Скрыть
Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се бо отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя: обратися ко Мне, и избавлю тя

Он показывает легкость для Него таких дел. «Изглажу беззакония твои», говорит, «обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя». Видишь ли, не только в благодеяниях нужно нам иметь упование на Бога, но также обращаться и просить Его. «Обратись ко Мне», говорит; ты несправедливо поступаешь, когда говоришь: я не смею, так как я исполнен бесчестия. «Я искупил тебя»: представление извинительных причин всегда служит стеною, преградою, препятствием и стыдом. «Обманутое сердце ввело его в заблуждение», как почитающих, так и тех, кому воздают почитание. «И несть лжи в деснице Моей» (в русском переводе этих слов нет), т.е.: так как дело, которое им нужно совершить, велико и превышает их силы, то Я явлюсь помощником, защитником и крепостью их.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-23 Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Я изгладил, как облако, беззакония твои и, как туман, грехи твои, обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Хвалите небеса, ибо (в вульгате прибавлено: милосердие) соделал Господь: ликуйте, концы земли, оглашайтесь, горы, хвалою, лес и всякое дерево в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится Израиль

Если это так и так как ты знаешь, что идолы человеческие суть измышления, то ты, Иаков и отрок Мой, Израиль, не забывай Творца своего, и не оскорбляй себя самого, преклоняясь пред делом рук своих. Так как они при пришествии отрока Моего, которого Я избрал, будут совершенно ниспровергнуты, то всем расположением ума познай, что как облако, и мрак и туман или рассеяваются солнечною теплотою или разрежаются, уносимые ветром, так и Я рассею твои беззакония и все грехи, которыми ты прежде оскорблял Меня. Обратись только ко Мне и принеси покаяние, ибо ты должен быть искуплен драгоценною кровию. Если ты сделаешь это, то знай, что при твоем спасении будут ликовать небеса и земля и славословить все стихии: или ангелы, обитающие на небесах, и другие силы, которыми держатся основания земли, или апостолы и пророки, о которых и апостол говорил: наздани бывшие на основании апостол и пророк (Еф. 2:20). Также горам и лесам или холмам, занимавшим по различию достоинств первые и средние и последние места, повелевается ликовать и трубить, когда они узнают, что Господь искупил Иакова и радуется об обращении Израиля или что сам Израиль, обратившись от заблуждения, делается славным.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21–22 Помяни сия, Иакове и Израилю, яко раб Мой еси ты, сотворих тя раба Моего, и ты, Израилю, не забывай Мене. Се бо отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя: обратися ко Мне, и избавлю тя

Христос сказал негде: ведевый волю господина своего, и не сотворив, биен будет много. Не ведевый же, и не сотворив, биен будет мало. (Лк. 12:47, 48). Приговор в том и другом деле безусловно праведный. Ибо тем, которые не ведают воли владычней, а потом согрешают и делаются повинными в преступлении, кто-либо может простить неведение, принимая оное в основание милосердия (повод для помилования); а тем, которые, зная законы, решились жить беспечно, по праву надлежит наказание, потому что это есть вина явного нерадения. Итак, дабы Израиль, быв изобличен в столь многих преступлениях, но удостаиваясь прощения от Бога, соделался лучше, для сего повелевается ему вспомнить нерадение свое и благость Милующего.

Помяни сия, говорит, Иакове. Что же это? Что уже прежде сказано, и яко раб Мой еси ты, и сотворих тя раба Моего. В сих словах показывает, и весьма ясно, что Израиль не остался без детоводительства, но был под законом и под игом и имел весьма многих способных вразумлять его. Поэтому он был отрок (раб) и создан был для сего. А каким образом? Скажем сколько можно. Творится человек, как без сомнения и праотец Адам, просто из земли, ибо взял, сказано, Бог персть от земли, и созда человека (Быт. 2:7). Этот способ создания продолжается и доселе в отношении к нам; потому что каждый созидается во чреве матери своей, и это есть путь, ведущий сущих на земле к бытию. Но созидается и во отрока (сотворих тя раба Моего) Божия, преобразуемый духовно, познанием Божественных законов, в превосходный вид, являющийся в душах человеческих вследствие благоукрашения добродетелью. Эта красота должна быть умопредставляема как духовная.

Созидаются же и как бы во Христе, чрез причастие святого Духа во образ по Христу. Так и Божественный Павел пишет Галатам: чадца моя, имиже, паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Воображается же в нас Христос, когда святой Дух всылает в нас некий Божественный образ чрез освящение и правду. Так-то, именно так в наших душах сияет образ ипостаси Бога и Отца (Евр. 1:8), когда преобразует нас, как я сказал, Святой Дух, чрез освящение, по образу Его. Так сказал опять и священнейший Павел: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2); и покрывало, говорит, положено на сердцах Иудеев, мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, яко же от Господня Духа (2Кор.3:15, 18).

Так созидаемся мы во отрока Божия. поелику же имя отрока есть некоторым образом общее, ибо принимается и для слуг и для сынов, то мы полагаем, что созидаемым в законе более приличествует созидание в слуг, так как на Израиле был дух рабства и им не безвредно было нерадение, почему закон и наказывал их как слуг. А если кто созидается во Христе, то созидается в Сына Божия недавно сказанными способами. Посему нам должно памятовать и о человеколюбии Оправдывающего, и о том, что мы созданы в сыновство и в славу и как Отцу воссылать Богу воздаяния за содеянное им для нас. А каким образом это может быть исполнено нами, тому Он благостно научает, говоря: и ты, Израилю, не забывай Мене. Забывает кто-либо Бога, когда пренебрегает благочестием в отношении к Нему или даже совсем удаляется (от благочестия). Это делали Израильтяне, служа не сущим богам; делают тоже и доселе некоторые, идя вспять после (приятия) веры, ихже суд праведен есть, как написано (Рим. 3:8).

А что забвение Бога весьма часто знаменует отступление от благочестия в отношении к Нему, это мы можем узнать из того, что Он Сам говорит Израильтянам: вы оставившии Мя и забывающии гору святую Мою и уготовляющии демону трапезу и исполнлющии щастию растворение, Аз предам вас под меч, вси закланием падете (Ис. 65:11, 12). И по тому же поводу взывал Он против Израильтян устами Иеремии, говоря: еда забудет невеста красоту свою, и дева мониста персий своих? Людие же Мои забыша Мене дни бесчисленны (Иер. 2:32).

Итак, забвение часто может указывать на отступление (от веры); памятование же – на твердость в вере, на непоколебимость в любви и на крепость во всем том, что Ему угодно. Посему не забывай Мене, говорит, а напротив, помни. Се бо отъях яко облак беззакония твоя. Отъях, говорит здесь вместо: отъиму, и как бы некий примрак и облак рассеяв, уничтожу. Что отъях говорит вместо: отъиму, это весьма ясно может показать последующее: обратися,говорит, ко Мне, и избавлю тя. Ибо каким образом уже «отъял», если призывает к обращению как бы еще не обратившихся, но имеющих прийти к сему в свое время, именно тогда, когда воссияет миру Христос, чрез Которого всякое отпущение прегрешений, и обращение и призвание к Богу, верою в Него и евангельским житием и высокими подвигами добродетели?

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя

Вот Я, говорит Бог, отнял от тебя преграду, отделяющую тебя от Меня: Я отнял, как облак, закрывающий тебя, твою душу, от очей Моих, беззакония твоя и, как туман, покрывающий душу твою, – грехи твоя: обратись же ко Мне, и Я избавлю тебя от всех твоих несчастий…

Дневник. Том I. 1856

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ис.44:8-28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (Ис.44:28).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя

Изглажу беззакония твои… обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя… Своего верного Израиля Господь не забудет, и если он обратится к Нему, то простит ему все грехи его и искупит его, т. е. сначала выкупит, освободит из вавилонского плена, а затем - откроет возможность искупления от рабства греху.

См. также Толкование на Ис. 44:6

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 20–22. Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. 

Израиль, издавна наученный вере в единого истинного Бога (ст. Ис.44:8), должен понять и знать, что существо идолов пепел, а не дух, что идолопоклонники находятся в жалком обольщении, так как ни один из них не может избавить души своей от позора и погибели (ст. Ис.44:9, 10). Видя это, Израиль не должен говорить, что в деснице Божией ложь, т.е. что Господь не спасет его Своей десницей от сильных врагов, поклоняющихся идолам: идолы – ничто и поклоняющиеся им ничто. Только Господь – Избавитель: Он грядет с силою, и мышца Его с властью; награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его (гл. Ис.40:10, 17, 23, 27-28). Израиль, по самому этому наименованию своему, должен помнить, что он – избранный народ Божий, – что ради этого избрания, Господь снимает с него грехи и беззакония его так быстро и бесследно, как действием солнечных лучей очищается утром небо от тени облаков, как рассеивается ими мрак ночного тумана над глубокой долиной.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible