Скрыть
Пророчество о Тире. – Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Видение на Тира. Плачитеся, корабли Фарсийские; похищен из дома приносивший корысти. Пророк призывает корабли Фарсийские плакать о тех кораблях и мореходах, которые внезапно, у пристани Тира, взяты в плен Вавилонянами и отведены в Вавилон. Ибо домом пророк называет пристань, а приносившими корысти называет корабли Фарсийские. От земли Китейския возвещено нам, то есть о таком бедствии Тира принесли весть корабли Греческие, избежавшие опасности. Молчите, живущии во острове. Молчанием пророк называет то оцепенение и тот ужас, какие овладеют жителями Тира при неожиданном нашествии Вавилонян.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Бремя Тира. Вопите корабли моря. Ибо разрушен дом, откуда они обыкновенно приходили: из земли Кетим он открыт им. Умолкните вы, живущие на острове, торговля Сидонская

Пророк Иезекииль яснее и полнее излагает и падение Тира и причины этого падения говоря: «сын человеческий! за то что Тир сказал о Иерусалиме: а! а! сокрушены врата народов; он обратился ко мне; наполнюсь; он опустошен; за это так говорит Господь Бог: вот Я на тебя Тир; и подниму на тебя многие народы, как поднимается волнующееся море, и разобью стены Тира и разрушу башни его и вымету из него прах его» (Иез. 26:2—4). А какие это народы многие, которые наводнят Тир как волнующееся море, точно показывает в дальнейших словах: «вот Я приведу на Тир Навуходоносора царя Вавилонского с севера, царя царей, с конями, и с колесницами, и с всадниками, с сборищем и народом великим. Дочерей твоих находящихся в поле он умертвит мечем, и окружит тебя осадными башнями, и обведет кругом вал, и поднимет против тебя щит и придвинет к стенам твоим стенобитные машины и тараны, и башни твои разрушит снарядами своими», и прочее, что следует дальше до конца видения (Иез. 26:7—9). Ибо и в другом пророчестве, созерцаемом против Египтян, тоже Писание говорит: Сын человеческий! Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил войско свое большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плеча стерты; а ни ему ни войску его не дано вознаграждения от Тира (Иез. 29:18). Этим показывает, что войском Вавилонским в течении долгого времени был насыпан вал, так что то, что впоследствии сделал Александр, соединивший остров с твердою землею, прежде него пытался сделать Навуходоносор (Quint. Curt, lib. IV). И так, как против Вавилона, Филистимлян, Моава, Египта, Идумеян и Измаильтян мы читали выше угрозы Божии за то, что они радовались пленению народа Его, так и теперь слагается пророчество против враждебного и радовавшегося разрушению Иерусалима Тира, — что и он будет разрушен тем же врагом. Прочтем исторические сочинения Греков и особенно тех, кои описывают войны народа Ассирийского, — и мы найдем там, что после пленения Иерусалима были покорены и Филистимляне, и Арабы, и Дамасцы, и наконец Египтяне. А что эти народы, и особенно Тир, всегда враждовали с Израилем и радовались его погибели, об этом говорит пророк Амос в начале своей книги и кратко упоминает об этом воспевавший хвалы Богу Псалмопевец: Боже, кто уподобится Тебе? Не умолчи и не воздерживайся, Боже. Ибо вот враги Твои возшумели, и ненавидящие Тебя подняли голову. На народ Твой составили коварный замысел и совещались против святых Твоих. Сказали: придите, и истребим их из среды народа, и да не вспомянется более имя Израиля. Ибо совещались единодушно, против тебя вместе заключили союз шатры Идумеян, и Измаильтяне, Моав и Агаряне, и Аммон, и Амалик, иноплеменники с населяющими Тир (Пс. 82:1—8). Из всего этого мы научаемся, что бремя гнева Божия пришло на любодейный Тир, который здесь изображается под видом блудницы, и у Иезекииля под образом корабля (Иез. 26). Вопите, говорит, корабли моря. Вместо этого у LXX читаем Карфагена, а в еврейском стоит Tharsis (Фарсиса), о чем я говорил и в пророке Ионе, и в одном письме. Но так как Карфаген есть колония Тирийцев, то в настоящем месте под Фарсисом мы можем понимать не море вообще, но и Карфаген, — что корабли Тирийцев не будут приходить ни из Африки ни из земли Кетим, под которою некоторые понимают Кипр, ибо до сего времени у них есть Китий, из котораго происходил и Зенон, глава стоической школы, хотя большинство наших и начало (книг) Маккавейских признают Кетим за острова Италии и Македонии. Ибо Писание упоминает, что Александр, царь Македонский, вышел из земли Кетим. Не говорит несправедливого и называя Тир островом, ибо только Навуходоносор или Александр впоследствии сделал его твердою землею, устроив, с целью завоевания, много насыпей на мелкой части моря. Указывает также и на торговлю Сидона, согласно с следующим стихом, в котором говорит: устыдись, Сидон. Ибо история сообщает, что Тир есть колония Сидона.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 1-3 Слово на Тир. Что нам представлялось относительно бремени или слова и принятия Тира но Еврейскому тексту, мы сказали об этом выше в книге исторического толкования десяти видений. Теперь все пророчество на Тир мы кратко проследим по изъяснению иносказательному и по изданию LXX. Тир по еврейски называется Sor, а на нашем языке значит теснота. Следовательно всякая душа, занятая пороками и нечистыми помыслами, может быть названа Sor.

Вопите корабли Карфагена, ибо они погибли и больше не придут. Из земли Кетим, она отведена в плен. Ей подобны стали жители острова, купцы Финикии переплывающе море на водах многих, семя купцов, как принесенных жатв, купцы народов. Вместо Карфагена в еврейском стоит Фарсис, что перевели все одинаково. Фарсис значит созерцание или испрошение радости; Кетим, что по еврейски называется Chetim, значит море замерзающее, а вместо Финикии у евреев читается Сидон. Итак обличаются те, коих окружает буря злых помыслов и которые, желая по апостолу быть богатыми, впадают в искушение и сети диавола и во многие вредныя похоти, которыя погружают людей в бездну (1Тим. 6:9). И говорится им, что они должны вопить, зная, что все стяжания мира сего погибнут и видение радости и веселия обратится в плач и рыдание. Ибо море сие не будет уже в состоянии носить кораблей, но все покроется льдом, и колонии Тирян пленные будут отведены на наказания. Ибо живущие на этом острове ни на кого иного не похожи, как на купцов или перевозщиков товаров, которые носятся всяким ветром учения и от одних пороков переходят к другим. Живем же мы на острове, пока обуреваемся искушениями мира сего и пока наш остров и кораблик волнами моря носится во все стороны. Купцы же этого острова из Сидона, что значит охотница; в нем живет весьма много охотников, о которых написано: избавит тя от сети ловчи (Пс. 93), как и в другом месте святой свидетельствует, что он избавлен от их ков, говоря: душа наша яко птица избавися от сети ловящих (Пс. 123:7). Все купцы язычников уподобляются нивам, которые скоро засыхают, или жатвам при реке имеющим дождь не с неба, а от земли, и потому имеющим погибнуть вместе с язычниками. Там где мы читаем: семя купцов, в еврейском стоит семя Sior, чем указывается Нил, так как он имеет мутные воды, коими орошаются нивы Египта.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Видение на Тира. Плачитеся, корабли Кархидонстии, яко погибе, и ктому не идут от земли Китиейския, отведеся пленен

Стараясь, сколько возможно, уяснить предреченное Богом и о Тире, мы опять прежде расскажем историю и представим ясно, каким образом он был взят и погиб и отведеся в плен, по написанному. Итак, когда Вавилоняне, опустошив Иудею и сожегши и самый святой город, отвели в плен Израиля, – иноплеменные народы, жившие в соседстве и в окрестности, отверзая дерзкие и необузданные уста, начали поносить славу Божию. Ибо говорили, что Он не возмог спасти их, и что напротив сам Бог помощник побежден рукою Ассириян, и даже думали, что находящиеся у них боги сильнее Бога Евреев и способнее защитить и оградить их, и сохранить от всякого нападения, и сделать их победителями Вавилонян. И иным способом (они поносили Бога). А также вместе с Вавилонянами они угнетали народ Иудейский, то нападая на бедствовавших и похищая уцелевших, то посвящая лжеименным богам священные сосуды и подпавших под иго их рабства как бы по необходимости устраняя от служения по закону. И посему-то Бог чрез одного из святых пророков говорил: и что вы Мне Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы на Мя? остро и быстро воздам воздаяние ваше на главы ваша. Понеже сребро Мое и злато Мое взясте, и избранная Моя и добрая внесосте в требища ваша: и сыны Иудины и сыны Иерусалимли продасте сыном Еллинским, яко да ижденете я от предел их (Иол. 3:4-6). Итак, и Тир, вследствие гнева божественного, взят был следующим образом. Это был остров, потому что в средине (между ним и твердой землей) проходил пролив и не на далекое расстояние отделял его от последней. Когда же пришел Вавилонянин, то захотел взять его вместе с другими и приказал подвластному войску сделать насыпь чрез море и соединить остров с твердой землей, чтобы не попускать ему более оставаться островом. Когда же это совершилось или когда ожидалось, что это совершится в непродолжительном времени; тогда очень многие жители Тира (так как они имели своим занятием морскую торговлю и привычны были к мореплаванию) отплыли с острова вместе с детьми и женами своими и удалились в другие города и селения. Вавилоняне же, вторгнувшись (на остров), умертвили оставшихся, многих взяли в плен и сделали все, что свойственно победителям: но немало сожалели, когда узнали, что очень многие (жители Тира) и из самых знатнейших в нем убежали, нагрузив на корабли свое имущество. Напоминаем историю и пророческое слово Иезекииля; ибо так сказал ему Бог всяческих: Сыне человечь, Навуходоносор царь Вавилонск поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго: и мзда не бысть ему на силе его на Тира, за работу, еюже работаша нань. Вместо него Аз даю ему землю Египетскую (Иез. 29:18-19). Ибо после пленения Тирян Вавилонянин переносит войну на народ Египетский. Об этих-то исторических событиях и напоминает блаженный пророк Исаия и повелевает плакать кораблям Кархидонским, плакать, очевидно, о том, что погиб Тир и не идут от земли Китиейския. Говорят, что Китиейцы – по острова Эллинские, или Македонские: другие же утверждают, что этим именем указывается на Кипр, от одного будто бы из находившихся на нем городов, который называется этим именем. Плачите, говорит: по какой причине? Отведеся пленен. Но может быть кто-нибудь скажет: по какой причине повелевает плакать Тиру о Карфагене, или о тамошних кораблях. Это потому, что Карфагиняне были выселенцы Тирян. Они считали за большую честь для себя иметь Тир материю и признавали его между островами, говорю, восточными знаменитейшим и сильнейшим. Говорят, что и жители земли Китиейской очень высоко думали о нем и жили в роскоши от прибылей морской торговли. Итак, плачите, говорит, Кархидонские морские купцы или корабли, яко погибе. Пусть плачет и Тир, потому что они не идут от земли Китиейския, отведеся пленен.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Пророчество о Тире. - Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. Умолкните, обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов. Устыдись, Сидон; ибо вот что говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц ». Когда весть дойдет до Египтян, содрогнутся они, услышав о Тире. Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова! Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далекой

В Тир едут корабли из далекой тирской колонии Тартесса, но им с островов Средиземного моря возвещают, что Тир уже не существует! Как велико было значение этого мирового торгового города! Сюда привозились товары со всего мира, а отсюда рассылались по разным другим странам. Поэтому все поражены известием о его падении, особенно же сами финикияне, которым теперь приходится искать себе убежища в чужих землях.

Тир (по-евр. Zor теснина, скала), бывший главным городом Финикии, в настоящее время представляет собою небольшой и бедный городишко с жалким подобием базара, на котором главным образом продаются бобы, табак, финики и лимоны. Группа жалких домов, в один или два этажа, грязные переулки вместо улиц - вот и весь нынешний Тир (Гейки. Святая Земля, с. 1059). В скалах, идущих по берегу моря, к югу, древние тиряне устроили гавани, пристани, мелкие доки и окружили город великолепной стеной. Остатки стены этой видны еще и теперь, а равно сохранилась и плотина, соединявшая и в древнее время Тир, построенный на острове, с Тиром, расположенным на берегу моря - на континенте. Эта плотина была насыпана Александром Македонским для того, чтобы взять островной Тир. Тиряне называли обе части Тира sarra. Старый или континентальный Тир был расположен на плодородной равнине и представлял собою роскошный сад (Ос. 9:13). Здесь находилась древняя царская крепость и святилище Мелькарта или Геркулеса, тогда как остров Тир был застроен разными пакгаузами и домами для матросов. Старый Тир впервые пострадал от врагов во время нашествия Салмонассара в 729 г., а потом нападения халдеев, персов и греков (особенно Александра Македонского), постепенно все более и более разоряли его, причем не малый вред причинили Тиру землетрясения: так в 523 г. город этот был совершенно разрушен землетрясением. Основан был Тир, по преданию, за 2750 лет до Р. Х.

Корабли Фарсисские - см. Ис. 2:16.

Он, т. е. Тир.

Им т. е. корабельщикам, едущим из Фарсиса в Тир.

Некому… точнее нет приюта!

Земля Киттийская - острова Средиземного моря вообще и, в частности, Кипр (Быт. 10:4; Чис. 24:24), лежавший по морскому пути из Тира в Фарсис.

Condamin весь стих переводит так: «рыдайте, корабли из Фарсиса, потому что ваш порт разрушен!» - об этом их извещают при возвращении из земли Киттим.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1.Пророчество о Тире.
 

Тир, по еврейскому произношению Цор, что значит скала – был одним из древнейших, укрепленных, торговых и богатых городов передней Азии и, вместе с тем, одним из двух главных городов Финикии. Первоначально он был построен на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Сидона, другого главного города Финикии; но впоследствии главная часть его была перенесена на близь лежащий остров-скалу. Этот Тир, в отличие от прежнего или старого города, известен под именем нового Тира. Он был сильно укреплен и украшен многими общественными зданиями и храмами (как вообще древние замки или акрополи). С течением времени, торговля, богатство, а вместе могущество и гордость жителей Тира, как и вообще Финикийцев, достигли крайнего предала. Тир уподобился Вавилону. После сего промысл Божий решил низложить могущество Тира, с той целью, чтобы уничтожить его гордость и чтобы остаток финикийцев, как и других языческих народов, наследовал царство Божие.

Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. 
 

Пророк обращается с грозной речью к кораблям, которые из Тира отправлялась в Карфаген и из Карфагена возвращались в Тир. Прежде они всегда возвращались с великой радостью, потому что, по совершении торговых оборотов, везли в отечество множество сокровищ: теперь же их постигнет безутешное горе, потому что Тиру определена неотвратимая погибель. Получив известие о страшной участи Тира, корабли Карфагенские остановятся в земле Киттейской, именно на острове Кипре, и далее не пойдут, опасаясь своей погибели. Тир будет взят и ограблен, а жители его отведены в плен; вот это-то беспомощное горе и будет оплакиваемо всеми.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible