Скрыть
Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу,

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Говорящий бездне, что она опустеет, что реки твои иссушу

Это нужно понимать как притчу: бездна зла - это диавол. Реки, к нему направленные и в него втекающие, – это бесы. Они пенятся и на нас, смертных, возвышаются и накатываются как волны своими нападениями.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 73

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-28 Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан

«Который утверждает слово раба Своего». Признаком могущества служит уничтожение того, что принадлежит другим, и исполнение того, что принадлежит Его рабу. Если бы Он мог только разрушить, то, может быть, сказали бы, что Он только это и может делать; если же Он, разрушая то, что принадлежит чужим, вместе с тем утверждает то, что принадлежит Его служителям, то ясно, что могущество Его совершенно, и Он ни в чем не нуждается. «И приводит в исполнение изречение Своих посланников». Там прорицания, которые Он скоро разрушает, а здесь не только возвещает пророчества, а даже и их исполнение. Мне кажется, что вестниками Он называет здесь людей.

«Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю»«. Симмах: «Я, говорящий земле: ты будешь опустошена, как бездна, также иссушу твои реки». Здесь говорится или о том, что Бог силен совершить это, или же указывается на множество войн, что также сообразно со смыслом.

«Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»«; Акила говорит: «Я, Который говорю Киру, нападателю Моему»; Симмах и Феодотион по их переводу: «пастырю Моему». «И он исполнит всю волю Мою». Здесь также пророк указывает величие силы Божией. Чего Он желает, Он успевает между теми, которые никогда не надеялись на Него и не сознавали Его. Бог подвигнул ум его отпустить пленников по повелению Его, так как все пророки предсказывали о рассеянии и гибели народа, о делах, совершавшихся с великими чудесами. Освободить пленника казалось признаком милосердия, но пред Богом, славить Которого и чтить великими жертвами он (Кир) не умел, это не было признаком милости, но признаком Его высшей силы, которая подвигла дух царя. Как Он привел вавилонян и предал в их руки евреев, так и теперь Он делает это. Ужели Он лишил его свободы, и извратил ум мужа? Никак; Он никогда не лишал его свободы, но побудил его свободу к совершению этого. Бог иногда побуждает людей к добру, но никогда – ко злу, и даже из их зла Он делает нечто доброе, – из тех злых дел, которые совершаются ими, производит нечто доброе, как ясно из истории вавилонян, иудеев и многих других.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-28 Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший от чрева: Я Господь, совершающий все, один распростирающий небеса, утверждающий землю и никого нет со Мною; делающий недействительными знамения прорицателей и приводящий гадателей в исступление, обращающий мудрых назад и делающий знание их глупостию, утверждающий слово раба Своего и исполняющий решение Своих посланников; говорящий Иерусалиму: «ты будешь населен» (или построен), и городам Иудиным: «вы будете построены, и пустыни его Я восстановлю»; говорящий бездне «иссякни» и реки твои Я осушу; говорящий Киру: ты пастырь Мой и исполнишь всю волю Мою“; говорящий Иерусалиму: «ты будешь построен» и храму: ты будешь основан

После уничтожения идолов и беззаконий Израиля и измышления грехов, когда вся вместе тварь будет ликовать и, по свидетельству Евангелия (Лк. 15), будут радоваться ангелы на небесах о покаянии грешников: описывается могущество Бога,— что для Него не великое дело — искупить Иакова и восстановить правое сердце в Израиле, которого Он образовал от чрева. И если кому либо это покажется не малым, то это не трудно для того, кто один распростер небеса, как и в другом месте читается: простира небо яко кожу (Пс. 108:2). И это не потому, чтобы Сын исключался от простертия небес, ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3), но для того, чтобы чрез эту мысль, как мы часто говорили, исключить идолов. Ибо и в Притчах Соломоновых от лица Христа, Божией силы и Божией премудрости, говорится: егда готовяше небо, с Ним бых (Притч. 8:27). Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 32:9), и: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6).

Это мы часто приводим для того. чтобы не оставить никакого повода еретикам к хуле на Христа. Также при утверждении земли, когда Он укреплял основания ея, не было никого с Богом, кроме Того, Кто был в Нем. Итак, Он обладает такими качествами и свойствами, что когда наступит время предопределенного таинства, то будут разрушены все идолы и будет проповедоваться во всем мире познание единого Бога, и Он ниспровергнет и уничтожит все прорицания предсказывателей и чревовещателей и знамения и чудесные явления гадателей, которыми они обольщали род человеческий, и мудрость философов, которая также составляла весьма большую часть заблуждения, обличит в глупости, так как они восхваляются за то, что не человеческою, а божественною мыслию постигли премудрость. Он также осуществит на деле слово отрока или раба Своего, о котором мы выше сказали, и решение Своих посланников, то есть апостолов и всех учителей, возвещавших народам волю Учителя своего. Итак сам имеющий совершить это, могущество которого я описал вкратце, также и к Иерусалиму, который должен быть разрушен вавилонянами, говорит теперь, прежде его разрушения, что он опять будет населен народами, и городам Иудиным, — что они будут восстановлены тем, кто восстановит пустыни его, чтобы все наполнилось жителями. Итак, кто говорит Иерусалиму и Иудее и пустыням ея, что будет населен и построен и возстановлен, тот говорит глубине и бездне, то есть Вавилону: «изсякни, и реки твой Я изсушу», [то есть] все могущество царей. Или же так как назвал глубину и бездну, то правильно поставил, в переносном смысле, и реки, о которых и псалмопевец поет: на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом (Пс. 136:1). И кто восстановляет Иерусалим, тот и разрушает Вавилон. Он говорит также Киру, царю персидскому, который первый разорил Вавилон и халдеев: ты пастырь мой, или, как перевели LXX: чтобы он понимал. Причина этой разности очевидна. Ибо еврейское слово rоі, если читать чрез букву реш, значит пастырь мой, а если чрез далет, — знающий или понимающий мой, — будучи сходными, они различаются небольшою чертою и потому часто смешиваются. В начале книги Ездры написано, что по повелению Кира, царя персидского и индийского, народ иудейский освобожден из плена, и отпущены в Иерусалим, пожелавшие возвратиться с Зоровавелем, сыном Салафиилевым, и Иисусом, сыном Иоседековым, иереем великим. Ибо Господь вдохновил его, чтобы он совершал волю Его и исполнял Его повеления. И ясно присоединил: говорящий Иерусалиму: ты будешь построен, и храму: ты будешь основан. Ибо при Кире было повелено, чтобы был построен Иерусалим и храм, для которого было положено только основание при его жизни. Но при Дарии, во второй год его, по пророчеству Аггея и Захарии, начали строить храм.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 27–28 Глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя иссушу, глаголяй Киру смыслити, и вся воли Моя сотворит: глаголяй Иерусалиму: возградишися, и храм святый Мой осную

В свое время Израиль, как я сказал, был отведен в плен, так как взяли страну Иудейскую Вавилоняне. Когда же для пленных окончился уже седмидесятый год и наступило наконец время милосердия к ним, очевидно от Бога, тогда Он восставил против Халдеев имевшего власть над Персами и Мидянами сына Камбизова Кира, который взял их и отпустил Иудеев, узнав, что Бог, Которому они служат, предвозвестил о нем, что укрепляемый помощью от Него он будет и победителем врагов и совершенно неприступен для желающих восставать против него, и что он сам восстановит Божественный храм. Итак, что страна Вавилонская, хотя и очень многолюдная, имела быть совершенно опустошенною, на это указует, говоря: Я есмь, глаголяй бездне, опустееши. Бездною в сих словах наименовал бесчисленное множество Вавилонян; реками же страны Вавилонской – стекавшиеся к ней племена, которые были соседни ей и, обладая смежными странами, призывались Вавилонянами на помощь к себе.

Есть же опять обычай в Божественном Писании рекам, морям и водам всегда почти уподоблять множество народов. Так о Спасителе всех нас Христе и о множестве народов, которое уловлено словами Его, Божественный Псалмопевец сказал: глас Господень на водах: Бог славы возгреме (Пс. 28:8). Глас Господень, то есть, евангельская и спасительная проповедь, пронесся по всем народам, когда он как бы возгремел над ними, ибо как гром раздалась по всей поднебесной священная и спасительная проповедь. Написано также опять: воздвигоша реки гласи своя (Пс. 92:3). Реками в сих словах, думаем, наименованы святые Апостолы, коих гласы, то есть, учения стали известны находящимся повсюду. Сказано негде и о самом Вавилоне и Ниневии: аки купель водная, воды ея (Наум.2:8).

Так-то Бог был глаголяй бездне: опустееши, реки твоя изсушу. Он же подобным образом был и глаголяй Киру смыслити, вместо: с разумением все делать и все Ему угодное исполнять. А это состояло в том, чтобы воздать наказание Вавилонянам за то, что сделали они, жестоко опустошив Иудею и предав сожжению священный и Божественный храм; кроме того, – освободить Израиля и храм воссоздать или же основать. Это последнее сказать будет более истинно; потому что Кир повелел восстановить храм, приложив и денежное пособие, и заложил основания его. Но после того как он окончил свою земную жизнь, успех дела, по зависти некоторых, задержан был со стороны преемника его; а за тем опять оно, по Божию мановению, доведено было до конца. Мы имеем о сем подробную историю в богодухновенном Писании (см. 1Ездр.Гл.4 дал.), и я считаю излишним тратить на сие много слов. Но пусть не говорят некоторые, что Божественное слово лживо, так как не все угодное Богу сделал Кир, будучи человеком идолослужителем. Ибо слова: вся воли Моя сотворит, относятся конечно только к тому, что явить (в Кире), соответственно положению дела, волил Бог, то есть, взять в плен страну Вавилонскую, освободить Израиля от уз и рабства, воздвигнуть храм и построить города Иудейские.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ис.44:8-28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (Ис.44:28).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу

Который бездне говорит «иссохни!» и реки твои Я иссушу. Под бездной и ее реками понимают весь обширный водный бассейн месопотамской низины, в центре которой стоял Вавилон. Некоторые склонны видеть здесь и более определенный намек на известный исторический факт, когда Кир во время осады города Вавилона отвел русло Евфрата и лишил население воды (Герод. I, кн. 190 гл. Ксеноф. Киропед. VI кн. 22 гл.). Об этом упоминает и пророк Иеремия (Иер. 50:38; 51:36).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 25–28. Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»

Никто иной, как только Бог рассыплет знамения чревоволшебников и волшбы от сердца, – Он покажет, что знамения или приметы, по которым судили и волхвовали прорицатели Вавилонские (по внутренностям животных, по звездам и пр.) совершенно ложны и бессвязные предречения их не имеют смысла, как отдельные бессвязно брошенные слова безумных (гл. Ис.47:12-14). Именно это покажут грядущие события, какие предопределил, предсказал и исполнит Господь. – Только Господь отвращает мудрыя вспятьони выступают со своими мудрыми советами, а Он показывает их неразумие, посрамляет их, и они должны бывают удаляться назад. Так некогда Господь посрамил Египетских волхвов; так потом посрамил и Халдейских, открыв тайные судьбы царю Навуходоносору через Своего пророка Даниила. – Наоборот, глагол раба Своего и вестников воли Своей Господь уставляет – делает устойчивым так, что он не рассыплется, т.е. показывает истинность предсказаний пророков Своих через исполнение предсказанных ими событий. Только Господь может заранее сказать Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам иудейским: «вы будете построены снова», и что пустыни народа иудейского просияют, т.е., места, где города были превращены в развалины, а поля опустошены и лежат под покровом праха, снова просияют: города обстроятся и украсятся каменными зданиями, нивы покроются золотистой пшеницей, обнаженные прежде холмы станут цветоносными пастбищами. – Господь скажет бездне – глубине моря: «ты опустеешь» – «иссохнешь», и она иссыхает, – как это произошло с бездной Красного моря. Он скажет: «реки твои я иссушу» и они иссохнут, – как это совершилось с Иорданом. Так иссохнут обширные озера и реки Халдеи – Евфрат с его притоками и каналами (и действительно, Кир со своими войсками вступил в Вавилон по сухому руслу Евфрата). Господь есть глаголяй Киру смыслити: Он даст понять Киру Свою верховную волю, и Кир, поняв, всякое требование этой воли исполнит: позволит построить Иерусалим и создать храм, на его прежнем основании – Так как Господу Вседержителю Покорны все народы и цари, то покорится Ему и Кир, царь Персидский. И подобно тому, как Навуходоносор царь Халдейский был избран орудием опустошения и разрушения земли Иудейской и её священного города; так избирается и Кир орудием разрушения Халдеи и столицы её Вавилона и избавления Израиля ради устройства святой земли и воссоздания храма.

Как избавитель народа Божия, Кир представляет собой и прообраз Иисуса Христа, и – тем точнее, что само имя «Кир» значит «солнце» – источник света и жизни, (с персидского языка); а также и поручение, возлагаемое на Кира – исполнить всякую или всю волю Божию, возможно вполне только для Сына Божия.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible