Скрыть
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 44-47 Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете; Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имеете

Но далее Христос показывает и причину их неверия, продолжая: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете? (ст. 44); таким образом, опять дает видеть, что они действительно не заботились о славе Божией, а под таким предлогом хотели только оправдать свою страсть. В таких поступках они так далеки были от желания славы Божией, что сами искали более славы человеческой, нежели Божией. Как же они могли возыметь такую неприязнь из-за славы Божией, которою столько пренебрегали, что даже предпочитали ей славу человеческую? Сказав же, что они не имеют любви к Богу, и доказав это двумя причинами – их поступками в отношении к Нему и будущими отношениями к антихристу, изъяснив притом, что они не заслуживают никакого прощения, Христос приводит на обличение их и Моисея, и так поражает их: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете? (ст. 45–47). Он как бы так говорит: своими действиями против Меня вы прежде Меня оскорбляете Моисея, потому что вы не веруете еще более Моисею, нежели Мне. Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете свое неверие Моисею. Я столь далек от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон. Как о Писаниях Христос говорил: яко в них мните имети живот вечный, – подобным образом и о Моисее говорит: наньже вы уповаете, связывая иудеев во всяком случае их собственными словами. Откуда же видно, сказали бы, что Моисей будет обвинять нас и что Ты этим не напрасно хвалишься? Что общего у Тебя с Моисеем? Ты нарушаешь субботу, которую Моисей законоположил сохранять: каким же образом он может обвинять нас? Да откуда видно и то, что мы уверуем в другого, который придет в свое имя? Все это Ты говоришь без доказательств. Но все это (отвечает им Христос) выходит уже из предыдущего. Как скоро Моими делами, голосом Иоанна, свидетельством Отца подтверждено, что Я пришел от Бога, то ясно, что Моисей будет обвинять вас. Что он сказал? Не то ли, что, если явится муж, творящий чудеса, приводящий людей к Богу и верно предрекающий будущее, – такому с полною доверенностию надобно повиноваться? Христос не сделал ли всего этого? Он и чудеса совершал несомненно истинные, и к Богу всех привлекал, и Свои предсказания оправдывал исполнением их. Но откуда видно, что они уверуют в другого? Из самой ненависти их ко Христу. Отвергающие Того, Кто приходит по воле Божией, без сомнения, примут богопротивника. Если же Он указывает теперь на Моисея, а прежде говорил: Аз от человека свидетельства не приемлю (ст. 34), – ты этому не удивляйся: Он не к Моисею их отсылает, а к божественным Писаниям. Но так как Писания мало устрашали их, то Он обращает слово к лицу Моисея, представляя им обвинителя в самом законодателе, и таким образом производит в них гораздо сильнейший страх и опровергает все, что ни было сказано ими. Замечай же: они говорили, что преследуют Его из любви к Богу, – Он показывает, что они делают это по нелюбви к Богу. Они говорили, что держатся Моисея, – Он показывает, что они поступают так по недоверию к Моисею. Если они ревновали о законе, то им следовало принять исполнявшего закон. Если любили Бога, то им надлежало повиноваться привлекавшему их к Богу. Если верили Моисею, то им следовало поклониться Тому, о Ком Моисей пророчествовал. А если ему не верили еще прежде, чем Мне, то нет ничего удивительного, что гоните и Меня, проповеданного им. И тогда, как иудеи благоговели к Иоанну, Христос доказывал из их поступков с Ним, что они презирают Иоанна; и теперь, когда они думают, что верят Моисею, Он показывает их неверие, и, таким образом, все, чем они мечтали оправдать себя, Он постоянно обращает на их же голову. Я, говорит Он, столько далек от мысли – отвлекать вас от закона, что к обвинению вашему призываю и самого законодателя. Впрочем, хотя Он сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, но где они свидетельствуют, этого не присовокупил, желая навести на них тем больший страх, обратить к испытанию Писаний и поставить в необходимость спрашивать Его Самого об этом. А если бы Он предупредил их и объяснил это без вопросов с их стороны, то они отвергли бы и свидетельства Писаний. Теперь же, если они были внимательны к Его словам, им следовало прежде всего спросить об этом и узнать от Него. Для этого-то Он особенно и распространяет не только Свои доказательства против них, но и прещения и угрозы, чтобы по крайней мере страхом изрекаемых на них слов вразумить их. Но и несмотря на это, они молчат. Такова злоба! Что бы ни говорили, что бы ни делали, она не трогается, но упорствует, сохраняя в себе свой яд.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

«Како можете веровати, славу от человек приемлюще, а славы (яже) от Единаго Бога не ищете?» Обличает фарисеев, как любящих начальствовать и приобретать почести от людей, прикровенно указывая на то, что они делают весьма худо, если болезни своей души безрассудно усвояют никоим образом не ведающему болезни Богу. Потом, как сильно одержимые честолюбием, они, говорит, ради него вредят прекраснейшему, то есть вере в Него. Это и Павел оказывается ясно сказывающим нам: если бы поныне, говорит, людям угождал я, Христовым рабом не был бы (Гал. 1:10). Ведь как бы по необходимости обыкновенно случается так, что от тех, кои ловят почести от людей, удаляется вышняя слава и «от Бога Единаго», как говорит Спаситель. Бога называет «Единым» в противоположность богам языческим, но не ставя Себя Самого вне чести «Единого», ибо восходит, как уже часто говорили мы, в единую природу и славу Божества полнота Святой и Единосущной Троицы.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 43-47 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, - как поверите Моим словам

Я, говорит, пришел во имя Отца Моего. Везде прославляет Отца и говорит, что от Него послан и что Сам от Себя не может делать ничего, и вообще высказывает много уничиженного, желая пресечь всякий предлог к непризнанию Его. А придет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один Бог. Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, то есть, говорю, что послан Отцом, вы не принимаете, а его примете. Это с вами случится за то, что он пообещает вам славу житейскую, которой вы ищете, желая принимать славу друг от друга и отвергая славу, которая от одного Бога. А Я вам не обещаю ничего привлекательного в жизни, но в словах Моих вы видите много трудного. Потому-то, говорит, вы и не верите Мне, что не надеетесь получить от Меня никакой житейской приятности. И иначе: вы не верите Мне потому, что любите славу друг от друга. Ибо начальники и учители, желая сами только быть в славе у народа, не принимают Меня, чтоб их слава не уменьшилась. А народ, ищущий любви от начальников, не хочет обратиться ко Мне, чтобы из-за Меня не лишиться чести у начальников. - Так как они постоянно ссылались на Моисея, то Господь говорит, что он будет обвинять вас, потому что он писал обо Мне. Где же писал об Нем? Во многих местах. Так изречение «Пророка восставит вам Господь» относилось ко Христу, и многое иное, частью в словах, частью в знамениях и символах. Например, чудо над купиною (Исх. 3, 2). Тут огнем означалось Божество, а терновым кустом - грешное естество, которое воспринял огонь Божества и, однако же, сохранил оное неопальным, озарив светом и одарив Своим сиянием, а недостатков его не приняв. Весьма немало способствовало к вере во Христа и сие изречение Моисея. Если, говорит, восстанет пророк, творящий чудеса и отвлекающий от Бога, не верьте ему: это антихрист. Если же восстанет Пророк, творящий чудеса и ведущий к Богу и Отцу, особенно не отвлекающий от Него, Ему верьте (Втор. 13, 1-3). Итак, Христос, пришедший во имя Отца, творящий чудеса и не отвлекающий их (иудеев) от благочестия, был Тот Самый, о Котором пророчествовал Моисей. - Если же не верите писаниям Моисея, как поверите Моим словам? Он, говорит, написал, и Библия всегда у вас пред глазами, так что, если бы вы и забыли, легко можете припомнить, и однако же вы не верите написанному: как же поверите Моим словам неписаным? - Для чего же Ты это говоришь, Господи, когда знаешь, что они не поверят? Хотя, говорит, Я знаю, что они не послушают, однако же говорю, чтобы они после не отозвались, что мы поверили бы, если бы Ты сказал. И иначе: современники Его неблагодарные не верили; но несправедливо было лишить пользы от слов Христовых тех, которые имели в последствии времени веровать.

Георгий Задонский, прп. (†1836)

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете

Размышление о тщеславии: Что значит слово «тщеславие»? Я так понимаю его: это слово двусложное; оно составлено из двух значений: «тщетно» и «слава»: из сего видно, что тщеславящийся человек любит тщетную славу и в том услаждается чувством надменного самолюбия.

Вот разница: тщеславиться и быть тщеславиму. Тщеславиться есть страсть внутренняя и от собственного изволения зависящая любовь к тщетной славе. Все же такого рода человеческое само о себе мудрствование и мышление тщетно и непостоянно, а потому и слава, в которую облекает нас наше суемудрие и мнение, тщетна и не постоянна. Господь в Евангелии обличает славолюбцев: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете» (Ин. 5:44)? Видите разум слова Господня: что приемлющие тщетную славу, или тщеславящиеся, не могут веровать и жить во славу Божию. Нам нужно испытание, или искушение, во спасение наше: могу ли я сам себя заверить, что я не люблю тщеславиться? Здесь надобно выдержать поношение и презрение от людей: и ежели не оскорбится сердце, то право мудрствует о Господе и не ищет славы своей. А если смутится от поношений, то из сего познается его малодушие и страсть к человеческой славе, а вместе и неверие тем же обличается.

Быть же тщеславиму – значит быть предметом внешней или наружной славы, в которую наряжают нас другие, судя по видимым делам и по своим понятиям: кто как разумеет, так и умозаключает; и при этом обыкновенно бывают разномыслия, недоверчивость и спору здесь любящие показывать себя щедро рассыпают свои противословия, пререкают и противоречат, не взирая ни на что основательное и обдуманное, но только желая удержать свое слово наверху…

Господи, призри на смирение мое и помилуй мя. «Коснися горам – и воздымятся» (см.: Пс. 143:5)… Чрез смирение я разумею чувство моей немощи и ничтожества, или худости и бессилия; а злых духов, нападающих на меня и воюющих душу мою, я в переносном смысле сравниваю с горами, потому что они надменны и горды, – но исчезают, яко дым, от прикасающейся силы Креста Господня. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: «обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им… Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» (Пс. 117:11–12, 17) – сие произносил святой царь Давид.

Письма. Апреля 8-го дня

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете

При поведении, в котором не ищется бескорыстно добродетель пред очами Бога, но ищется слава добродетели пред очами людей, в их ничтожном мнении, непостоянном, переменчивом, — человек неспособен познать веры христианской, принять учение Христово, для чего нужно сердце, признающее себя грешным, исповедывающее грех свой. Како вы можете веровати, говорит Спаситель фарисеям, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете?. Господь отъемлет в учениках Своих всякую пищу для тщеславия. Он хочет, чтоб жертвенник сердечный был очищен от скверного кумира, от всего, что принадлежит к кумирослужению. Господь заповедует совершать все добрые дела в тайне. И милостыня, по завещанию Его, да будет в тайне! и пост да будет в тайне! и молитва — в затворенной клети!

Аскетические опыты. Том 1

Евфимий Зигабен (†1118)

Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще

которая служит препятствием для этого.

и славы, яже от Единаго Бога, не ищете

Этой одной должно искать, презирая славу от людей, хотя вы поступаете наоборот. Заставив их замолчать всевозможными способами и показав, что они не достойны никакого снисхождения, Иисус Христос приводит для них обвинителем самого Моисея, законодателя их.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Как же вы можете и пр.: упрёк достигает крайней силы и напряжённости, ибо подвергается сомнению или отрицается даже самая возможность веровать в истинного Мессию у тех, у кого высказанное извращённое отношение к Богу, его откровению и Христу достигло высшей степени. – Причина этой невозможности та, что они славу друг от друга принимают, а славы, которая от Бога одного, не ищут, т. е. они друг друга прославляют и друг от друга принимают прославление. Это суетное, взаимное самопрославление (ср. Ин. 12:43; Мф. 23 и далее) и необходимо с ним соединённое равнодушие к истинному прославлению от Бога должно так отчуждить их от любви Божией, что они станут неспособными к вере.
Так как Господь говорит об истинном Мессии и ложных и под славою здесь разумеется прославление Мессии Богом, то слова Господа частнее заключают следующий смысл: имея такое превратное направление, вы не можете веровать в Меня как Мессию, ибо вы не ищете, чтобы Мессию прославил Бог и не понимаете такого прославления.
Вам нужно или вы поймёте только то прославление Мессии, когда он будет славиться от людей, от вас, а он будет славить вас, когда будет это взаимное самопрославление и самовосхваление. Но знайте, что такой мессия, которого вы будете славить, и который вас будет славить при вашей испорченности теперешней и при извращённости ваших стремлений, ложный мессия, пришедший во имя своё. Его вы примете, потому что он будет по вашему извращённому вкусу, но он будет ложный мессия. – От единого Бога: иудеи гордились тем, что одни они на земле почитают единого истинного Бога; Господь даёт им разуметь, что они, предпочитая славе от сего единого Бога, славу друг от друга, уничижают истинного Бога.

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 43-44 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Ст. 43-44 Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете. Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете?

«Аз приидох во имя Отца моего», глаголет вечно-раждаемое Слово; «Аз глаголю, якоже научи Мя Отец Мой» (Ин. 8:28), глаголет Бог по человечеству в бренной плоти изрекающий небесные истины Бога Вседержителя. «Яко от Тебе изыдох», глаголал Господь в последней молитве Своей к Богу Отцу (Ин. 17:8). Но глаголы Бога воплощенного, от Бога посланного и исшедшего, не воспринимаются Иудеями. Господа «свои» не приемлют (Ин. 1:11), потому что Он глаголет истину, а не лесть. «Говорите нам лестное, предсказывайте приятное», говорили Иудеи пророкам еще во времена пророка Исайи (Ис. 30:10). Потому-то пророк, приходящий во имя свое, говорящий речи, приятные народу, льстящий ему, обещающий народу величие земное, от времен Исайи и Иеремии и даже до времен пришествия Господня принимался с радостью, и к числу таких ложных пророков следует причислить и тех учителей Израиля, которые противустояли Господу. Это и указывает Господь Иудеям, воспоминая в словах Своих все прошлое народа сего, даже до дня Его пришествия. Иудеи как народ всегда склонны были преклоняться перед молвою, перед славою земною, пред мнением большинства. На это указывал и от этого останавливал их еще Моисей, говоря им по повелению Божию: «не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2). Но эта сторона народной слабости никогда не достигала такого значительного развития как после плена, когда учители народа выставляли себя абсолютно непогрешимыми пред толпой и поддерживали друг друга, чтобы упрочить за сословием своим власть над народом. При этих условиях развития могли ли они веровать? «Како вы можете веровати славу друг от друга приемлюще, и славы яже от единого Бога не ищете»?

Слава от Бога есть счастие внутренее, слава эта не дает радостей земных; слава апостолов и мучеников и исповедников могла ли привлечь эти закоренелые души, для которых самая религия была только орудием для земных целей. Но надо вникнуть глубже в это состояние души Иудеев, которых Сам Господь назвал «лицемерами» (Мф. 7:5; 15:7; 23:13. Мк. 7:6; 12:15. Лк. 12:1; 56 и мн. др.) в самом обширном смысле этого слова. Лицемерие Иудеев доходило до того, что многие из них перед самими собой скрывали свой атеизм и совершенное равнодушие к религиозной внутренней жизни. Фарисей, который благодарил Бога, что он не таков, как прочие люди (Лк. 18:11), учителя Израилевы, которые учили, что можно не чтить своих родителей, сделав вклад в храм (Мк. 7:11), саддукеи, которые с иронической улыбкой искушали Господа об женитьбе в загробной жизни (Мф. 22:23-28; Мк. 12:20), – могли ли понимать жизнь души в вечности? Они знали закон и с мелочной казуистикой вели счет с Богом, уча и веря сами, что если их нельзя уличить в буквальном неисполнении обрядного закона, то они праведны пред Богом и главнейше пред людьми: но они забыли важнейшее в законе: «суд и милость и веру» (Мф. 23:23).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Kак вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете

Разъясняя дальнейшие причины неверия иудеев, Христос указывает на то, что они вовсе не заботятся о том, чтобы удостоиться той благодати, которую людям должен принести Мессия-Искупитель. Они узкие честолюбцы, всецело занятые тем, как бы не унизить своего достоинства в глазах людей. Они ищут только славы, почтения от людей (Мф. 23:6–8).

«Славы, которая от Единою Бога, не ищете». Уверовать во Христа может только тот, кто смиренно сознает свою духовную нищету и ищет помощи благодати Божией. Такого человека и Бог прославит, признает его Своим верным слугой. Но об этой славе или чести, которую может дать один только Бог, иудеи не заботятся.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible