Novum Testamentum: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ne forte exspoliem eam nudam et statuam eam secundum diem nativitatis suae et ponam eam quasi solitudinem et statuam eam velut terram aridam et interficiam eam siti.
Святые отцы
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 4–5 И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки
Это Я сделаю той, которой Я сказал: ты не жена Моя, и Я не муж твой, и обращу ее как бы в пустыню и сделаю ее как бы землею непроходимою. Ибо когда Я вывел ее из Египта, то, по умерщвлении родителей, дети их вошли в землю обетованную. Но теперь дети матери блудодействующей погибнут вместе с матерью блудницею, ибо они дети блуда и злые, родившиеся от злых. Им в Евангелии говорится: рождения ехиднова (Матф 3, 7). Она дошла до такого бесстыдства, что услышала чрез Иеремию: у тебя лице блудницы, ты отбросила стыд (Иерем. 3, 3). Разве не служит доказательством упорства и свойственного блудницам бесстыдства то, что она хвалится своим преступлением и говорит: пойду за любовниками моими, пойду к идолам, доставившим мне необходимое для пищи и одежды? Все, описываемое в пророческой речи, иудеи в духовном смысле получили от Господа. И так как они отвергли Сына Божия, избрав себе Варавву, виновного в разбойничестве и возмущении (Иоанн. 18, 40), и распяв Сына Божия, то до сего времени они следуют за демонами и относят благодеяния Божии к тем, которые погубили души своих почитателей. Хлеб и воду имеют и еретики, хлебом для которых служит печаль и воды их грязные, которые потопляют и погубляют получивших крещение. Имеют они и шерсть от паршивых овец, и лен, постоянно остающийся черным, и елей, о котором пророк говорит: елей грешного да не намастит главы моея (Псал. 140, 5), и питье из вод египетских, относительно которых пророк Иеремия взывает: что тебе и пути Египетскому, еже пити воду Геонскую? И что тебе и пути Ассирийскому, да пиеши воду речную (Иерем. 2, 18)? Мы говорим обо всем коротко, чтобы перейти к остальному.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки»
Что же это за жена-блудница, о которой пишет пророк Осия и которая говорит: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки (Ос 2:5), и все, что мне необходимо? Можно отнести все это к падшему роду иудейскому. Но кому иному подобны лжехристиане - то есть все еретики и схизматики, - как не лжеиудеям?
[Это сказано,] чтобы они не думали, что учение, которое несут совратители, здраво и соответствует истине - учение, которым они совращают ко лжи своих догматов и своих споров. Итак, да не подумают, что это у них верно и здраво. И тут же добавлено: А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала (Ос 2:8).
О крещении
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Рече бо: пойду в след похотников моих, дающих мне хлебы моя, и воду мою, и ризы моя, и плащаницы моя, и масло мое, и вся, елика мне достоят
Похотниками ее называет нечистых демонов, с которыми, можно сказать, и совершалось любодеяние. Ибо следовать их хотениям и исполнять угодное им, это, думаю, и значит сладострастно предаваться грехам, жить постыдно и преисполниться крайним злом и как бы порождать всякий вид нечистоты. Посему как те, которые рождают божественный страх, восклицают к Богу: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего на земли (Иса. 26, 18); так и у тех, которые подчиняются похотям демонов, душа скоро наполняется всяким нечестием, они отступают от божественных законов и делаются рачителями всяческого зла. Итак лукавые и преступные отступники демоны суть похотники тех, которые продались нечестию. Кто будет угождать им, как богам, тот будет совершать ужасное нечестие: ибо он приносит им в жертву, что имеет, часто чтит их похвалами, приносит им благодарственные жертвы, оставив единого и истинного Бога. Который подает необходимое для жизни, облекает нас благодатью как бы некоторыми одеждами, осеняет ум и сердце наше высшею помощью, утучняет как бы елеем, питает хлебом духовным для жизни славной и нескончаемой и напаяет нас водою животворящею для духовного благосостояния. Но кто впал в нечестие, как без сомнения это случилось и с блудной синагогою, тот, говорит, должен следовать своим похотникам, приносить им благодарственные жертвы и думать, что от них получает и пищу и одежду. Это, думаю. и означают слова: рече бо: поиду в след похотников моих, дающих мне хлебы моя, и воду мою, и ризы моя, и плащаницы моя, и масло мое, и вся, елика мне достоят. Мудрые же и добрые и знаемые и близкие Богу Ему только одному усвояли подаяние и сообщение благ небесных и земных. Они скажут и весьма мудро: еда есть во изваянных языческих, иже дождит? или небеса могут дати влагу свою? не ты ли еси Господи Боже наш? и пождем тебе Господи, ты бо сотворил еси вся сия (Иер. 14, 22), и воскликнут с самим божественным Давидом: посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю (Псал. 64, 10).
См. Толкование на Ос. 2:3
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Днем же «рождения» называет пребывание в Египте. Оставлю ее лишенною Моего о ней промышления, сделаю, что будет в рабстве у Ассириян, как рабствовала Египтянам, сделаю, что уподоблю «земле безводной и пустыне». А под «жаждою» разумеет не только недостаток воды, но и лишение Божия попечения. И чад ее не удостою пощады, потому что родились от злочестивых, и в мерзости подражали отцам. Ибо блуждением [в русск. блудом] называет здесь служение идолам. Но чтобы яснее обличить ее неблагодарность, представляет, будто бы говорит она, что ей надобно идти в след похотников [в русск. любовников], то есть, идолов; от них, говорит она, получаю в обилии все необходимое. И поскольку не познала Подателя благ, то справедливо присовокупляет: За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих. И самое наказание исполнено человеколюбия; потому что приводит к оставлению нечестия. При испытании бедствий дознала она бессилие идолов; потому что призвала их в защиту во время нашествия, и не получила от них помощи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки»
Причина уклонения матери - Израиля в блуд (идолопоклонство) заключается в ложной мысли, что идолы (любовники) дают ей и пищу, и одежду, и вcе необходимое. Вместо слов шерсть и лен в слав. с греч. «ризы моя и плащаницы моя».