Скрыть
und gehen nicht in ihr Herz; keine Vernunft noch Witz ist da, daß sie doch dächten: Ich habe die Hälfte mit Feuer verbrannt und habe auf den Kohlen Brot gebacken und Fleisch gebraten und gegessen, und sollte das übrige zum Greuel machen und sollte knieen vor einem Klotz?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-20 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей

Итак, ты не взирай на идола и красоту его, но лучше размышляй таким образом: где же находится другая половина той части, которую сожгли, которая была употреблена для топлива и на другие их потребности? Она была сожжена и превращена в пепел. Осмеивая их, пророк вместе с тем приводит здесь слова согреваемых: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

Акила говорит: «и не скажет: ужели ложь в деснице моей?» Смотри, каков смысл обвинений.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-20 Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь воинств: Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога. Кто подобен Мне? Пусть назовет и возвестит и изложит Мне порядок с того времени, как Я устроил народ древний: пусть возвестят им наступающее и будущее. Не бойтесь и не смущайтесь: издавна Я дал знать тебе и возвестил: вы свидетели Мои. Есть ли Бог кроме Меня и Творец, которого Я не знал бы? Все ваятели идолов ничтожны и вожделеннейшие их не принесут пользы им. Они сами свидетели их, что они не видят и не разумеют, чтобы быт посрамленными. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Вот все участвующие в этом будут посрамлены; ибо художники - из людей; все они соберутся, станут, и устрашатся и вместе будут постыжены. Кузнец приготовлял пилу, обделал ее при помощи угольев и молота и работал сильною рукою своею. Он будет голодать и ослабеет, не будет пить воды и утомится. Плотник натянул шнур, обделал его [дерево] стругом, обработал посредством наугольников и округлил посредством циркуля и выделал образ мужа, как бы знатного человека, живущего в доме. Он нарубил кедров, принеся ясень и дуб, стоявший между деревьями в лесу. Он насадил сосну, которую возрастал дождь, и служила она для людей топливом; [часть] из этого он брал и нагревался, поджигал, и пек хлебы. Из остального же сделал бога и поклонялся ему, сделал идола и повергался пред ним. Половину его сожег на огне, а половиною варит мясо для еды. Он сварил кушанье, и насытился, и нагрелся и сказал: ах, я согрелся, я видел огонь. А из остатков от того сделал бога и идола себе: повергается пред ним и поклоняется ему и молится говоря: спаси меня, ибо ты бог мой. Они не знали и не разумели, ибо залеплены глаза их, чтобы они не могли видеть, и чтобы они не разумели сердцем своим. Они не помышляют в уме своем и не знают и не имеют смысла, чтобы сказать: половину его я сжег в огне и пек хлебы на угольях его; я жарил мясо и ел, а из остатков от того сделаю идола, наперед обрублю древесный пень; часть его обращена в пепел: неразумное сердце поклонялось [или будет поклоняться] ему; и не избавит [или не избавит] он души своей и не скажет: сильный обман в правой руке моей

После прославления апостолов, признания язычников, пришествия Спасителя и излияния Духа Святого, которого обещал [Он] даровать всем верующим, когда, смотря по различию заслуг, один скажет: я Господень; другой будет призывать именем Иакова; иной будет писать рукою своею, что он Господень, и не смотри на свое происхождение из неверующего общества язычников, будет прозываться именем Израиля, так что будет почитателем единого Бога: начинается другой отдел (περιχοπή), который весь мы изложили вместе, чтобы не прерывать связи одной мысли. А так как [перевод] Семидесяти в этом отделе, за исключением немногих слов, не отличается от еврейского, то мы ограничились нашим изданием, поняв которое можно знать и прочие. Направлена же эта речь против идолопоклонников того времени, в которое пророк Исаия предвозвещал народам будущее, и обличает тех, которые, презрев служение Богу всемогущему, повергались пред деревянными идолами и поклонялись делам рук своих. Итак пробежим [вкратце] частности.

Так говорит Господь, Царь Израиля, который будет веровать в Меня, и Искупитель его, который примет пришествие Сына Моего: Господь воинств и сил и всемогущий; ибо это в еврейском означает Саваоф. Я первый и Я последний, Я альфа и омега, и кроме Меня нет Бога, ибо отрок, которого Я избрал, есть Бог во Мне. О Нем Я выше сказал: «вот отрок Мой, которого Я избрал, избранный Мой, которого приняла душа Моя: Он возвестит народам суд и на имя Его будут надеяться народы» (гл. 42). И не говорит, что только Он один есть, но что кроме Его силы и премудрости нет никакого другого Бога и, осуждая веру во многих богов и идолов, говорит: кто подобен Мне? Пусть назовет несуществующее существующим (Рим. 4:17) и изложит порядок Моего творения, в котором все основательно было обдумано Мною, с того времени как Я создал человека на земле. И Я не только этого хочу, но и требую знания о будущем. Поэтому ты, Израиль, имея Меня своим царем и Искупителем, не бойся кумиров, относительно которых ты на Синайской горе узнал, что они ничтожны. Или может быть есть другой творец, которого Я не знал бы? Или кроме этого мира есть другой мир, обнаруживающий могущество неизвестного Бога? Но не только то, что делается, а и те, которые делают, будут считаться за ничто. И когда наступит время воздаяния, то не будут в состоянии спасти их дела рук их, которыми, слепыми и лишенными чувства, будут постыжены их художники.

Ибо кто может поверить тому, что посредством топора, и пилы, и сверла и молота образуется Бог? Или тому, что посредством угольев, выливаются идолы, или же посредством шнура, струга, и наугольников и циркуля вдруг делаются боги, в особенности когда голод и жажда художника указывают на ничтожность искусства? Ибо делается деревянная статуя, представляющая образ человека, и чем она будет красивее, тем бог считается более священным. Она ставится в капище и заключается в вечной тюрьме, росшая долгое время в лесах и, смотря по различию дерев, бывшая кедром, и ясенем, и дубом или сосною. И удивительным образом обрезки и стружки от того бросаются в огонь, чтобы нагревать того, кто сделал бога, и варить разного рода пищу, а из другой части делается бог, чтобы, по окончании работы, покланялся ей сделавший это, и испрашивал помощи у своего произведения,— и не понимает или не помышляет или же скорее не видит не телесными, ни духовными очами, что не может быть Богом то, часть чего сожжена, и что божественное величие не создается человеческою рукою. В пророческой речи очень подробно осмеиваются идолы, но это легко ложно понять, и оно не требует пространного или вернее излишнего объяснения. Об этом и Флакк пишет в сатире (Horat. Sat. 1, 8, 1-4), осмеивая кумиры язычников:

«Некогда был я чурбан, от смоковницы пень бесполезный; Долго думал художник, чем быть мне, скамьей, иль Приапом! »«Сделаю бога!»« сказал; вот и бог я! С тех пор я пугаю птиц и воров»…

Но все, сказанное об идолах можно относить и к ересиархам, которые искусством сердца своего образуют идолов своих учений и обмана и чтут то, относительно чего знают, что это ими измышлено. И они не удовлетворяются собственным заблуждением, если не увлекут всех простодушных к преклонению пред ними. Они думают, что благочестие служит для прибытка (1Тим. 6), и пожирают домы вдов, и злоупотребляя неведением народа, делают таким образом своего бога при помощи диалектического искусства, как бы посредством топора и сверла, пилы и струга, и куют молотом и позлащают красотою риторической речи: имже бог, чрево и слава в студе их (Флп. 3:19).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13–20 Избрав древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е, и сотвори е аки образ мужеск и аки красоту человечу , поставити е в дому. Посече древо в дубраве, еже насади Господь, сосну, и дождь возрасти, да будет человеком на жжение: и взяв от него, согреся, и изжегше я, испекоша ими хлебы, из оставшаго же сотвориша боги и покланяются им. Пол его сожже огнем, и пол его сожже на углие, и испече в них хлебы, и на них испече мясо, и яде, и насытися, и согревся рече: сладко мне, яко согрехся и видех огнь. Из оставшаго же сотвори бога изваянна, прекланяется ему и покланяется, и молится ему глаголя: избави мя, яко бог мой еси ты. Не уведаша смыслити, яко отемнеша очи их, еже видети и разумети сердцем своим. И не помысли в души своей, ни уведе смышлением, яко пол его сожже огнем, и испече на углиех его хлебы, и испек мяса снеде, и оставшее его в мерзость сотвори, и покланяются ему. Увеждь, яко пепел есть сердце их, и прельщаются, и ни един может души своея избавити: видите, не рцыте, яко лжа в деснице моей

Весьма ясен смысл предложенных здесь изречений, и ничего трудного нет в них. Написано, что бессердечен и оказывается как бы вне всякого разума и совершенно лишен надлежащего понимания поклонник идолов, а равно также и художник. Но весьма долго останавливается на повествовании о них, вместе и постыжая их как заблуждающихся, и открывая глаза им, как объятым злом, и убеждая их взирать на самую истину, которую если постигнут умом, то будут вне сетей, и избавят свои головы от ран безумия. Кроме того скажем следующее: нам кажется, в этих словах речь построена весьма сильно и мудро и не имеет недостатка в том, чтобы убедить многих удаляться от многобожного заблуждения, но предпочитать наиболее всего подчинение Тому, Кто есть по естеству и истинно Бог. Ибо избрав, говорится, древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е: и сотвори е аки образ мужеск, и аки красоту человечу, поставити е в дому.

Искусство, говорит, тех, которые обыкновенно делают богов, тогда в особенности бывает достойно всякого удивления, когда из древа сделает образ и красоту человеческую. Искусно же сделанное кем-либо по подражанию чему-либо во всяком случае ниже самой истины и уже за нею следует. Итак, поклоняющиеся древам или камням, обделанным в образе человека, изобличаются в том, что чтут свой собственный вид и будучи много лучшими своих подражаний, оскорбляют свою собственную природу, как воздающие большую славу оным.

Таким образом, это есть вина крайнего бесчувствия и преступление наивеличайшего безумия. Поставляет в дому, то есть, в храме, древо, которое посече в дубраве. В сих словах показывает, что те, которые обыкновенно делают богов, не неведают вещества, из которого они сделаны, дабы некоторые, по обычаю Эллинов, не называли поставленных в капищах идолов упавшими с неба и само рожденными или само-происшедшими. А что они извращают значение цели создания Божия, это изобличает, говоря, что древо насаждено в дубраве и возращено подаванием дождей, да будет человеком на жжение. Делающие же богов из того, что предназначено к сожжению, сами вместе с ними будут пищей огня. Едва не поражается удивлением, говоря, что пол его сожже огнем и истратил на свои нужды, приготовляя кушанья и употребляя части богов на печение хлеба. За тем впал в такое безумие, что остатку от употребленного покланяется и молится и говорит: избави мя, яко бог мой еси ты.

Поэтому сердце их есть ничто иное, как пепел, и прельщаются они, и никто не может избавить души так низко падших, кроме единого, если Он восхощет, Бога, все творящего и преобразующего и просвещающего омраченное и обращающего заблудшее. А в рукотворенных богах нет ничего полезного, но только тщетное; потому что они суть вещество бессмысленное и бесчувственное. Видите же, то есть, уразумейте, и не рцыте, яко лжа в деснице моей. Все в оных, говорит, лживо, и имена и слава.

В деснице же Моей, то есть, в Сыне (так как Сын повсюду в боговдохновенном Писании именуется десницею Отца) ничто не может быть найдено ложным; но если Он Богом именуется, то есть Бог истинный, и если – Господом, то не как незаконно приобретенное имеет это имя, но напротив, по естеству есть Владыка всяческих; и если – Царем, или светом, или жизнью и силою, или Зиждителем, то все сие – неложно. Ибо Он не есть произшедший, но по естеству своему должен быть умопредставляем как превысший всего, приведенного к бытию, будучи Бог от Бога и свет истинный от света истинного.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ис.44:8-28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (Ис.44:28).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева

Он закрыл глаза их, чтобы не видели и сердца их, чтобы не разумели… О ком здесь говорится? Если о Боге, то достойно ли так думать о Нем? Разумеется, это нужно понимать не в том смысле, чтобы Бог намеренно толкал язычников на путь нечестия и разврата, а в том, что Он не стесняя свободы их воли, попускал их ходить своими естественными путями, или, как выражается апостол: «предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим. 1:28).

См. также Толкование на Ис. 44:6

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 18–19. Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» 

Человек сам может видеть, как в поле или дубраве естественно из земли, при действии дождя, вырастает обыкновенное дерево (кедр, дуб, сосна), постоянно употребляемое в виде дров на сожжение; видит, как оно постоянно, на его же очаге, действием огня превращается в пепел; видит, что из остатка этого же самого дерева он приготовляет себе идола-бога: видит, что его бог возник из праха, им же самим превращается в прах – пепел и, однако же, не понимает этого очевидного ничтожества его. Так глубоко падение человека, так сильно его ослепление, и от такого-то гибельного падения Господь избавляет Свой избранный народ.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible