Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 5:1
Походи́те по улицам Иерусалима, и посмотри́те, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим
Ты увидел человеколюбие? Добродетелью одного пользуются многие даже и порочные люди, но из-за порочности множества, даже если среди многочисленного народа и один окажется поступающим добродетельно, (последний) не разделяет их участи; напротив, один человек, право живущий, будет в состоянии исхитить от гнева Божия целый народ, а целое государство развращенное не будет в состоянии привлечь к собственному наказанию и мучению и погубить человека справедливо живущего.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 1-2 Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим. Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно
Обойдите дороги Иерусалима и посмотрите, и разведайте и поищите на улицах его, не найдете ли человека, который творил бы суд и искал веру: и Я помилую Иерусалим. Хотя и скажут они жив Господь, но этим ложно будут клясться. Велика любовь к праведности: не так как некогда вопрошал Бог Авраама и отвечал, что за десять мужей праведных Он помилует город (Быт. гл. 18); но если осужденный на погибель Иерусалим найдет и одного, который бы творил правду и искал веру (или, как перевел Симмах, истину), то Он все таки помилует Иерусалим. И поелику могло случиться, что в народе нашлись бы некоторые притворные богопочитатели и клянущиеся именем Божием: то предупреждает, что Бог благоугождается не пустыми словами, а истиною веры, и говорит: Я люблю не тех, кои клянутся Мною и клянутся ложно, но тех, коих уста в согласии с сердцем.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 31-5:1 Ибо Я слышу голос как бы женщины в родах, стон как бы рождающей в первый раз, голос дочери Сиона; она стонет, простирая руки свои: «о, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами». Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим
Не видишь ли здесь того, кто страдает от скорби об убиенных и сильно желает помилования Иерусалиму, но как бы встречает к этому препятствие в себе самом и как бы удерживает божественное милосердие вследствие громадности греха; но все-таки старается отыскать основание для прощения грехов и ради одного уничтожить последствия гнева? Ибо тем, которые обходят Иерусалим, повелел указать в нем хоть на одного мужа верного.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
5:2 Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно.
В нем [человеке] (Иер.5:1), аще обрящется творящий суд и ищущий «истины? Я пощадил бы Иерусалим», - говорит Господь. И их нечестие, и человеколюбие Владыки беспримерны. Ибо они единодушно предаются беззаконно, а Владыка и ради одного, живущего по закону, обещает прощение всем. Сказанное же: «посмотри́те, и разведайте, и поищите», значит: исследуйте со всей точностью.
(Иер.5:2). «Жив Господь», - говорят они, но «клянутся ложно». Ибо в сказанном выше Господь повелел не просто вместо идолов клясться Им самим, но клясться по истине.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим
Весь гнев Господень бывает за неверие и разврат.
Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)
5:1 Обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа творящаго суд, и ищуща веры, и милосерд буду ему, глаголет Господь.
5:1 Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающаго правду, ищущаго истины? Я пощадил бы Иерусалим.
1–9. Бедствие, постигающее Иуду, заслужено им. Господь благоволил бы оказать народу милость, еслибы он старался стремлением к истине и правде заслужить эту милость. Но все, и знатные, и простой народ, живут безнравственно и не хотят слушать увещаний к исправлению. Тяжкое наказание, возвещенное им, не может быть отменено.
1. Господь готов помиловать народ, если найдется в его среде по крайней мере один человек, любящий правду и истину. Господь говорит в сущности тоже, что некогда обещал Он в ответ на мольбу Авраама о милости к Содому и Гоморре (Быт.18:23-32). Но он простирает здесь Свою готовность миловать дальше, чем осмеливался желать и просить того Авраам. Этот последний просил о милости лишь в случае, если б нашлось в грешных городах по крайней мере десять праведников. По отношению к Иерусалиму Господь обещает быть милостивым даже за одного праведника. Но нужно найти этого праведника, тщательно искать. Мысль о тщательности поисков выражается четырьмя глаголами: обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте (русск. и разведайте), и поищите на стогнах его.
Мужа творящаго суд, и ищуща веры: из этих слов «суд» соответствует еврейскому מִשְׁפָּט, которое значит и суд, и право, и правду – справедливость. В настоящем случае связь речи требует последнего значения. В соответствие «правде», и слово «вера» подлежало бы замене словом «истина»: разумеется вера не в смысле душевного настроения, но в смысле предмета веры.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим
Бог предлагает найти в Иерусалиме хоть одного справедливого и честного человека — Он и в таком случае простил бы город (ср. Быт. 18:23–32). Ищущего истины. Истина (emunah) — как человеческое свойство, соединяет в себе верность Богу, честность в отношении к людям и истинность в отношении к самому себе.
Ст. 1-9 Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим. Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно. О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться. И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы. За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их. Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?
Жалоба пророка на развращение народа иудейского
То наказание, которое возвещено Иудее и Иерусалиму в предшествующей главе, является вполне заслуженным. В Иерусалиме, столице Иудеи, царствует развращение нравов. Не стало людей честных, ради которых Господь мог бы помиловать город.