Скрыть
Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля

Великое дело быть в общении с Богом и относиться к числу Его служителей! «Другой назовется именем Иакова, а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля». Но Акила говорит не это, но: «будет подражать»; Симмах: «приготовит себя»; Феодотион: «притворится». Тот, кто говорит: «Божий есмь, притворится во имя Иакова», что переводится «лжец», так что и он обманет врагов своих. Многие из языков, когда увидели дела Божии, совершившиеся ради иудеев в стране персов, пожелали вместе с ними выйти и идти в страну израильскую. Указывая на это, переводчики говорят: «будет подражать», или «притворится во имя Иакова».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-5 А ныне слушай, Иаков раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создающий тебя и образующий тебя, от чрева [матери] помогающий тебе. Не бойся, раб Мой, Иаков, и самый праведный, которого Я избрал. Ибо Я изолью воды на жаждущую и потоки на изсохшую: излию дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомство твое. И будут расти между травою как ивы при потоках вод. Один скажет: ,«я Господень», и другой будет призывать именем Иакова, а иной напишет рукою своею: «Господень» и прозовется именем Израиля

Где народ иудейский обвиняется в неверии и в поругании, там он называется без особых эпитетов, одними именами: ты, Иаков, не призывал Меня, и ты, Израиль, не трудился для Меня, и потом: Я предал Иакова на убиение и Израиля на поругание (Ис. 43:22, 28). Но когда обращается с речью к лику апостолов, происходивших из иудеев, то присоединяются и особые названия.

Слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал: чтобы сначала было рабство, а затем избрание. Так говорит Господь, создавший и образовавший тебя, помогавший тебе от чрева, так что даже во чреве матери ты держался за пяту брата (Быт. 25), или сохранивший тебя при начале возникновения Церкви от преследователей.

Не бойся жестокости их, раб Мой, Иаков, и самый праведный, которого Я избрал. Другим именем Он называет Израиля; потому что еврейское слово isurun другие переводчики перевели ευθυτατον ила ευθή, то есть самого праведного или праведного, одни только LXX: возлюбленнейший, присоединяя от себя Израиль. Ибо Израиль (Israel) у евреев согласно с начертанием означает собственно праведный Божий. Мужа же видящего Бога означает это слово не по начертанию, а по произношению. Поэтому и книга Бытия называется ευθείς, то есть праведных, Авраама, Исаака и Израиля.

Итак, не бойся, Иаков и Израиль, потому что Я изолью воды на жаждущую и изсохшую, о которой часто говорилось. И излию или возложу дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомство твое, которое водою и Духом Святым возродится в крещении. Это и Спаситель в Евангелии обещал говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет. И тотчас присовокупляется: сие же рече о Дусе Святом, его же хотяху приимати верующии (Ин. 7:37, 39). Сравнивает также возрождающихся в крещении с зеленеющими травами и ивою, вырастающею при потоках вод: и вопреки природному свойству приносит плоды та, которая прежде была бесплодною или семя которой, принятое в пищу, делается бесплодными. Это именно в первом псалме читается: и будет яко древо насажденое при исходивших вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Пс. 1:3). Другие под травами и возрождающимися ивами разумеют двоякое призвание, и именно под травами— народы языческие, а под ивою— уверовавших из Израиля.

И вместе с тем описывает разнообразие верующих: один скажет: «я Господень», будучи уверен, что он имеет дела правды, другой будет призывать,— подразумевается: грешников,— именем Иакова к покаянию, чтобы и они оставили пороки и грехи. Иной напишет рукою своею «я Божий» [или Господень] или, как перевели LXX: будет писать на руке своей «Божий я» хвалясь при первом начале служения Христу тем, что он воин.

И прозовется именем Израиля. Ибо не все из Израиля, но большая часть из среды язычников прозовется именем Израиля, приняв закон и пророков и все дарования Духа Святого, обещанные народу Израильскому.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-5 Сице глаголет Господь Бог, сотворивый тя, и создавый тя из утробы: еще поможет ти: не бойся рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящим в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей. Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею , Божий есмь, о имени Израилеве возопиет

Обвинив Израильтян в отступничестве и в том, что они удалились от любви к Нему и предали себя не сущим богам, так как сказал: отцы ваши и князи ваши беззаконноваша на Мя, и оскверниша князи святая Моя (Ис. 43:27, 28), весьма благостроительно приводит и сие. Ибо не допускает, чтобы они уклонились к отступничеству или отчаянию и совсем лишились надежды на Него; но обещает им опять милость, восстановляет их обычным своим человеколюбием и приводит к покаянию. Дает понять, что Он не совсем отвратился от согрешивших и что не весь до основания погибнет Израиль, так как Он милостив и весьма облегчает путь спасения для верующих в Него. Называя же Себя Господом и Богом, сотворившим и создавшим его из утробы, кажется, дает видеть, что он впал в заблуждение, приписав и другим имя Божества и нерассудительно воздав славу Господню не сущим богам. А что и Творца не познал он и Того, Кто привел к существованию некогда не сущего на земле человека, на это опять указует, утверждая о Себе, что Он есть Создатель и Творец, и как бы в неблагодарности обвиняя отпавших от любви к Нему.

И подлинно, несообразным оказывается, если мы родителям по плоти воздаем высшие почести, как это предписывает и Божественный закон, а Содетеля всяческих не восхвалим более, нежели тех, приличествующими Ему славословиями и не почтим Его совершенным с нашей стороны подчинением Ему. Таковое нечто говорит и чрез одного из святых пророков: сын славит отца, и раб господина своего (убоится): и аще Отец есмь Аз, то где слава моя? и аще Господь есмь Аз, то где есть страх мой? глаголет Господь Вседержитель (Мал. 1:6). Ибо Он одинаково есть и Господь, как имеющий всю тварь под игом и рабством у Себя, – так и Божественный Псалмопевец негде сказал к Нему, что всяческая работна Тебе (Пс. 118:91) – но Он опять есть и Отец, как Создатель и Творец и приведший все в бытие. Итак, по чину или требованию долга нам надлежит воздавать и приличествующее сынам подчинение и подобающий слугам страх. Когда таким образом Бог называет Себя Создателем и Творцом, то этим внушает нам мысль о том, что мы должны чтить Его, как подателя и самого бытия и как виновника существования для тех, которые некогда не существовали. А говоря согрешавшим: еще поможет ти, подает надежду на то, что для них, хотя и запутавшихся во многие и неизбежные вины, сохранен остаток милосердия и человеколюбия; и ничто не воспрепятствует и им спасаться, если бы они решились перейти к лучшему и приличнейшему и согласному с Его законами.

Кажется, в этих словах Израилем и Иаковом именует Он лик святых Апостолов, как бы в одном лице подразумеваемый; потому что во Христе все суть едино. В самом деле, рассуди: как это говорит Он, что Израиль есть возлюбленный и избранный, а между тем не для всех ли очевидно, что никогда не назвал бы возлюбленными и избранными тех, которые отвергли веру в Него? поелику же они, будучи от крови Иакова, – он же и Израиль, – соделались сосудами честными и избранными и призваны к священнодействию Евангельской проповеди, то Он и почел за должное увенчать их столь славными именами, как имевших быть светилами в мире (Фил.2:15), содержащими слово животно (Фил. 2:16), и как тайноводителей всей находящейся под солнцем земли.

Итак, не бойся, говорит, то есть мужайся и крепись, имей терпеливое и юношеское расположение духа и, посмеваясь над восстаниями гонителей твоих, имей твердую веру в Бога. Весьма многие ведут борьбу против священной проповеди и восстанет нечестивое множество, противодействуя словам вашим, но будь, говорит, выше боязни, лености и слабости, ибо Аз дам воду ходящим в безводней. По истине сладостно и спасительно для ходящих по земле жаждущей встретиться с источниками водными. Но для подвизающихся в благочестии, думаем, трикраты, и даже более, вожделенно орошение Божественными и духовными струями или утешениями от Духа, посредством коих дух человеческий, как-либо ослабев немного, мог бы снова укрепиться к мужеству. Вода же в сих словах, которую Бог обещает подать ходящим в безводней, есть, говорим. Дух Святой. Так сказал и Сам Спаситель: якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы, и разъясняя значение сказанного, премудрый Евангелист тотчас присовокупил: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии в Него (Ин. 7:38, 39). Ибо вода животворна и способствует деревам и травам к возрастанию, отображает же она некоторым образом действие Святого Духа, чрез Которого все состоит, будучи содержимо в благосостоянии, и мысленная тварь изобилует приращением во всяком благе и быстро идет к духовному возрастанию. А что обещание воды ходящим по безводной (земле) указует на животворную силу и действие Святого Духа, на духовное чрез Него утешение, это уяснит следующее рядом: наложу, говорит, дух Мой на семя твое, и благословения Моя на чада твоя. Семенем же и чадами святых Апостолов мы называем призванных чрез них к познанию истины и к возрождению духовному, которым они возрождают их не от семени тленного, но словом живого Бога и пребывающего и действием самого Святого Духа.

Так и Божественный Павел пишет в послании к призванным чрез Него и говорит: аще бо и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор. 4:15). И везде мы можем находить, что он называет чадами уверовавших в Него чрез них. Итак наложу, говорит, дух Мой на семя твое, и благословения Моя на чада твоя. Благословениями же, подаваемыми от Бога святым, мы считаем многообразие духовных дарований, овому бо дается слово премудрости, иному же слово разума и следующее за сим ((1Кор. 12:8), и дал.); и еще в одном месте премудрый Павел пишет, что кийждо из нас свое дарование имать от Бога (1Кор.7:7).

Затем, какая может быть польза благословений, это Он изъяснил, прибавив: прозябнут аки трава, посреде воды и яко верба при воде текущей. Травы и растения, какие могут быть в местах безводных, весьма медленно растут, а выросши, тотчас же засыхают. Напротив того, очень цветущие те, при которых находятся струи потоков и водное течение, сохраняющее им жизнь; так растение верба всегда зелено, так как всегда растет при источниках и реках. Итак, будучи напоены, говорит, духовными струями, обогатившиеся сим исповедят, что знают только Меня одного и Богом наименуют Призвавшего их. Говоря же, что сей речет, Божий есмь, и сей возопиет, и другий напишет, означает множество прибегающих к Нему чрез веру во Христе. Ибо не будет называться оно именем какого либо одного народа; но скорее все множество язычников, находящееся в подсолнечной, и все исповедят, что они стали Божиими и Его наименуют (напишут) Спасителем и Искупителем, и назовут наконец о имени Иаковли, то есть, что они суть уже и жребий Бога: бысть, сказано, часть Господня людие Его, уже наследия Его, Израиль (Втор. 32:9). И хвалимся мы, уверовавшие, что мы – жребий Божий и часть Спасителя всех нас Иисуса Христа.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля

Теперь все христиане – Божии, и все говорят: я – христианин, я – Христов, я – Божий. Но много ли, к несчастью, правды в этих словах? Господь сказал о Своих последователях: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Имеешь ли ты, христианин, эту любовь к ближним? Если нет, ты не по праву говоришь себе, что ты – Божий. Далее Господь сказал: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Ты что на это скажешь? Больше ли ты любишь Господа, чем отца и мать? Если нет, ты не по праву говоришь, что ты – Божий, что ты – христианин. Если же ты имеешь к кому-нибудь не совсем чистую привязанность, то и тем более ты недостоин имени христианина: грех далеко отринул тебя от Всесвятаго Господа. Кто Христов, тот сраспинается и спогребается Христу, тот умерщвляет свои страсти.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля

Один скажет, «Я Господень», другой назовется именем Иакова… Смысл этого стиха и его связь с предыдущим довольно загадочны. Большинство комментаторов видит здесь речь о прозелитах и устанавливает такую внутреннюю, логическую связь мыслей. Остаток верного Израиля, получивши Святого Духа, приобретет настолько широкую и почтенную известность, что привлечет к себе многих последователей, которые будут гордиться назваться его именем и наперерыв друга перед другом будут именоваться кто «Господним», кто «Иаковлевым», кто «Израилевым». Здесь, между прочим, довольно тонко подмечен одна характерная черта этих новообращенных язычников - их обычай, принесенный из язычества, локализировать культы и носить имя своего местного божества. В историческом смысле все это вполне оправдалось опять-таки на апостолах, которые в первый же день Пятидесятницы имели уже не одну тысячу прозелитов (Деян. 2:41).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

    Ст. 1–5. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля.

Ныне же – когда народ Божий, не имея чем оправдаться перед Богом и потому находясь в сугубом страхе перед Ним и могущественным своим врагом – завоевателем, теперь он тем с большей радостью и благодарностью должен выслушать весть о своем спасении. Подобно тому, как некогда, при изведении избранного народа из Египта, Господь помог ему многими знамениями и чудесами; так и теперь еще поможет ему – выйти из плена халдейского: и как тогда, так и теперь Господь даст воду для утоления жажды ходящим в безводной пустыне, т.е. сохранит Свой народ от всех лишений и смертельных опасностей. И не только: Он наложит Дух Свой на семя его... Это семя народа, его младшее поколение, по действию Духа Божия, как благословенное, возрастет, умножится и укрепится для новой, благодатной жизни, – подобно тому, как, при действии влажного ветра; произрастают травы, сеющие семя, и, размножаясь, покрывают всю землю, свидетельствуя тем о благословении Божием. Потомки спасенных размножаясь по благословению Господа и укрепляясь действием Духа Божия, будут праведны – и потому будут наслаждаться полнотою сил, как трава среди воды, как верба (или ива) при источнике (Пс.1:1-3). Живя в полном довольстве, и тот будет говорить, что он Божий, т.е. находится в завете с Иеговой, и этот воскликнет, что ему принадлежит имя Иакова, т.е. он потомок этого благословенного патриарха и наследник данных ему обетований; и иной напишет рукой своей: «Божий есмь», т.е. принадлежит Богу, как семя избранного родоначальника: и напишет это, если потребуется увековечить свое право наследства (для этой цели и существовали родословные таблицы у евреев).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible