Скрыть
И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте

Прекрасно к Слову присовокупил видение, показывая этим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и «видение» Отца Своего, и что иудеи, не принявшие Глаголавшего сие, не приняли Слова, то есть Божия видения. Сие – то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен, и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: «возсия же ему солнце, егда прейде вид Божий» (Быт. 32, 31). Но вид сей был Тот, Кто говорит: «видевый Мене виде Отца», и: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть», и: «Аз и Отец едино есма». Так, един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поелику Слово есть Бог, то опять «Господь Бог наш Господь един есть» (Второз. 6, 4), потому что Он есть собственный и нераздельный Сын Единого по свойственности и сродству сущности.

На ариан слово третье

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте

Сделав это, Он продолжает: и пославый Мя , Отец Сам свидетельствова о Мне (ст. 37). Где же Отец свидетельствовал о Нем? На Иордане, когда сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Того послушайте (Мф. 3, 17; Лк. 9, 35). Но и это свидетельство еще требовало объяснения. Свидетельство Иоанна было для них ясно, потому что они сами посылали к нему и не могли отказаться от того; также очевидно было и свидетельство чудотворений: они видели совершаемые Христом чудеса, слышали о них от исцеленных и верили, потому и обвиняли Христа. Оставалось, наконец, доказать истинность свидетельства от Отца. Итак, намереваясь объяснить это, Он присовокупляет: ни гласа Его нигдеже слышасте (ст. 37). А как же Моисей говорит: Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше (Исх. 19, 19)? Как Давид: языка, егоже не ведяше, услыша (Пс. 80, 6)? И как опять Моисей говорит: аще кий язык слыша глас Бога Живаго (Втор. 4, 33)? Ни видения Его видесте (ст. 37). Однако об Исаии, Иеремии, и Иезекииле, и многих других сказано, что они видели Бога. Что же значат слова Христовы? Он возводит их к любомудрому учению, показывая мало-помалу, что у Бога нет ни голоса, ни вида, но что Он выше таких образов и звуков. Как словами: ни гласа Его слышасте Он не то выражает, что Бог издает голос, только не слышимый, – так и словами: ни видения Его видесте выражает не то, что Бог имеет лицо, только незримое, а то, что в Боге ничего такого нет. Именно, чтобы иудеи не сказали: напрасно Ты хвалишься, Бог говорил с одним только Моисеем [как действительно они и говорили: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, сего же не вемы, откуду есть (9, 29)], – вот Он и сказал так, показывая им, что у Бога нет ни человеческого голоса, ни вида.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 36-37 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели

«Аз же имам свидетельство более Иоаннова: дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла. И Пославый Мя Отец Сам свидетельствова о Мне». Хотя и был, говорит, он светильником, прообразован в постановлениях закона и предвозвещен гласом святых пророков, как имевший некогда явиться для предвоссияния Истинному Свету и возвещения среди нас о том, что подобает делать благоустроенным путь Господа и Бога, – но если вам может казаться недостоверным даже и тот, кто столь велик в добродетели, по присущему вам необузданному и нелепейшему безрассудству, то перехожу уже к большему, против чего вы, естественно ожидать, не должны уже предъявлять какого-либо возражения, стыдясь, даже против своей воли, пред самой красотой истины. Не словами уже и решениями человеческими славлюсь и не стану считать нужным собирать свидетельства о Себе из одних только слов, но предоставлю Себя досточуднейшему и гораздо большему сказанного и из самого уже величия дел открываю ясно, что Я – Бог по природе и явился из Бога Отца; вреда же Моим законам Я не причиняю никакого, если преобразую их по Своей воле и прикровенно сказанное древним из грубой буквы превращаю в духовное созерцание.

Любознательный да обратит опять свое внимание на то, что Спаситель в словах о свидетельстве дел в пользу Его Божественной природы ясно научает тому, что недопустимо было бы иметь кому-либо всецело подобающую Богу силу и действенность, если и Сам Он не будет Богом по природе, ибо Он свидетельствуется чрез дела не другим каким, думаю, образом, но этим самым. Ведь если Он является Совершителем дел Родителя и то, что оказывается вполне подобающим Тому только Одному, это Он исполняет и Сам Своей силой, то разве не ясно должно быть каждому, что Он унаследовал тожественную с Ним природу и, блистая свойствами Родителя, как сущий из Него, имеет равную с Ним силу и действенность?

Впрочем, от Него, говорит, получил дела: или по образу человечества и зраку раба говоря это как бы уничиженнее, чем надлежало, и домостроительно, или же именем даяния обозначая благоволение и согласие Бога и Отца во всех чудесных деяниях. Так, утверждает Он и то, что послан, как «умаливший Себя», согласно написанному (Флп. 2:7), ради любви к нам, по отношению к истинно подобающему Богу достоинству. Он унизил Себя, и это уничижение унижения мы можем находить не в других способах, как в тех, какими Он иногда говорил как человек. С этим согласуется чрез Псалмопевца сказанное от Него опять ради нас человекообразно: «Я же поставлен царем от Него над Сионом, горою святою Его, возвещать повеление Господне» (Пс. 2:6–7). Будучи царем всегда с Отцом, сопрестольный и совосседающий с Ним, как Бог с Богом Родителем, Он, говорит, рукоположен в Царя и Господа, называя получающим то, что как Бог имел, когда явился человеком, которому по природе не свойственно царствовать, но как имя, так и дело господства ему, конечно, только дается отынуду.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 36-38 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал

Иоанн, говорит, засвидетельствовал обо Мне, Иоанн, которого вы считаете достовернее всех. Но как могли найтись некоторые клеветники и сказать: да нам-то что? Иоанн благоприятствовал Тебе, посему и дал свидетельство весьма доброе? Посему говорит: вы посылали к Иоанну и спрашивали его, без сомнения, считая его истинным. Впрочем, Я имею и другое свидетельство, больше Иоаннова. Дела, которые Отец дал Мне, то есть возложил на Меня совершить, свидетельствуют обо Мне. Делами называет чудеса, например, исцеление расслабленного и прочие. Поелику же обвиняли Его за то, что Он творит оные в субботу, и говорили, что Он не от Бога, потому что не хранит субботы, то объявляет им, что Он творит заповеданное Ему Отцом, и тем более от Бога, что совершает дела, возложенные на Него Богом. «Дела, - говорит, - которые Отец дал Мне совершить». Если же дал их Отец, то вы, противясь таким делам, противитесь Богу. - «И пославший Меня Отец сам засвидетельствовал обо Мне». Где же засвидетельствовал об Нем Отец? Некоторые говорят, что при крещении, когда сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3, 17). А я думаю, лучше разуметь, что Бог засвидетельствовал об Нем во всем Писании, в законе и пророках. - Вы, говорит, не слышали голоса Его, то есть Отца, ни лица Его не видели, да Он вам и решительно неизвестен, потому что вы не имеете и слова Его, пребывающего в вас, то есть не знаете Писаний, свидетельствующих обо Мне, хотя и думаете, что знаете, и хвалитесь, что вам вверены слова Божии. Что вы не знаете Писаний, это ясно из того, что вы не веруете Тому, Кого Он послал. И как вы не слышали голоса Божия, ибо Бог не имеет голоса чувственного, ни лица Его не видели, ибо Он не имеет вида и образа, так не имеете в себе и слова Его, то есть Писаний, свидетельствующих обо Мне.

Евфимий Зигабен (†1118)

И Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне

Где же это Он свидетельствовал о Нем? Дальше покажет, что – в Писаниях. Правда, Отец свидетельствовал о Нем и при крещении, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3, 17) и опять – во время преображения; но во время крещения хотя они слышали, но недоумевали, а во время преображения они даже не слышали. Поэтому, опустив эти свидетельства, Иисус Христос отсылает их к Писаниям, которые всегда находились в их руках и которым нельзя было противоречить. Но это Он делает несколько далее. Здесь же, чтобы они не требовали свидетельства от Бога, высказанного собственным голосом и лицом, говоря: «Мы никогда не слышали Его голоса и не видели лица Его», – Иисус Христос соглашается с тем, что они хотели сказать, и Своим согласием возводит их к истинному учению, давая им понять, что у Бога нет ни голоса, ни лица: они свойственны телам, а Бог бестелесен, или, лучше сказать, природа Его выше, чем бестелесная, и преестественна.

Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте

Правда, многие часто и слышали голос Его, и лицо Его видели, как это о многих повествуется в различных местах, но голос и лицо не по Божественной природе, а в подобии человеческом.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

Отец Сам засвидетельствовал о Мне: от свидетельства о Нём дел Христос восходит к свидетельству Того, Кто дал Ему совершить эти дела, от свидетельства Отца чрез посредство дел к свидетельству Его непосредственному. Слово Сам указывает, что здесь разумеется свидетельство о Христе Бога Отца не чрез дела (так Август.), но иное. Какое же именно? Св. Златоуст разумеет свидетельство Бога Отца при крещении Христовом; так, но едва ли сим полно исчерпывается мысль изречения. По связи речи свидетельство Божие нужно понимать здесь общее, как свидетельство Бога Отца в Его слове, в писаниях Ветхого Завета, которые, как откровение Божие, центром коего служит Мессия, суть полное непосредственное свидетельство Бога Отца о Мессии (так Кирилл Алекс., Феофил., Евф. Зиг.).
В пророчествах ветхозаветных о Христе и прообразованиях, которые составляют сущность всего Ветхого Завета, Бог Отец, выражаясь образно, засвидетельствовал о Христе Своим голосом, явил образ Свой, дал слово Своё, истинное, твёрдое, непреложное. – А вы ни гласа Его никогда не слыхали и пр.: общий упрёк в неспособности понять и принять это свидетельство Божие о Христе в ветхозаветных писаниях. Упрёк обобщён и отнесён к целому народу (как к массе), подобно как делают это иногда древние пророки (ср. Ис. 6:9 и далее и др.), и усиленно выражен (никогда). В поразительной речи к народным вождям времён Господа и к массе народной, может быть, и вполне применима речь Господа, но вообще выражение усиленное, поразительное. Что Бог в свидетельство о Христе говорил в Ветхом Завете, или как Он открывался вообще для сей цели, для духовного созерцания веры, вы не поняли; к первому вы были глухи, ко второму были слепы. Под лицем или, точнее, видом (εῖδος) разумеются не богоявления только и пророческие видения, но вообще самооткровение Бога в Ветхом Завете, по силе которого Он мог быть созерцаем духовным оком тех, кто имел таковое.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 37-38 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

Ст. 37-38 И пославый мя Отец сам свидетельствова о мне. Ни гласа его нигдеже слышасте, ни видения его видесте, и словесе его не имате пребывающа в вас: зане, егоже той посла, сему вы веры не емлете.

Первая часть 37-го стиха заключает в себе указание на прямое свидетельство Бога Отца. Вторая часть 37-го стиха и ст. 38-й указывают на тот мрак, в котором находятся безверные Иудеи.

Прямое свидетельство о том, что Господь Иисус есть Сын Божий Иудеи имели в том гласе с небеси, который свидетельствовал о Нем во время крещения Господа и в явлении Духа, о которых проповедовал явно Иоанн Креститель (Мф. 3:16-17; Мк. 1:10-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:32-34). Фарисеи и Саддукеи не присутствовали при сем великом Богоявлении и, конечно, недостойны были присутствовать, – посему они «гласа Отца не слышали» и «видения Его не видели», но они же посылали к Иоанну, и «сей свидетельствова о истине» (ниже ст.39 (Ин. 5:39) Господь указывает Иудеям и на писания). Но для того, чтобы воспринять истину, надо прежде всего иметь душу чистую и незлобную: сила веры зависит главнейше от того внутреннего духовного свидетельства души, которая узнает, что Божие, потому что она сама есть образ и подобие Божие. Простые, честные, добрые души узнавали Господа в Иисусе: простой народ слушал Господа неотступно (Лк. 19:48; 21:38) и с услаждением (Мк. 12:37), и радовался о всех славных делах Его (Лк. 13:17) и восклицал: «Осанна Сыну Давидову» (Мф. 21:9 и параллельные места в других Евангелиях Мк. 11:9-10, Лк. 19:38). Но сего стремления к добру, к свету, к Богу не было в душе ученых Иудеев: они (как это часто бывает с нашими современниками) возвеличивали свою собственную мысль, так что словесам Божиим не было уже места в душе их, величавшейся своими целями, – стремлениями и мечтами, не согласными с волею Божиею. Поэтому они не могли поверить посланному воплощенному Слову Божию. Когда «Отрок Божий, избранный, на котором Дух Господень» (Ис. 42:1, Ис. 11:1-2), восстал пред ними, то они сердцем не уразумели гласа Его и Он стал для них не спасением, которое они отринули, а камнем преткновения и соблазна (Ис. 8:14-151Пет 2:6; Рим. 9:33. Ср. Мф. 21:42). Посему-то очи их были закрыты (Мф. 13:15 «очи их быхи смежены»; т. е. по своей воле, нарочно закрываемы) и на уме и сердце их лежало покрывало, которое снимается лишь Христом (2Кор. 3:14-16). Посему, как говорит св. Иоанн Златоуст, «от них (Иудеев) сокрыты были не только благодать, но и самый закон».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 36-38 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Kоторого Он послал

Иудеи не только не дали веры свидетельству о Христе Иоанна, этого пророка Божия, они не верят теперь и Самому Христу, Kоторый имеет за Себя свидетельство несравненно более сильное, чем Иоанн. Последний, как известно, не совершил ни одного чуда (Ин.10:41), а Христос силой Отца Своего творит различные чудеса («дела») и этим свидетельствует о том, что Он действительно послан Отцом.

«И пославший Меня...» Но эти чудеса или дела составляют только непрямое свидетельство Бога о Христе. Есть и другое, прямое свидетельство Божие о Христе. Бог Сам, конечно, в Ветхозаветном писании свидетельствует о Христе: Христос является всегда главным предметом пророчеств Ветхого Завета. Но иудеи как будто и голоса Божия не слыхали, и вида Божия не видали, и слова Божия не восприняли в себя – это ясно видно из того, что они не веруют Тому, Kого послал к ним Сам Бог. Христос, впрочем, упрекает иудеев не за то, что они не видели и не слышали Бога, как, например, пророки или Иоанн, в этом они не виноваты. Упрек заключается в первой половине стиха 38: «и не имеете слова Его пребывающего в вас». Христос хочет сказать этим: «Положим, вы лично не удостоены прямого откровения от Бога, однако у вас есть Писание, в котором содержится такое же откровение. Вина ваша состоит в том, что вы не цените этого Писания как должно и скоро забываете то, что в нем прочли». Если бы с их стороны было иное отношение к слову Божию, содержащемуся в Писании, если бы это слово стало силой, определяющей всю их деятельность (ср. Мф.22:29), то они приняли бы с верою Христа, на Kоторого Писание указывало. Теперь же этой веры в них нет.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible