Новий Заповіт: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Экклезиаст 7:16
Не будь справедливим занадто, і не роби себе мудрим над міру: пощо нищити маєш себе?
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися
В рассуждении тех, которые предприемлют что-либо сверх меры, и впадают в крайние опасности, намерен я напомнить вам не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии (Рим. 12:3); и как в другом месте говорит Писание: не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися. На сих днях случилось, что некоторые братия, оставив келлии свои, поселились на месте пустынном, бесплодном и безводном. Отцы и братия много увещевали их, но они не послушались, сказав: «идем кочевать». Когда же зашли в самую сухую пустыню, и увидели, что окружены непроходимыми местами, стали впадать в крайнее нетерпение; но начав отыскивать обитаемые места, не могли высвободиться из несносной пустыни; потому что не легко было сделать сие зашедшим внутрь пустыни. Почему изнуряемые недостатком пищи, жаждою и зноем, лежали они, изнемогая духом и отчаиваясь в жизни своей. Было же о них некое домостроительство Божия промысла и они при последнем дыхании найдены прохожими, которые и положили их на скотов своих, и перевезли в обитаемые места. Однако же некоторые из них умерли, и тела их съедены птицами и зверями; а спасшиеся довольно времени оставались больными, и наконец опытно дознали, что не должно ничего делать без совета. Ибо многие, увлекаясь высокомерным помыслом, ушли в места бесплодные и безводные, и там причинили себе сию насильственную смерть. Другие не хотели подчиниться, не соглашались прислуживать братиям, и вдались в то же бедствие; а иные, водясь самолюбивым помыслом и надмеваясь тщеславием, чтобы славили их слышащие о них, сделались, как говорится, кочующими; но не сообразив усильных трудов, подвергли себя сим бедствиям. Итак, возлюбленный, не должно безрассудно увлекаться своими помыслами; напротив же того каждому надобно знать свойственную ему меру, и в любви Божией смиряться пред ближним. Если же кто думает о себе, что преуспел он в добродетели, владеет страстями, и царствует над пожеланиями; то и он да не полагается сам на себя, чтобы и ему не было сказано написанное: царь дерзостен впадает в злая; вестник же света избавит его (Притч. 13:18).
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя
Тот побеждает, кто надеется на Божию благодать, а не тот, кто гордится своей добродетелью. И почему не надеяться на благодать, имея Архиерея милосердного? Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш (Пс. 114:4). Здесь псалмопевец милость назвал дважды, правду же однажды. В середине сугубой милости положена правда: ибо если преизбыточествуют грехи, то преизбыточествует и милость. У Господа всех добродетелей преизбыток, потому что Он Господь сил (Пс. 23:10) есть. Однако правда соединена с милостью, милость же с правдой, ибо написано: Не будь слишком праведен (ср. Еккл. 7:16), то есть излишне. Что выше меры, то хотя и добро, но не зачтется тебе за настоящее добро. Храни меру, чтобы воспринять по мере.
Кто старается исправить пороки человеческой слабости, тот должен самую эту слабость на собственных своих плечах держать и как бы взвешивать, а не отвергать. Ибо читаем, что евангельский тот пастырь погибшую овцу возложил на свои плечи, а не оставил. И Соломон говорит: Не будь слишком строг (Еккл. 7:16), потому что правда должна быть смягчена умеренностью. Доверит ли тебе лечить себя тот, кого ты ненавидишь и который думает, что врач пренебрежет им, а не жалеть будет его?
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя
Не будь слишком справедлив и не ищи большего, чтобы не обезуметь. Если увидишь, что кто-либо суров и жесток ко всем проступкам братий, так что не прощает ни согрешившему словом, ни медлительному по естественной иногда лености: то знай, что такой более справедлив, чем сколько справедливо. Ибо, если Спаситель заповедует: «не судите, да не судимы будете» (Лк. 6:37), и нет никого без греха, если даже и один день проживет он: то справедливость, не прощающая слабости человеческой природы, безчеловечна. И так, не будь слишком справедлив, ибо весы великие и весы малые мерзость пред Господом. Поэтому и у философов добродетели полагаются в средине, а все чрезмерное, в хорошем ли, или в дурном, считается недостатком. «Не ищи больше чтобы не смутиться, или не обезуметь». Знает он ум наш, который не может обнимать совершенной мудрости, и повелевает, что мы должны знать меру нашей ограниченности. И Павел тому, кто допытывался большего, чем сколько мог знать человек, говоря: «чесо ради еще укоряет, воли бо Его кто противитися может?» – отвечал: «о, человече, ты кто ecи против отвещаяй Богови» (Рим. 9:19–20). Ибо, если бы тот, кто вводится вопрошающим, услышал от апостола решения своего вопроса, то быть может он впал бы в умоисступление и подумал, что благодать для него безполезна. Ибо бывает и дар, по тому же апостолу, не приносящий пользы тому, кому он дан. Евреи эту заповедь, то есть: «не будь слишком справедлив», толкуют в отношении к Саулу, который помиловал Агага, которого Господь повелел умертвить (1Цар. 15). Но к этому стиху может быть применён и тот раб из Евангелия (Мф. 18:23–35), которому Господь простил и который сам не хотел простить другому рабу, потому что был слишком справедлив.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися
Поскольку желал ты узнать, почему сказано: не буди правдив вельми, то сказываю, что, по моему мнению, имеет здесь место двоякое толкование. Или: не будь строго правдив, но превышай справедливость благостью. Ибо справедливое дело - не быть обижаемым, но дело любомудренное - будучи обиженным переносить сие терпеливо. Или: иди средним путем добродетели, потому что излишества и недостатки, отводя от пути прямого, оканчиваются пороками. А то, что именно это имеет в виду совет премудрого, в этом ручаются последующие слова. Ибо сказано: не мудрися излише, да не когда изумишися.
Один из семи прославляемых мудрецов, или украв эту мысль, как полагаю, или сойдясь в мыслях с Премудрым (кража есть отнятие чужого, а сближение в мыслях - сходство не подлежащее этой укоризне), утверждал: «Всего лучше мера». А другой, то же самое выразив иначе, сказал: «Ничего слишком». Должно знать, что сие имеет силу не только в отношении добродетелей, но и в отношении благочестия, потому что благочестие, составляя середину между нечестием и суеверием, запрещает то и другое.
Как должно разуметь написанное в книге Екклесиаста: не буди правдив вельми?
Как высшая степень телесной красоты - соразмерность членов, так и высшая степень душевной красоты - соразмерность добродетелей. Некоторые из мудрецов утверждали, что крайности впадают в порок: желающий быть бережливым впадает в скупость, а желающий быть великодушным - в расточительность, потому мудрые и называли добродетель серединою (так в середине между нечестием и злочестием стоит благочестие). И премудрый справедливо советовал: не буди правдив вельми. Если же советует он это, то не будь жестоким и строгим судиею того, в чем погрешают против тебя ближние, но препобеждай справедливость благостью и оказывай снисхождение тем, которые делают против тебя что-либо и превышающее меру снисходительности.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя
Не будь слишком строг, буквально: «не будь слишком праведен». В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος ἔχειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.