Скрыть
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них

И может спасать нас навсегда, не для земных благ, кои питают нас в течении немногого времени, но спасает нас во веки вечные, – нас, приходящих чрез Него к Богу.

Григорий Богослов, свт. (†389)

посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них

Ходатайствовать значит здесь не отмщения искать, по обычаю многих ходатаев (что было бы некоторым образом унизительно), но молить за нас, в качестве посредника, как и о Духе говорится, что он ходатайствует о нас (Рим.8:26). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Ибо Он, как человек (потому что еще с телом, какое воспринял), и ныне молится о моем спасении, пока не сделает меня богом, силой Своего человечества, хотя «мы не знаем» Его «по плоти» (2Кор.5:16), – понимаю под этим плотские немощи и все наше, кроме греха. Так и «ходатая имеем Иисуса» (1Ин.2:1) не в том смысле, что Он унижается за нас перед Отцом, и рабски припадает (да будет далека от нас такая подлинно рабская и недостойная Духа мысль! Не свойственно и Отцу этого требовать, и Сыну терпеть это, да и несправедливо думать так о Боге), но в том, что, пострадав за нас как человек, убеждает этим нас к терпению как Слово и Советник. Это понимаю я под именем ходатайства (παράκλησις).

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу

Так как, говорит,что Он бессмертен, то может предстоять за всех и спасти до конца, то есть может даровать спасение не временное, но полное, и, разумеется, как здесь, так и в будущей жизни. Ибо первосвященник в Ветхом Завете, хотя бы был и славен, приносил жертвы Богу в то время, пока жил, каков, например, Самуил и подобные ему, а после того уже нет, ибо умирал. Здесь же Первосвященник вечный и всегда живущий. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него, то есть чрез веру в Него. Ибо кто верует в Сына, тот, без сомнения, приступает к Отцу: ибо Он – путь к Отцу, и кто держался этого пути здесь, там получает успокоение.

будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них

Так уничиженно сказано это о Христе по плоти. Ибо, действительно, Он- Первосвященник по плоти: поскольку же Он – Первосвященник, постольку, говорится, ходатайствует. Каким образом воскрешающий мертвых и оживотворяющий, как Отец, ходатайствует, когда Ему должно спасать? Как ходатайствует Тот, во власти Которого весь суд, Кто посылает ангелов для того, чтобы одних ввергнуть в пещь, а других спасти? Конечно, по человечеству сказал: ходатайствовать. Снисходя к слушателям, Павел говорит: не бойтесь и не говорите: да, Он любит нас и имеет дерзновение пред Отцом, но не всегда может совершить о нас первосвященническое дело. Когда я говорю о человечестве Его, то я не отделяю Его от Божественности, ибо у обоих одна ипостась, но даю слушателям разуметь должное о том и другом естестве. Кроме того, и то самое, что Сын с плотью сидит со Отцом, есть ходатайство за нас: как бы плоть умоляет за нас Отца; конечно, она и была воспринята ради этого, именно ради нашего спасения.

Евфимий Зигабен (†1118)

посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них

Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу

Посему, как вечносущий, Он может спасти совершенно. Священники подзаконные, пока были живы и были священниками, ходатайствовали пред Богом о спасении того или другого и, значит, ходатайствовали о спасении несовершенном. А сей, как священник вечный, спасает всегда и совершенно.

Всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них

«Всегда жив сый», как священник вечный, чтобы ходатайствовать за них, как и именуется ходатаем: «един бо, говорит, ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» (1Тим. 6:5). Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Ходатайствует Он о спасении нашем и теперь (но вознесении), как человек, так как пребывает в теле, которое восприял. Самое вочеловечение Его есть уже ходатайство за нас пред Богом Отцем.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-25 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них

Истинный первосвященник Христос – первосвященник единый, вечный, несменяемый, всегда живой, всегда ходатайствующий за людей. В этом существенное отличие и превосходство Его пред ветхозаветным многочленным священством, и в этом исполнение обещания Божия, что священник по чину Мелхиседека будет во век один, вечный, неумирающий, несменяемый и не престающий ходатайствовать (Рим 8:34; 1Тим. 2:5; Евр 2:17). – «Приходящих через Него к Богу» – т. е. через Него, как Посредника и Ходатая, получающих спасающую их веру, оправдание и освящение.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Апостол здесь не определяет того, как всегда жив Христос. Это он разъясняет в других местах, например, в послании к Римлянам. Но здесь он показывает то существенное, что здесь имеет ближайшее значение, а именно – для чего он жив. Для того, чтобы ходатайствовать за тех, кто хочет через Него, как Нового Первосвященника, приходить к Богу. Приходить же к Богу – это значит уверовать в Него и быть убеждённым, что Он воздаст должным воздаянием надеющимся на Него, и уверовать в посредника между Богом и людьми, несравненно большего всех и даже единственного, в полном смысле этого понятия, как ходатая самого могущественного. Образ спасаемых, как гибнущих в грехе, приводимых Христом к Богу и даже приносимых Им на раменах Своих – обычный образ представления спасения через Христа. И вот, этот евангельский образ и выражает здесь Апостол, только со свойственной ему сложностью изображения этого образа, в последовательных видах его действия: спасения, приведения к Богу и ходатайства за спасённого перед Богом, чтобы Он приблизил его к Себе. Словом, Апостол в сказанном доселе начертал полный образ Первосвященника по чину Мелхиседека.
 
Поэтому не удивительно, что далее он делает о Нём столь решительные приговоры, что всякий читающий должен принять Христа, как своего Спасителя и совершеннейшего Первосвященника. И в такой постановке дела нельзя не восхвалять богомудрого писателя, сначала уготовавшего своих читателей, а потом предлагающего им восприять Того, Кого он так восхваляет. Качества, которыми определяется достоинство новозаветного Первосвященника, библейские и берутся частью из области понятий о добрых жертвах, частью из свойств, какими должны были обладать первосвященники, так как Христос был и жертва и Первосвященник, принёсший в жертву Себя Самого, потому что только такая жертва могла раз и навсегда заменить собой все жертвы и совершить в полноте то их назначение, которого не могли совершить они сами. Впрочем, можно отчасти видеть здесь некоторое отношение и к чертам образа Мелхиседека, как думают некоторые западные экзегеты, например, Делич.
 
Определяя частное значение слов, Вейсс говорит, что ὅσιος вообще значит религиозное достоинство. При этом он ссылается на псалмы, где греческому ὅσιος соответствует еврейское קׇדזֹשׁ, почему Делич справедливо говорит, что этим словом даётся понятие об отношении к Богу, как словом ἀκακος (falschlos) означается отношение к людям. Словом же ἀμίαντος (плотски чистый) показывается служебная готовность. По отношению к обитанию (среди соблазнов) он удалён от прочих людей.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Левитских священников было много, потому что они смертные. В этом несовершенство левитского священства. Христово же священство вечно, как Сам Он вечен и един, поэтому оно есть совершенное и непреходящее. Так как Христос бессмертен, то может предстоять за всех и спасти до конца, то есть даровать спасение не временное, но полное, как здесь, так и в будущей жизни. Ветхозаветный первосвященник, хотя бы был и славен, как например, Самуил и подобные ему, приносил жертвы Богу, пока жил, а после того уже нет, ибо умирал. Здесь же Первосвященник вечный, и всегда живущий. Посему и может всегда до конца «не только в этой, но и в будущей жизни» (Златоуст), спасать приходящих через Него, то есть через веру в Него. Ибо кто верует в Сына, тот без сомнения приступает к Отцу, ибо Он - путь к Отцу. «То самое, что Сын с плотью сидит с Отцом, есть уже ходатайство за нас, как бы самая плоть умоляет за нас Отца » (Феофилакт).
В). Истинный Первосвященник должен быть идеальным человеком (7:26-28)
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible