесь же нет ничего подобного. Но Сам Христос, скажут, опровергает это, когда присовокупляет: не может Сын творити о Себе ничесоже (ст. 19). Нет, возлюбленный, Он делает совершенно противное; Он не опровергает, а подтверждает этими словами равенство. Слушайте внимательнее; это предмет немаловажный. Выражение: о Себе часто встречается в Писании и о Сыне, и о Святом Духе, и потому надобно понять силу этого изречения, чтобы не впасть в величайшие погрешности. Если принимать его так, как оно есть и как с первого раза представляется, то смотри, какая выйдет отсюда нелепость. Да Он и не сказал, что Сын иное может делать Сам по Себе, а иное не может; но сказал вообще: не может Сын творити о Себе ничесоже.

Спросим же возражающего: итак, скажи мне, ужели Сын ничего не может делать Сам по Себе? Если скажешь, что ничего, тогда мы заметим, что величайшее благое дело Он и совершил Сам по Себе, как и Павел восклицает, говоря: иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2, 6, 7). И опять Сам Христос в другом месте говорит: область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю; и никтоже возмет ю от Мене, Аз полагаю ю о Себе (Ин. 10, 17, 18). Видишь ли, что Он имеет власть над смертию и жизнию, и Сам совершил такое великое Домостроительство? Да что я говорю о Христе? И мы, люди, которых ничего не может быть немощнее, делаем многое сами по себе, зло избираем сами по себе, добродетели следуем сами по себе. А если не сами по себе и не имеем в том власти, то, значит, мы и за грехи уже не будем ввержены в геенну, и за добродетели не наследуем Царствия. Итак, слова: о Себе не может творити ничесоже означают только то, что Он не делает ничего противного Отцу, ничего чуждого Ему, ничего несообразного, а это еще более показывает между Ними равенство и совершенное согласие. Почему же Он не сказал, что ничего противного не делает, а сказал: не может делать? Чтобы и этим опять показать неизменность и совершенство равенства. Это выражение означает не бессилие Его, а, напротив, свидетельствует о великой Его силе, подобно тому, как и об Отце Павел в другом месте говорит: да двема вещьми непреложными, в нихже невозможно солгати Богу (Евр. 6, 18); также: аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может (2Тим. 2, 13). Здесь выражение: не может отнюдь не означает бессилия, а означает силу, и силу неизреченную. Именно слова Апостола имеют такой смысл, что существо Божественное недоступно никаким подобным слабостям. Когда и мы говорим, что Бог не может грешить, то не слабость Ему приписываем, а свидетельствуем о некоторой неизреченной Его силе; так, когда и Он Сам говорит: не могу о Себе творити ничесоже, выражает то, что ему невозможно и несвойственно делать что-нибудь противное Отцу. А чтобы убедиться в точности этого смысла слов Его, обратимся к последующим словам и посмотрим, чье мнение подтверждает Сам Христос, наше ли или ваше. Ты говоришь, что это выражение исключает власть и свойственную Ему самостоятельность и показывает слабость силы; а я говорю, что оно означает равенство, неизменность и как бы действие одной воли, власти и силы. Итак, вопросим Самого Христа и посмотрим из последующих слов Его, по твоим ли мыслям или по нашим Он изъясняет сказанное. Что же Он говорит? Яже бо Отец творит, сия и Сын такожде творит (ст. 19). Видишь ли, как Он до основания ниспровергает ваше мнение и подтверждает сказанное нами? Если Он Сам от Себя не делает ничего, то, значит, и Отец также Сам от Себя ничего не делает, потому что Сын делает все так, как Отец. А если это не так, то выйдет и другая нелепость. Он не говорит, что Он только то делает, что видит творящим Отца, но: аще не еже видит Отца творяща, не творит, простирая силу слова на всякое время, – и, таким образом, по-вашему будет, что Он постоянно только учится делать то, что Отец делает. Видишь, как мысль Его высока, а смирение в слове заставляет и самых бесстыдных невольно оставить уничиженные и совершенно несообразные с Его достоинством понятия о Нем? Кто же будет столь жалок и злосчастен, чтобы утверждать, что Сын ежедневно учится тому, что Ему надобно делать? Как в таком случае будет истинно изречение: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101, 28); или: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. 1, 3), – если Отец делает, а Сын, видя то, только подражает Ему? Видишь ли, как и вышесказанное и послесказанное подтверждает Его самостоятельность? Если же Он произносит некоторые слова о Себе в виде самоуничижения, – не удивляйся. Так как иудеи, слыша высокое учение Его о Себе Самом, гнали Его, называли противником Божиим, то Он несколько снисходит только в образе выражения, потом снова возводит учение к высшим понятиям, затем опять обращается к уничиженным выражениям, – и таким образом разнообразит Свое учение, чтобы сделать его и для неразумных удобоприемлемым. Вот смотри. Сказав: Отец мой делает, и Аз делаю и этим показав Свое равенство с Богом, Он говорит потом: не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща. Далее опять возвышает слово: яже бо Отец творит, сия и Сын такожде творит; и затем смиреннее: Отец любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит; и больша сих покажет Ему дела (ст. 20). Видишь ли, сколько здесь смирения? Так и обычно Ему. Что я прежде говорил, то не перестану говорить, и теперь скажу, именно: что когда Сын говорит что-нибудь о Себе уничиженное и смиренное, тогда выражает это с некоторым преувеличением, чтобы и самая уничиженность выражений убеждала неразумных принимать в благочестивом духе заключающиеся в них мысли. А если это не так, то представь себе, как было бы нелепо сказанное, судя по одним выражениям. Из слов: больша сих покажет Ему дела будет следовать, что Он многого еще не знает, – чего нельзя сказать и об Апостолах. Они, однажды получив благодать Духа, вдруг узнали и смогли делать все, что надобно было им знать и делать; а Он окажется еще не знающим многого, что Ему нужно знать! Может ли быть что-нибудь нелепее этого? Что же значит это изречение? Он исцелил расслабленного и намеревался еще воскресить умершего, потому так и сказал, говоря как бы вот что: вы удивляетесь, что Я исцелил расслабленного; больше этого увидите. Но так Он не сказал, а выразился несколько смиреннее, чтобы укротить их неистовство. А чтобы тебе убедиться, что слово: покажет сказано не в собственном смысле, послушай, что еще далее Он присовокупляет: якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (ст. 21). А ведь слова: не может о Себе творити ничесоже противоположны словам: ихже хощет; если Он живит, ихже хощет, то без сомнения может творити Сам о Себе. Хотеть – означает власть. Если же Он не может творити Сам о Себе, то и не живит, ихже хощет. Но слова: якоже Отец воскрешает показывают равенство силы, а слова: ихже хощет – равенство власти. Видишь ли, что словами: не может о Себе творити не уничтожается власть, а, напротив, показывается равенство силы и воли? Так же разумей и слова: покажет Ему. И в другом месте Он говорит: Аз воскрешу его в последний день (6, 39), и опять, показывая, что Он действует, не заимствуя силу от другого, говорит: Аз есмь воскрешение и живот (11, 25). Но чтобы ты не сказал, что Он только мертвых воскрешает и оживляет, кого хочет, все же прочее делает не так, то, предупреждая и опровергая всякое подобное возражение, Он и сказал: яже бо Отец творит, сия и Сын такожде творит, и тем выразил, что Он делает и все то, что Отец, и так, как Отец, разуметь ли здесь воскрешение мертвых, или устроение тел, или отпущение грехов, или что-либо другое; все Он совершает так, как и Отец Его.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет

«Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит». Усматривай опять и здесь ясное доказательство равенства. Кто равно (с Богом Отцем) действует в оживлении мертвых, может ли быть Он в чем-либо меньше? Или каким образом мог бы быть инородным и разноприродным Тот, Кто блистает одинаковыми свойствами? А сила животворения есть свойство Божественной природы, которое одинаково присуще Отцу и Сыну. Притом не особо и Сам по Себе Отец животворит одних, а Сын – особо и отдельно других, ибо Он все совершает, природно имея в Себе Отца, и Отец все производит чрез Сына. Но поскольку Отец имеет в Своей природе силу животворить, точно так же, как и Он (Сын), то и усвояет, как особо Каждому из Них присущую, силу животворить мертвых.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-4 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью

Был праздник иудейский; думаю, что праздник Пятидесятницы. Господь идет на праздник частью для того, чтобы не явиться противником закона, но показаться участником в празднике народа, частью для того, чтобы большее число людей привлечь к Себе учением и знамениями, и особенно народ бесхитростный. Ибо на праздники обыкновенно сходятся и земледельцы, и городские ремесленники, которые в прочие дни занимаются работами. - Купальня называлась «овчею», потому что к ней пригоняемы были жертвенные овцы и в ней омывались их внутренности. Многие думали, что вода получала некоторую божественную силу от одного того, что в ней омывались внутренности жертв, что потому и Ангел сходил на сию воду как на избранную и чудодействовал. Кажется, Божественный Промысл предустроил чудо в этой купальне для того, чтобы издалека вести иудеев к вере во Христа. Так как имело быть даровано крещение, имеющее великую силу и величайший дар, ибо оно очищает от грехов и оживляет души, то Бог предживописует крещение в иудейских обрядах и дает иудеям, например, воду, очищающую их от нечистот, хотя не существенных, а мнимых, например, от нечистоты вследствие прикосновения к мертвецу или к прокаженному, и много подобного; дает также и чудо этой купальни, руководящее их к принятию крещения. Ангел, нисходивший по временам, возмущал воду и сообщал ей целительную силу. Ибо не от естества воды, чтобы ей исцелять самой по себе (в таком случае это было бы всегда), но все зависело от действия Ангела. Так и у нас вода крещения есть простая вода, но чрез божественное нисхождение, получив благодать Духа, она уничтожает душевные болезни. Слеп ли кто, то есть имеет поврежденные очи душевные и не может различить добро от зла; хром ли кто, то есть неподвижен к деланию добра и преуспеянию в добре; иссох ли кто совершенно, то есть находится в состоянии отчаяния и не имеет в себе ничего доброго, - вода сия всех исцеляет. И тогда слабость не позволяла некоторым получить исцеление, а ныне мы не имеем никакого препятствия к крещению. Ибо за выздоровлением одного прочие не остаются без исцеления; но, хотя бы вся вселенная сошлась, благодать не уменьшится.

Евфимий Зигабен (†1118)

Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит

От низкого опять восходит к возвышенному. Если как Отец, так и Он оживляет, кого хочет, то значит Он равной силы с Отцом. Слова якоже Отец… живит указывают на равенство силы, а слова ихже хощет – на неизменяемость власти. Если же Сын и может, и имеет власть, то почему же Он не может ничего творить Сам от Себя? Не может без Отца, потому что у Них одна и та же сила и воля.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

 

Эти большие дела, которые сотворит Христос в единении с волею Бога Отца, суть воскрешение мёртвых и суд над миром, речь о которых идёт до 31 ст. – Эта часть речи Господа представляется особенно затруднительной для уразумения и объяснения потому, что в ней заключается двоякий смысл и отношение (подобно пророческой речи Его о разрушении Иерусалима и кончине мира – Мф. 24:1,25:31 ср. с прим. к 1 ст. 24 главы). Воскресение разумеется здесь двоякое – нравственное, в настоящей жизни, и всеобщее телесное для будущей, а равно и суд нравственный, в настоящей жизни, и будущий всемирный суд. Одни черты в сей речи могут быть относимы только к воскресению и суду первому, другие – к другому. Но поскольку те и другие события по своему внутреннему характеру имеют теснейшее сходство, как прообраз с самым событием, то и черты, в которых они изображаются здесь, имеют такое сходство, что входят одни в другие и разграничить их все точно затруднительно. Потому и у древних Отцов-толкователей объяснение их не во всём одинаково, что, впрочем, общей истине толкования не вредит, ибо общая истина, раскрываемая Христом здесь, в том и другом случае остаётся неприкосновенною и выше всяких сомнений.
 По библейскому воззрению жизнь греховная и жизнь вне истинной религии, вообще жизнь в удалении от Бога представляется смертью, а обращение к Богу, обращение к истинной религии – воскресением человека (ср. Лк. 15:24; Рим. 6:13; Еф. 5:14; Ис. 26:19). В пророческом видении Иезекиилем поля, усеянного мёртвыми костями, по мановению Божьему облёкшимися плотью и ожившими, это воззрение прилагается в известном отношении к целому народу еврейскому, как бы воскресшему от смерти (Иез. 37). Это – воскресение нравственное, или духовное, которое служит образом будущего всеобщего воскресения мёртвых. Точно так нравственный суд над верующим и неверующим происходит ещё в этой жизни (см. прим. к 3 и далее) и служит образом будущего всемирного суда Христова. Об этом двояком воскресении и суде и говорит здесь Христос, и говорит почти слитно, и отсюда трудность для разумения и объяснения этой речи.
Как Отец воскрешает мёртвых и оживляет: воскрешение и оживление мёртвых как дело, зависящее от воли Бога Отца, представляется и в Ветхом Завете (Втор. 32:391Цар. 2:6; Тов. 13:2; Прем. 16:13); сопоставление понятий воскрешает и оживляет указывает на двоякое понятие – собственно воскресения и нравственного оживотворения. – Так и Сын оживляет, кого хочет: это выражение – кого хочет указывает довольно ясно, что речь идёт, собственно, о нравственном оживлении или воскресении силой и властью Сына, ибо последнее всеобщее воскресение будет воскресение всех, а не тех только, кого Сын хочет воскресить; но при жизни Своей Господь воскрешал и телесно, кого хотел (сына вдовы Наинской, дочь Иаира и Лазаря). Духовно-нравственное же оживление или воскрешение народа иудейского к новой жизни Господь совершал Своим учением, подкрепляемым чудесами, и всеми Своими действиями, конечная цель которых была обратить весь народ, а затем и весь мир к вере в Себя как Мессию Искупителя мира. При сем «слова: как Отец воскрешает показывают равенство силы (Сына со Отцом), а слова: кого хочет равенство власти» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 19-21 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Ст. 19-21 Отвеща же Иисус и рече им: аминь, аминь глаголю вам, не может Сын творити о себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: иже бо Он творит, сия и Сын такожде творит. Отец бо любит Сына, и вся показует ему, яже сам творит: и больша сих покажет ему дела, да вы чудитеся. Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит.
 

Напоминая о том, что святые Отцы учили о Сыне человеческом, да памятуем, что Господь глаголет о Себе во образе рабьего зрака, и возводит слушателей от земного к небесному, давая им уразуметь, что под рабьим зраком скрыт Бог, во второй Ипостаси Своей являющийся человекам. Посему с одной стороны Он как бы разделяет деяния Свои от деяний Отца, поучая, что Он творит дела, указанные Отцом, – с другой стороны соединяет, говоря: «Сын такожде творит». В первом значении дела Господа нашего Иисуса Христа, как дела Богочеловека на земле совершенные, называются делами, подобными делам Отца; а во втором значении они называются тожественными с делами Отца. Другими словами, Бог во плоти, являющий на земле Бога невидимого, творит дела Отца и едино с Ним есть по существу и по мысли и по деянию, с тою разницею, что Бога Отца и деяний Его мы видеть и умосозерцать не можем, а «Бог Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14).

«Домостроительствуя спасение людей, которое показал, явившись нам во плоти, говорит Он тебе относительно к телесному устроению, называя Себя посланным (Ин. 5:36), не могущим о Себе творити ничесоже... но сие да не подаст тебе повода к умалению власти Единородного, ибо снисхождение к твоей немощи не должно быть умалением достоинства Сильного» (Василий Beликий, беседа 15 о вере).

«Не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща» (Ин. 5:19). По поводу сего места Григорий Богослов, отвечая на возражения еретиков говорит: «На сие ответствуем: что слова мощи и не мощи не единообразно глаголются, но многоразличное имеют знаменование»…

...«Вся елика имать Отец Сыновняя суть, якоже паки Сыновняя Отчая. Ничтоже убо собственно им, зане вся общая, понеже и самое их бытие общее и единочестное есть, хотя Сыну и от Отца сообщается бытность (мысль та, что бытие, сообщаемое Отцом Сыну, не может быть отделено от бытия Отца, ибо Сын являет Отца от вечности). Посему-то и глаголется: «Аз во Отце и Отец во Мне есть; глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, той творит дела» (Ин. 14:10).

И св. Кирилл Иерусалимский по поводу изучаемого нами 19-го стиха сей главы говорит: «И еще глаголет: Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (Ин. 5:17)...

...При сем нет противоречия в делаемом, ибо «Моя вся Твоя суть и Твоя Моя» (Ин. 17:10), говорит Господь. Сие ясно можно дознать и из Ветхого и из Нового Завета (Быт. 1:26, Пс. 32:9, Иов. 9:8)... и далее: «Царь Иисус, приступая к врачеванию, препоясавшись лентием человечества, уврачевал недужное. Совершенный Учитель младенцев Сам младенчествовал с младенцами, чтобы упремудрить несмысленных».

И св. Иоанн Златоуст говорит: «Слова «о Себе не может творити ничесоже» (Ин. 5:19)  означают то, что Он не делает ничего чуждого Отцу... эти слова выражают, что Ему невозможно и не свойственно делать что-нибудь противное Отцу… ибо «яже бо Отец творит, сия и Сын такожде творит» (Ин. 5:19)...«Ибо, говорит св. Григорий Богослов, обща воля Отца и Сына, якоже едино Божество, так и хотение едино».

Господь глаголет все слова пятой главы к тем Иудеям фанатикам, кои обступили Господа (см. на Ин. 5:17). Зная, что именно дела, которые Он творит, распаляют их злобу, Господь обличает их, указуя, что «Отец любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит» (Ин. 5:20). Другими словами Господь раскрывает им злобу сердец их, ибо если народ прославлял Господа за чудеса, им виденные, в простоте души своей (Лк. 5:26; 7:16; 19:37. Мк. 2:12, Мф. 15:31 и мн. др.), то эти закоренелые фарисеи не могли рассмотреть Бога в чудесах Его. Тогда Господь, скорбя об ожесточении сердец их, раскрывает им ясно то, что они должны были сами уразуметь, – что Бог творит чудеса «да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). И затем Господь прибавляет: «и больша сих покажет Ему дела да вы чудитеся. Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын ихже хощет живит» (Ин. 5:20-21).

И здесь да разумеем, как учат святые отцы, что Господь глаголет по человечеству, облеченный во плоть человеческую, сквозь которую глаголет (по выражению Григория Богослова) Бог, якоже через завесу. Отец показывает чудные дела Сыну не по Божеству Сына, а по человечеству, восприятому Им. Сии дела столь чудные уже, когда Господь глаголал к Иудеям, явятся им еще чуднее и величественнее. В числе их будет воскрешение мертвых (речь Господа, по всей вероятности, ранее воскрешения дочери Иаира и юноши в Наине, тем более воскрешения Лазаря). Никто, даже из среды озлобленных Иудеев, не мог отрицать, что оживлять мертвых мог один Бог: и сие знамение обещает Господь явить, да веруют Ему, и имут жизнь вечную. И исцеления Господа были актом творчества и правильно выразился расслабленный, сказав Иудеям: «иже мя сотвори цела»; но тем паче акт творчества есть возрождение к жизни от совершившейся смерти; повеление природе возвратиться вспять и восстановить пришедшее в разложение: и «оживут кости» по слову Господню, «и обложутся жилами и вырастает на них плоть и покрывается кожею и вводится в них дух и оживают и исповедуют яко Господь есть» (Иез. 37:3-14).

Но в приведенном нами пророчестве Иезекииля есть и другое обещание, исполненное в воскресении Господа нашего Иисуса Христа, воскресившего и совознесшего с Собою всего человека, ибо сказано у Иезекииля: «кости сии весь дом Израилев... так говорит Господь: вот Я открою гробы ваши и выведу вас народ Мой из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой и оживете» (Иез. 37:12-14).

Выводит из гробов народ Свой, т. е. верующих, Господь наш славным Своим воскресением, и влагает в народ Дух Святой Свой и оживаем.

Но сие открыто было лишь позже ученикам и всем христианам; Иудеи же «толико знамения сотворшу Ему пред ними, не вероваху в Него» (Ин. 12:37).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет

Дела, которые должны привести в чрезвычайное удивление иудеев, – это воскрешение и оживление мертвых, которое будет совершаться Сыном так, как совершает оное Отец. «Отец воскрешает» безотносительно ко времени: Он воскрешал и прежде, воскрешает и теперь и будет воскрешать потом (ср. Втор.32:39; 1Цар.2:6; Ос.6:2; Иез.37:1–10; Дан.12:2). Так же и «Сын оживляет кого хочет», – опять, как и в первом предложении, безотносительно ко времени – оживляет и будет оживлять.

«Kого хочет». Это выражение прибавлено ввиду того, что здесь говорится о воскрешении мертвых, которые своей воли не имеют, а подчиняются воле Сына. Некоторые толкователи (например, еп. Михаил) видят в этом прибавлении указание на то, что Господь пока говорит о воскрешении не в собственном смысле, а о духовнонравственном воскрешении живых людей через возрождение Христовой благодатью. Но с таким толкованием едва ли можно согласиться. Нужно не упускать из виду того обстоятельства, что воскрешение здесь ставится в зависимость только от воли Христа, а между тем духовное возрождение не может состояться без согласия самого возрождаемого или без веры. Христос, конечно, всех хотел воскресить в духовном смысле, но сами люди часто сопротивлялись этому желанию Христа (Ин.5:40; Мф.23:37). Притом Христос говорит, что оживление мертвых относится к числу таких дел, какие Отец еще не показал Ему, а покажет со временем (стих 20). Между тем, дела духовного оживления Христос совершал и прежде (Ин.1:37–51, 2:23–24, 4:10–42). Наконец, противники Христа не только не дивились таким делам Его, а, напротив, видели в них дела обманщика или человека, стоящего в зависимости от сил, враждебных Богу (Ин.9:16).

Ввиду всего этого под «воскрешением» и «оживлением» здесь следует понимать только воскрешение телесно мертвых, которое, как необыкновенное чудо, и должно было привести в чрезвычайное изумление врагов Христа.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible