Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Петр Хрисолог, свт. (†450)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа
Ты благоразумно решил задать вопрос: есть ли какая-либо разница в любви Бога к тем, кто верует от детства, и тем, кто пришел к Богу в юности или в зрелости? Ибо и того коснулось Божественное Писание, и этого не оставило без внимания. Ясно говорит Господь Бог наш к Иоилю пророку: «Восскорбел Я о синагоге, рыдающей ко Мне, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей!» (Иоил 1:8). [Он говорил] либо о той, которая от девства своего обручена была Слову Божию, либо о душе, утратившей блага, ей назначенные, и восскорбел о том, что настолько впала она во грязь преступления, что навлекла на себя ненависть и стала жалкой на вид, оскверненная грязью нечестия и предательства, ничего не сохранив от благодати той невесты, которая ранее удостоилась слышать: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии (Ос 2:19).
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа
Какая благость Божия! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиной, то есть недевственною, - а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев.
Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз Бог говорит: обручу тебя Мне навек (Ос 2:19). Во второй раз: обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии (Ос 2:19). И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос 2:20). В первый раз Он обручил ее через Авраама или в Египте, чтобы иметь женою навек. Во второй раз - на горе Синай, давая ей вместо обручальных даров правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. <…> Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается через закон. Но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус. Когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы, познав Единородного, она познала и Отца.
Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля
Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа
Какая благость Божия! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиной, то есть недевственною, - а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев.
Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз Бог говорит: обручу тебя Мне навек (Ос 2:19). Во второй раз: обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии (Ос 2:19). И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос 2:20). В первый раз Он обручил ее через Авраама или в Египте, чтобы иметь женою навек. Во второй раз - на горе Синай, давая ей вместо обручальных даров правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. <…> Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается через закон. Но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус. Когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы, познав Единородного, она познала и Отца.
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
Ст. 18-20 И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа
Одним образом искушаются те, которые узнали плотское совокупление, другим - те, которые не испытали совокупления с женщиною. Так как у последних сны обычно бывают простые и более чистые, то им легче приобрести чистоту. А первые подвергаются обольщению нечистых и более впечатлительных мечтаний до тех пор, пока мало-помалу, по мере чистоты, к которой всякий стремится, дух даже во сне не возненавидит то дело, к которому прежде произвольно питал сочувствие, и пока ему не дается от Господа то, что через пророка обещается храбрым мужам в высшую награду за труды: и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
и обручу тя Себе в вере, и увеси Господа
Мы призваны к духовному общению чрез веру; а будучи призваны так, мы познали истинного Бога. Посему-то и говорит: обручу тя себе в вере, и увеси Господа. Следовательно предшествовала вера и таким образом мы обогатились и ведением Христа. Это самое, думаю, и сказано было некоторым: аще не уверите, ниже имате разумети (Иса. 7, 9). А что ясное уразумение таинства Христова доставляет участие в вечной жизни тем, которые достойны ее, в этом удостоверит сам Сын, говорящий небесному Отцу и Богу: се есть живот вечный, да знают тебе единого истинного Бога и егоже послал еси Иисуса (Иоан. 17, 3).
Петр Хрисолог, свт. (†450)
Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа
Об обрученной говорится для того, чтобы уже тогда можно было назвать Церковь Христа Невестой, согласно следующим [словам] пророка Осии: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности (Ос 2:19- 20). Позже сказал Иоанн: Имеющий невесту есть жених (Ин 3:29). А также блаженный Павел: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор 11:2). Подлинно обрученная - та, которая девственным рождением вновь производит на свет младенчество Христа.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
А что во век обручил Себе не иудейскую синагогу, но Церковь, собранную из Иудеев и язычников, о сем свидетельствуют самые события; потому что синагога отвержена, а Церковь сочетавается с Женихом, и ожидает вечных благ. Но обручил ее Себе не только «в правде и в суде», но и «в милости и в щедротах» [в русск. в благости и милосердии], потому что правду и суд употребил против лукавого мучителя, а милость и щедроты оказал тем, которые принуждены были служить сему мучителю. А поскольку сподобившимся милости должно было и самим воздать чем-нибудь Спасшему; то справедливо присовокупил: «И обручу тя Себе в вере, и увеси Господа» [в русск. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа]. У приходящих требуется немедленно одна вера; потому что не имеют они правды, приемлют же ее в бане пакибытия от спасшего Бога. Но приобретший веру приходит к познанию Владыки.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
И обручу тебя. Гл. аrаs - обручать употребляется об обручении с девицей (Втор XX:7; XXVIII:30). Таким образом, пророк выражает мысль, что в новый брачный союз с Иеговою Израиль вступит в качестве целомудренной девы, т. е. греховное прошлое Израиля будет по милости Божией предано забвению. Троекратным повторением слов обручу, пророк имеет целью уверить в непременном исполнении великого обетования. Характеризуя новый брачный союз Израиля с Иеговою, пророк говорит, что основой его будет правда и суд (обручу тебя Мне в правде и суде), т. е. праведность Бога и Правосудие Его, очищавшее от всего скверного, благость и милосердие (слав. : «в милости и в щедротах»). Залогом нерасторжимости союза будет верность (emunath) Бога, т. е. твердость, неизменность. Следствием восстановления союза будет то, что Израиль познает (vejadath) Господа; евр. гл. jadah выражает мысль не о теоретическом только знании Бога, а о внутреннем единении с ним в любви.