Скрыть
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-33 Аще Аз свидетелствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно: ин есть свидетелствуяй о Мне, и вем, яко истинно есть свидетелство, еже свидетелствует о Мне: вы посласте ко Иоанну, и свидетелствова о истине

Кто с первого раза не смутится, слыша слова Христовы: аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно? Мы видим, что Он многократно свидетельствовал о Самом Себе; так, беседуя с женою самарянкою, Он говорил: Аз есть, глаголяй с тобою (4, 26); и слепому также сказал: глаголяй с тобою Той есть (9, 37); и иудеев обличал: вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (10, 36); и во многих других местах Он так делает. Если же все это неправда, то какая останется нам надежда спасения? Где мы найдем истину, если сама Истина говорит: свидетельство Мое несть истинно? И не это только противоречие здесь представляется, а еще и другое, не меньшее. Он говорит далее: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое (8, 14). Что же, скажешь, нам принять? Которое из этих двух изречений считать не истинным? Если мы примем эти слова просто так, как они сказаны, не обращая внимания ни на лицо, ни на причину, ни на что другое, – в таком случае и то и другое будет ложно. Если вообще свидетельство Его не истинно, то и эти самые слова не истинны, – не только последние, но и первые. Что же означают эти изречения? Много внимательности нужно нам иметь или, лучше, благодати Божией, чтобы не останавливаться на одних словах: потому и еретики заблуждаются, что не обращают внимания ни на цель говорящего, ни на свойства слушателей. Итак, если мы не вникаем в это, а также и в другие обстоятельства, как то: время, место, дух слушателя, то может произойти много нелепостей. Что же означают слова Христовы? Иудеи намеревались возразить Ему: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно (8, 13); а Он, предупреждая их, и сказал это, как бы так говоря: вы, конечно, скажете Мне: мы не веруем Тебе потому, что между людьми никто, свидетельствующий о самом себе, никогда не заслуживает веры. Потому выражение: свидетельство Мое несть истинно надобно разуметь не просто, а приспособительно к понятию иудеев, то есть: для вас не истинно. Таким образом, Он сказал эти слова не вопреки достоинству Своему, а приспособительно к их мнению. Итак, когда Он говорит: свидетельство Мое несть истинно, – этим обличает их мысли и преднамеренное с их стороны возражение Ему; а когда говорит: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, – этим показывает самую сущность дела, то есть что Его, как Бога, следует почитать достойным веры и тогда, как Он говорит о Самом Себе. Пред этим Он говорил о воскресении мертвых и суде, – о том, что верующий в Него не подлежит суду, но прейдет в живот, что Он воссядет некогда на суд, чтобы потребовать от всех ответа, и что Он имеет единую с Отцом власть и силу; теперь, намереваясь снова подтвердить все это и еще иным образом, Он по необходимости предварительно выставляет на вид их возражение. Я сказал, говорит, что, якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит; Я сказал, что Отец не судит ни комуже, но суд весь даде Сынови; сказал: да вси чтут Сына, якоже чтут Отца. И иже не чтит Сына, не чтит и Отца; сказал, что слушаяй словесе Моего и веруяй, не узрит смерти, но прейдет от смерти в живот; Я сказал, что глас Мой воскресит мертвых, – одних ныне, а других впоследствии времени; сказал, что Я истребую от всех отчета во грехах, что буду судить праведно и вознагражу делающих добро. Так как все это было высказано, и все это очень важно, но ясного доказательства для иудеев еще не было дано, а только сказано прикровенно, то Он, намереваясь поспешить к изъяснению сказанного, наперед представляет их возражение и говорит как бы так, хотя и не такими именно словами: может быть, вы скажете: все это говоришь Ты, но Ты свидетель, не заслуживающий веры, когда свидетельствуешь Сам о Себе. Таким образом, Он с первого раза поражает их любопрение, выставляя на вид то, что они намеревались сказать, и тем показывая, что Он знает и тайные помышления их; а дав чрез это первое доказательство Своей силы, Он после возражения представляет и другие ясные и неоспоримые доказательства, именно приводит трех свидетелей истинности Своих слов: дела, Им совершенные, свидетельство Отца и проповедь Иоанна. При этом выставляет наперед меньшее: именно свидетельство Иоанново. Сказав: ин есть свидетельствуяй о Мне, и вем, яко истинно есть свидетельство его, присовокупляет: вы посласте ко Иоанну, и свидетельствова о истине (ст. 32). Но, если свидетельство не истинно, как же Ты говоришь, что свидетельство Иоанново истинно и что Он свидетельствовал об истине? Видишь ли, как и отсюда становится ясно, что слова: свидетельство Мое несть истинно сказаны приспособительно к мыслям иудеев?

Но что если Иоанн свидетельствовал так из угождения Христу, – скажешь ты? Чтобы иудеи не сказали этого, посмотри, как Христос устраняет и такое подозрение; не просто говорит: Иоанн свидетельствовал о Мне, а наперед заметил: вы посласте ко Иоанну, а вы, конечно, не послали бы, если бы не почитали его свидетельства достоверным. А что еще важнее, они посылали спросить его не о Христе, а о нем самом (1, 19); итак, если они почитали его достойным веры в свидетельстве о самом себе, тем более о другом. Мы все, люди, привыкли не столько верить говорящим о самих себе, сколько говорящим о других. А Иоанна признавали настолько достойным веры, что и касательно себя самого он не имел нужды в постороннем свидетельстве. Таким образом, посланные не спрашивали: что ты скажешь о Христе? а только: ты кто еси? Что глаголеши о себе самом? Столь великое благоговение имели они к этому мужу. На все это Христос и указывал, когда говорил: вы посласте ко Иоанну. Потому-то и евангелист не просто сказал, что они послали, но и о посланных с точностию заметил, что это были и священники, и фарисеи, а не простые люди, не отверженные и не такие, которые могли бы увлечься и обмануться, но которые способны были в точности выразуметь сказанное Иоанном.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине

«Вы посласте ко Иоанну, и свидетельствова о истине». Как только что признали мы постыдным и не лишенным крайней глупости – быть кому-либо хвалителем собственных достоинств, хотя бы по великой добродетели он и не допускал (при этом) лжи, – так родственную и близкую с той неуместность представляет и то, если кто без зова приходит для свидетельства о чем-либо и самовольно является к судьям или желающим расспрашивать. Ведь таковой показался бы, и не без основания, совсем не истину стремящимся говорить, но ревностно желающим свидетельствовать не о природе дела, а вернее – открыть свое мнение (о нем). Посему Господь наш Иисус Христос, вернее же как Бог, весьма искусно предотвращая и обвинение фарисеев в этом, говорит: «вы посылали к Иоанну». Не самозванцем, говорит, был Иоанн в приговоре обо Мне – он должен быть вне обвинения в этом, – он представил свободное свидетельство. Вы посылали «к Иоанну» вопрос, «и» он «засвидетельствовал об истине». Спрашиваемый теми, кои были к нему посланы, не он ли Христос, он «исповедал и не отрекся, исповедал, что я не (есмь) Христос, но что послан я пред Ним» (Ин. 1:20, 3:28). Так засвидетельствовал он об истине, ибо Христос есть истина (Ин. 14:6).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-35 Если Я свидетельствую сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его

Здесь Господь, по-видимому, Себе противоречит. Ибо Он неоднократно свидетельствовал Сам о Себе, например, самарянке сказал: «Я - Христос» (Ин. 4, 25. 26), слепому (Ин. 9, 35-37) и в другое время несколько раз. Если это ложно, то как нам надеяться спасения? Но не в этом только представляется противоречие, а есть еще и другое не меньшее. После этого (Ин. 8, 14) Он говорит: если Я и Сам свидетельствую о Себе, свидетельство Мое истинно. Как же согласить это кажущееся противоречие? Когда Он говорит: если Я свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое не есть истинно, - тогда говорит применительно к понятию иудеев. Быть может, они намерены были сказать Ему, что Ты Сам о Себе свидетельствуешь, а в свидетельстве о самом себе никто не заслуживает веры. Посему Он настоятельно говорит: Я Сам о Себе не свидетельствую, ибо в таком случае, по вашему мнению, Я не стоил бы вероятия, но есть другой, свидетельствующий о Мне, - Иоанн. Когда же говорит: если Я и Сам свидетельствую, свидетельство Мое истинно, - то говорит так по уступчивости. Уступая помыслу иудеев, говорит: пусть так, что Я свидетельствую Сам о Себе; но если Я и Сам свидетельствую, свидетельство Мое истинно. Ибо Я, будучи Бог, достоин веры. Посему первое сказал настоятельно, что не Я свидетельствую, но Предтеча, а второе - по противопоставлению или по уступчивости: если и Я свидетельствую, свидетельство Мое истинно. - Я, говорит, имею троих свидетелей: «Иоанна, дела Мои и Отца Моего». Первым выставляет Иоанна. Чтобы кто-нибудь не сказал Ему, что Он свидетельствовал о Тебе в угодливость (Тебе), говорит: вы сами посылали к Иоанну. А, без сомнения, вы не послали бы спрашивать его, если бы не считали его достойным веры. Посему вы сами свидетельствуете, что Иоанн был истинен. Хотя Я, как Бог, не нуждаюсь в свидетельстве человека. Господь - в свидетельстве раба, но так как вы считаете его более правдивым и внимаете ему более, нежели Мне, и к нему прибегали, а Мне и при чудесах не веруете, то посему Я напоминаю и о свидетельстве Иоанновом и делаю все, принимаю и недостойное Моего божества, только бы вы спаслись. - Называет Иоанна «светильником горящим», потому что он имел происхождение земное, и свет имел не сам от себя, но от благодати Духа, и «на время»; когда же наступил день Господень, то есть учение, то светильник закрылся. Все сказанное им приняли «на время» и порадовались об Нем, а потом забыли сказанное им обо Мне и остались при прежнем неверии. Ибо если бы вы однажды твердо поверили ему, то он скоро довел бы вас до веры в Меня.

Евфимий Зигабен (†1118)

Вы посласте ко Иоанну, и свидетелствова о истине

В начале своего Евангелия после речи о Божестве Слова евангелист сказал: послаша Жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят его; ты кто еси (Ин. 1, 19) и т.д. Тогда Иоанн свидетельствовал о Христе много великого. Поэтому Иисус Христос говорит здесь: вы посылали к Иоанну спросить; но вы не посылали бы, если бы не знали, что он заслуживает доверия; поэтому вы не можете теперь отвергнуть свидетельство его.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Вы посылали к Иоанну (Крестителю): указание на посольство иерусалимского Синедриона к Иоанну спросить, кто он (1 и далее). Видно из сего, что между теперешними слушателями Христовыми были, хотя некоторые, члены иерусалимского Синедриона, которым и говорит теперь Христос – вы. – И он засвидетельствовал об истине: Ин. 1:20-27. Он сказал, что он не Мессия, а только Его предтеча, Мессия же – Иисус из Назарета. Это было свидетельство об истине, ибо Иоанн говорил истину и – вот для иудеев свидетельство, что, говоря о Своём равенстве с Богом Отцом как Мессия Сын Божий, Господь говорит истину и свидетельство Его о Себе истинно.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 33-35 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Ст. 33-35 Вы посласте ко Иоанну, и свидетельствова о истине. Аз же не от человека свидетельства приемлю, но сия глаголю да вы спасени будете. Он бе светильник горя и светя: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его.

Господь в словах сих ставит на вид Иудеям, что не будучи, (по состоянию душ своих), довольно чистыми и нравственно развитыми, чтобы понять высшее свидетельство, они не хотят понимать даже то свидетельство, которое по узкому воззрению их самих есть свидетельство неопровержимое даже для их упорных умов. «Вы посылали к Иоанну», говорит Господь; не Я ссылаюсь на него, ибо Я не принимаю человеческого свидетельства, даже такого великого пророка как Иоанн, а вы сами посылали в нему (Ин. 1:19-28), и он засвидетельствовал истину, говоря: «и аз не ведех его, но пославый мя крестити водою, той мне рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34.). «Имея это свидетельство от лица столь святого как Иоанн и к которому вы сами посылали, – глаголет Господь, – как же вы остаетесь в неверии? Говорю это, прибавляет Милосердый, – чтобы вы спаслись».

О Иоанне, который в это время, как надобно думать, был уже заключен в темницу и готовился предстать пред Всевышняго (1), – Господь глаголет уже в прошедшем: «Он бе светильник горя и светя»! Называется он светильником, ибо как все люди он был возжен от Света вечного: «не бе той свет, но да свидетельствует о свете» (Ин. 1:8) Горел он, сей Богом возженный светильник, доколе бренный материал тела его не истощился, исполнив предназначенное ему Господом на земле. Он был временно свет для окружавших его людей (Мф. 5:14), ибо по слову Господа (Лк. 12:35) чресла его всегда были препоясаны и светильник (врученный ему Богом) был всегда горящ.

Но так-ли поняли его Иудеи? Радовались они появлению Иоанна, – в этом сомневаться нельзя в виду слов Господа, но чему радовались они, если они не верили ему (Мф. 21:25, 32; Мк. 11:31; Лк. 20:5) и ходили в пустыню скорее смотреть нечто любопытное, чем учиться от Иоанна добру и правде (Лк. 7:24-26) (2). По-видимому радость Иудеев основывалась на том, что в народе со времен Малахии (470 л. до Р. X.) более четырех веков не восставало пророка и появление его знаменовало, что Бог посетил народ свой. Преследуя свою излюбленную мысль о величии земном, имеющем достаться в удел Израилю, Иудеи ждали, что вслед за пришествием Иоанна явится Мессия, – не тот, который действительно явился, а Мессия их фантазии, царь и завоеватель.

Господь и отвечает на эти мысли их, говоря: «вы восхотесте возрадоватися в час светения его». Это было совершенно бесплодное радование, которое изображено у пророка Иезекииля в стихах 30–33 33 главы (Иез. 33:30-33), когда он рисует Иудеев: «и они приходят к тебе, как на народное сходбище... и слушают слова твои, но не исполняют их, ибо они в устах своих делают из этого забаву... И вот ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их».

Напоминая все это Иудеям словами Своими, Господь хощет, чтобы они спаслись, но как говорит Апостол, «не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2).

1) Весьма трудно определить время мученической кончины Иоанна; может быть она в это время совершалась, или уже совершилась. Но несомненно, что он был уже в темнице.
2) Сначала некоторые из фарисеев и саддукеев крестились у Иоанна (Мф. 3:7), но по-видимому скоро ученые стали относиться к нему небрежно.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-35 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его

Хотя Христос мог бы сослаться и на свидетельство, на то, что о Нем Иоанн Kреститель высказался как «об истине» (т. е. сказал, что Христос есть истинный Мессия) перед посланными от Синедриона (Ин.1:19–23), тем не менее Он этого не делает, потому что Иоанн как человек не мог дать решающего свидетельства о Христе. Если Христос и упоминает о свидетельстве Kрестителя, то только в интересах Своих слушателей, чтобы дать им возможность воспользоваться всякими средствами к достижению спасения, которое Христос, очевидно, не считает для них невозможным.

«Он был светильник»… Это образное описание лица и деятельности Иоанна Kрестителя напоминает собой то, что сказано в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова об Илии пророке (Сир.48:1). Может быть, также Христос этим напоминал слушателям и пророчество Малахии о том, что перед пришествием Мессии должен выступить как Его предтеча пророк Илия (Мал.4:5–6). Христос хочет сказать, что Иоанн Kреститель имел такую же ревность о славе Божией, как и Илия. Выражение «был» (ἦν) указывает на то, что общественная деятельность Kрестителя уже окончилась в то время, когда Христос говорил эту речь.

«Вы хотели малое время порадоваться…» Вместо того чтобы воспользоваться проповедью Иоанна для собственного обращения на истинный путь, иудеи только услаждались сознанием того, что среди них после долгого промежутка времени снова появился великий пророк, перед которым трепетали и цари. Да, для иудеев этот светильник, теперь уже потухший, светил напрасно!

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible