Скрыть
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-7 Во свидетельство об этом сказано о Сыне: Аз… удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет народу, во свет языков, отверста очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы и седящыя во тме, то есть язычников, которые были слепыми для истины.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аз Господь Бог призвах Тя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет рода Израилева, во свет языков

«Я, Господь». Видишь ли, никакое имя не приличествует справедливее и истиннее Богу, как имя Господа. «Призвал Тебя в правду», – т.е. Сына. Никто иной не призван, чтобы Он принадлежал человеческому роду «в правду». «И буду держать Тебя за руку и хранить Тебя». Здесь также показывается воплощение Сына и, без сомнения, оно подтверждается. «И поставлю Тебя в завет для народа». Некоторые говорят: «в договор». Что такое «договор»? Или каким именно образом? Чтобы Он исполнил закон. «Во свет для язычников». Видишь ли, и язычники также призваны пророками?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-9 Так говорит Господь Бог творящий небеса и распростирающий их, утверждающий землю и произрождения ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал тебя в правде и взял руку твою и сохранил тебя, и дал тебя в завет народу, в свет язычникам. Чтобы открыть глаза слепых и вывесть узников из заключения, сидящих во тьме из темницы. Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам. Прежнее вот сбылось и новое Я возвещаю; прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам

Неизвестно было, кто прежде сказал: вот раб Мой, Я восприиму Его; избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на Него, Он возвестит народам суд. Ибо после осуждения идолов вдруг началась речь: вот раб Мой и прочее, что мы объяснили, [как сказанное] от лица Отца о Христе. Итак, чтобы не оставалось неизвестным, кто сказал вышеупомянутое, он присоединяет и говорит: так говорит Господь Бог, творящий небеса и распростирающий их, или как перевели LXX: сотворивший небо и утвердивший его. Итак творец и Господь вселенной сам обещал пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание творений Его было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество (Рим. 1:20). Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою (Быт. 2:7). Но дух [дал Он] собственно тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти.

Итак тот, кто имеет столько глашатаев, так говорит тому, от которого ожидают закона острова и народы: Я, Господь, призвал тебя в правде, о котором сам говорит в Евангелии: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25), чтобы быть Богом не только иудеев, но и язычников. И взял руку твою, ибо что делает Сын, то делает Отец. И сохранил тебя, потому что Ты сам все сохраняешь. И дал тебя в завет народу Израильскому, которому Я прежде обещал Твое пришествие. В свет язычников, которые сидели по тьме и тени смертной. Чтобы открыть глаза слепых, которые прежде не видели Бога. И вывести узника [или узников] из заключения, потому что каждый затягивается вервиями своих грехов (Притч. 5:22). И в Евангелии Господь разрешает того, кого связал сатана. Сидящих во тьме из темницы, — кои пребывали в ночи и тьме заблуждения. Чрез присоединение же: Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, не исключается Сын, на слова которого в Евангелии: прослави мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Он сам отвечает: «Я и прославил, и прославлю» (Ин. 12:28). Ибо Он не сказал: не дам славы Моей «никому,»— если бы Он так сказал, то исключал бы и Сына,— но: не дам славы Моей «иному», кроме тебя, которому Я дал, которому Я дам. Поэтому я удивляюсь той особенности в Священном Писании, что все переводчики, которые во многом другом обыкновенно разнятся, согласно перевели слово aher чрез иной. Но чтобы мы знали, что этими словами исключает Он не Сына, а идолов, то, следующие слова свидетельствуют: и хвалы Моей истуканам. Вместо этого LXX [перевели]: ни сил (virtutes) Моих истуканам. Ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), Он заключает в Себе все силы Отца.

Далее следует: прежнее вот сбылось. Смысл же такой: что Я говорил, что Я обещал чрез Моисея и пророков, все это исполнилось. Теперь же Я возвещаю вам Евангелие, призвание народов, страдание Христово, новую веру, чтобы, видя исполнение прежнего на деле, вы поверили и тому, что сбудется обещаемое теперь Мною.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–7 Тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящым на ней: Аз Господь Бог призвах Тя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет рода Израилева, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящыя во тме

Весьма много по временам бывало во Израиле ложных пророков и ложных прорицателей. По этой причине случалось, что не верили даже посланным от Бога истинным пророкам, навыкшим вещать от Духа Святого и, что удивительно, на самого Христа клеветали, что Он и не послан от Бога, и не истинно свят, хотя Он, облеченный божественным превосходством, совершал чудеса. Так, наставники Иудеев, хотя видели, что Он чудодействует, иногда утверждали, что Он, о Вселзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Лк. 11:15), а иногда говорили друг другу: если бы этот человек был от Бога, то он не нарушал бы субботы. И на это Христос многократно давал ответ и доказывал, что Он не таков, как те, которые по одной только наружности были посланными от Бога. Посему Он говорил: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох , да живот имут (Ин. 10:10), и в другом месте: аз приидох во имя Отца моего (Ин. 5:43).

А чтобы и Самого Отца небесного иметь свидетелем, Он ради пользы и по необходимости говорил: Я Господь Бог, утвердивший небо, соделавший землю самою твердою и непоколебимою, живый и животворящий, дающий дыхание всем; Я Бог и Господь всяческих, призвах Тя в правде; ибо не сам от себя, говорит, приходил Он, подобно тем лжепророкам, вещавшим от своего сердца, а не от уст Божиих, но Я призвал Тебя, то есть по благоволению Моему привел в правде и удержу за руку твою и укреплю тя вместо: буду содействовать Тебе и сделаю всесильным. Не скажем, что Отец считал Сына немощным и бессильным, или нуждающимся в помощи: Он Сам есть Господь сил и непобедимая десница Отца, которою все приведено к бытию; но опять ведет речь как бы к одному из нас, поскольку Он явился человеком, и, некоторым образом, по человечеству получал силу от Отца. Посему и говорится, что Он (Отец) воскресил Его, дал Ему славу и поставил превыше умышлений убийц. Ибо, если Он смирил себя и добровольно подвергся истощанию, то во всяком случае необходимо, чтобы видима была мера истощания и из самых дел усматривалось смирение.

И заметь, как, сказав о человеке: удержу за руку Твою и укреплю Тя, немедленно показывает, что Он Бог по естеству, и истинно Сын, и Свет от света: дах Тя, говорит, в завет рода во свет языков, отверзсти очи слепых. Единородное Слово Божие явилось в мир сей с плотью к происшедшим от рода, то есть от крови Израиля [ибо от них явилось Оно, по плоти рожденное от жены], дало новый завет, древле предвозвещенный устами пророков, и стало светом для языков. И это приличествует Богу: если Оно (Слово), как Законодатель, сделало недействительною сень всемудрого Моисея и к древнему по превосходящей власти присоединило новое, – если Оно могло просвещать находящихся во тьме, отверзать очи слепым (ибо языкам возблистал божественный и небесный свет), то не служит ли это ясным доказательством, что Оно – Бог и от Бога по естеству происходит? А что Христос и сущим в аде духовом сошед проповеда (1Пет. 3:19), и явился заключенным в доме темницы и всех освободил от уз, нужды, наказания и суда,– об этом предвозвестил, сказав: извести от уз связанныя и из дому темницы (и) седящыя во тме.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников

Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку.

Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку… Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; - здесь 2-е Сам Отрок Господень).

И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея («Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» - Втор. 18:15) - оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, - завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Ин. 1:17). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков (Ис. 49:6-8; 51:4; 52:13; 53:1-2; 50:10-11; 59:20; 60 гл., 1-5; Иер 31:31-34).

Во свет для язычников. Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис. 2:4-5; 9:1-7; 10:1; 49:6-8; 51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета (Мф. 4:16; Лк. 2:32; Деян. 13:47; 26:18 и др.)

См. также Толкование на Ис. 42:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 6–7. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.

Обращаясь к своему Отроку, Господь Иегова говорит: Я призвал Тебя в правде, т.е. в деле правды. Поэтому Отрок Господень явится как «Муж правды» (гл. Ис.41:2), будет возвещать правду Божию, как суд над народами (гл. Ис.63:1 и сл.). Вместе с тем Он дарует новый закон правды как средство совершенного оправдания перед Богом и спасения человека (гл. Ис.61:1-3; Ис.62:1-3). А через это Он оправдает и Господа – Иегову, т.е. даст уразуметь справедливость Его судеб над народами и прославит эти судьбы (ст. Ис.42:8, 10, 12, 21; Ис.43:10-14; Ис.49:7). Но так как дело Отрока Господня есть дело Самого Господа, то Господь говорит Ему: «Я удержу Тебя за руку Твою и укреплю Тебя». Господь возьмет и поведет Своего Отрока за руку, как Отец Сына, на путь Его делания, – поддержит Его в труде, охранит в опасности, укрепит в борьбе с врагами (гл. Ис.41:10-13) и, наконец, приведет Его к высшему назначению. Определяя это назначение, Господь говорит: «Я дал Тебя в завет для народа Израилева и во свет для язычников». Для народа Израильского, как избранного Богом и просвещенного Его законом, Отрок Божий послужит основателем Нового Завета: как жертва, Он Своей кровью сделает освящение и совершенное очищение грехов народа. А для язычников, еще не видавших истинного Бога, Отрок Божий явится солнцем правды, откроет их уму и сердцу истинные понятия о Боге, о человеке и его вечном назначении. Новые и совершеннейшие понятия божественного откровения будут лучами духовного света: и, в свете таких понятий, люди будут все видеть совершенно иначе, – как бы новые предметы и новыми глазами; благодатное слово возбудит дух людей и возвысит его над влечениями плоти; и, силой такого слова, разрешится всякое стеснение духовных сил, как по властному повелению царей разрешаются узы пленников. Просвещенные и свободные, люди почувствуют себя так, как могут чувствовать себя избавившиеся от слепоты, освобожденные из темницы и вышедшие из самого мрачного подземелья. – Но, как прозревшие не возжелают быть слепыми, а освобожденные от уз и темницы не пожелают опять быть узниками; так и узревшие откровение божественной правды поревнуют об оправдании и, будучи причастники света благодати, сделаются и сынами Нового Завета вместе с Израилем (гл. Ис.49:6, 8, 9 и др.).

Христос-Спаситель, во исполнение этой непреложной воли Господа, просвещал народы светом своего Евангелия, повсюду и непрестанно совершал чудотворения над всякого рода немощными и перед всеми свидетельствовал исполнение этого о Нем пророчества Исаии (Мф.4:12-17, 23-25; Мф.8:16-17).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible