Скрыть
где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-11 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой

Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ныне, когда глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как искушали отцы ваши в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю (Числ. 13-14). И Я поклялся, что не войдут в покой Мой (Пс. 94:7-11 ср. Исх. 17:2, 7).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-11 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Ср. Пс. 94:7-11)

Сказав о надежде и о том, что с уверенностью нужно ожидать там награды и успокоения от здешних трудов, далее доказывает на основании слов пророка: верующие войдут в покой, а неверующие не войдут, как не вошли и древние. Ибо после того, как евреи перешли чрез Чермное море и получили в пустыне бесчисленные доказательства Божия попечения о них и силы, они решились послать соглядатаев, чтобы осмотреть природу земли, в которую намеревались войти. Отправившиеся возвратились и с удивлением говорили о природе той земли и о том, что ее населяют люди непобедимые. И вот народ, которому должно было обратить внимание на непобедимую силу Божию, пораженный этим словами, возроптал и решил, что ему должно возвратиться в Египет. Посему Бог, разгневавшись на то, что он так скоро забыл о стольких чудесах, поклялся, что возроптавший род не войдет в землю обетования, - и действительно, весь он погиб в пустыне, кроме Халева и Иисуса Навина. Поэтому, если Давид, говоря после этого уже рода, сказал: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, то для того, чтобы вам не потерпеть того же что и праотцы ваши, и не лишиться покоя; ясно, что он говорил о каком-то другом покое, который мы должны приобрести. Ибо если они действительно достигли покоя, то для чего он говорит: ныне не ожесточите сердец ваших, как отцы, чтобы и вам не войти в покой? Какой же это другой покой, как не Царство Небесное, образом которого служит суббота и преобразовательно совершившийся вход в Палестину детей того не уверовавшего рода? Ибо три покоя: покой субботы, когда Бог почил от дел своих. Об этом покое Давид не думал теперь говорить, так как он был уже давно. Другой - вступление в землю обетования, войдя в которую, иудеи должны были успокоиться от войн и странствования. И не об этом он говорит теперь, ибо Палестина тогда, во времена Давида, была уже занята евреями. Каким же образом Давид стал бы говорить о ней, как еще не приобретенной? Итак, он разумел иной покой, в который Иисус Навин не мог ввести свой народ. Какой же это покой, как не покой на небесах? Поэтому старайтесь, чтобы вам не лишиться его по неверию, подобно нашим праотцам. Таков смысл всего этого весьма многозначительного места: его должно исследовать по частям. Но заметь, что не должно от Бога требовать отчета, а должно веровать в Него, спасает ли Он от бедствий, или нет. Обвиняет их также в том, что они искушали Его, то есть без испытания не надеялись на Него как всемогущего.

Евфимий Зигабен (†1118)

где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет

Идеже искусиша Мя отцы ваши

«Идеже» – где, в пустыне. Или же «идеже» – когда, во время искушения. Речь эта принадлежите Духу Святому.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет

Искушать Бога - peirazan - показывать дерзкую уверенность, вызывая Божию силу и благость на чудо тогда, когда дело могло обойтись и без этого. - Испытывать - dokimazei n - проявлять недоверие и требовать подтверждений для веры тогда, когда для нее таковых вполне достаточно. То и другое имеет в своей основе недостаток живой веры - не по вине со стороны Бога, а по ожесточению человека, почему он и карается: - «Видели дела Мои, т.е. карающие Божественные действия, сорок лет…»

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. 

Особенно живое отношение имеет псалом в устах Апостола в его послании к Евреям, потому что он относился ближайшим образом к отцам их. Что касается применения «днесь» (σήμερον – сегодня), то и оно имеет свой смысл, потому что слово о постоянной верности Богу не может быть никогда вчерашним, оно всегда своевременно, а во время колебаний евреев о Христе было особенно уместно и приложимо во всей его полноте и силе. Голос Божий, вещавший в пророках и псалмопевцах, теперь вещает в Сыне и Его веропроповедниках, говорящих по действию Духа Божия. Поэтому увещание псалмопевца должно иметь для нас значение столько же, сколько и для современников.
 
В 8 стихе псалмопевец указывает на два искушения Израилем Иеговы, из которых первое случилось в сороковой год по исходе евреев из Египта, а второе в первый год.
 
При взгляде на прошедшее, позднейшее предшествует первому, поэтому певец так и выразился, имея целью сказать, что во всё время странствия евреи были ожесточёнными противниками Божиими, о чём свидетельствует и Моисей в своей так называемой прощальной речи. А первомученик Стефан сказал собранию евреев: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и умом! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
 
В Талмуде и у раввинов мессианскому царству приписывается 40-летнее существование. А некоторые христианские экзегеты на основании того, что евреи противились Господу 40 лет, полагают, что когда писал своё послание к Евреям ап. Павел, то истекло 40-летие со времени вступления Христа на Его проповедь. Таким образом и для современных ему евреев истекло 40-летие нового терпения Божия к евреям.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

Так как Господь Иисус Христос дарует спасение тем только, которые с полным доверием к Нему будут твердо, до конца сохранять Его учение, то святой Павел и увещевает верующих быть внимательными к голосу благодати Святого Духа, призывающей людей по своему усмотрению ко спасению, а не упорствовать во грехе. Не ожесточать своего сердца, чтобы не уподобиться еврейскому народу, который в продолжение сорока лет странствования по пустыне, под водительством Самого Бога, видя дела Его, что Он делал для них, прогневлял Его, роптал на него, не исполнял Его воли. За это Бог наказал их.
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible