Скрыть
А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-20 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей

Итак, ты не взирай на идола и красоту его, но лучше размышляй таким образом: где же находится другая половина той части, которую сожгли, которая была употреблена для топлива и на другие их потребности? Она была сожжена и превращена в пепел. Осмеивая их, пророк вместе с тем приводит здесь слова согреваемых: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

Акила говорит: «и не скажет: ужели ложь в деснице моей?» Смотри, каков смысл обвинений.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-20 Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь воинств: Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога. Кто подобен Мне? Пусть назовет и возвестит и изложит Мне порядок с того времени, как Я устроил народ древний: пусть возвестят им наступающее и будущее. Не бойтесь и не смущайтесь: издавна Я дал знать тебе и возвестил: вы свидетели Мои. Есть ли Бог кроме Меня и Творец, которого Я не знал бы? Все ваятели идолов ничтожны и вожделеннейшие их не принесут пользы им. Они сами свидетели их, что они не видят и не разумеют, чтобы быт посрамленными. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Вот все участвующие в этом будут посрамлены; ибо художники - из людей; все они соберутся, станут, и устрашатся и вместе будут постыжены. Кузнец приготовлял пилу, обделал ее при помощи угольев и молота и работал сильною рукою своею. Он будет голодать и ослабеет, не будет пить воды и утомится. Плотник натянул шнур, обделал его [дерево] стругом, обработал посредством наугольников и округлил посредством циркуля и выделал образ мужа, как бы знатного человека, живущего в доме. Он нарубил кедров, принеся ясень и дуб, стоявший между деревьями в лесу. Он насадил сосну, которую возрастал дождь, и служила она для людей топливом; [часть] из этого он брал и нагревался, поджигал, и пек хлебы. Из остального же сделал бога и поклонялся ему, сделал идола и повергался пред ним. Половину его сожег на огне, а половиною варит мясо для еды. Он сварил кушанье, и насытился, и нагрелся и сказал: ах, я согрелся, я видел огонь. А из остатков от того сделал бога и идола себе: повергается пред ним и поклоняется ему и молится говоря: спаси меня, ибо ты бог мой. Они не знали и не разумели, ибо залеплены глаза их, чтобы они не могли видеть, и чтобы они не разумели сердцем своим. Они не помышляют в уме своем и не знают и не имеют смысла, чтобы сказать: половину его я сжег в огне и пек хлебы на угольях его; я жарил мясо и ел, а из остатков от того сделаю идола, наперед обрублю древесный пень; часть его обращена в пепел: неразумное сердце поклонялось [или будет поклоняться] ему; и не избавит [или не избавит] он души своей и не скажет: сильный обман в правой руке моей

После прославления апостолов, признания язычников, пришествия Спасителя и излияния Духа Святого, которого обещал [Он] даровать всем верующим, когда, смотря по различию заслуг, один скажет: я Господень; другой будет призывать именем Иакова; иной будет писать рукою своею, что он Господень, и не смотри на свое происхождение из неверующего общества язычников, будет прозываться именем Израиля, так что будет почитателем единого Бога: начинается другой отдел (περιχοπή), который весь мы изложили вместе, чтобы не прерывать связи одной мысли. А так как [перевод] Семидесяти в этом отделе, за исключением немногих слов, не отличается от еврейского, то мы ограничились нашим изданием, поняв которое можно знать и прочие. Направлена же эта речь против идолопоклонников того времени, в которое пророк Исаия предвозвещал народам будущее, и обличает тех, которые, презрев служение Богу всемогущему, повергались пред деревянными идолами и поклонялись делам рук своих. Итак пробежим [вкратце] частности.

Так говорит Господь, Царь Израиля, который будет веровать в Меня, и Искупитель его, который примет пришествие Сына Моего: Господь воинств и сил и всемогущий; ибо это в еврейском означает Саваоф. Я первый и Я последний, Я альфа и омега, и кроме Меня нет Бога, ибо отрок, которого Я избрал, есть Бог во Мне. О Нем Я выше сказал: «вот отрок Мой, которого Я избрал, избранный Мой, которого приняла душа Моя: Он возвестит народам суд и на имя Его будут надеяться народы» (гл. 42). И не говорит, что только Он один есть, но что кроме Его силы и премудрости нет никакого другого Бога и, осуждая веру во многих богов и идолов, говорит: кто подобен Мне? Пусть назовет несуществующее существующим (Рим. 4:17) и изложит порядок Моего творения, в котором все основательно было обдумано Мною, с того времени как Я создал человека на земле. И Я не только этого хочу, но и требую знания о будущем. Поэтому ты, Израиль, имея Меня своим царем и Искупителем, не бойся кумиров, относительно которых ты на Синайской горе узнал, что они ничтожны. Или может быть есть другой творец, которого Я не знал бы? Или кроме этого мира есть другой мир, обнаруживающий могущество неизвестного Бога? Но не только то, что делается, а и те, которые делают, будут считаться за ничто. И когда наступит время воздаяния, то не будут в состоянии спасти их дела рук их, которыми, слепыми и лишенными чувства, будут постыжены их художники.

Ибо кто может поверить тому, что посредством топора, и пилы, и сверла и молота образуется Бог? Или тому, что посредством угольев, выливаются идолы, или же посредством шнура, струга, и наугольников и циркуля вдруг делаются боги, в особенности когда голод и жажда художника указывают на ничтожность искусства? Ибо делается деревянная статуя, представляющая образ человека, и чем она будет красивее, тем бог считается более священным. Она ставится в капище и заключается в вечной тюрьме, росшая долгое время в лесах и, смотря по различию дерев, бывшая кедром, и ясенем, и дубом или сосною. И удивительным образом обрезки и стружки от того бросаются в огонь, чтобы нагревать того, кто сделал бога, и варить разного рода пищу, а из другой части делается бог, чтобы, по окончании работы, покланялся ей сделавший это, и испрашивал помощи у своего произведения,— и не понимает или не помышляет или же скорее не видит не телесными, ни духовными очами, что не может быть Богом то, часть чего сожжена, и что божественное величие не создается человеческою рукою. В пророческой речи очень подробно осмеиваются идолы, но это легко ложно понять, и оно не требует пространного или вернее излишнего объяснения. Об этом и Флакк пишет в сатире (Horat. Sat. 1, 8, 1-4), осмеивая кумиры язычников:

«Некогда был я чурбан, от смоковницы пень бесполезный; Долго думал художник, чем быть мне, скамьей, иль Приапом! »«Сделаю бога!»« сказал; вот и бог я! С тех пор я пугаю птиц и воров»…

Но все, сказанное об идолах можно относить и к ересиархам, которые искусством сердца своего образуют идолов своих учений и обмана и чтут то, относительно чего знают, что это ими измышлено. И они не удовлетворяются собственным заблуждением, если не увлекут всех простодушных к преклонению пред ними. Они думают, что благочестие служит для прибытка (1Тим. 6), и пожирают домы вдов, и злоупотребляя неведением народа, делают таким образом своего бога при помощи диалектического искусства, как бы посредством топора и сверла, пилы и струга, и куют молотом и позлащают красотою риторической речи: имже бог, чрево и слава в студе их (Флп. 3:19).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13–20 Избрав древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е, и сотвори е аки образ мужеск и аки красоту человечу , поставити е в дому. Посече древо в дубраве, еже насади Господь, сосну, и дождь возрасти, да будет человеком на жжение: и взяв от него, согреся, и изжегше я, испекоша ими хлебы, из оставшаго же сотвориша боги и покланяются им. Пол его сожже огнем, и пол его сожже на углие, и испече в них хлебы, и на них испече мясо, и яде, и насытися, и согревся рече: сладко мне, яко согрехся и видех огнь. Из оставшаго же сотвори бога изваянна, прекланяется ему и покланяется, и молится ему глаголя: избави мя, яко бог мой еси ты. Не уведаша смыслити, яко отемнеша очи их, еже видети и разумети сердцем своим. И не помысли в души своей, ни уведе смышлением, яко пол его сожже огнем, и испече на углиех его хлебы, и испек мяса снеде, и оставшее его в мерзость сотвори, и покланяются ему. Увеждь, яко пепел есть сердце их, и прельщаются, и ни един может души своея избавити: видите, не рцыте, яко лжа в деснице моей

Весьма ясен смысл предложенных здесь изречений, и ничего трудного нет в них. Написано, что бессердечен и оказывается как бы вне всякого разума и совершенно лишен надлежащего понимания поклонник идолов, а равно также и художник. Но весьма долго останавливается на повествовании о них, вместе и постыжая их как заблуждающихся, и открывая глаза им, как объятым злом, и убеждая их взирать на самую истину, которую если постигнут умом, то будут вне сетей, и избавят свои головы от ран безумия. Кроме того скажем следующее: нам кажется, в этих словах речь построена весьма сильно и мудро и не имеет недостатка в том, чтобы убедить многих удаляться от многобожного заблуждения, но предпочитать наиболее всего подчинение Тому, Кто есть по естеству и истинно Бог. Ибо избрав, говорится, древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е: и сотвори е аки образ мужеск, и аки красоту человечу, поставити е в дому.

Искусство, говорит, тех, которые обыкновенно делают богов, тогда в особенности бывает достойно всякого удивления, когда из древа сделает образ и красоту человеческую. Искусно же сделанное кем-либо по подражанию чему-либо во всяком случае ниже самой истины и уже за нею следует. Итак, поклоняющиеся древам или камням, обделанным в образе человека, изобличаются в том, что чтут свой собственный вид и будучи много лучшими своих подражаний, оскорбляют свою собственную природу, как воздающие большую славу оным.

Таким образом, это есть вина крайнего бесчувствия и преступление наивеличайшего безумия. Поставляет в дому, то есть, в храме, древо, которое посече в дубраве. В сих словах показывает, что те, которые обыкновенно делают богов, не неведают вещества, из которого они сделаны, дабы некоторые, по обычаю Эллинов, не называли поставленных в капищах идолов упавшими с неба и само рожденными или само-происшедшими. А что они извращают значение цели создания Божия, это изобличает, говоря, что древо насаждено в дубраве и возращено подаванием дождей, да будет человеком на жжение. Делающие же богов из того, что предназначено к сожжению, сами вместе с ними будут пищей огня. Едва не поражается удивлением, говоря, что пол его сожже огнем и истратил на свои нужды, приготовляя кушанья и употребляя части богов на печение хлеба. За тем впал в такое безумие, что остатку от употребленного покланяется и молится и говорит: избави мя, яко бог мой еси ты.

Поэтому сердце их есть ничто иное, как пепел, и прельщаются они, и никто не может избавить души так низко падших, кроме единого, если Он восхощет, Бога, все творящего и преобразующего и просвещающего омраченное и обращающего заблудшее. А в рукотворенных богах нет ничего полезного, но только тщетное; потому что они суть вещество бессмысленное и бесчувственное. Видите же, то есть, уразумейте, и не рцыте, яко лжа в деснице моей. Все в оных, говорит, лживо, и имена и слава.

В деснице же Моей, то есть, в Сыне (так как Сын повсюду в боговдохновенном Писании именуется десницею Отца) ничто не может быть найдено ложным; но если Он Богом именуется, то есть Бог истинный, и если – Господом, то не как незаконно приобретенное имеет это имя, но напротив, по естеству есть Владыка всяческих; и если – Царем, или светом, или жизнью и силою, или Зиждителем, то все сие – неложно. Ибо Он не есть произшедший, но по естеству своему должен быть умопредставляем как превысший всего, приведенного к бытию, будучи Бог от Бога и свет истинный от света истинного.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ис.44:8-28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (Ис.44:28).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-17 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь ». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой

Включительно дается новое раскрытие темы - a contrario, т. е. путем отрицательным, чрез сильное и художественное изображение мысли о полном ничтожеств идолов и крайнем, даже смешном, ослеплении почитающих их. Строго говоря, и этот подотдел не представляет собой чего-либо оригинального, а заключает только более последовательное и полное развитие тех образов и мыслей, которые уже были намечены пророком Исаией и раньше (Ис. 40:18-20; 41:6-7). Но во всяком случае нельзя не отметить, что здесь пророк Исаия дает самое систематичное и самое полное обличение идолопоклонства.

В качестве комментария ко всему этому отделу, мы позволим себе привести перифраз его, взятый из толкования блаженного Иеронима.

«Ибо кто может поверить тому, что посредством топора, и пилы, и сверла и молота образуется Бог? Или тому, что посредством угольев, выливаются идолы, или же посредством шнура, струга, наугольника и циркуля вдруг делаются боги, в особенности, когда голод и жажда художника указывают на ничтожность искусства? Ибо делается деревянная статуя, представляющая образ человека, и чем она будет красивее, тем бог считается священнее. Она ставится в капище и заключается в вечной тюрьме, росшая долгое время в лесах и, смотря по различию дерев, бывшая кедром, и ясенем, и дубом или сосною. И удивительным образом обрезки и стружки от этого бросаются в огонь, чтобы нагревать того, кто сделал бога, и варить разного рода пищу, а из другой части делается бог, чтобы, по окончании работы, поклонялся ей сделавший это и испрашивал помощи у своего произведения, - и не понимает или не помышляет или же скорее не видит ни телесными, ни духовными очами, что не может быть Богом то, часть чего сожжена, и что божественное величие не создается человеческою рукою. В пророческой речи - заключает свой перифраз ее блаженный Иероним - очень подробно осмеиваются идолы, но это легко можно понять, и оно не требует пространного или, вернее, излишнего объяснения. Об этом и Флакк (Гораций I, 8, 1-4) пишет в сатире, осмеивая кумиры язычников:

Некогда был я чурбан, от смоковницы пень бесполезный; Долго думал художник, чем быть мне, скамьей, иль Приамом! «Сделаю бога!» сказал; вот и бог я! С тех пор я пугаю Птиц и воров…»

(Твор. блаженного Иеронима, 8 ч. Киев, 1882 г., с. 199).

Глубоко жизненная правда и остроумно художественная форма данного осмеяния идолов послужили причиной того, что оно стало прототипом подобных же обличений и позднейших библейских авторов (Иер. 10:2-5-14; Послание Иеремии - 8-72 ст. Прем. 13:10-19; 14:14-17; 15:7-9) и у древнехристианских апологетов (см. напр., недавно открытую апологету Аристида Философа).

См. также Толкование на Ис. 44:6

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 14–17. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».

Ничтожество идола открывается еще более в том, что его делают иногда так, как и всякий другой предмет житейских потребностей: пищу, одежду и т.п. Приходит человек в дубраву – кедровый и дубовый лес, срубает Богом насажденное и посредством дождей выращенное дерево – сосну (или кедр и дуб), как смолистое и крепкое, менее поддающееся гниению, назначенное людям на сожжение. Взяв часть этого дерева, сжигает его, при этом печет себе хлеб; на оставшихся угольях жарит мясо: ест, насыщается, – согревается, ощущает живительную теплому. А из оставшегося, посредством резца, делает изваяние – идола, признает его за бога, повергается перед ним лицом на землю, молится ему, как своему спасителю...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible