Скрыть
И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Не только действие Отца, Сына и Святого Духа повсюду одно, но также и одна и та же воля, один призыв, одно повеление. Это отчетливо можно наблюдать в великом и благотворном таинстве Церкви. Ибо подобно тому, как Отец призвал народы в Церковь, возгласив: скажу не Моему народу: «ты Мой народ» и назову нелюбимую Мою возлюбленной Моей, а в другом месте: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис 56:7), - так и Господь Иисус говорит, что Павел Им избран с целью призвать и собрать Церковь. И подобным образом можно понять то, что сказал Господь Иисус Анании: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами (Деян 9:15).

О Святом Духе. Книга 2

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

И Осия, говорит Павел, давно писал об этом так: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною (Рим 9:25). Чтобы не сказали: ты вводишь нас в заблуждение, - [апостол] говоря это, призвал в свидетели Осию, который взывает и говорит: не Мой народ назову Моим народом. Кто же это были - «не Мой народ»? Очевидно, язычники. Кто - «не возлюбленная»? Опять они же. Однако же, о них сказано, что будут народом, возлюбленной и сынами Божиими. Там названы будут сынами Бога живого (Рим 9:26), - продолжает апостол. Если станут говорить, что это сказано об уверовавших из иудеев, то и тогда наше толкование будет уместно. Если произошла такая перемена с теми, которые после многих благодеяний оказались неблагодарными и чужды ми, утратили даже то, что делало их народом, то что могло воспрепятствовать призванию и удостаиванию за послушание таких же милостей тех, которые отчуждены были не после того, как приняты, но с самого начала были чужды? Апостол не довольствуется тем, что сослался на Осию, но после него приводит слова Исаии, который говорит согласно с Осией.

Беседы на Послание к Римлянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21–23 И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог

В тот день и в то время, когда Я обручу тебя Мне в верности и когда ты познаешь, что Я Господь, Я услышу небеса, поведающие славу Божию (Псал. 18), и небеса услышат землю, чтобы орошать ее небесным дождем, и земля, из которой возникла истина (Псал. 81) и на поле которой выходит домовладыка, чтобы сеять семя свое (Матф. гл. 18), услышит пшеницу, и вино и елей, о которых мы выше говорили, и все это услышит Иезраеля, то есть семя Божие, в том смысле, что обилие и плодородие во всем даруется чрез семя Божие, то есть чрез Христа, потому что семя Божие сеется на земле, чтобы приносить многочисленные плоды, в сто крат, в шестьдесят и в тридцать (Матф гл. 18). И блудница, соединившаяся с Богом и родившая троих детей: двух мужеского пола и одно женского, в первый раз Иезраеля, во второй раз непомилованную и в третий раз не Мой народ, должна видеть, что ради семени Божии изменяются названия предметов и что чрез веру во Христа получила помилование та, которая была непомилованною, и что получил название народа Божия тот, который прежде назывался не [Божиим] народом. Отсюда мы видим, что можно все это относить и к десяти коленам, которые называются Израилем и которые под именем блудницы родили троих детей, и ко всему народу иудейскому. Относительно услышания неба и земли, и пшеницы, вина и елея и Иезраеля некоторые так полагают, что когда придет Христос, то все будет идти своим порядком и всякое творение будет служить на пользу человека, как было создано в начале. Иудеи и ваши иудействующие ожидают [исполнения] всего этого после [пришествия] антихриста при конце мира.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И всею оную Себе на земли и помилую Непомилованную: и реку не людем Моим: людие Мои есте вы: и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси

Слово: себе опять разумей в двояком смысле. Соделаю, говорит, ее как бы цветущею и плодовитою (ясно, что синагогу иудейскую), не такою, которая только по неволе исполняет закон Мой, и не такою, которая упорно привязана к образам, но такою, которая проникнута полною готовностью исполнять то, что угодно и любезно Богу, и что служит к ее собственному благополучию. Итак всею себе, и она восприимет Мое семя, под которым мы должны разуметь евангельское учение, а не закон, данный чрез Моисее, как в начале, ибо древле она была возделываема (подготовляема) образами.

Но слово: себе можно понимать и другим способом. Сам я буду, говорит, заботиться о ней и как бы землю тучную и хорошо возделанную засею не чрез кого либо другого, но чрез Себя самого; ибо Бог и Отец возглаголал нам в Сыне, между тем как древним говорил чрез Святых пророков многочастне и многообразне (Евр. 1, 1). И Сам Спаситель бесчисленное множество уверовавших уподобляет засеянным нивам. Посему святым апостолам Он сказал: не вы ли глаголите, яко еще четыре месяцы суть, и жатва приидет? Се глаголю вам: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй мзду приемлет. Жатва многа, делателей же мало. Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою (Иоан. 4. 35, Матф. 9, 37-38).

Итак когда Спаситель наш ниспослал нам духовный дождь, мы соделались землею пожеланною, по слову пророка (Малах. 3, 12); ибо Он нас засеял Себе и Израиль назван земледелием Божиим. Он помилует непомилованную и некогда не народ назовет народом,— и сам Израиль, оставив древнее заблуждение, познает истинного Бога и скажет: Бог мой еси ты, хотя древле по безмерному неразумию вопиял: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же невемы, откуду есть (Иоан. 9, 29). Не познавши же Сына не познали и Отца; об этом засвидетельствует Сам Спаситель говоря: аще мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте (Иоан. 8, 19). Но после того как они призваны к познанию и исповедали Сына, они чрез Него и в Нем увидели Отца; ибо истинно говорит Иоанн: отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына,и Отца имать (I Иоан. 2, 23.).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 21-23 И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»


Посему, после предречения вечных благ, предвещает и телесные дары; потому что они, как земные и долу пресмыкающиеся, заботились больше о последних, нежели о первых. Потому обещает подать дождь свыше, и уготовать землю к произращению благ. Ибо говорит следующее: услышу небо, и небо услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.
Потом снова примешивает духовное: И посею ее для Себя на земле, то есть, соделаю ее Своею нивою, и всею семена правды. И помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» Сие исполнилось прообразовательно при Зоровавеле, а в самой действительности по воплощении Владыки Христа, когда и обручил Себе Церковь во век. Ибо тогда уверовавшие в Него подлинно наименовались людьми верными, и Сам Он наименован Богом искренно в Него уверовавших.

Толкование на пророка Осию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1Пет 2:10). В этих строчках апостол явно указывает, что написал это послание по поводу тех язычников, которые пришли к вере, которые когда-то были отчуждены от жизни народа Божия, а теперь по благодати веры соединились с народом Его и сподобились милости, на которую не ведали как уповать. Перенял же Петр эти слова у пророка Осии, который предвещал о призвании язычников: не Мой народ назову Моим народом (Рим 9:25), и помилую Непомилованную (Ос 2:23). И также апостол Павел говорит: И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго (Рим 9:26).

О семи Кафолических посланиях

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Вечное царство наследует народ святой; народ святой, который был избран вместо [еврейского] народа. Я раздражу их народом, который не был народом, народом бесмысленным огорчу (Втор 32:21), и [Господь] освободил народ святой. <…> И даже если некто служит завету Божьему, тотчас становится свободным, иудеи же рабствуют язычникам.

Тахвиты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ », а он скажет: «Ты мой Бог!»

Во время облагодатствования Израиля зловещие имена сыновей пророка - Иезреель, Лорухама и Лоамми - будут изменены в имена благовествующие. Ход мысли пророка и избранные им выражения показывают, что в своем утешительном обетовании он имеет в виду не только ближайшее будущее - освобождение из плена, но и отдаленное, наступившее с пришествием Мессии. Конец II-й гл. представляет раскрытие Мессианского обетования I:10 и II:1, а ст. 23 в Новом Завете (1Пет II:10; Рим IХ:25) толкуется, как предвозвещение о призвании язычников к богосыновству во Xpисте.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible