Источник

Мысли при чтении Книги пророка Иеремии

1 гл., ст.4. И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. Благоговею пред словами Твоими, Творче мой. Эти слова относятся к Иеремии столько же, сколько и ко мне, недостойному Твоему рабу. Прежде чем Он создал меня во чреве матери моей, Он уже знал меня, и прежде чем вышел я из ложесн ее, Он уже освятил меня, священником людей Своих поставил меня. Как величественно Бог изрекает слово Свое! Эти слова можно приложить только к Богу истинному. Он только может так говорить. 6 ст. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод [церк.-слав.: яко отрок аз есмь]. 7 ст. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. Господь Бог лучше нас знает наши силы, следовательно, когда Он посылает нас на известное дело, мы должны идти безотговорочно. Пророк Иеремия говорит, что он отрок еще и не может хорошо говорить. Но Всеведущий видит, как он по Его слову пойдет и в состоянии будет все говорить: пойдешь, и все ... скажешь. А в какой опасности пророк от своих соотечественников развращенных! Это не могло не страшить его. Но Всемогущий утешает его надеждою на Свою сильную помощь: не бойся их; ибо Я с тобою. 9. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. 10. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. Прикосновение руки Господней к устам Иеремии было видимым знаком сообщения Иеремии дара слова и прорицания. Один не сильный в обществе человек поставляется Господом над народами и царствами, чтобы расточить и разрушить их, и опять создать и насадить! Такова честь пророку Божию и такова сила Божия!

2 гл., 5 ст. и след. Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Надобно помнить постоянно благодеяния Божии, великие и бесчисленные, благодарить за них Господа и не оставлять Его чрез рабство страстям и диаволу.

12[ – 13] ст. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь (и слова Господа – не преувеличение). Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

[Ст.14 – 17]. Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Зарыкали на него молодые львы (народ с свойствами льва), подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей. И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твое. Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? О Божественного, о любезного, о Сладчайшего Твоего гласа, Душе Святый, и во гневе правосудия кроткого и тихого! Человек, стыдись и бойся оскорбить Духа Божия твоими неправдами.

27 ст. ...Говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня.» Каково Отцу Небесному видеть такое заблуждение разумных Своих созданий?! Какая слепота человека, боготворящего бездушные вещи!

31 [ – 32] ст. Внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»? Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням. Какой язык любви! Как не сознаешься, что человеку совершенно нечего сказать против этого слова любви, но, потупив глаза, воздыхать о своих грехах и просить в них прощения. Почему мы не хотим работать Господу, обращаться к Нему? Разве Он для нас – пустыня неплодная, земля бесплодная? О! Да прильнет язык к гортани, если он в состоянии будет выговорить это. Милости Господней полна земля [Пс. 32, 5], и щедроты Его на всех делах Его [Пс. 144, 9]. Наше нечестие, наша тьма греховная удаляют нас от Господа.

34[ – 37] ст. Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это, говоришь: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила». Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею; и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха [церк.-слав.: в руках твоих обретеся кровь душ неповинных: не в ровех обретох их, но во всяцей дубраве. (Какое ужасное развращение!) И рекла еси: неповинна есмь, но да отвратится ярость твоя от мене. Се, Аз суждуся с тобою, внегда рещи тебе: не согреших: понеже презрела еси зело, еже повторити (и повторила) пути твоя: и от Египта постыдишася, якоже постыдена еси от Ассура (от ассириян): яко и оттуду изыдеши, и руце твои на главе твоей: яко отрину Господь надеяние твое, и не благопоспешится тебе в нем]. При развращении иудеев какое страшное ожесточение. Господь нашел кровь душ неповинных во всякой дубраве, и между тем иудеи говорили, что они невинны, пусть не гневается на нас Господь. Потому-то Господь говорит: в то самое время, когда вы говорите Мне, что вы не согрешили, Я уже сужусь с вами, то есть Мой суд на вас уже готов, так как Мне давно все известно.

Гл.3, 12 ст. Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом (говорится об идолопоклонстве израильтян), а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. Боже мой! Сколь Ты милосерд! Следует только обратиться к Тебе от беззаконий – и Ты перестанешь поражать нас за наши грехи, переменив гнев Свой праведный на милость к нам. Но хотя Ты и милостив к неправдам нашим по обращении нашем к Тебе, при всем том мы не должны забывать своего беззакония, своей повинности перед Тобою; должны помнить, что мы в Тебе преступили и работали чужим (то есть страстям, диаволу), а Тебе, величайшему Благодетелю и Творцу, не служили, как верные рабы. Смотри, человек, Сам Бог свидетельствует о Себе, что Он милостив и не гневается на нас вовеки, если мы обращаемся к Нему. Ты ли станешь отчаиваться в милосердии Его, когда за тебя принесена искупительная Жертва на Голгофе? Не паче ли упования во упование должно веровать тебе (в Божественное милосердие)?

14[ – 15] ст. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. Смотри: голос Небесной Любви зовет тебя к Себе для того, чтобы тобою не владели буйные свирепые страсти и опять возобладал тобою Бог, Который полное право имеет владеть тобою как рабом, получившим от Него и жизнь и дыхание и все. Видимое обладание тобою Господа будет заключаться во власти пастырей по сердцу Божию, которые будут пасти тебя разумно и с опытностию. Пора тебе, человек, совсем обратиться к Богу от рабства своим страстям и диаволу; обратись же и войди в свободу чад Божиих.

17 ст. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. Это в точности исполнилось. Господь наш во дни плоти Своей обращался больше в Иерусалиме и в пределах его. Пострадал в нем, умер и воскрес. Поэтому справедливо можно назвать Иерусалим престолом Господним. Далее – в Иерусалиме, ко дню сошествия Святого Духа по вознесении Господнем, собралось множество народов и весьма многие обратились ко Христу, оставив прежнюю развратную жизнь. Было и после много народов, которых вера Христова преобразила из чад греха и погибели в чад благодати и спасения.

[Ст.] 19 и след. Поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов. И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. Бог привлекает нас к Себе благодеяниями. Когда Он ниспосылает тебе какое-либо важное для тебя благо, Он как бы говорит тебе: зови Меня отцем своим и не отвращайся от Меня. Но – непонятная неблагодарность и своенравие: часто, чем больше благодетельствует нам Бог, тем скорее мы отвергаемся Его, забываем Его. Отче Небесный, Отче любви и щедрот! Как много оскорбляют люди Твою благость и Твое величие!

21 ст. и далее. Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Когда благодеяния не вразумляют нас обратиться к Богу всем сердцем, когда они бывают причиною даже удаления нашего от Бога, тогда Бог вразумляет нас противоположным средством – отеческим жезлом, посещая нас бедствием, чтобы, когда мы не умели благодарно почивать на лоне отеческой любви, вспомнили о счастии быть в Его любви в минуты тяжких бедствий. Часто и из наших уст слышен бывает глас плача и моления после того, как мы забывались в своем счастье, беззаконничали в путях своих и забывали Господа Бога Святаго своего. Человек! В том и жизнь твоя должна состоять, чтобы постоянно помнить Бога. Кого тебе и помнить больше!

22[ – 23]ст. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево [церк.-слав.: Возвратитеся, сынове возвращающиися (ирония в слове: возвращающийся), и исцелю сокрушения ваша. Се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш. Истинно лживи быша холми и множество гор, токмо Господем Богом нашим спасение Израилево]! Бог призывает нас, грешных, к Себе и обещает исцелить сокрушение наше, болезнь сердца нашего, которая неизбежно удручает каждого грешника. Мы, со своей стороны, должны обещать Господу совершенную покорность как творения рук Его: се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш. Обратившись к Богу, Который есть Свет, мы узнаем, что прежняя жизнь наша, прежние лица и предметы, которыми мы занимались до забвения Бога, прежние страсти, которым мы поработили себя, истинно лживы, что токмо Господем Богом нашим спасение наше. Холмы и множество гор, о коих говорит пророк, суть места, на коих израильтяне приносили жертвы идолам.

Гл.4, [ст.1 – 2]. Если хочешь обратиться, Израиль... ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде. Как часто Господь взывает к нам, к нашей совести и к нашему сердцу об обращении нашем к Нему: Если хочешь обратиться... ко Мне обратись. Но к Кому же, как не к Тебе, и обращаться от беззакония нашего, Господи и Судия наш! Только у Тебя очищение есть [Пс. 129, 4]. Отнимем же мерзости от уст наших, и прежде всего – от сердца нашего, убоимся от лица Его и поклянемся для верности наших намерений и поступков: «жив Господь!» в истине, суде и правде. Вы, нечестивцы, нагло оскорбляющие Бога, забываете эту истину и потому поступаете так, как бы вовсе нет Господа, живущего в истине, суде и правде.

Ст.3. Сия глаголет Господь... поновите [рус.: распашите] себе поля (сердец ваших) и не сейте на тернии. 4. Обрежьте себя для Господа [церк.-слав.: обрежите жестокосердие ваше]... и снимите крайнюю плоть с сердца вашего... чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших. Исторгните грех с корнем из сердца вашего сердечным сокрушением и раскаянием во грехах своих и тогда уже сейте на нем дела добродетели.

6[ – 7] ст. Выставьте знамя к Сиону [церк.-слав.: Воздвигше знамение (веры) бежите в Сион], бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель. Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов: он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разорены, останутся без жителей. Как величественно и грозно слово Господне. Как ясно видишь ничтожество человека, когда Бог изрекает на него суд Свой. Вот Израиль ожидает бедствия войны жестокой и кровопролитной. Господь предостерегает отечески людей Своих, сколько признает нужным предостеречь их по суду правды Своей, и в то же время ясно предсказывает, что ожидает их впереди: взявши знамение, говорит Он, бежите в Сион: поторопитесь, не стойте, потому что Я навожу бедствие от севера и великую погибель. Вот уже встал лев с ложа своего; губитель народов двинулся и вышел от места своего, чтобы сделать землю твою пустынею, разорить города твои и оставить их без обитателей. Как сильно и живописно! Если это приложить к нам, то вместо слов 1) знамение – поставить знамение вашей веры – Крест; 2) Сион, где был храм Иерусалимский, – храмы Господни, для принесения там сердечной, единодушной молитвы о помиловании и глубокого раскаяния во грехах.

8, 9. По причине таких горестных обстоятельств препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, потому что гнев ярости Господней не отвращается от вас. В тот день, говорит Господь, сердце царя и сердца начальников погибнут, священники придут в ужас и пророки в удивление.

10. И я сказал: Владыко Господи! Ужели Ты обманул этих людей и Иерусалим, говоря: мир будет вам, между тем как вот, меч прошел до души их. Господь посещает нечаянно и сильно: как же не прийти в ужас!

14. Омый от лукавства сердце твое... да спасешися. Лукавое сердце – большая преграда ко спасению. Поэтому не в одной молитве Церковь молит Господа: не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавства. И Давид: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех [рус.: для извинения дел греховных] [Пс. 140, 4].

18[ – 26]. Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани. Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно – палатки мои. Долго ли мне видеть знамя, слушать звук трубы? Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, Кармил52 – пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его. Как трогательно пророк описывает бедствие Иерусалима и как жалобна речь его! Как вся природа трепетала и совоздыхала в глазах пророка бедствию Иерусалима! Да, когда Творец мира гневается на нас, тогда, точно, и вся природа как-то мрачна и угрюма, как бы плачет вместе с нами. Как сильно пророк и далее выражается: так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю. Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху, потому что Я сказал, Я определил, и не раскаюсь в том, и не отступлю от того. От шума всадников и стрелков разбегутся все города (ужасно): они уйдут в густые леса и влезут на скалы; все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя. (Так тяжело было несчастье!) А ты, опустошенная, что станешь делать? «О, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами». Так долготерпеливый, но праведный Господь поражает жезлом Своим неправды наши!

Гл.5, [ст.1]. Походите по улицам Иерусалима... и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим. Весь гнев Господень бывает за неверие и разврат.

3 ст. О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их (нас), а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их (нас), а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться. – О нас это также можно сказать. Я сказал: не потому ли, что они немощны и скудоумны, не могли узнать пути Господни и суда Бога своего! Так пойду же к лицам державным и им скажу слово мое: они знают путь Господень и суд Бога Своего. Но и они единодушно сокрушили иго закона Божия, разорвали узы повиновения Богу. Поэтому-то поразит их лев из дубравы (царь, живущий с народом своим в местах лесистых), и волк погубит самые домы их, и рысь будет сторожить города их: все, выходящие из них, будут схватываемы, так как они стали слишком нечестивы и окрепли в своем отвращении. Из-за чего после этого быть Мне к тебе милосердым: сыны твои оставили Меня... Я насытил их, а они прелюбодействовали... За это ли Я не посещу их наказанием? Говорит Господь: такому ли народу не отмстит душа Моя?

12 ст. Дерзко и ложно сказали (израильтяне) Господу Богу своему: это неправда, к нам не придет бедствие, войны и голода не увидим; пророки наши говорили на ветер, Господь не говорил чрез них – разве с нами это случится? Посему так говорит Господь Сил: за то, что вы говорите это, то вот, слова Мои будут в устах твоих огнем, а люди эти будут деревьями; и этот огонь поест их сильно, по-Божески! Вот, Я приведу к вам издалека народ, народ сильный и древний, коего языка ты не поймешь. [Тук] его как отверстый гроб; все в нем сильные; они поедят жатву вашу и хлебы ваша, даже поедят сыновей ваших и дочерей ваших, овец ваших и тельцов ваших, поедят винограды ваши и смоквы ваши и маслины ваши и разорят мечом твердые города ваши, на которые вы надеетесь. Впрочем, в дни эти, говорит Господь, Я не истреблю вас.

22 ст. Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. Кто видел море и бывал в нем, тот видел на нем силу Господню: тот видел, как оно страшно волнуется и, так сказать, угрожает всю землю залить и потопить. Между тем для такого огромного бассейна вод, для такой жидкой, волнующейся стихии служит пределом песок, так что море никогда не пойдет чрез него, как бы ни возмущалось и какие бы волны ни поднимало! Но какая противоположность послушания грозной, величавой, обширной стихии законам Творца с непослушанием слабого, ничтожного существа – человека! Он положил песок границею морю, вечным пределом, и оно не перейдет его, а у народа сего сердце буйное и мятежное [церк.-слав.: Людем же сим бысть сердце непослушно и непокорно (закону Божию)]; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе [ст.23 – 25].

Гл.6, [ст.]8. Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою. Если Господь посещает нас бедствием, слава Богу: значит, Он еще любит нас и душа Его не отступила от нас. Он накажет и помилует нас.

[Ст.] 10. К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им. Мало ли и теперь необрезанных ушей, которые не могут равнодушно слушать святого и праведного слова Господня!

16 ст. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый [церк.-слав.: о стезях Господних вечных и видите, кий есть путь благ], и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». Как необходимо и в наше время обращать к людям увещание о том, чтобы они стали на путь, потому что весьма многие и ныне ходят не по пути, а по непроходным местам. Как немногие любопытствуют знать о стезях Господних вечных или о пути, который из этого скоропреходящего, тленного мира ведет к обителям вечным на небе! Оттого-то и не видят, кий путь благ, и не ходят по нему, а остаются в нечистотах своих.

[Ст.] 19. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне. Войны, болезни и другие несчастия – врачевство в руках всеблагого Отца Небесного. При развращении народа жертвы его не приятны Богу. Ему приятна только жертва сердца сокрушенного и смиренного.

22 ст. Так говорит Господь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона. Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон. Как ясно и живописно представлено бедствие войны!

28 ст. Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они развратители. Видно, люди всегда те же люди, те же сыны грешного Адама, как тогда, так и теперь: жестки, как металл.

30 ст. Отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их. Люди подобны куску благородной земли, когда Господь отвергает их. Душа без Бога мертва и холодна.

Гл.7, 3 [ – 7] ст. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши... то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вся земля и все, что на ней, принадлежит Господу как Творцу ее; мы живем на ней как рабы, пущенные Господином в дом Его с тем, чтобы делать угодное Ему, то есть мы должны искупать свое местопребывание добрыми делами, каких требует от нас Господь неба и земли. Если же мы делаем только зло, не заботясь угождать своему Господу, то, естественно, мы недостойны жить на земле Его.

8 ст. и далее. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи... и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. Нечестивцы, небрегущие о своем исправлении, не достойны входить в дом Господень: не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей. В него должны входить грешники для очищения себя и праведники для усовершенствования себя в добродетели.

16. Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя. Есть грешники, о коих ходатайство неуместно.

23. Такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо». Богу всего приятнее с нашей стороны послушание Его воле. Внешние жертвы приятны при внутренней жертве. Бог указал нам известный путь, коим мы должны идти, – для нашей же пользы.

25 ст. Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих. Какая отеческая заботливость Господа об обращении Израиля и какое ожесточение со стороны израильтян!

28 ст. Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их. Об нас совершенно то же можно сказать. Мы не слушаем Бога, вразумляющего нас, не принимаем Его наставлений, и в нас погибла вера, так что и на устах наших не слышно ее. Мы заняты только суетою.

Глава 8, [ст.] 4 и далее. Так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Падать свойственно человеку, но оставаться в состоянии падения – неестественно и непростительно, особенно когда призывает к восстанию голос любвеобильного Господа.

6 ст. Никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение. И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня. Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? Как кротко, сердобольно, отечески обличает Господь людей Своих, согрешивших и не хотящих покаяться во грехах своих. Указанием на чин природы Он обличает их жестокосердие.

17 ст. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь. В руках Господних всякая тварь может служить для нас наказанием: велит Бог змее ужалить нас – и она неисцельно ужалит.

Глава 9, [ст.1]. Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез. Какая и здесь отеческая кротость Иеговы в обличении неправд Израиля!

4 ст. Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. Везде и во все времена человека видишь непостоянным, злым, склонным ко лжи и неправде и ко всякому греху. Теперь люди таковы же. И ныне часто нужно беречься от искреннего своего и не полагаться даже на брата своего; всяк готов поставить нам запятую и наскочить с подлою лестию.

[Ст.] 6. ... Не восхотеша уведети Мене, рече Господь. Как и ныне есть много людей, о коих жалуется Господь, что они не хотят знать Его. Это самые христиане.

[Ст.] 8. Язык их – убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы. Как это противно в очах Божиих! Злоба и двоедушие есть свойство диавола, который способен превращаться в Ангела светла и в то же время быть темным демоном.

16 ст. Пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. Война есть наказание Божие за неправды человеческие (за то, что они оставили закон Мой... и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего [ст.13 – 14]).

22 ст. Так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. Страшный пример! Кто бы, кажется, не вразумился им? Между тем на самом деле люди вельми трудно вразумляются и этими примерами: сколько в прошедшую войну пало людей на поле земли нашей, как снопы позади жнеца? А вразумились ли мы после этой войны? Более ли в нас ныне усердия к хранению Закона Господня?

[23 – ]24 ст. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. Так знайте же, люди, чем вы истинно можете похвалиться: познанием Бога и дел Его.

Глава 10, 2 ст. и далее. Не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота... Православная Россия! Эту речь можно обратить и к тебе. Ты – возлюбленная Богом страна. Ходи ты по тем путям, которые указывает тебе Бог и Государь, а по путям других народов не ходи: не перенимай у них вредных правил и обычаев. Далее описывается суетность и лживость идолов, которым противополагается Бог истинный. Пророк говорит: Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе [ст.6 – 7]. С каким чувством истины, с какою самоуверенностию пророк говорит о величии Живого Бога! Так никогда не может говорить никакой чтитель ложных богов.

10 ст. Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.

12[ – 13]. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих. Господи Боже Сил! Даруй мне любить и бояться Тебя от всего сердца моего! Святой пророк воспевает величие Божие, как дитя на лоне отеческом! Какая патриархальная простота понятий о природе, или о естественных действиях Божиих в природе. Господь, говорит он, сотворивший землю в силе Своей, устроивший вселенную премудростию Своею, за гласом Своим посылает множество вод на небе (то есть за громами Своими); выводит облаки от краев земли, творит блистания во время дождя и выводит ветр из Своих хранилищ. Это настоящий лепет дитяти на груди матери родной – безыскусственный, простой, сердечный.

20. Шатер мой опустошен, и все веревки мои порваны [церк.-слав.: скиния моя опусте, погибе, и вся кожи моя растерзашася (кожа на домах)].

24. Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня. Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего. Суди нас, но не потребляй нас в ярости Своей, Господи.

Глава 11, ст.11 и далее. Так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их. Страшен Господь в угрозах Своих, потому что угрозы Его истинны и Он силен во всей точности исполнить их.

14[ – 17] ст. Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем. Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься. Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу. Есть мера и Божию долготерпению. Когда она наполнится, тогда нечестие наказывается праведным судом Божиим, и молитва праведного за нечестивых тогда не имеет успеха. Дом Божий должен быть местом чистым, святым, как пречист и свят Господь, Владыка его. Поэтому люди оскорбляют крайне святость, да и благость Божию, оскверняя храм Божий мерзостями идолопоклонства и другими пороками. Внешние жертвы наши не очищают нас, если мы не стараемся сами очистить внутреннюю часть своего существа – душу. Род обрезанный, или народ иудейский, Господь с отеческою любовию назвал тенистою маслиною, прекрасною на вид. Но увы! В этой маслине разгорелся разрушительный огонь страстей: ветви ее стали негодными, и Господь Сил, насадивший ее (вся земля есть вертоград Божий), изрек уже на нее приговор суда Своего – приложить бедствие к бедствию по мере их нечестия.

[Ст.] 21. «Не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших». Теперь нет или чрезвычайно мало таких людей, которые сказали бы эти слова пастырю стада Христова, – но зато теперь и нет таких ревностных провозвестников воли Божией, каков был пророк Божий.

Глава 12, [ст.] 1[ – 2]. Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. И праведник недоумевал, видя благополучие нечестивых: неисследимы судьбы Божии. Должно быть, всегда были люди, приближавшиеся к Богу только устами, а сердцем своим далече отстоявшие от Него.

[Ст.] 7 и 8. Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его. [Ст.10 – 11] Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною... Какой нежнейший голос слышен от Отца Небесного, прогневанного Своими чадами! Какое также кроткое и вместе праведное обличение пастырей! О! Пастырь должен стоять непременно на свещнице и светить всем.

Глава 13, [ст.] 11. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались. Христиане – новый Израиль. К ним теперь относятся эти слова. Как хорошо быть в соединении с Богом, Творцом всего, и, напротив, как худо быть вдали от Него. Только Бог есть источник и полнота бытия; вне Его – нравственное ничтожество для разумных тварей, мука вечная.

20 – 21. Поднимите глаза ваши и посмотрите на идущих от севера: где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? Что скажешь, дочь Сиона, когда Он посетит тебя... не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину? Как жалобно!

23. Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? Без благодати Божией невозможно человеку сделаться добродетельным.

Гл.14, [ст.3 – 9]. Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы. Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты – как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать? Для чего Ты – как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас. Так трогательно описывает пророк бедствие Израиля, ниспосланное ему. О, наказание за грехи! Так Творец и праведный Судия наказывает за нечестие не только людей, но и бессловесных! (В поучение о Боге Творце.)

22. Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это (прежде пророк говорил о сильной засухе). Бог, как Творец мира, наказывает нас часто самою природою, нас окружающею. Здесь развить можно мысль о ничтожестве человека, ограниченного со всех сторон – и со стороны жизни, и со стороны всех средств жизни. Эта глава стоит частого прочитания.

Гл.15, [ст.1 – 3]. И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Если же скажут тебе: «куда нам идти?», то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, – под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен. Как страшен гнев Всемогущего Творца и Судии мира! И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять... Так, Господи! Ты все сотворил, и все послушно Тебе.

15 и далее. О, Господи! Ты знаешь все; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание. Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф. Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования. За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?

19. Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста.

20 [и далее]. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей.

Гл.16, [ст.14]. И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. Как велик, грозен и силен Господь во гневе Своем и как ничтожен пред Богом человек, когда я вижу, что труп его служит пищею для птиц и зверей. Вся глава стоит особого внимания.

Глава 17, [ст.] 5. Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

7 [ – 8]. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.

13. Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся... потому что оставили Господа, источник воды живой.

14. Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя.

17. Не будь страшен для меня, Ты – надежда моя в день бедствия.

18. Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением. (В поучение о Промысле.)

27. Возжгу огонь в воротах его (Иерусалима), и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет. Пожары – Божие дело и наказание.

Глава 18. Господь Бог говорит Иеремии: встань и зайди в дом горшечника, там услышишь ты слова Мои. И зашел я, говорит пророк Божий, в дом горшечника – а он работал на камнях сосуды глиняные. И вот разбился один сосуд, который он делал из глины руками своими, и он опять сделал из обломков другой сосуд, как ему угодно было сделать. И было ко мне слово Господне, говорящее: разве и Я, как горшечник, не могу сделать вас, израильтяне, говорит Господь. Смотрите: как глина в руках горшечника, так точно вы – израильтяне, в руке Моей. Когда исполнится мера Моего долготерпения, скажу Я определение Мое на народ и на царство – искоренить их, разорить и расточить. И если обратится народ опять от всех лукавств (неправд) своих, то переменю суд Мой о нем и скажу новое определение на тот народ и царство – чтобы он воссоздался и насадился, подобно разоренному винограду. Гордый человек! Помни всегда, что ты не больше в руках Божиих, как глина в руках горшечника. Если ты болен или иначе как-либо несчастен – надейся на Господа: Он может восстановить тебя, как горшечник восстановляет разбившийся сосуд.

Глава 19. Господь велит пророку взять глиняный обожженный сосуд... и разбить его в глазах народа со словами: так говорит Господь Сил: так сокрушу Я людей этих и город этот, как разбивается глиняный сосуд, которого уже нельзя поправить.

Глава 20, [ст.] 9. Озлобленный за свои проречения от народа, и в особенности от священника Пасхора, пророк давал было слово не воспоминать имени Господня: не буду более говорить во имя Его. И вот в сердце его становится как бы огнь горящий, палящий в костех его; он расслабевал отвсюду и не мог переносить его. Далее пророк жалуется [ст.10]: слышал толки многих: угрозы вокруг; «заявите, говорили они, и мы сделаем донос». Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему». Затем утешает себя мыслию о Боге. [Ст.11 – 13] Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется. Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое. Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев. Затем пророк в горьких выражениях говорит о своем несчастии [ст.14 – 18]: Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его. И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание за то, что он не убил меня в самой утробе – так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?

Глава 22, ст.29. О, земля, земля, земля! слушай слово Господне... Сильная речь!

Гл.23, [ст.1 – 4]. Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. Пастыри стада Христова! Каждая овца этого стада стоит бесценной Крови Господа: смотрите, бойтесь соблазнить или иначе как-нибудь погубить ее.

17 и 18[ – 24]. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда». Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его?.. Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых. Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это. Я не посылал пророков сих, а они... Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.

29. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?

31. Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».

33, 36. Если спросят прихожане проповедника: «какое бремя от Господа?» (то есть чем хочешь отягощать наш слух), то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь...» Вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего.

38[ – 40]. За то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа», тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», – за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное... Если тяготятся прихожане нашею проповедию, мы должны обращать к ним эти слова пророка.

Глава 25, [ст.] 33. Как не подумаешь о ничтожестве человеческом, читая следующие слова Иеремии, пророка Божия: не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены, навозом будут на лице земли.

Глава 26, 2[ – 3] ст. Стань на дворе дома Господня (слова Господа Иеремии) и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова. Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их. Эти слова Господни должны быть близки и твоему сердцу. Приложи их к себе и исполняй их. Далее о злоумышлении на жизнь Иеремии, о защите его; приведен был пример, что пророк Михей также пророчествовал о разорении Сиона, но его не убили.

Глава 27. Господь повелевает Иеремии сделать узы и деревянные клады53 и возложить себе на шею и послать их к царям: Иудейскому, Моавитскому, Аммонитскому, Тирскому и Сидонскому чрез послов их, шедших в Иерусалим навстречу Седекии, царю Иудину, со следующими словами: так говорит Господь Бог Израилев, так скажите господам своим: Я сотворил землю и человека и скотов, какие есть на земле, силою Моею великою и мышцей Моей высокою, и дам Я ее, кому будет угодно Мне. И вот Я даю ныне всю эту землю в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, чтобы работали ему обитатели ее, и зверей полевых даю ему для возделывания ее. И послужат ему все народы и сыну его и сыну сына его, пока придет пора и для его земли, и для него самого. Многие народы и цари великие послужат ему. А страна и царство, которые не захотят работать царю Вавилонскому и не вденут выи своей в ярем царя Вавилонского, посечены будут мечом и голодом, говорит Господь, дотоле, пока скончаются от них. Велик Бог истинный: с какой мощною, величественною, боголепною властию говорит Он! В Его словах так и видишь, так и чувствуешь Живого, всемогущего Бога. Слава Тебе, Боже великий и истинный!

Глава 28. О ложном пророке Анании, сыне Азоровом.

Глава 30, [ст.] 15. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Ты сам виноват в своем несчастии: зачем же ты жалуешься, стонешь? Молчи и терпи.

Гл.31, [ст.] 3 и далее. Любовию вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя (после пленения и разорения), и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся... (Как это утешительно для плененных в Вавилоне.) «Вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему». Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: провозглашайте, славьте и говорите: «спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля!»

8 – 10. Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли... Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением... «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое».

12 – 13. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. – Не до конца гневается Господь, и не вовек негодует [Пс. 102, 9]: наказал и милует, поразил и исцеляет. Он любит Свой народ как детей, щадит всех, потому что все – Его создания.

18. «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой».

27 и 28. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. Господь – Творец наш, Он потребит нас, но может и опять создать и насадить нас: все в Его воле и власти.

35[ – 36]. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы (течение планет) перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Судие и Творче наш! Не отвергни и нас до конца.

Глава 32. В 18-й год царствования Навуходоносора войско его осадило Иерусалим, а пророк Иеремия стережен был в темничном дворе, находившемся во дворце царя Иудейского, куда заключил его царь, говоря: зачем ты пророчествуешь и говоришь: тако говорит Господь: вот, Я отдаю этот город в руки царя Вавилонского, который возмет его, и Седекия, царь Иудейский, не спасется от рук халдеев, потому что предан будет в руки царя Вавилонского и будет говорить с ним лицом к лицу и глаза к глазам, и войдет в Вавилон и там останется до посещения Моего, говорит Господь; если же станет воевать против халдеев, ничего не успеет.

17 ст. и далее. Пророк молится: «о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его...» Только чтитель истинного Бога может так взывать к Богу своему, проникаясь чувством Его бесприкладного величия.

39[ – 40] ст. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. Господи! Я принимаю к себе эти слова: дай же Ты мне один путь, чтобы, бояться Тебе во все дни жизни, ко благу мне. И если благоволишь сделать от меня потомство, то чадам моим по мне. Не отврати от мене завета Твоего, заключенного со мною в Пречистом Теле и в Пречистой Крови Твоей, вложи в сердце мое страх Твой, чтобы я никогда, никогда не отступал от Тебя. – Этою молитвою можешь молиться Богу и о своих пасомых, употребляя вместо будущих времен и первого лица повелительное наклонение, второе лицо единственного числа.

Глава 33, 7[ – 9 ст.]. И возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале, и очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня. И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся и затрепещут (по зависти) от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему. Так, Господи, Ты все можешь, потому что все – Твое. Ты накажешь, Ты и прольешь опять токи милостей Твоих.

14. Вот придут дни, говорит Господь, и исполню благое слово, которое Я говорил к дому Израилеву и к дому Иудину. В те дни Я сделаю, что Давид произрастит Отрасль Праведную, Которая на земле будет творить суд и правду. В те дни Иуда спасется и Иерусалим будет в надежде; имя же, которым назовут ее, есть следующее: Господь праведен наш. Это – пророчество о Христе.

Ст.20[ – 22]. Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами-священниками, служителями Моими. Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне. Господь представляется заключающим завет с днем и ночью как одушевленными, хотя Он, как Творец, повелел так быть – и бывает. Это олицетворение – для большей выразительности и наглядности. Так осязательно верен Господь: левиты, или духовные, и теперь умножены, как звезды неба.

25 ст. Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил... Только Бог истинный, всемогущий может говорить таким образом с сознанием и чувством Своего действительного всемогущества.

Глава 34, глава 35. Представляется в пример верности и послушания родителям дети Ионадава, сына Рихавля. Пример этот противополагается неверности и непослушанию иудеев Богу Небесному. [Ст.13 – 17] Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал (Рихав) сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, и говорил: «обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше...», но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня... Сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, а народ сей не слушает Меня... За то дому Рихавлю так сказал Иеремия [ст.18 – 19]: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни. Между людьми пречасто случается, что дети строго выполняют приказ или заповедь отца своего; между тем как мало таких, которые бы с точностию выполняли заповеди Отца Небесного.

36 глава. Варух записывает слова пророчества из уст Иеремии пророка, сидевшего в темнице, и прочитывает их в преддверии новых врат дома Господня в слух всех людей. Некто Михей докладывает царю о пророчествах, записанных Варухом, – о завоевании царем Вавилонским земли Израильской. Варуха призывают и спрашивают, откуда он взял эти слова. Тот отвечал, что Иеремия пророк от уст своих послал ему все словеса. Иоаким, царь Иудейский, сжег листы, на которых записаны были слова пророчества. Господь разгневался на это и изрек плачевную судьбу Иоакиму, повелев на новом свитке опять написать то же, что было прежде.

Глава 37. Дивны дела Господни: к наказанию людей Небесный Судия – Бог, употребляет как орудия (не стесняя, однако же, свободы, тех же людей) или насекомых, или голод, или огонь – всех и все с одинаковою властию и силою. Все покорно Ему как Господу. Иеремия сидит в темнице, которая сделана в доме Ионафана-книгочия. Пророк просил царя не ввергать его в нее, чтоб ему не умереть; вероятно, в ней было очень дурно. Но его не послушали и повергли в нее, давая ему извне один хлебец на день.

Глава 38. Некоторые из знатных иудеев слышали, что пророчил Иеремия, именно: что оставшийся в городе умрет от меча, голода и мора, а убежавший к халдеям будет жив и что город будет предан Богом царю Вавилонскому. Царю сказали, что этот человек должен умереть, потому что он расслабляет руки людей сражающихся оставшихся в городе, и не предсказывает мира, а только одни несчастия. Царь сказал: он в руках ваших, – потому что не имел силы против них. Иеремию взяли и ввергли в ров Мелхи, служителя царева, который был во дворе темничном, свесивши его веревками; в рове воды не было, а только тина, и пророк Божий был в тине. Авдемелех-мурин54, который был во дворе царском, услышал об этом и сказал царю, сидевшему в то время в воротах Вениаминовых: зло ты сделал, умерщвляя голодом этого человека, так как в городе уже нет хлеба. Царь велел Авдемелеху взять с собою 30 человек для того, чтобы извлечь Иеремию из рва, дабы он не умер. Авдемелех взял людей, зашел в царский подвал и, взяв оттуда ветхие одежды и веревки, бросил их к Иеремии в ров, сказав: положи эти одежды под веревки. Иеремия сделал так, и вытащили его веревками из рва, и сел он во дворе темничном. Царь позвал к себе Иеремию и просил его сказать ему силу пророчества. Пророк, взяв слово с царя, что он не уморит и послушает его, повторил ему то же, что говорил прежде о судьбе Иерусалима и жителей его. Царь после этого сказал: пусть никто не знает об этом, чтобы тебя не уморили. Если же князья услышат, что я говорил с тобою, и придут к тебе и спросят у тебя: скажи нам, что говорил тебе царь, то ты скажи им: я поверг просьбу мою пред царем, чтобы он не возвратил меня в дом Ионафана на смерть там. Князья действительно пришли к Иеремии и спросили его, а он отвечал им так, как наказал царь, то есть употребил обман; и они замолчали, потому что слово Господне осталось неизвестным для них.

Глава 39. Навуходоносор берет Иерусалим, избивает детей Седекии и ослепляет его самого, весьма многих переселяет в Вавилон. Между тем Авдемелеху-мурину, защитившему Иеремию, объявляется милость от Господа [ст.17 – 18]: но тебя Я избавлю в тот день (день пленения и смерти), говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься. Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь. Вот как хорошо надеяться на Господа Бога!

Глава 40, глава 41. О злодействе Исмаила, человека царского рода, убившего Годолию, которого царь Вавилонский поставил над землею Иудейскою. Велиса, царь Аммонитский, послал Исмаила на это злодейство.

Глава 42. Как везде, величественно и сильно слово Иеговы. Господь чрез пророка сказал оставшимся иудеям в Массифе [ст.10 – 18]: если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам. Не бойтесь царя Вавилонского... говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его. И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам и возвратит вас в землю вашу. Если же вы скажете: «не хотим жить в этой земле», и не послушаетесь гласа Господа Бога вашего, говоря: «нет, мы пойдем в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного голоса не услышим, и голодать не будем, и там будем жить»; то выслушайте ныне слово Господне, вы, остаток Иуды: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там, в Египте, и там умрете... как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Иерусалима, так изольется ярость Моя на вас, когда войдете в Египет. Как не скажешь с Псалмопевцем: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?.. [Пс. 138, 7]. Никуда, никуда! Везде найдет меня рука Твоя.

Глава 43. Несмотря на увещания пророка к иудеям оставаться в Иерусалиме и не входить в Египет, они все-таки отправились туда, взяв туда и Иеремию с Варухом. Переселенцы поселились в Тафнасе. И было слово Господне к Иеремии в Тафнасе следующее: возьми себе большие камни и скрой их пред воротами дворца фараонова в Тафнасе, пред глазами иудеев, и скажи им: так говорит Господь Сил, Бог Израилев: вот, Я пошлю и приведу Навуходоносора, раба Моего, царя Вавилонского, и поставит он престол свой на этих камнях, которые ты скрыл, и поднимет на иудеев оружие свое и, вошедши, поразит египтян, предая кого на смерть – на смерть, кого на переселение – на переселение, и кого под меч – под меч. И пожжет огнем капища их, сожжет богов и переселит египтян и покроет землю египетскую так, как покрывается пастух своим плащом, и выйдет из ней с миром. Какая велелепота в речи, вполне достойная Бога и приличная только Ему Одному! Какое могущество и строгое правосудие!

Глава 44, 26[ – 28] ст. За то выслушайте слово Господне, все Иудеи, живущие в земле Египетской: вот, Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже на всей земле Египетской произносимо имя Мое устами какого-либо Иудея, говорящего: «жив Господь Бог!» Вот, Я буду наблюдать над вами к погибели, а не к добру; и все Иудеи, которые в земле Египетской, будут погибать от меча и голода, доколе совсем не истребятся. Только малое число избежавших от меча возвратится из земли Египетской в землю Иудейскую, и узнают все оставшиеся Иудеи, которые пришли в землю Египетскую, чтобы пожить там, чье слово сбудется: Мое или их. Трудно идти против рожна [Деян. 9, 5]: если чего не хочет Господь, то верно – не будет. Люди часто и на языке своем, не только в сердце своем, не имеют имени Господня. Кто тут кого оставляет и презирает? Не люди эти, а Бог людей этих презирает за их развращение: Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже... произносимо имя Мое устами их, [говорящих]: «жив Господь Бог!»

Глава 45, [ст.3]. Варух говорил: «горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей»: спал я со стенанием, покоя не находил. Чрез Иеремию Бог так говорит ему: вот, что Я Сам соорудил, то разоряю, и что Сам насадил, то исторгаю, и всю землю Мою. И ты ли будешь искать многого себе (при общем бедствии)? Ты ли хочешь быть покоен и всем доволен? Не ищи. Вот, Я наведу зло на всякую плоть, а твоя душа будет спасена во всяком месте, куда бы ты ни пошел. Не ропщи, человек, при общем бедствии, что тебе худо: если все терпят, ужели ты захочешь быть в покое?

Гл.46, [ст.] 28. Тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя. За твои беззакония Я накажу тебя по правде Моей, но извинить не извиню тебя, потому что Я правосуден.

Глава 47, 6[ – 7 ст.]. Доколе будешь посекать, о, меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся. Но как тебе успокоиться, когда Господь дал повеление против Аскалона55 и против берега морского? Страшны размахи меча Божия! Народ погибает от него нещадно. Меч неприятелей – есть меч Божий.

Глава 48, [ст.10]. Проклят, кто дело Господне делает небрежно. Это относится преимущественно к нам, пастырям.

11 ст. Бог Сам часто переселяет народы по Своим премудрым планам, как бы переливая воду из сосуда в сосуд для того, чтобы чрез переселение переменить его худые нравы на лучшее. Моав56 от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся. Верховный Распорядитель народов! Благоговею пред Твоим благопромышлением о роде смертном!

29[ – 30]. Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его. Знаю Я дерзость его, говорит Господь, но это ненадежно [церк.-слав.: Слышахом гордость Моавлю, горд бе зело: презорство его и кичение его, возношение и воздвижение сердца его. Аз же вем дела его, глаголет Господь: не доволство ли его тако сотвори?]. Счастье, довольство во всем портит нравы людей. Смотри, чтобы и тебе не испортиться. Благодари Бога всегда за свои блага и не забывайся.

33. Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями. Выгнетая винные ягоды, счастливые обитатели земель, текущих медом и млеком, обыкновенно пели песни. Бог предрекает, что по причине плена Моавля они не увидят больше этого счастия. Пользуйтесь же, люди, дарами счастия с благодарением Господу.

37 и 38. У каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь. Все народы, все царства земные в руках Господа, как сосуды, которые Он щадит и сокрушает смотря по их пригодности в великом дому Его. Какие горестные знаки печали моавитян!

Глава 49, [ст.16]. Хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь. Вельможи и богачи века сего! Не возноситесь собою и не гордитесь своею знатностию и богатством, своими великолепными, высокими палатами. Как бы вы ни были высоки и богаты, но Господь может легко свергнуть вас с высоты вашего величия и счастия.

Глава 50, 6[ – 11] ст. Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Все, которые находили их, пожирали их, и притеснители их говорили: «мы не виноваты, потому что они согрешили пред Господом...» Бегите из среды Вавилона, и уходите из Халдейской земли, и будьте как козлы впереди стада овец. Ибо вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят; стрелы у них, как у искусного воина, не возвращаются даром. И Халдея сделается добычею их; и опустошители ее насытятся, говорит Господь. Ибо вы веселились, вы торжествовали, расхитители наследия Моего (Израиля); прыгали от радости, как телица на траве, и ржали, как боевые кони.

14[ – 15] ст. Выстройтесь в боевой порядок вокруг Вавилона; все, натягивающие лук, стреляйте в него, не жалейте стрел... как он поступал, так и вы поступайте с ним.

17 [ – 19]. Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я посещу царя Вавилонского и землю его, как посетил царя Ассирийского. И возвращу Израиля на пажить его, и будет он пастись... и душа его насытится... С какою силою и властию Господь поступает с царствами и народами! Когда слышишь, как произносит суд Свой Судия вселенной о народах земных, тогда исчезает всякая мысль о силе и знаменитости народов и они представляются муравьями на муравейнике, который прохожий роет своею палкою. И мы, точно, как муравьи на муравейнике на земле нашей – ничтожны, безмерно ничтожны мы пред Владыкою вселенной. Наша земля – незаметная точка во вселенной, а таких, и гораздо больше, чем таких, точек во вселенной – миллионы. (Эти безграничные пространства неба, усеянные мирами, имеют также своих обитателей. Там, вверху, живут Силы Небесные.)

31 ст. Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф.

41 ст. и далее. Вот, идет народ от севера (по слову Господа), и народ великий, и многие цари поднимаются от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Вавилона. С какою силою Господь употребляет народы земли орудием Своего гнева, не стесняя их свободы!

44. Только всемогущий, истинный Бог может говорить так: кто подобен Мне? и кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?

45. Слышите определение Господне на Вавилон: непременно исторгну Я ягнят овчих и вместе с ними размечу пажить их. Какая сила и велелепота в речи. Народ уподобляется овцам, а их земля – пажити. И точно – мы овцы пажити Божией.

Глава 51, [ст.] 9. Врачевали мы... но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю (в дом свой), потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков. Если Господь наказал неисцельною болезнию, то она не исцелится никаким искусством.

15. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. Земля, и вообще вся вселенная внятно возвещают силу и премудрость Бога Творца.

20 ст. и далее. Ты у Меня – молот, оружие воинское; тобою [Вавилоном] Я поражал народы и тобою разорял царства (подвластные); тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее; тобою поражал мужа и жену, тобою поражал и старого и молодого, тобою поражал и юношу и девицу; и тобою поражал пастуха и стадо его, тобою поражал и земледельца и рабочий скот его, тобою поражал и областеначальников и градоправителей. И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. Бог употребляет известный народ в орудие Своей святой воли – для наказания какого-нибудь народа, но после приходит время суда и для него самого, то есть для народа, служившего орудием Божиим для наказания другого народа. Так правы суды Его. С каким чувством совершенного всемогущества говорит Бог о наказании вавилонян: Я, говорит, сделаю с тобою то и то. Как несомненна истина, что Бог недремлемо бодрствует на страже народоправления.

25 ст. Вот Я на тебя, гора смертоносная, глаголет Господь, оскверняющая всю землю, и Я простру на тебя руку Мою, извергну из самих скал твоих и обращу тебя в гору сожженную. Не возьмут от тебя камня для угла дома и камня для основания, потому что навсегда ты истреблена будешь. Поднимите знамя на земле, протрубите трубой между народами... Скажите о Вавилоне от Меня царствам Араратским и асханазеям: утвердите над ним стрельницы, выведите на него коней, как множество акридов57. Приведите на него народы царя Мидийского и всей земли, полководцев и все войско его. Земля потряслась и смутилась, потому что приходит в исполнение умышление Господне против Вавилона – сделать землю Вавилонскую пустою и ненаселенною. Ослабели сильные в Вавилоне: не могут сражаться; сидят они там в ограде, пропала храбрость их, стали как женщины; сожжены селения, срыты заборы его. Гонец догонит бегущего и вестник встретит посла – сказать царю Вавилонскому, что город его взят. Взяты жители с концов улиц Вавилона; твердыни его зажжены огнем, и воины его выходят. Так говорит Господь Вседержитель, Бог Израилев: домы царя Вавилонского будут измолочены, как спелое гумно: еще немного – и приспеет жатва его. Съел меня, раздробил меня (покрыла меня тонкая тьма) Навуходоносор, царь Вавилонский, пожрал меня, как змей, наполнил чрево свое моею сладостию и извергл меня (из земли моей)...

36. Иудеи жалуются на Вавилон и накликают на него свои труды и бедствия. Но Господь говорит: вот, Я Сам буду судить соперника твоего и отмщу месть твою, и опустошу море его, и иссушу потоки его. И Вавилон придет в запустение, сделается жилищем для змей, будет чудом и предметом назидания, потому что в нем не будет живущего. В их горячности Я дам им питье и упою их, чтобы они уснули и спали сном вечным и не встали, глаголет Господь. И сведу их, как агнцев, на заколение, и как овнов с козлами – жертвенных животных. Как это взят Сесах58, взята слава всей земли, как это стал Вавилон предметом удивления между народами? Поднялось на Вавилон море с шумом волн своих – и покрыло его. Города его пришли в запустение; земля стала безводною и пустою, земля, в которой уже никто не станет жить, и сын человеческий уже не будет обитать в нем...

49. Как от руки вавилонян пали многие уязвленные в Израиле, так в Вавилоне падут уязвленные со всей земли...

53. Если бы Вавилон взошел на небо и на высоте утвердил могущество свое, и тогда Я послал бы на него губителей Своих, говорит Господь...

55. Погубил Господь Вавилон, и будто рукою снял этот сильный городской шум, шумящий, как множество вод: совсем истребил этот шум (в Петербурге оправдывается это сравнение городского шума с шумом от множества вод, когда вечером немножко прислушаешься к нему).

56. Пришел на Вавилон хищник; схвачены сильные его; ослабел лук их, потому что Бог воздает им, Господь воздает ему воздаяние: и упоит князей его, и мудрецов его, и военачальников его, и войско его, и сильных его, и они заснут сном вечным и не пробудятся, говорит Царь, Господь Вседержитель имя Его.

58. Так говорит Господь Вседержитель: эта очень высокая стена Вавилона будет подкопана, а эти высокие ворота будут сожжены огнем; люди напрасно будут защищаться: они погибнут в самом начале. Таков суд Господа Вседержителя на народ, который исполнил меру Божия долготерпения. Велик и грозен Бог наш, Бог Дух Святой в святых пророках; но и милостив и любвеобилен Он к тем, которые стоят Его любви и милости.

* * *

52

Кармил – гора в Палестине, считается местопребыванием пророков Илии и Елисея, а также местом жертво приношения пророка Илии.

53

Клада, колода, колодка (церк.-слав.) – ярмо.

54

Мурин – негр, эфиоп.

55

Асколон – филистимский город.

56

Моав – наименование Моавитян, потомков Моава (сына Лота), живших на востоке от Иордана.

57

Акрида, акриды (греч.) – род саранчи. Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев. 11,21).

58

Сесах – имя вавилонской богини; иногда именем этой богини и сам Вавилон называется у пророка Иеремии Сесах.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle