Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 1-2 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его
Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса… верна суща Сотворшему Его», не подумай, что от начала сущий у Отца Бог – Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал «Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом, давшим Себе избавление за нас» (1Тим. 2:5). Сего-то повелел он разуметь Иисуса, «верна суща Сотворшему Его»; как и Господь говорит: «смотрите вран, яко не сеют» и проч. (Лук. 12:24); еще: «смотрите крины сельные, како растут» (Лук. 12:27); следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: «разумех дела Твоя, и ужасохся» (Аввак. 3:2), то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что «Бога никтоже нигдеже виде» (1Иоан. 4:12), «ниже видети может» (1Тим. 6, 16). «Бог же бе и есть Слово», как говорит Богослов Иоанн (Иоан. 1:1). Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем «Посланника и Святителя верна суща», того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: «тем создана быша всяческая» (Кол. 1:16); и как сказует Иоанн: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3). Само же Слово не созидает, но рождает Бог. Ибо Самим Словом всё получило бытие и создано, не получило только бытия Само Слово. Напротив того, Человека, Которого ради нас понесло на Себе, Писания изображают получившим бытие и созданным.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его
И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто первосвященником соделал (поставил) Его, не во Святом Святых, но во всем, что есть на небе и на земле, - (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое Святых (Числ. 12:7).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его
Намереваясь изобразить преимущества Христа пред Моисеем, апостол ведет речь о первосвященстве и говорит, что как тому, так и другому вверен был народ, но Христу в большем. Сначала не показывает превосходства Христова, чтобы они не отвратились; ибо хотя они и были верны, однако все еще были преданы Моисею. Пока уподобляет Господа ему, говоря, что и Он верен Отцу, Который поставил Его первосвященником и апостолом. Здесь речь не о существе, но о поручительстве. Верен, то есть доброжелательный, предстательствующий, за тех, кто принадлежит Отцу, и не допускающий, чтобы они погибли, напротив ищущий спасения их. Как и Моисей во всем доме Его, то есть в народе. Домом называет народ, как и мы обыкновенно говорим. Ибо и Моисеевым назывался народ, как например: развратился народ твой (Исх. 32:7). Подобно попечителю, говорит, и распорядителю в доме, был Моисей в народе.
Евфимий Зигабен (†1118)
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его
Верна суща сотворшему Его
Преданнаго Отцу и единомысленнаго с Ним, соделавшим Его Посланником и Святителем, т. е. благоизволившим послать Его для научения нас вере и поставить Его Архиереем для принесения за нас жертвы.
Якоже и Моисей во всем дому Его
Т. е. как Моисей был верен. Ибо в Книге Числ написано: И рече Господь: Не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть (Чис. 12:7). Как церковию называется не только неодушевленный храм, но и собрание верных, так и домом Божиим называется здесь не только скиния, но и собрание народа.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его
Ср. Чис 12:7. - «Во всем доме Его…», доме Божьем, в церкви Ветхозаветной. Моисей был верным служителем Господним не над частью только Его дома, исполняя отдельное какое-либо назначение в царстве его, как Самуил, Илия и другие пророки, но ему доверено было управление всем домом; в этом состоит его сходство со Христом.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Апостол во 2 стихе опять называет Христа верным (πιστὸς), но в более широком смысле, как это открывается из сравнения Его с верностью Моисея во всём том, что поручено было ему во Израили, между тем как Христу поручено водительство всего мира.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Поскольку Иисус Христос есть милосердный и верный Первосвященник, то и вы, говорит, братия-христиане, святые как призванные к участию в небесном звании, которое идет с неба и ведет на небо (ср. Рим. 8:29-30), будьте особенно внимательны (уразумейте) к Иисусу Христу, Которого Бог Отец послал (см. Ин. 17:3-8, 20:21; Гал. 1:4) научить нас исповеданию - вере христианской (ср. 1Тим. 6:12-13), и Который есть наш Первосвященник - постоянный Ходатай за нас перед Богом. И Иисус Христос есть Первосвященник, верный Богу Отцу, вполне удовлетворивший правде Божьей Своим служением, соответствующий Своему назначению быть устроителем и ходатаем новозаветной Церкви, как Моисей был верным устроителем и ветхозаветной теократии, и ходатаем за свой народ, был верен во всем доме - народе Божьем (см. Чис. 12:7). Итак, оба - и Моисей и Иисус Христос, как служители двух Заветов, сравнимы между собою в верности своей, поставившему их. Но по существу лиц и дела, Иисус Христос превосходит Моисея.