Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 7:10
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его
Показывает, каким образом Левий дал десятины, говоря, что так как праотец дал десятины, то и он дал в силу того, что будучи уже в чреслах Авраама, имел родиться от семени его, хотя еще и не родился. И не сказал: «левиты», но Левий, чтобы показать превосходство. Вот какая смелость! Он совершенно опроверг все иудейское. Потому он и сказал прежде: сделались неспособны слушать (Евр.5:11), что намеревался предложить эти истины и чтобы они не отвратили слуха. Итак, настроив и приготовив их заранее, как хотел, он говорит уже то, что ему угодно. Ибо душа и содержит и возвращает слово не так, как земля, воспринявши семя, будет возвращать его. Там - природа, которая отличается постоянством; здесь - свободное произволение, то, что легко изменяется и в высшей степени разнообразно. Поэтому учителю необходимо многое приготовить заранее.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 9-10 И да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть: еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек
И в кратце сказать (ибо кратко слово о сем): чрез Авраама и Левий, принимающий десятины, сам в свою очередь дал десятину Мелхиседеку. А каким образом, выслушай.
Еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек
Заметь глубину мудрости. Когда, говорит Апостол, Мелхиседек встретил Авраама и принял от него десятину и таким образом одесятствовал Авраама, тогда в лице Авраама одесятствован был и Левий, родоначальник священническаго колена, получающаго по закону десятины от народа. «Еще быв чреслех» Авраама давшаго десятину находясь, участвовал с ним в десятине. Как же Левий был в чреслех его? – Как семя в семени. В чреслех Авраама был Исаак, как семя, а в семени его в свою очередь был Иаков, как семя в семени, а затем в этом последнем и Левий. Заметил ли ты преимущество Мелхиседека? Заметил ли ты, сколь велико разстояние между Авраамом и Мелхиседеком, носящим в себе прообраз Христа, Первосвященника нашего? В самом деле, если миряне дают десятины, а священники принимают, то, значит, священники ветхозаветнаго закона в отношеиии к Мелхиседеку оказываются в положении мирян.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-10 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его
С неумолимою убедительностью и последовательностью апостол выяснением величия Мелхиседека ведет слушателей к признанию величия Сына Божия, прообразованного Мелхиседеком. Мелхиседек оказывается выше сынов Левии. Он получил десятину с Авраама, самого родоначальника Левиина, и, так сказать, от самого Левии (9-10 ст.), родоначальника ветхозаветного священства. Наконец, Мелхиседек даже благословил Авраама (и Левию), в чем проявилась, так сказать, крайнейшая степень превосходства Мелхиседека, ибо несомненно меньшее от большего благословляется. В своих сравнениях священства Мелхиседекова и Левитского апостол не оставляет мельчайших подробностей для доказательства превосходства первого над последним. Так, в 8 ст. он указывает превосходство и в том, что, между тем как в Левитском священстве десятинами почиталось, так сказать, родовое священство, постоянно освежаемое новыми и новыми носителями его взамен умирающих, в Мелхиседеке почтено как бы личное священство без отношения ко всякому преемству, в данном случае как бы несуществующему («имеющий о себе свидетельство, что он живет…» ср. 3 ст.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В стихах 9–10 даётся новое, почти такое же неожиданное доказательство превосходства священства Мелхиседекова (а вместе и Христова) перед левитским, заключающееся в том, что воздал честь Мелхиседеку Левий, потенциально, так сказать, живший в лице своего родоначальника Авраама. Здесь тонкость умозрения богодухновенного писателя доходит до верха совершенства. Он свободно пролетает времена лет и объединяет их такими узами, которые естественны, но редко кому вообразимы. Как бы видя смелость и резкость своего утверждения (о даровании Мелхиседеку десятины Левием ещё до его рождения), Апостол оговаривается словами: так сказать (ὡς ἔπος εἰπεῖν). Между тем, можно сказать, что Апостол написал это, имея вполне достаточные основания, потому что бытие Левия, во время благословения Мелхиседеком Авраама и принесения ему Авраамом десятины, не только может быть естественно мыслимым генетически, но обязательно долженствующим быть, так как к этому времени Авраам неоднократно получал обетования Божии о происхождении от него великого потомства.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Если десятины здесь, по закону, дают священству в лице смертных людей, то тем более, там - в лице Мелхиседека, достойно их священство вечное, прообразом которого служит вечное священство Мелхиседека, вечное в том смысле, что в Писании не говорится о смерти Мелхиседека. Но чтобы не сказали: каково же отношение к нашим священникам того, что Авраам дал десятину? Святой Павел как бы отвечает на это: и вот что скажу. Левий, родоначальник левитского священства, произошел ведь от Авраама. Он был в чреслах отца, в Аврааме, следовательно, в лице Авраама и сам дал десятину Мелхиседеку, как представителю и прообразу высшего, вечного священства.
б). Бог, учреждением священства по чину Мелхиседекову, отменяет священство Аарона (7:11-14)