Скрыть
И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–12 И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее. И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их

Следующее затем: птицы небесные и пресмыкающиеся земные должно быть обозначено спереди обедом. Также вместо леса, называющегося по-еврейски jar, откуда происходит Саriаth Jarim (Кариаф-Иарим), что́ в переводе означает город лесов, LХХ перевели свидетельство, введенные в заблуждение сходством букв реш и далет. Ибо если вместо реш читать далет, но без предшествующего иод49, то это будет означать свидетельство. Таким образом по отнятии одежды и полотна, чтобы они более ее покрывали срамоты блудницы, вся гнусность Иеруеалима или все безрассудство, вследствие которого она совершала гнусности, откроется пред любовниками, так что ту, которая привлекала их к себе, когда была покрытою, они будут презирать, когда она будет открытою. И когда она будет предана любовникам своим, ассириянам, или демонам, в порабощении у которых и она, и ассирияне находятся, то никто, говорит, не будет в состоянии исторгнуть ее из руки Моей, потому что демоны доказали свое бессилие тем что, принимая тех, кои имеют изобилие во всем, они не могут освободить находящихся под гнетом бедствий. Будучи же предана в рабство вавилонянам, она не будет в состоянии совершать три праздника пасхи, пятидесятницы и кущей, и праздновать новомесячие, то есть календы и субботу и все торжества, обозначаемые одним общим именем. Также погибнут виноградники, и смоковницы и изобилие во всем. Под виноградниками понимай веселие, под смоковницами приятность и сладость, которые будут отняты у нее во время бедствий тягчайшего рабства: а отняты будут потому, что она считала их данными ей ее Богом, как супруге, а любовниками ее, как блуднице, в вознаграждение за распутство. Тогда она не будет иметь плодоносных дерев, по все обращено будет в лес. И взяв раз метафору от леса, он заканчивает [таким же образом], называя врагов, которыми все будет поедаемо, зверями. Это и в буквальном и в переносном смысле испытала несчастная Иудея, вся гнусность которой была открыта пред глазами народов и которую никто не мог освободить из рук Божиих. Прекратились все торжественные обряды; празднование обратилось в сетование; теперь она поняла, что все то, что она считала за данное ей демонами, отнято вследствие гнева Божия. Ее поедали сначала ассирияне и халдеи, потом мидяне персы и македоняне, а наконец растерзал самый жестокий зверь, римская империя, имя которой не называется у Даниила, чтобы более усилить страх в тех, которые имеют быть съеденными. Что мы сказали об иудеях, это относи к еретикам, которые по-видимому обещают учение и знание, но как вышедшие из Церкви, они оставляются Богом, и весь их позор выставляется пред любовниками, которых они прежде обольщали, и будучи преданы зверям, которых пророк отклоняет от себя, говоря: не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе (Псал. 78, 19), они предоставляются им для растерзания.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Сего ради обращуся и возму пшеницу мою во время ее, и вино мое во время его, и отиму ризы моя, и плащаницы моя, да не покрывает студа своего: и ныне открыю нечистоту ея пред похотниками ея, и никтоже отимет ее от руки Моея

Видишь, как Он угрожал ей лишением того, что могло доставлять удовольствие, и это имело благие последствия. Заграждение пути ее тернием привело ее к тому, что она стала стремиться к лучшему, и как бы невольно сказала: возвращуся к мужу моему первому, яко добрее мги бе тогда, нежели ныне; ибо она опытом узнала то, что полезно и в чем пребывать лучше для нее. Так если Я, говорит, отниму у нее Мне принадлежащее, то она непременно взыщет Подателя и перестанет воздавать благодарения демонам и думать, что они суть истинные боги, так что могут спасать подчинившихся им. И во время ея, говорит, возму пшеницу и вино и плащаницы, потому что некогда у них не будет плодов и будет недостаток в зрелых (плодах), так что окажутся напрасными земледельческие труды. Если же кто захочет разуметь так, что некогда Иудеи лишены будут пшеницы и вина, лишившись таинственного благословения, тот будет понимать хорошо. Плащаницами же называет как бы одеяние и высшую помощь, под которой кто пребывает, будет благообразен; а если окажется вне ее, то уже будет не прекрасным, но очень безобразным и среди людей будет как бы обнаженным. Итак под отнятием у ней плащаниц ты можешь разуметь то, что она уже не будет покрывать студа своего. Обещает открыть нечистоту ее пред похотниками ее — таким способом, о котором мы недавно говорили, потому что подвергнувшись уязвлению тернием, то есть, бедствиям войны и несчастиям самым ужасным, она вознерадит и о самых мнимых богах, на досуте не принося им жертв и не в состоянии будучи совершать обычное во славу их. Напротив надругавшись над ними, как над немогущими принести никакой пользы и презревши их как совершенно бессильных, она скажет: возвращуся к мужу моему первому, яко добрее ми бе тогда, нежели ныне. Посему, когда Я, говорит, лишу ее Моей помощи, она же впадет в ужасные беды и отвергнет почитание демонов и любовь к ним; тогда, с сокрушенным сердцем и угрызениями совести пренебрегши ими, в свою очередь, сама окажется безобразною и для них, ибо приятное и любезное для сих должно, наоборот, оказываться бедственным для нее, так что если бы даже она не находилась в самых крайних бедствиях, то и тогда должна бы оставить всякую мысль об угождении им. Итак что касается их желания, то Израиль, решившийся совсем не любить их, оказывается безобразным даже и для них, которых он считал богами. Нечто подобное, кажется мне, говорит и блаженный Илия: доколе вы храмлете на обе плесне ваши: аще есть Господь Бог, идите во след его: аще же Ваал есть, то идите за ним (3Цар. 18, 21). Тоже говорит в другом месте: или Ваалу Ваалу, или Богу Богу. А что никто не освободит тех, которые однажды подпали гневу божественному и никто не восстановит того, кто низвержен Богом, это показал, говоря: и никтоже отъимет ее от руки моея.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-10 и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей
Ст. 7-10 и пожене́тъ похотники́ своя́ и не пости́гнетъ и́хъ, и взы́щетъ и́хъ и не обря́щетъ, и рече́тъ: пойду́ и воз­вращу́ся къ му́жу мо­ему́ пе́рвому, я́ко добрѣ́е ми́ бѣ́ тогда́, не́жели ны́нѣ. Но та́ не уразумѣ́, я́ко а́зъ да́хъ е́й пшени́цу и вино́ и ма́сло, и сребро́ умно́жихъ е́й: сiя́ же сре́бряны и зла́ты сотвори́ Ваа́лу. Сего́ ра́ди обращу́ся и воз­му́ пшени́цу мою́ во вре́мя ея́ и вино́ мое́ во вре́мя его́, и от­иму́ ри́зы моя́ и плащани́цы моя́, да не покрыва́етъ студа́ сво­его́: и ны́нѣ от­кры́ю нечистоту́ ея́ предъ похотника́ми ея́, и никто́же отъ­и́метъ ея́ от­ руки́ мо­ея́
 

Взыщет их, – сказано, – и не обрящет. Приведет себе на память Божие о ней попечение, и скажет: Пойду и возвращуся к мужу моему первому, яко добрее ми бе тогда, нежели ныне. Посему, кто не будет справедливо изумляться Божию человеколюбию? Бог Творец и Господь – называет Себя мужем, а не Владыкою. Поскольку любовь жены к мужу больше, нежели любовь рабов к владыке; то, чтобы люди имели к Нему такое расположение, именует Себя женихом и мужем. Однако же неблагодарных и это не побуждает к благопризнательности. Посему и говорит о них: Та не уразуме, яко Аз дах ей пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу. Те самые дары, которые получила от Бога, принесла в дар Божиим противникам. Бог, гневаясь за сие, угрожает лишить их и пшеницы и вина; и чтобы не подумали, будто бы неплодием страждет земля, кстати присовокупил: во время ея, то есть, после того, как, пшеница и виноград созреют, во время жатвы и собирания плодов. Угрожает даже отнять и одежду, так что будет у них недостаток в необходимом к прикрытию наготы. И похотники ее, сказано, увидя это, не в состоянии будут оказать ей помощи.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей

Пред глазами любовников, т. е. пред идолами, которые не помогут Израилю в день суда над ним.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible