Скрыть
чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-7 Во свидетельство об этом сказано о Сыне: Аз… удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет народу, во свет языков, отверста очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы и седящыя во тме, то есть язычников, которые были слепыми для истины.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящыя во тме

«Чтобы открыть глаза слепых». В данном случае нужны были две вещи, т.е. свет и здоровые глаза, и Он сделал то и другое. Когда Он творил чудо со слепым, то Он показал Себя, открыл глаза его и сказал: «ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин.9:35, 36). Он показал себя, и не обинуясь отвечает: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин.9:37). А расслабленному Он сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). «Чтобы узников вывести из заключения». Это также принадлежало Судии, так как люди столь долгое время пребывали связанными в цепях. «И сидящих во тьме – из темницы». Опять Он обличает заблуждение идолопоклонства. Сатана связал человеческую природу твердыми цепями, окружил чело черным нимбом заблуждения, ослепил ум их мрачными облаками глупости, как сказано: «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21). Видел ли ты причину мрака? Не подражай тем, которые сидят во мраке, потому что, говорит, от их мысли происходит мрак. Пусть справедливо сказано, что для язычников произошел мрак от их мысли, но откуда для иудеев? Из того, что «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). Никто не желает учиться у иного, но желает быть учителем; ему стыдно принимать что-либо от другого, и потому он ничего не имеет. Этим пороком были заражены иудеи и язычники; те и другие желали быть изобретателями религий; а это злое желание было таково, что они не могли стоять, но сидели, как бы в страшной темнице, связанными и склоненными.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-9 Так говорит Господь Бог творящий небеса и распростирающий их, утверждающий землю и произрождения ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал тебя в правде и взял руку твою и сохранил тебя, и дал тебя в завет народу, в свет язычникам. Чтобы открыть глаза слепых и вывесть узников из заключения, сидящих во тьме из темницы. Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам. Прежнее вот сбылось и новое Я возвещаю; прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам

Неизвестно было, кто прежде сказал: вот раб Мой, Я восприиму Его; избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на Него, Он возвестит народам суд. Ибо после осуждения идолов вдруг началась речь: вот раб Мой и прочее, что мы объяснили, [как сказанное] от лица Отца о Христе. Итак, чтобы не оставалось неизвестным, кто сказал вышеупомянутое, он присоединяет и говорит: так говорит Господь Бог, творящий небеса и распростирающий их, или как перевели LXX: сотворивший небо и утвердивший его. Итак творец и Господь вселенной сам обещал пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание творений Его было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество (Рим. 1:20). Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою (Быт. 2:7). Но дух [дал Он] собственно тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти.

Итак тот, кто имеет столько глашатаев, так говорит тому, от которого ожидают закона острова и народы: Я, Господь, призвал тебя в правде, о котором сам говорит в Евангелии: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25), чтобы быть Богом не только иудеев, но и язычников. И взял руку твою, ибо что делает Сын, то делает Отец. И сохранил тебя, потому что Ты сам все сохраняешь. И дал тебя в завет народу Израильскому, которому Я прежде обещал Твое пришествие. В свет язычников, которые сидели по тьме и тени смертной. Чтобы открыть глаза слепых, которые прежде не видели Бога. И вывести узника [или узников] из заключения, потому что каждый затягивается вервиями своих грехов (Притч. 5:22). И в Евангелии Господь разрешает того, кого связал сатана. Сидящих во тьме из темницы, — кои пребывали в ночи и тьме заблуждения. Чрез присоединение же: Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, не исключается Сын, на слова которого в Евангелии: прослави мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Он сам отвечает: «Я и прославил, и прославлю» (Ин. 12:28). Ибо Он не сказал: не дам славы Моей «никому,»— если бы Он так сказал, то исключал бы и Сына,— но: не дам славы Моей «иному», кроме тебя, которому Я дал, которому Я дам. Поэтому я удивляюсь той особенности в Священном Писании, что все переводчики, которые во многом другом обыкновенно разнятся, согласно перевели слово aher чрез иной. Но чтобы мы знали, что этими словами исключает Он не Сына, а идолов, то, следующие слова свидетельствуют: и хвалы Моей истуканам. Вместо этого LXX [перевели]: ни сил (virtutes) Моих истуканам. Ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), Он заключает в Себе все силы Отца.

Далее следует: прежнее вот сбылось. Смысл же такой: что Я говорил, что Я обещал чрез Моисея и пророков, все это исполнилось. Теперь же Я возвещаю вам Евангелие, призвание народов, страдание Христово, новую веру, чтобы, видя исполнение прежнего на деле, вы поверили и тому, что сбудется обещаемое теперь Мною.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–7 Тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящым на ней: Аз Господь Бог призвах Тя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет рода Израилева, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящыя во тме

Весьма много по временам бывало во Израиле ложных пророков и ложных прорицателей. По этой причине случалось, что не верили даже посланным от Бога истинным пророкам, навыкшим вещать от Духа Святого и, что удивительно, на самого Христа клеветали, что Он и не послан от Бога, и не истинно свят, хотя Он, облеченный божественным превосходством, совершал чудеса. Так, наставники Иудеев, хотя видели, что Он чудодействует, иногда утверждали, что Он, о Вселзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Лк. 11:15), а иногда говорили друг другу: если бы этот человек был от Бога, то он не нарушал бы субботы. И на это Христос многократно давал ответ и доказывал, что Он не таков, как те, которые по одной только наружности были посланными от Бога. Посему Он говорил: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох , да живот имут (Ин. 10:10), и в другом месте: аз приидох во имя Отца моего (Ин. 5:43).

А чтобы и Самого Отца небесного иметь свидетелем, Он ради пользы и по необходимости говорил: Я Господь Бог, утвердивший небо, соделавший землю самою твердою и непоколебимою, живый и животворящий, дающий дыхание всем; Я Бог и Господь всяческих, призвах Тя в правде; ибо не сам от себя, говорит, приходил Он, подобно тем лжепророкам, вещавшим от своего сердца, а не от уст Божиих, но Я призвал Тебя, то есть по благоволению Моему привел в правде и удержу за руку твою и укреплю тя вместо: буду содействовать Тебе и сделаю всесильным. Не скажем, что Отец считал Сына немощным и бессильным, или нуждающимся в помощи: Он Сам есть Господь сил и непобедимая десница Отца, которою все приведено к бытию; но опять ведет речь как бы к одному из нас, поскольку Он явился человеком, и, некоторым образом, по человечеству получал силу от Отца. Посему и говорится, что Он (Отец) воскресил Его, дал Ему славу и поставил превыше умышлений убийц. Ибо, если Он смирил себя и добровольно подвергся истощанию, то во всяком случае необходимо, чтобы видима была мера истощания и из самых дел усматривалось смирение.

И заметь, как, сказав о человеке: удержу за руку Твою и укреплю Тя, немедленно показывает, что Он Бог по естеству, и истинно Сын, и Свет от света: дах Тя, говорит, в завет рода во свет языков, отверзсти очи слепых. Единородное Слово Божие явилось в мир сей с плотью к происшедшим от рода, то есть от крови Израиля [ибо от них явилось Оно, по плоти рожденное от жены], дало новый завет, древле предвозвещенный устами пророков, и стало светом для языков. И это приличествует Богу: если Оно (Слово), как Законодатель, сделало недействительною сень всемудрого Моисея и к древнему по превосходящей власти присоединило новое, – если Оно могло просвещать находящихся во тьме, отверзать очи слепым (ибо языкам возблистал божественный и небесный свет), то не служит ли это ясным доказательством, что Оно – Бог и от Бога по естеству происходит? А что Христос и сущим в аде духовом сошед проповеда (1Пет. 3:19), и явился заключенным в доме темницы и всех освободил от уз, нужды, наказания и суда,– об этом предвозвестил, сказав: извести от уз связанныя и из дому темницы (и) седящыя во тме.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы

Чтобы открыть очи слепых… вывести… сидящих во тьме - из темницы. Все это - поэтические образы и символы, характеризующие любвеобильную, милующую и спасающую деятельность Мессии. Он придет, чтобы исцелить больное грехом человечество как от физической, так и еще больше от духовно нравственной слепоты и чтобы вывести его из тьмы заблуждений и пороков на широкий простор света истины и чистоты. Полная аналогия этим мыслям имеется и в первой половине кн. пророка Исаии, где дано пророчество о народе, ходящем во тьме и живущем в стране тьмы смертной, которого ожидает свет (Ис. 9:2), или где говорится о наступлении такого дня Господня, когда глухие услышат и глаза слепых прозрят из тьмы мрака (Ис. 29:18 и Ис. 35:5-6). Самое исполнение этого пророчества, и в физическом и в нравственном смысле, много раз свидетельствуется различными фактами Евангельской истории (Мф. 11:4-5 и пр. и пр.).

«Но пророчество Исаии получает дальнейшее освещение, если иметь в виду слова апостола Петра (1Пет. 3:19), которому поведано было Духом Святым открыть людям тайну, что и ветхозаветные умершие выведены Господом нашим из тьмы к свету, ибо Он милосердный «не оставил души их во аде» (Пс. 15:10), но «духом сошедши в темницу духов, им проповедал радостное воскресение и избавление» (Власт.).

См. также Толкование на Ис. 42:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 6–7. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.

Обращаясь к своему Отроку, Господь Иегова говорит: Я призвал Тебя в правде, т.е. в деле правды. Поэтому Отрок Господень явится как «Муж правды» (гл. Ис.41:2), будет возвещать правду Божию, как суд над народами (гл. Ис.63:1 и сл.). Вместе с тем Он дарует новый закон правды как средство совершенного оправдания перед Богом и спасения человека (гл. Ис.61:1-3; Ис.62:1-3). А через это Он оправдает и Господа – Иегову, т.е. даст уразуметь справедливость Его судеб над народами и прославит эти судьбы (ст. Ис.42:8, 10, 12, 21; Ис.43:10-14; Ис.49:7). Но так как дело Отрока Господня есть дело Самого Господа, то Господь говорит Ему: «Я удержу Тебя за руку Твою и укреплю Тебя». Господь возьмет и поведет Своего Отрока за руку, как Отец Сына, на путь Его делания, – поддержит Его в труде, охранит в опасности, укрепит в борьбе с врагами (гл. Ис.41:10-13) и, наконец, приведет Его к высшему назначению. Определяя это назначение, Господь говорит: «Я дал Тебя в завет для народа Израилева и во свет для язычников». Для народа Израильского, как избранного Богом и просвещенного Его законом, Отрок Божий послужит основателем Нового Завета: как жертва, Он Своей кровью сделает освящение и совершенное очищение грехов народа. А для язычников, еще не видавших истинного Бога, Отрок Божий явится солнцем правды, откроет их уму и сердцу истинные понятия о Боге, о человеке и его вечном назначении. Новые и совершеннейшие понятия божественного откровения будут лучами духовного света: и, в свете таких понятий, люди будут все видеть совершенно иначе, – как бы новые предметы и новыми глазами; благодатное слово возбудит дух людей и возвысит его над влечениями плоти; и, силой такого слова, разрешится всякое стеснение духовных сил, как по властному повелению царей разрешаются узы пленников. Просвещенные и свободные, люди почувствуют себя так, как могут чувствовать себя избавившиеся от слепоты, освобожденные из темницы и вышедшие из самого мрачного подземелья. – Но, как прозревшие не возжелают быть слепыми, а освобожденные от уз и темницы не пожелают опять быть узниками; так и узревшие откровение божественной правды поревнуют об оправдании и, будучи причастники света благодати, сделаются и сынами Нового Завета вместе с Израилем (гл. Ис.49:6, 8, 9 и др.).

Христос-Спаситель, во исполнение этой непреложной воли Господа, просвещал народы светом своего Евангелия, повсюду и непрестанно совершал чудотворения над всякого рода немощными и перед всеми свидетельствовал исполнение этого о Нем пророчества Исаии (Мф.4:12-17, 23-25; Мф.8:16-17).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible