Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала
Отвечает на предшествующее, ибо она говорила: пойду за любовниками моими, дающими мне хлеб, и воду мою, шерсть, и лен и елей и питье мое, – все то, что она получила для обращения на служение Богу. Но она хлеб, который укрепляет, и вино, веселящее сердце человека (Псал. 103), и елей, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир (Иоанн. гл. 1). и серебро, о котором мы часто говорили: Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею (Псал. 11, 7), и золото, о котором мы читаем: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата (Псал. 67, 14), обращает на идолов и сделала Ваала, означающего высший и терзание (dеvоrаtiо), потому что она или считает себя обладающею более высоким учением, нежели Церковь, или терзается сознанием ложности [своих] мнений. Что же касается буквального смысла, то Иерусалим в обилии обладал золотом, серебром и всякими богатствами и делал истуканы Ваалу, демону Сидонскому или, как некоторые правильные полагают, вавилонскому, вследствие чего он называется также Бэлом. Это подробно излагает Иезевииль в своей книге, и весь сонм пророков говорит об этом.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Но та не уразуме, яко аз дах ей пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу
Что она не захочет уже, говорит, ходить во след своих любовников, в этом никто пусть не сомневается; ибо совершить эго он и притом весьма легко, заграждая ей дорогу и преграждая стези ее и ни в каком отношении не давая ей успеха. Поелику же она не только думала, что существует Бог Ваал, но и принесла ему благодарственные жертвы за те блага, которые дарованы ей Мною, то и за это Я поступлю с нею по справедливости, так что она узнает, Кто есть Дающий и Имеющий власть над всем. Я дал все, необходимое для жизни: и пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей. Но вместо того, чтоб благодарить Меня за мои благодеяния, она воздала славу Ваалу, что служит ясным доказательством как крайней бесчувственности, так и неблагодарности ее. И это есть достаточное основание справедливого гнева Божия, хотя мы и признаем в Боге источник и начало всякого милосердия.
Итак весьма преступно и достойно наказания стремление приписывать величие даров Божиих тем, которые унижают Его славу, то есть, нечистым демонам. А это и делают некоторые в мире, каковы, например. Эллины и еретики. Первые отдают славе демонов силу красноречия, тогда как Бог дает человеку и премудрость и дар слова. А богоненавистные и нечестивые полчища еретиков изобретением лукавых мыслей увлекают некоторых и извращают ум простых людей и сети поставиша еже погубити мужи, по написанному (Иерем. 5, 26). Итак те и другие почтили Ваала. Во славу его они приносят из духовного богатства, как самый лучший дар, то, что принадлежит Богу. Это именно, думаю, и означают, понимаемые в духовном смысле, следующие слова: аз дал ей пшеницу, и вино, и масло, н сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу. Итак должно посвящать Богу то, что Ему принадлежит; ибо Подателя и Виновника всякого блага подобает позлащать (прославлять) тем, что мы имеем от Него, будет ли это превосходный дар слова, или ум способный уразумевать истинные таинства.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 7-10 и пожене́тъ похотники́ своя́ и не пости́гнетъ и́хъ, и взы́щетъ и́хъ и не обря́щетъ, и рече́тъ: пойду́ и возвращу́ся къ му́жу моему́ пе́рвому, я́ко добрѣ́е ми́ бѣ́ тогда́, не́жели ны́нѣ. Но та́ не уразумѣ́, я́ко а́зъ да́хъ е́й пшени́цу и вино́ и ма́сло, и сребро́ умно́жихъ е́й: сiя́ же сре́бряны и зла́ты сотвори́ Ваа́лу. Сего́ ра́ди обращу́ся и возму́ пшени́цу мою́ во вре́мя ея́ и вино́ мое́ во вре́мя его́, и отиму́ ри́зы моя́ и плащани́цы моя́, да не покрыва́етъ студа́ своего́: и ны́нѣ откры́ю нечистоту́ ея́ предъ похотника́ми ея́, и никто́же отъи́метъ ея́ от руки́ моея́
Взыщет их, – сказано, – и не обрящет. Приведет себе на память Божие о ней попечение, и скажет: Пойду и возвращуся к мужу моему первому, яко добрее ми бе тогда, нежели ныне. Посему, кто не будет справедливо изумляться Божию человеколюбию? Бог Творец и Господь – называет Себя мужем, а не Владыкою. Поскольку любовь жены к мужу больше, нежели любовь рабов к владыке; то, чтобы люди имели к Нему такое расположение, именует Себя женихом и мужем. Однако же неблагодарных и это не побуждает к благопризнательности. Посему и говорит о них: Та не уразуме, яко Аз дах ей пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу. Те самые дары, которые получила от Бога, принесла в дар Божиим противникам. Бог, гневаясь за сие, угрожает лишить их и пшеницы и вина; и чтобы не подумали, будто бы неплодием страждет земля, кстати присовокупил: во время ея, то есть, после того, как, пшеница и виноград созреют, во время жатвы и собирания плодов. Угрожает даже отнять и одежду, так что будет у них недостаток в необходимом к прикрытию наготы. И похотники ее, сказано, увидя это, не в состоянии будут оказать ей помощи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала
Сделали [истукана] Ваала, евр. asu labbaal: гл. asah с предлогом означает делать что-нибудь (Ис XLIV:17) и употреблять для чего-нибудь (2 Пар ХХIV:7). В ст. 8 лучше понимать гл. asah в последнем значении. Таким образом, пророк обличает Израиля за то, что серебро и золото, полученное от Иеговы, он употреблял на поддержку культа Ваалов. Под именем Ваала пророк разумеет всех идолов, включая и золотых тельцов, которые в 3Цар XIV:9 ставятся наряду с идолами.