Скрыть
а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца

Христос же не есть раб подобно Моисею, но, как Сын, верен был, - не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы дом Его (есмы), - если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын

Вот, показывает и другое превосходство: Моисей был верен, как слуга, поставленный для того, чтобы передавать повеления Господни прочим слугам и быть на суде свидетелем пред Богом в том, что им сказано. Ибо, если небо и землю призывает во свидетели, как например: внимай, небо, и слушай, земля (Втор. 32:1; ср. Ис. 1:2), - и долины, например: слушайте, твердые основы земли (Мих. 6:2), - то тем более человека. Христос же верен как истинный Сын и наследник, исполняющий дела Отца по воле Его. Поистине, несравненно различие между таким Господином и рабом.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца

О, истины превожделеннейшие, истины высочайшие! Итак, Бог Отец счел нужным, приведши многих из людей в небесную славу чрез заслуги Единородного Своего Сына, совершить этого Начальника нашего спасения посредством страданий для того, чтобы Он и по человечеству Своему опытно дознал, какие искушения, слабости, трудности может встречать каждый человек на пути ко спасению. Какая неизмеримая милость Божия к роду человеческому: и Начальник нашего спасения, или Святитель (Святяй) нашего исповедания по человечеству Своему, равно как и мы – от Единого – от Бога, потому-то Святяй, то есть Иисус Христос, будучи Богочеловеком, не стыдится называть нас братьями, говоря Богу Отцу: возвещу имя Твое братиям Моим… или опять: вот Я и дети, которых дал Мне Бог

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца

Христос же (у Зигабена – Господь) яко-же сын в дому своем

Христос же как Сын, вступил в дом Божий согласно сказанному: егда же паки вводит первороднаго во вселенную (Евр. 1:6). Итак, сперва Апостол назвал Христа равным Моисею: верна суща, говорит, якоже и Моисей (Евр. 3:2). Но далее прибавляет: множайшей бо славы сей паче Моисея сподобися (Евр. 3:3). A затем он ясно и решительно показал, что Моисей – раб, а Христос – Владыка. Эту Апостольскую речь должно понимать по отношению к домостроительству (спасения людей); ибо, показав равенство их по человечеству, Апостол назвал Христа Владыкою – по божеству.

Его же дом мы есмы

«Его же», т. е. Христа, «мы», т. е. Христиане, как и древле дом Божий составлял народ (Еврейский) с Моисеем, о чем уже сказано.

Аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим

Т. е. если сохраним дерзновение за Него пред тиранами, стойкость за веру, и не только не будем стыдиться, когда нас обвиняют в безумии, но будем, напротив, хвалиться в надежде на блага, уготованныя в будущей вечной жизни; но не ипаче, как под условием: «аще дерзновение известно удержим», и если не перестанем хвалиться надеждою и ожиданием благ будущих, как несомненно имеющих быть. Слово «известно» употреблено вместо: твердо, непреклонно. Таким образом Апостол подтверждает христианам и заклинает их непоколебимо верить обетованиям Христа и внимать словам Его, чтобы не потерпеть им того же, что потерпели предки их евреи, погибшие за свое неверие.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.


«Христос, как Сын, в доме Его. Дом же Его – мы». На основании этих слов штундисты отвергают потребность в храмах, которые мы почитаем жилищами Божества. Правда, что мыдом Божий, но этот дом, состоящий из людей, верующих в Бога и уповающих на Него, столь обширен и велик, что заключает в себе не только нас, но всех ветхозаветных и всех новозаветных чтителей Бога истинного. Посему апостол говорит: «Моисей верен во всем доме Его, как служитель, – а Христос, как Сын, в доме Его». Очевидно, ветхозаветный законодатель Моисей, а с ним и Аарон, и все ветхозаветное священство были служителями не иного дома Божия, как того самого, который теперь составляем мы. Этот дом есть великая Церковь Божия, подразделяемая по времени на ветхозаветную и новозаветную. Теперь спрашивается, Существование столь великого дома Божия, в котором мы составляем лишь малую часть, делает ли излишним устроение храмов Божиих, из которых каждый почитается домом Божиим? Если бы делало излишним, то Господь еще в Ветхом Завете не позволил бы строить Ему храма и называть его домом Господним (2Пар.7:11), так как великий дом Церкви существовал уже и тогда.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца

А Христос - как Сын в доме Его, т.е. верен. - «В доме Его…» epi ton oikon autoϋ. Epi - над - в противоположность en - см. к 5 ст. Апостол Павел нередко называет Христианскую Церковь домом Божиим (ср. 1Тим. 3:15; 1Кор. 3:9, 16). Здесь же он называет ее домом Христовым, потому что Христос обитает в сердцах верующих в Него (ср. Еф 2:20, 22; 3:17; Отк 3:20) и составляет основание всего здания Церкви. - «Дерзновение» - pcrrhsia - уверенность, подаваемая христианскою надеждою на Христа. - «Упование, которым хвалимся…» to kauchma thV elpidoV - слав. точнее - похвалу упования - внешнюю радостность христианской надежды (ср. 2Кор. 5:12). - «До конца» - т.е. до цели (mecri telouV), - дотоле, когда вера перейдет в видение и надежда в обладание.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 
а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. 


Сравнительное предложение (πλείονος γὰρ δόξης) заключает в себе признание того факта, что и Моисей удостоен был чести, но относительно меньшей. При этом достойно внимания то, что, называя его слугой, Апостол употребляет не обычное название слуги – δοῦλος, а ϑεράπων, заимствуя последнее из кн. Числ.12:7 потому что это слово, соответствующее еврейскому עֶֹבִֻד, более возвышенное. В нём даётся понятие о добровольном подчинении воле другого, о более почётном служении. Поэтому, можно сказать, оно очень уместно здесь для выражения как высокого служения Моисея, так и верности его, соответственной этому служению. А если там верен ϑεράπων, то тем более верен Христос, соответственно Своему более высокому служению в том доме Божием. Таким образом, в чтимом евреями Моисее ничто не унижено, но всё, что было в нём главного, отнесено ко Христу, как Тому наследнику, с пришествием Которого в дом Божий всё в нём оживает, всё получает осуществление и достигает высшей своей цели – спасения людей, по мере их верности уставам бытия и жизни дома сего. Апостол выражает это условие в ст. 6 очень возвышенно: «если только сохраним до конца дерзновение (τὴν παῤῥησίαν) и похвалу упования» (τὸ καύχημα τῆς ἐλπίδος).
Христианская надежда (ἐλπις) есть упование на полное осуществление царства Божия во Христе и соединённое с этим прославление христиан208. Качество же надежды есть παῤῥησία, т. е. постоянная уверенность, соединённая с радостным настроением, и καύχημα, на основании которого надежда живёт в нас как предмет похвалы, служащей внешним выражением внутреннего настроения, имеющего быть до конца этого мирового порядка, когда и самая надежда упразднится, потому что люди узрят Бога.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О спасении рода человеческого.

Ин.17:2-4. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотию: Быт.6:3; но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их cпaceниe и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служить познание Бога-Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасен: Мк.16:16; а неуверовавший осужден: Ин.12:48; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22; Евр.3:6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

Моисей был верен во всем дому Божьем, то есть, в Церкви ветхозаветной как служитель, долженствующий засвидетельствовать о том, что Бог хотел возвестить народу израильскому, то есть Божественный закон установления церковные. Свидетельство Моисея было истинное, потому что Бог говорил с ним усты ко устам (Чис. 12:8) В ветхозаветной Церкви Моисей занимал почти тоже положение, как Апостолы в новозаветной Церкви. А Христос Господь (верен есть), как Сын в доме. Он начальствует в доме, а не как слуга, который составляет часть дома (принадлежит к дому). Моисей был служителем в ветхозаветной Церкви, а Христос - Сын в Церкви новозаветной, Им самим основанной в сердцах верующих в Него (ср. Еф. 2:20-22:3-17; Апок. 3:20). Сочленами дома Христова - Церкви Его, мы становимся только тогда, когда твердо храним веру в Его благость, и надежду на невидимые блага, которые Он дарует нам. Но нельзя сделаться сочленом Его одним внешним рождением, как в Ветхом Завете одним телесным происхождением от Авраама, но нужно твердо верить и надеяться до конца, до получения ожидаемого блаженства.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible