Скрыть
которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира

Таково и значение самого имени Мелхиседек, т.е. царь правды и царь мира (Быт. 14:18). Апостол доказывает, что уже в самом имени его предъизображено таинство благодати и правды Сына, Господа Мелхиседека. Мелхиседек же тот был Сим, сын Ноя. Что он существовал во дни Авраама, Исаака и Иакова, это, как думают некоторые, показывает книга Бытия. А что он обитал в Салиме, как своем наследии, это открывается из уделов тех племен, кои наследовали землю дома Хамова (Быт. 10:1 сл.).

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего

Что значит это замечание – «царь Салимский» и «священник Бога вышнего?» Был он, сказано, «царь Салимский». Его описывает нам и блаженный Павел в послании к уверовавшим евреям (Евр.7:1–2), и обращая внимание на его имя и город, истолковывает значение имени его с помощию словопроизводства, говоря, что Мелхиседек значит – «царь правды», так как на еврейском языке «мелхи» значит «царство», а «седек»«правда». Потом, перешедши и к имени города, называет Мелхиседека «царем мира», так как «салим» значит «мир». Священник же он был, вероятно, саморукоположенный (таковы тогда были священники), или ближние его предоставили ему (эту) честь по его престарелому возрасту, или сам он заботился о принесении жертв, как Ной, как Авель, как Авраам, которые приносили жертвы. С другой стороны, ему предстояло быть и образом Христа, каковым изображает его и Павел, говоря: «без отца, без матере, без причта рода, ни днем, ни животу конца имея: уподоблен же Сыну Божию, пребывает священник выну» (Евр.7:3). Но как, скажешь, возможно человеку быть без отца, без матери, и не иметь ни начала дней, ни конца жизни? Ты слышал, что он был образом; итак, не изумляйся и не ищи в образе всего: он не был бы и образом, если бы имел все, что только свойственно самой истине. Что же, однако ж, значит сказанное об нем? То, что как он, поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной, – безродословным, – так и Христос, поелику не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословным. Смотри же, как чрез почесть, оказанную патриарху внушается нам некоторая тайна. «Изнесе хлеб и вино» (Мелхиседек). Видя образ, помышляй об истине, и дивись силе божественного Писания, как оно заранее и задолго открыло нам то, чему надлежало быть впоследствии.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 35

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Во-первых, по знаменованию имени царь правды

Здесь показывает, в каком смысле Мелхиседек есть прообраз Христа. И прежде всего, говорит, из самого имени узнай подлинный смысл. Именно: «Мелхи» значит царь; «Седек» - правда. Кто же иной царь правды, как не Господь наш Иисус Христос?

А потом и царь Салима, то есть царь мира

И из имени города, говорит он, это ясно. Ибо Салим, по толкованию, означает «мир». Но кто другой есть царь мира, как не Христос, примиривший небесное и земное? Никому из людей не приличествует наименование «царь правды и мира», как только одному Христу.

См. также Толкование на Евр. 7:1

Евфимий Зигабен (†1118)

которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира

Ему же и десятину от всех отдели Авраам (Быт. 14:18-20)

Десятую часть всей военной добычи. Изложив в кратком виде все относящееся до этого историческаго сказания, Апостол каждую часть сказания (о Мельхиседеке) разсматривает отдельно, и в каждой из них усматривает таинственный смысл.

Первее убо сказуется царь правды

по имени: имя «Мелхиседек» означает это самое.

Ибо Мелхи – значит царь, а седек – значит правда.

Потом же царь Силимский, еже есть царь мира

«Салим» был город, в котором Мелхиседек был царем, и означает «мир». Кто же иной мог бы быть в собственном смысле Царем правды и мира, как не истинный Господь Иисус Христос, как источник праведности, оправдывающий тех, кто верует в Него, умиротворивший враждующих и даровавший нам мир с Богом и между собою?

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира

В дальнейшем апостол раскрывает прообразовательное значение Мелхиседека по отношению к Сыну Божию, находя в самом имени его - царь правды и царь мира - указание на Христа, истинного Царя правды и мира (ср. 1Кор. 1:30; Иер 23:6; Мал 4:2; Дан 9:24; Ис 9:6-7; Рим 5:1; Еф 2:14).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,

Достойно замечания, что Апостол не упоминает о том, что Мелхиседек, встречая Авраама, вынес ему хлеб и вино, но глубоко сосредоточивает читателей на мысли о том, что Авраам дал ему десятину добычи, чем фактически признал его священническое достоинство, потому что десятиной освящались и прочие части, приемлемые верующими как бы от Самого Бога, через Его посредника, каким в настоящем случае был Мелхиседек, благословивший Авраама как вообще, так в частности на пользование его добычей от Ходоллогомора и его союзников.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. (Евр.7:2-4).

Во 2–10 стихах Апостол раскрывает типологическое значение этого момента. Здесь словесное искусство Апостола и образ наведения мыслей по аналогии доходит, можно сказать, до верха совершенства. В имени Мелхиседека Апостол указывает прообразовательное значение «Царя правды», βασιλεὺς δικαιοσύνης показывая тем, что прообразованный им Христос есть Царь правды не потому только, что Он Сам праведен350, но потому, что Он есть источник правды или оправдания для других.
 
В названии города Салима (שׇׁלֵם), где царствовал Мелхиседек, Апостол находит прообразовательное указание на характер как Мелхиседека, так и Того, Кого он прообразовал собой как «Царя мира», каким изображал Христа пр. Исаия, называвший Его князем мира שׇלוֹם שַׂר, при котором не будет конца миру352. Следующие предикаты: ἀπάτωρ, ἀμήτωρ, ἀγενεαλόγητος· μήτε ἀρχὴν ἡμερῶν, μήτε ζωῆς τέλος ἔχων – Апостол весьма свободно выводит из того, что в Св. Писании не упоминается ни об отце, ни о матери, ни о роде Мелхиседека, причём употребление слова ἀγενεαλόγητος (не имеющий родословия, столь ценимого у евреев) устраняет всякие толки об его неожиданности, или нечеловеческом рождении, о чём толкуют желающие придать всему делу характер, чуждый исторической действительности. Упоминание о генеалогии Мелхиседека в устах Апостола имеет, очевидно, важное значение, потому что в левитском священстве генеалогии имели весьма важное значение, так как происхождение от Аарона было непременным требованием для допущения к священному служению. Также широко объясняется Апостолом и то, что Мелхиседек не имел ни начала, ни конца, выходя из того, что об этом не говорится в Писании. Понятно, что эти доводы могли иметь своё полное значение только в известном круге людей, предуготованном к восприятию таких убеждений, которые на языке логики можно назвать доказательствами по преимуществу κατ’ ἀνϑρόπων, т. е. специально для евреев, и притом достаточно осведомлённых о формах и способах применения древних священно-исторических событий к будущим временам ожидаемого всеми Мессии. Образ этого отношения Мелхиседека к Христу Апостол называет ἀφωμοιωμένος, в котором черты подобия заимствуются от одного предмета для перенесения на другой.
Но здесь естественно спросить: какое же лицо было для Апостола первым, с которого он переносил черты на другое? Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя-Христа. Этим и объясняется то, что в изображении личности Мелхиседека запечатлелась некоторая приподнятость, отражённая от безмерного величия Христова, что и требовалось в целях Апостола – умалить значение левитского священства, чтобы в умах и сердцах читателей дать место иному священству, по чину (образу) и духу Мелхиседека.
 
В этом отношении особенно замечательно выражение о Мелхиседеке: μένει ἱερεὺς εἰς τὸ διηνεκές, которое не значит, что Мелхиседек сам по себе вечный первосвященник, как пребывающий вечно, а означает, что он всегда остаётся при том, что было о Нём сказано и что умолчано о его смерти и преемниках. «По представлению Св. Писания, (как в сказанном, так и в умолчанном) Бог уподобил Мелхиседека новозаветному Первосвященнику, И. Христу, так, чтобы в нём Сын Божий имел Свой пророческий прообраз», говорит один из новых экзегетов. «Не подлежит сомнению, что Апостол рассматривает историческую и человеческую личность (как это видно из 1 и 3 стиха). Но как историческое лицо, он имеет для него малое значение. Только вследствие того, что Писание начертывает такой образ этого исторического царя-священника, что он является прообразом новозаветного Царя–Священника, его лицо и рассказ о нём получают постоянное значение».
 
Таким образом, Писание начертывает такой образ Мелхиседека, который пробуждает представление всегда пребывающего в своём положении священника, что придаёт ему характер indelebilis.
 
Цель всего сравнения – показать, что если левитское священство много ниже священства Мелхиседека, то само собой понятно, насколько оно ниже того священства, для которого священство Мелхиседека было только некоторым подобием. Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, Апостол говорит, что Авраам дал ему десятину ἐκ τῶν ἀκροϑινίων, т. е. из самой лучшей части, которая обыкновенно посвящалась Богу. И потом Авраама он называет почтенным наименованием патриарха, т. е. главы πατρία – племени, родоначальника и праотца израильского народа. И столь великий человек дал десятину Мелхиседеку! Сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек предызобразил собой?!

которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. (Евр.7:2-4).

Во 2–10 стихах Апостол раскрывает типологическое значение этого момента. Здесь словесное искусство Апостола и образ наведения мыслей по аналогии доходит, можно сказать, до верха совершенства. В имени Мелхиседека Апостол указывает прообразовательное значение «Царя правды», βασιλεὺς δικαιοσύνης показывая тем, что прообразованный им Христос есть Царь правды не потому только, что Он Сам праведен350, но потому, что Он есть источник правды или оправдания для других.
 
В названии города Салима (שׇׁלֵם), где царствовал Мелхиседек, Апостол находит прообразовательное указание на характер как Мелхиседека, так и Того, Кого он прообразовал собой как «Царя мира», каким изображал Христа пр. Исаия, называвший Его князем мира שׇלוֹם שַׂר, при котором не будет конца миру352. Следующие предикаты: ἀπάτωρ, ἀμήτωρ, ἀγενεαλόγητος· μήτε ἀρχὴν ἡμερῶν, μήτε ζωῆς τέλος ἔχων – Апостол весьма свободно выводит из того, что в Св. Писании не упоминается ни об отце, ни о матери, ни о роде Мелхиседека, причём употребление слова ἀγενεαλόγητος (не имеющий родословия, столь ценимого у евреев) устраняет всякие толки об его неожиданности, или нечеловеческом рождении, о чём толкуют желающие придать всему делу характер, чуждый исторической действительности. Упоминание о генеалогии Мелхиседека в устах Апостола имеет, очевидно, важное значение, потому что в левитском священстве генеалогии имели весьма важное значение, так как происхождение от Аарона было непременным требованием для допущения к священному служению. Также широко объясняется Апостолом и то, что Мелхиседек не имел ни начала, ни конца, выходя из того, что об этом не говорится в Писании. Понятно, что эти доводы могли иметь своё полное значение только в известном круге людей, предуготованном к восприятию таких убеждений, которые на языке логики можно назвать доказательствами по преимуществу κατ’ ἀνϑρόπων, т. е. специально для евреев, и притом достаточно осведомлённых о формах и способах применения древних священно-исторических событий к будущим временам ожидаемого всеми Мессии. Образ этого отношения Мелхиседека к Христу Апостол называет ἀφωμοιωμένος, в котором черты подобия заимствуются от одного предмета для перенесения на другой.
Но здесь естественно спросить: какое же лицо было для Апостола первым, с которого он переносил черты на другое? Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя-Христа. Этим и объясняется то, что в изображении личности Мелхиседека запечатлелась некоторая приподнятость, отражённая от безмерного величия Христова, что и требовалось в целях Апостола – умалить значение левитского священства, чтобы в умах и сердцах читателей дать место иному священству, по чину (образу) и духу Мелхиседека.
 
В этом отношении особенно замечательно выражение о Мелхиседеке: μένει ἱερεὺς εἰς τὸ διηνεκές, которое не значит, что Мелхиседек сам по себе вечный первосвященник, как пребывающий вечно, а означает, что он всегда остаётся при том, что было о Нём сказано и что умолчано о его смерти и преемниках. «По представлению Св. Писания, (как в сказанном, так и в умолчанном) Бог уподобил Мелхиседека новозаветному Первосвященнику, И. Христу, так, чтобы в нём Сын Божий имел Свой пророческий прообраз», говорит один из новых экзегетов. «Не подлежит сомнению, что Апостол рассматривает историческую и человеческую личность (как это видно из 1 и 3 стиха). Но как историческое лицо, он имеет для него малое значение. Только вследствие того, что Писание начертывает такой образ этого исторического царя-священника, что он является прообразом новозаветного Царя–Священника, его лицо и рассказ о нём получают постоянное значение».
 
Таким образом, Писание начертывает такой образ Мелхиседека, который пробуждает представление всегда пребывающего в своём положении священника, что придаёт ему характер indelebilis.
 
Цель всего сравнения – показать, что если левитское священство много ниже священства Мелхиседека, то само собой понятно, насколько оно ниже того священства, для которого священство Мелхиседека было только некоторым подобием. Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, Апостол говорит, что Авраам дал ему десятину ἐκ τῶν ἀκροϑινίων, т. е. из самой лучшей части, которая обыкновенно посвящалась Богу. И потом Авраама он называет почтенным наименованием патриарха, т. е. главы πατρία – племени, родоначальника и праотца израильского народа. И столь великий человек дал десятину Мелхиседеку! Сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек предызобразил собой?!

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,

В истории Авраама, которому Бог даровал обетование о Мессии, и с которым заключил Свой завет, и который сам был священником в своем доме, является таинственное и совершенно ранее неизвестное лицо - Мелхиседек, царь и священник Бога Вышнего. Самое имя его таинственное. Он царь Салима, и вместе с тем священник Бога Вышнего, на что он не имел, по-видимому, никакого права по своему происхождению. В Писании также ничего не говорится, когда и от кого, он получил право священства, и когда прекратилось это священство. Но несмотря на все это, Авраам, отец заветов, возвратившись с победы над северными царями (которые напали на Содом, где жил его племянник Лот), признал Мелхиседека своим священником, дал ему, как священнику, десятину, и получил от него благословение (Быт. 14:17-21). Из этого выходит, что кроме законного священства, связанного с происхождением, с жизнью земною, Бог в Своем домостроительстве, установляет высшее священство, которое исключительно зависит от Бога, и которому левитское священство должно уступить свои права. Это высшее священство и является в лице Мелхиседека, который был как самое его имя показывает (буквально с древнееврейского Мелхи - царь, седек - правда), царем правды и мира, потому что он царствовал в Салиме, что значит - мир. В этом лице предизображается высшее священство Сына Божия. Мелхиседек называется царем правды и мира, и Иисус Христос поистине есть Царь правды и мира, примиривший небесное и земное.
Далее святой Павел указывает и еще одну черту сходства между Мелхиседеком и Иисусом Христом - вечность.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible