Скрыть
Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

[Душа] сотворена была созерцать Бога и озаряться Им. Она же вместо Бога взыскала тленного и тьмы, как негде и Дух говорит в написанном: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7:29). Так произошло и образовалось в начале изобретение и примышление зла людьми. Но нужно сказать уже и о том, как люди дошли до идолобесия. Из этого узнаешь, что изображение идолов было вовсе не от благого, но от зла. А что имеет худое начало, то, будучи всецело худо, никогда ни в чем не может быть признано добрым.

Слово на язычников

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 27-29 Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. Чего еще искала душа моя, и я не нашел? - Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел. Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Вот это нашёл я, сказал Екклезиаст: одну при одной, чтобы найти число, которое еще искала душа моя, и я не нашёл. Мужчину одного из тысячи нашёл, а женщины между всеми ими не нашёл. Только это я нашёл: что Бог сотворил человека правым, а сами люди изыскали помыслы многие. Исследуя, говорит, тщательно все, я нашёл то, что согрешая мало-помалу и прилагая грехи ко греху, мы составляем себе огромную сумму грехов. Ибо «esebon», что все согласно переводят словом λογισμός, по обоюдности еврейского слова, мы можем перевести и «число» и «сумма» и «разум» и «помысл». Но и то, говорит, искала душа моя, есть ли правая женщина. И тогда как из мужчин я едва немногих нашёл добрых, так что из тысячи мог найтись один, из женщин я совершенно не мог найти доброй. Ибо все склоняли меня не к добродетели, а к разврату. И так как «прилежит» сердце человека «прилежно на злая от юности» (Быт. 8:21) и почти все прогневали Бога: то в этом упадке рода человеческого более склонна к падению женщина. О ней языческий поэт говорит: «Туда и сюда вечно изменчива Женщина….» (Вирг. IV. Энеид. V. 35) и апостол: «всегда учащяся и николиже в разум истины прийти могущыя» (2Тим. 3:7). И чтобы не показалось, что он осуждает общую природу людей и делает Бога виновником зла, он нарочито высказался об этом, сказав, что мы созданы Богом добрыми, но так как предоставлены свободной воле, то по своей вине падаем на худшее, когда добиваемся большего и сверх сил своих помышляем о различном. Иначе: постоянно сам с собою размышляя обо всем, я не мог найти никакой мысли, которая не была бы возмущаема отвне превратным помыслом. Из тысячи людей я нашёл одного человека, который создан по образу Творца, и из тысячи не всяких людей, а из тысячи мужчин, в число которых не могла войти женщина, – из тысячи таких, которые не сближались с женщиною и потому остались чистейшими. Но все это должно понимать в переносном смысле, – что во многих изысканиях, при постоянной работе мысли нашей, едва находится мысль светлая, достойная имени мужа. Можем также под мужчинами разуметь помыслы, а под женщинами дела и объяснять в том смысле, что с трудом можно найти у кого-нибудь и помысл чистый, а дела, так как они совершаются посредством тела, всегда соединены с каким-нибудь недостатком. Вместо вышеизложенного нами перевода еврейских слов: «одну при одной, чтобы найдено» было «число» или «сумма» или «основание» или «помысл», Симмах перевел яснее: «одну к одной найти число». Ибо то, что мы обыкновенно ставим в общей и средней форме, напр. то искал, это хотел найти, евреи ставят в женском роде, как в псалме: «едину просих» от Господа, ту «взыщу» (Пс. 26:4) вместо стоящего у нас «едино» и «то».

Толкование на книгу Екклезиаст

Августин Аврелий, блж. (†430)

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Надлежит нам испытывать неудовольствие, когда согрешаем, поскольку грех доставляет неудовольствие Богу. А поскольку мы не безгрешны, то давайте хоть в том уподобимся Богу, чтобы вызывало у нас неудовольствие то же, что и у Него. До некоторой степени будет для тебя возможно споспешествовать воле Божьей, когда то же в тебе вызывает неудовольствие, что ненавистно и Тому, Кто тебя создал. Он - твой художник, но сам узри в себе и удали от себя прочь то, что не из Его художнических чертогов. Ведь Бог, согласно Писанию, сотворил человека правым (Еккл. 7:29).

…Удивительное дело, братья: сами мы ничтожны, а имеем благого Отца. Что может быть более очевидно? Мы слышали о звании нашем; сказано: Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф 7:11; Лк. 11:13). И смотрите, каким евангелист показывает Отца их, - тех, кого он назвал злыми: …тем более Отец ваш [даст блага просящим у Него]? (Мф. 7:11). Чей Отец? Очевидно, злых. И какой Отец? Не был бы благий, если бы не был единым Богом. Стало быть, братья, потому у нас, злых, благой Отец, что мы не должны вечно оставаться во зле. Ни один злой человек не творит добро. Если никто злой не творит добро, каким же образом дурной человек сотворит добро для самого себя? Дурного же благим делает Тот, Кто всегда благ. Сказано: Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду (Иер. 17:14). К чему мне говорят суетные люди о суетном: «Спасешь себя, если захочешь»? [Отвечает им пророк:] «Исцели меня, Господи, и исцелен буду». Благим мы созданы благими, ибо Бог сотворил человека праведным, но по нашему свободноизволению стали мы злыми. И как сумели из благих сделаться дурными, так сможем из дурных восстать благими. Но Тот, Кто всегда благ, делает из злого благим - поскольку сам человек собственной волей не может себя исцелить. Не нужно искать врача, чтобы поранить самого себя: но если уж поранил, то найдешь того, кто тебя исцелит.

…Весь мир, если иметь в виду людей - оставив тот, который мы называем небом и землей, и всем, что в нем заключено, - если называть миром человечество, то весь мир тот сделал злым, кто первым согрешил. Бог сотворил человека благим. Так повествует Писание: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7:29).

Проповеди на Книгу Бытия


Манихеи отрицают, что для благого человека начало зла произошло от свободной воли; пелагиане утверждают, что также и дурной человек имеет достаточно свободной воли для совершения благого предписания. И то, и другое Кафолическая Церковь отвергает и обращается к одним: Бог сотворил человека правым (Еккл. 7:29), и к другой: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36).

Против двух посланий пелагиан

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Буря страстей происходит не от Бога Отца и Создателя, словно естественным образом в нас посеянная, но понятно, что пришла она от похоти мира сего, который мы предпочли Творцу. Ибо Бог создал людей праведными, и они сами себя сбили с толку многими вопросами, что и Соломон подтверждает. О том же Иаков сказал: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13-14).

О семи Кафолических посланиях

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы

Екклезиаст предупреждает возможный неправильный вывод из его предшествующих рассуждений. Бог, сотворивший человека правым, не есть виновник нравственной развращенности людей вообще и женщин в частности. Бог создал человека правым, т.е. нравственно здоровым, способным идти правым путем и не грешить. А люди пустились во многие помыслы буквально: выдумки, мудрования и сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины (Ср. 2Пар. 26:15).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible