Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 4-5 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить
Точно также и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба: ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, - и Моисей конечно верен был, но как слуга, верен был во всем доме, для засвидетельствования того, что говорилось тогда.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын
Вот, показывает и другое превосходство: Моисей был верен, как слуга, поставленный для того, чтобы передавать повеления Господни прочим слугам и быть на суде свидетелем пред Богом в том, что им сказано. Ибо, если небо и землю призывает во свидетели, как например: внимай, небо, и слушай, земля (Втор. 32:1; ср. Ис. 1:2), - и долины, например: слушайте, твердые основы земли (Мих. 6:2), - то тем более человека. Христос же верен как истинный Сын и наследник, исполняющий дела Отца по воле Его. Поистине, несравненно различие между таким Господином и рабом.
Евфимий Зигабен (†1118)
И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить
И Моисей убо верен бе во всем дому Его, яко же слуга
И Моисей назван верным по вышесказанному, как слуга.
Во свидетельство глаголатися имевшым
Для удостоверения и утверждения того, что должен будет говорить народу Моисей, чтобы ему поверили те, кому он будет говорить.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить
Продолжается выяснение превосходства Христа над Моисеем. Моисей, по Чис 12:7, есть слуга; Христос же - Сын. Моисей - в (en) дому, следовательно, как часть, принадлежит дому; Христос же - над (epi) домом, следовательно, есть начальник дома, принадлежащего Ему, как Сыну. - «Для засвидетельствования того, что надлежало возвестить…» - обозначение того, в чем состояла служебная деятельность Моисея; здесь разумеется именно возвещение Божественного Закона и пророческие предсказания Моисея.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
Сравнительное предложение (πλείονος γὰρ δόξης) заключает в себе признание того факта, что и Моисей удостоен был чести, но относительно меньшей. При этом достойно внимания то, что, называя его слугой, Апостол употребляет не обычное название слуги – δοῦλος, а ϑεράπων, заимствуя последнее из кн. Числ.12:7 потому что это слово, соответствующее еврейскому עֶֹבִֻד, более возвышенное. В нём даётся понятие о добровольном подчинении воле другого, о более почётном служении. Поэтому, можно сказать, оно очень уместно здесь для выражения как высокого служения Моисея, так и верности его, соответственной этому служению. А если там верен ϑεράπων, то тем более верен Христос, соответственно Своему более высокому служению в том доме Божием. Таким образом, в чтимом евреями Моисее ничто не унижено, но всё, что было в нём главного, отнесено ко Христу, как Тому наследнику, с пришествием Которого в дом Божий всё в нём оживает, всё получает осуществление и достигает высшей своей цели – спасения людей, по мере их верности уставам бытия и жизни дома сего. Апостол выражает это условие в ст. 6 очень возвышенно: «если только сохраним до конца дерзновение (τὴν παῤῥησίαν) и похвалу упования» (τὸ καύχημα τῆς ἐλπίδος).
Христианская надежда (ἐλπις) есть упование на полное осуществление царства Божия во Христе и соединённое с этим прославление христиан208. Качество же надежды есть παῤῥησία, т. е. постоянная уверенность, соединённая с радостным настроением, и καύχημα, на основании которого надежда живёт в нас как предмет похвалы, служащей внешним выражением внутреннего настроения, имеющего быть до конца этого мирового порядка, когда и самая надежда упразднится, потому что люди узрят Бога.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Моисей был верен во всем дому Божьем, то есть, в Церкви ветхозаветной как служитель, долженствующий засвидетельствовать о том, что Бог хотел возвестить народу израильскому, то есть Божественный закон установления церковные. Свидетельство Моисея было истинное, потому что Бог говорил с ним усты ко устам (Чис. 12:8) В ветхозаветной Церкви Моисей занимал почти тоже положение, как Апостолы в новозаветной Церкви. А Христос Господь (верен есть), как Сын в доме. Он начальствует в доме, а не как слуга, который составляет часть дома (принадлежит к дому). Моисей был служителем в ветхозаветной Церкви, а Христос - Сын в Церкви новозаветной, Им самим основанной в сердцах верующих в Него (ср. Еф. 2:20-22:3-17; Апок. 3:20). Сочленами дома Христова - Церкви Его, мы становимся только тогда, когда твердо храним веру в Его благость, и надежду на невидимые блага, которые Он дарует нам. Но нельзя сделаться сочленом Его одним внешним рождением, как в Ветхом Завете одним телесным происхождением от Авраама, но нужно твердо верить и надеяться до конца, до получения ожидаемого блаженства.