Скрыть
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться

Итак, говорит, если бы совершенство священства было из колена Левиина (ибо народ с ним получил закон), - то какая еще нужда была бы возставать некоему другому священнику, не по подобию Авраама, который был родоначальником тех священников, но по подобию Мелхиседека необрезанного?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться

Показал, что Мелхиседек в священническом чине был гораздо выше и Авраама и Левия. Теперь снова приводит другое доказательство, показывая, что священство во Христе гораздо превосходнее левитского священства и что священство Христа - совершенное священство, а то несовершенное. Ибо если бы священство по закону было совершенно, то надлежало бы священнику восстать по чину Ааронову: ибо Аарон был из колена Левиина. Но говорится, что восстает священник не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову. Потом, так как то священство было несовершенно, то вместо него вводится другое. И выражение еще имеет великое значение; оно как бы говорит, что если бы Христос по чину Мелхиседекову был прежде, а потом был дан закон, то со всей справедливостью можно было бы сказать, что священство по закону, то есть священство Аароново, дано было в силу того, что священство Мелхиседеково было как бы несовершенным. На самом же деле Христос после и получил иной образ священства. Отсюда очевидно, что так как священство Аароново было несовершенно, то вместо него вводится иное. Что же означает выражение: ибо с ним сопряжен закон народа? На основании этого нельзя сказать, что священство Аароново - совершенно, что оно дано для других, а не для евреев; напротив, оно всецело дано одному народу, и с ним был сопряжен закон народа, то есть было определено, чтобы он им пользовался, им руководился и чрез него все совершал. Итак, почему оно упразднено? - потому, очевидно, что оно бессильно.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще убо совершенство левитским священством было, людие бо на нем взаконени Быша: кая еще потреба по чину мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину ааронову глаголатися

Теперь с другой стороны он берет тот же предмет и показывает, что левитское священство отринуто. В самом деле, почему не сказано: ты священник во век по чину Ааронову, а сказано: «по чину Мелхиседекову»? Не ясно ли, что при левитском служении не было совершенства ни н учении, ни в жизни, а посему и была нужда в другом совершеннейшем (служении). Употребив же слово: «совершенство», он далее прибавил: людие бо на нем взаконени Быша; это значит, что они приняли законна основании священства Левитов, которые были и учителями закона, так что чрез Левитское священство они и научались и утверждались в том, что содержится в законе. Выражение «на нем» значит: чтобы ему внимать, или им руководиться.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона

С 11 стиха апостол переходит к выяснению превосходства священства Христова пред Левитским, делая из вышесказанного соответствующий выводы. Необходимость явления особого священника по чину Мелхиседека доказывает недостаточность священства Левитского для достижения совершенства полнотой вечного общения с Богом (ср. XI:40; XII:23), и прямо обусловливается этой недостаточностью. А между тем, это Левитское священство в свое время имело столь важное значение. - «Ибо с ним сопряжен закон народа…», т.е. народу и закон дан под условием существования Левитского священства, составлявшего, таким образом, центральный пункт всего закона. Очевидно, если бы народ Ветхого Завета мог быть приведен к совершенству, то лишь при посредстве Левитского священства, на котором был обоснован весь закон. И тогда не было бы нужды в другом священстве. Но так как этого не совершилось, то потребовалось иное священство, а с ним и иной закон на место прежнего, падавшего вместе со своим священством (12 ст.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

В стихах 11–28 Апостол более прямо выставляет преимушества Христова священства перед священством и законом левитским, причём взятые в основание пророческие изречения 109 псалма рассматриваются в обратном порядке составных его частей, а именно: третья в 11–14 стихах, вторая в 15–19 и первая в 20–22 стихах. В стихах же 23–28 присоединяется доказательство того, что всем высшим требованиям от первосвященства удовлетворяет только первосвященство Христово, а не левитское.
 
По мысли Апостола, тем обстоятельством, что обещанный в псалме священник назван священником по образу Мелхиседека, а не Аарона, ясно высказана мысль о необходимости устранения не только левитского священства, но и всего, на нём покоящегося и соединённого с ним законного устройства, неспособного привести полноту царства Божия. Доказательство этого Апостол берёт из относительной недостаточности левитского священства к устроению полного и вечного общения с Богом. Между тем, в этом именно состоит существенное назначение священства, как посредствующего между Богом и людьми, причём существенным средством для сближения с Богом служит очищение от грехов, чего также не давало левитское священство, взятое само по себе.
 
Слова 11 стиха: λαὸς γὰρ ἐπ᾿ αὐτῇ νενομοϑέτητо составляют вводное предложение, но в связи с 12 стихом и общим контекстом речи здесь получается такая мысль: народу дан закон под условием существования левитского священства, которое составляет центральный пункт всего закона. Поэтому, если бы народ в Ветхом Завете мог быть приведён к совершенству, то это могло совершиться только при посредстве левитского священства, потому что на нём обоснован весь закон. И тогда не было бы нужды в другом священстве. Но так как этого не совершилось, то потребовалось иное священство, а с ним и иной закон, почему прежний закон, как неразрывно связанный с левитским священством, должен упраздниться вместе с ним.
 
Ανίστασϑαι и λέγεσϑαι – суть два соподчинённые предложения. Ἕτερον ἱερέα – общий субъект обоих предложений. Ἕτερος указывает разнородность, а ἄλλοι – только индивидуальное различие. Потомки Аарона были в отношении к нему только ἄλλοι, а Христос есть ἕτερος ἱερεύς. Что касается до λέγεσϑαι, то оно, очевидно, указывает на рассматриваемое здесь изречение Пс.109:4.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 

Священство учреждается для того, чтобы ходатайствовать за народ перед Богом, и сообщать народу блага Божии. Если священство достигает этих целей, то оно совершенно. Но если бы народ израильский через левитское священство и обрядовые законы, тесно связанные с ним, мог достигнуть праведности перед Богом, то для чего же нужно было восстановлять новое священство по чину Мелхиседека, с новыми законами, как не для того, что левитское священство не могло оправдать человека перед Богом? Переменяется священство Аароново на Мелхиседеково. Вместе с ним необходима перемена и в законах касательно священства, в законах обрядовых, ибо новое священство по чину Мелхиседека, не имеет никакой связи с священством Аарона.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible