Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
«возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе».
Святые отцы
Прочие
- Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 15-16 И будет в день тот, в забвении будешь, Тир, семьдесят лет, как время одного царя. После же семидесяти лет с Тиром будет как в песни блудницы. Возьми цитру, ходи по городу, блудница, преданная забвению, играй складно, пой много песен, чтобы была память о тебе
И будет в день тот, в забвении будешь, Тир, семьдесят лет, как время одного царя. От этого места и до конца этого пророчества возвещается благоприятное Тиру, что он должен принести покаяние, что он опять будет возстановлен, что раззорение Тира будет продолжаться только семьдесят лет, сколько продолжалось и запустение храма Божия, так что по времени раззорения он будет подобен тому, раззорению кого он радовался. Что же касается до семидесяти лет одного царя, то многие думают, что это говорится о Навуходоносоре, так как в течении стольких лет продолжалось царство народа Ассирийскаго в Иерусалиме. По другим, это сказано вообще, потому что кто имеет долговременное царствование, тот не может перейти за семьдесят лет.
После же семидесяти лет с Тиром будет как в песни блудницы. Возьми цитру, ходи по городу, блудница, преданная забвению, играй складно, пой много песен, чтобы была память о тебе. Так как ты любодействовала с весьма многими народами и прежние любовники презирают тебя оставленную, обнаженную и загрязненную нечистотою плена, то удвой песни, ходи по городу, оплакивай прежнее место разврата и омывай слезами следы прежняго заблуждения, чтобы быть в состоянии призвать на себя милосердие Божие.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая
Ст. 15-16 И будет в день тот, в забвении будешь, Тир, семьдесят лет, как время одного царя. После же семидесяти лет с Тиром будет как в песни блудницы. Возьми цитру, ходи по городу, блудница, преданная забвению, играй складно, пой много песен, чтобы была память о тебе
И будет в день тот, в забвении будешь, Тир, семьдесят лет, как время одного царя. От этого места и до конца этого пророчества возвещается благоприятное Тиру, что он должен принести покаяние, что он опять будет возстановлен, что раззорение Тира будет продолжаться только семьдесят лет, сколько продолжалось и запустение храма Божия, так что по времени раззорения он будет подобен тому, раззорению кого он радовался. Что же касается до семидесяти лет одного царя, то многие думают, что это говорится о Навуходоносоре, так как в течении стольких лет продолжалось царство народа Ассирийскаго в Иерусалиме. По другим, это сказано вообще, потому что кто имеет долговременное царствование, тот не может перейти за семьдесят лет.
После же семидесяти лет с Тиром будет как в песни блудницы. Возьми цитру, ходи по городу, блудница, преданная забвению, играй складно, пой много песен, чтобы была память о тебе. Так как ты любодействовала с весьма многими народами и прежние любовники презирают тебя оставленную, обнаженную и загрязненную нечистотою плена, то удвой песни, ходи по городу, оплакивай прежнее место разврата и омывай слезами следы прежняго заблуждения, чтобы быть в состоянии призвать на себя милосердие Божие.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И будет в той день, оставлен будет Тир седмьдесят лет, яко же время царя, яко время человеческо
Тир издевался над самым Иерусалимом, когда он был опустошен, и причины его страданий полагал не в распущенности Иудеев, оскорбивших Бога своим пренебрежением к закону и ко всему угодному Ему: напротив думал, что Начальник их, то есть Бог всяческих не мог спасти их. По этой причине и сам (Тир) был взят и находился в запустении время, равное времени плена Израильтян; ибо они оставались у Халдеев семьдесят лет, находясь под невыносимым игом рабства. Следовательно, помянутое время Тир будет оставлен, то есть будет находиться в запустении и не имея жителей, и это продолжится столько лет, что будет представлять как бы годы жизни человека или царя, то есть до семьдесятого лета, как воспевает блаженный Давид: дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь (Пс. 89:10).
Ст. 15-16 И по седмидесятих летех будет Тир яко песнь блудницы. Возми гусли, обыди град, блудница забвеная, добре погуди, много воспой, да память твоя будет
Всем доступная и распутная женщина, продающая желающим красоту тела своего, пока свежа и молода, уловляет в свои сети многих и самая красота телесная служит сетью и как бы приманкой для видящих ее. Когда же состарится, тогда-то, после того как поблекнет у ней красота, она становится уже неспособной к уловлению своей добычи и начинает придумывать другие средства к приобретению презренной добычи: занятием ее становится пение и музыка; ибо многие находят удовольствие в игре ее на цитре. В этом она находит некоторое малое напоминание о своей прошедшей жизни и некоторые хвалят красоту ее и в этом возрасте. Нечто подобное, говорит, случится с Тирянами, ибо будет как песнь забытой блудницы и не будет иметь, как прежде, красоты; песнь и музыка будет для многих, ибо вспомнят, чем обладала (была) она прежде. Ты же, о Тир как старая и отцветшая блудница, возми гусли, обыди, о город, ставший как некая блудница забвеная. Ибо когда поблекнет, как я сказал, красота женщин; тогда забывают о ней и те, которые некогда были увлечены ею и были ее почитателями. Итак, добре погуди и много воспой, да память твоя будет.
Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)
Ст. 15-17 И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе». И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной
Тир был пуст семьдесят лет, равно как и Иерусалим, который пребывал в запустении семьдесят лет.
Мы видим, что Тир был многолюден и процветал после того, как был забыт на семьдесят лет, что было вследствие того, что он получал прибыль с вложенных денег и блудодействовал со всеми царствами.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16 И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе
Долго Тир пробудет в унижении и забвении, но в конце концов он снова воспрянет к жизни. Однако плоды его торговли будут им посвящаемы не идолам и будут тратиться не на собственные наслаждения, а на служение Истинному Богу и Его избранникам.
тот день - см. 2:11.
Забудут - т. е. Тир потеряет свое мировое политическое и торговое значение.
На семьдесят лет - число круглое и притом большое (7х10).
По мере дней, т. е. на крайний срок самого длинного царствования: едва ли какой царь царствовал больше 70-ти лет.
Ходи по городу. Блудницы в восточных городах сидели по улицам, пред городскими воротами, ходили по городу (честные женщины сидели дома) с пением и музыкой, разодетые, с венками на головах.
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
16. «Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе».
Состаренная блудница, прожившая свою молодость, лишенная своих обольстительных украшений, оставленная своими почитателями и обнищавшая, уже не обращает на себя ничьего внимания, а потому если и сохраняет еще о себе какую-либо память, то лишь только в сладострастной песне, сыгранной на звучной арфе. Такова же и участь Тира. По слову Господа, Тир был блудницей: его религия была полна лжи и грубых суеверий, его богослужение сопровождалось телесным развратом (в честь богини Ашеры или Астарты, известной у Греков под именем Афродиты); его нравы запечатлены были гордостью, которая неразрывна с насилиями и жестокостями, а также славолюбием, с которым неразрывны роскошь и попрание чужих прав; его торговля неизбежно соединялась со всяческим обманом. Посему и вся жизнь Тира не имела в себе ничего святого, ничего достойного человека, созданного по образу Божию: и эта жизнь, по закону правды Божией, должна прекратиться, о ней останется только одно воспоминание в плачевных песнях Финикийских. Но эта плачевная память о том, как погибла «всякая гордыня славных», послужит залогом будущих лучших дней, какие приведёт Царь народов и веков, Иегова, Бог Израиля.