Скрыть
и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею

Научись, человек: если такие мужи погибли через женщин, то какова твоя праведность или каков ты между святыми, если общаешься с женами и девами ночью и днем, в безумии многом, без страха Божия? Нет, братья, не будем так общаться, но будем помнить слово, говорящее о женщине: …сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею (Еккл. 7:26). Будем же остерегаться, чтобы не жить нам, освященным, с дочерью возмужалою: ибо недобро и неправедно такое общение раба Божия.

Послания о девстве

Афанасий Великий, свт. (†373)

и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею

Хотя постижение истины само по себе далеко ныне от нас по немощи плоти, однако же, возможно, как сказал тот же Екклесиаст, познать безумие нечестивого (Еккл. 7:25), и, обретя это, сказать, что горше смерти (Еккл. 7:26). Потому-то, как умею и могу обрести это, написал я, зная и то, что для верных осуждение нечестия есть достаточное уже ведение о благочестии. Ибо хотя и невозможно постигнуть, что есть Бог, можно сказать, что Он не есть.

Послание к инокам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею

горче смерти женщина (Еккл. 7:26-27), - не потому, что смерть горька, но потому, что горька она нечестивому. Но жизнь горше смерти. Ибо более тяжко жить для греха, нежели умереть во грехе, ибо нечестивый, пока живет, умножает грех, а когда умирает, перестает грешить.

О благе смерти

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 25-26 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, - и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею

Обошел я и сердце свое, чтобы узнать и созерцать и исследовать мудрость и разум, и чтобы познать нечестие глупого и заблуждение неразумных. И нахожу я, что горче смерти женщина: она – западня, и сеть сердце ея, и оковы руки ея. Добрый пред Богом вырвется из неё, а грешник будет пойман ею. Вместо поставленного у Семидесяти: «обошёл я и сердце свое, чтобы узнать», Симмах перевёл: «прошёл я все мыслью своею, чтобы узнать и научиться и исследовать». Итак, поелику выше Екклезиаст сказал, что он все переиспытал в мудрости и чем больше искал ее, тем дальше она убегала от него: то теперь говорит, что он и иное исследовал в своей мудрости, именно, какое зло в делах человеческих превосходит все прочие явления зла, и какой предмет занимает первое место в нечестии, глупости, заблуждении, безумии, – и говорит, что он нашёл, что глава всех зол – женщина, потому что и смерть вошла в мир чрез нее, и драгоценные души мужей она уловляет. Ибо все прелюбодеи – как печь сердца их, и женщина сушит сердца юношей. И когда она вспадет на ум несчастного влюблённого, она увлечёт его в бездну; и не удовлетворяется видя его у ног своих, но как сеть и силок опутывает сердце юноши. И оковы руки ее. Вместо этого Акила перевёл: «связаны руки ея». Ибо она склонить может, но насилия сделать не может и не может привлечь к себе против воли. Кто будет праведен и добр пред Богом, тот вырвется от неё, а грешник будет пойман и отведён на смерть. Не будем думать, что Соломон без основания высказал такой приговор о женском поле: он говорит что испытал: ибо он потому и прогневал Бога, что был обольщён женщинами. – Это по толкованию буквальному. А в смысле духовном женщиною мы называем или вообще великий грех и нечестие, которое у Захарии под видом женщины сидит на таланте свинцовом (Зах. 5:7), или тропологически под женщиною разумеем диавола, как расслабляющего силы наши, или идолопоклонство, и, чтобы подойти ближе, церковь еретиков, которая зазывает к себе неосмысленного умом, чтобы обольщённый ею он принимал воровские хлебы и воровскую воду, то есть ложное таинство и скверное крещение.

Толкование на книгу Екклезиаст

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею

И мне кажется, Соломон, будучи весьма мудрым, к нечестивой женщине приложил роль любой из ересей. После он сказал о ней, что следует отказываться от женщины и избегать ее, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею (Еккл. 7:26).

Послания

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-26 Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его?Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, - и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее -силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею

Начало стиха правильнее перевести так: «далеко то, что есть, и глубоко-глубоко», т. е. далеко и глубоко отстоит от человеческого ведения все существующее, «дела, которые делает Бог» (Еккл. 3:11). Ср.Иов. 28:12–22.

Вникая глубже в причину греха, несчастия, безумия, Екклезиаст находит, что она находится отчасти в женщине. Женщина — сеть и силки для человека слабого.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible