Скрыть
И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Деян.19:21-40

Пробывши довольно времени в городе (Ефесе), (Павел) опять хочет идти в другое место. Потому посылает Тимофея и Ераста в Македонию, а сам остается в Ефесе. Как же он, прежде вознамерившись отправиться в Сирию (Деян. 18:18), опять возвращается в Македонию? Это – с целью показать, что он делал все не собственною силою. Вместе с тем предсказывает и будущее: «я должен», говорит, «видеть и Рим». Это сказал он, может быть, желая утешить (учеников) известием, что он не останется (в Иерусалиме), но опять придет к ним, и таким предсказанием ободрить души их. Отсюда я заключаю, что он в Ефесе написал послание к коринфянам, в котором говорит: «мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии» (2Кор. 1:8). Он обещал прибыть в Коринф, и потому извиняется в своем замедлении и указывает на иску­шение, разумея поступок Димитрия. На этот же поступок ука­зывает и (писатель) в словах: «в то время произошел немалый мятеж против пути Господня». Опять опасность, опять смятение. Видишь ли превосходство (Павла)? Совершились двойные знамения, а они противоречили. Так чрез все сплетаются события. «Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная». «Делавший», говорит, «серебряные храмы Артемиды». Неужели у них были серебряные храмы? Вероятно, это были небольшие кивории (подобия храма). В Ефесе Артемида была в большой чести, так что когда храм ее был сожжен, то (жители) до того огорчились, что запретили даже произносить имя виновника этого пожара. Смотри, как идолослужение везде поддерживается корыстью. И те из корысти (восставали на Павла, Деян. 16:16), и этот из корысти; не потому, что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что они лишались возможности прибытка. Посмотри и на злобу этого человека: он был богат, и для него не было бы от того большого вреда; более могли потерять прочие, которые были бедны и содержались дневными трудами, и, однако, они не говорят ничего, а только – он. Сообщников своих по ремеслу он делает сообщниками возмущения. Пре­увеличивает опасность: «это нам угрожает тем», говорит, «что не только ремесло наше придет в презрение». Это значит почти тоже, что: нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду. Сами слова его могли бы обратить их к благочестию, но они, как люди низкие и невежественные, тотчас возмущаются, не думая, что если этот человек (Павел) столь силен, что всех обращает и самому почитанию богов угрожает опасностью, то как велик должен быть Бог его. Он может даровать нам гораздо более того, за что мы опасаемся. К этому он мог предрасположить души их словами: «не суть боги, делаемые руками человеческими». Заметь, чем огорчаются эллины: тем, что было сказано: «делаемые руками человеческими не суть боги». Он постоянно склоняет речь к своему ремеслу. Потом, чтобы еще более раздражить их, говорит; «не только ремесло наше придет в презрение», – т. е., не говоря уже о прочем, – «но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить». А чтобы показать, будто он говорит это не из корысти, смотри, что прибавляет: «которую почитает вся Асия и вселенная». Видишь ли, как он свидетельствует о превосходстве силы Павла, как слабы и ничтожны все прочие, если человек гонимый и занимавшийся скинотворством мог сделать так много? Так, сами враги свидетельствовали в пользу апостолов. Там они говорили: «наполнили Иерусалим учением вашим» (Деян. 5:28); здесь: «и испровергнется величие» Артемиды. Прежде говорили: «эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17:6); а теперь: «ремесло наше придет в презрение». Так и иудеи говорили о Христе: «весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19), и «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11:48). «Выслушав это, они исполнились ярости». Когда произошла ярость? Когда услышали об Артемиде и о прибытке. Таково свойство простого народа: он увлекается и раздражается случившимся. Потому (с ним) надобно поступать во всем осмотрительно. Заметь, как они были легкомысленны, так что готовы склоняться на все. «Выслушав это, они исполнились ярости», говорит, «и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище».

Опять нападают без причины, подобно как иудеи на Иасона (Деян. 17:6), и готовы на все: так мало они думали о благородстве и чести! «Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище». Просили потому, что там было собрание людей беспорядочных, готовых решиться на все по безумному увлече­нию. И Павел повинуется: он не был ни тщеславен, ни че­столюбив. «Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались». Такова толпа: устремляется на все без рассужде­ния, подобно огню, устремляющемуся на дрова. «По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу». Иудеи вмешались в дело по смотрению (Божию), чтобы после они не могли ничего ска­зать против этого. Вызывается (Александр) и говорит, а что – послушай. «Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!» Подлинно, детский у них ум! Как бы опасаясь, чтобы не исто­щилось их благочестие, они кричат непрестанно. Два года про­был там (Павел), и, смотри, сколько еще было эллинов. «Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?». Таким предисло­вием он утешил их ярость. «И Диопета». Говорит это, как будто дело не было ясно само по себе. Диопетом назывался другой храм, или Диопетом они называли изобра­жение Артемиды, как будто эта глина ниспала от Юпитера, а не сделана людьми, или так называлось у них другое какое-нибудь украшение. «Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили». Следовательно, все (сказанное против апостолов) ложно; он говорит это к народу, чтобы успокоить его. «Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание». Говорит о закон­ном собрании; по закону их, в каждый месяц происходили три собрания, а это было незаконное. Потом устрашает их, говоря: «быть обвиненными в возмущении». Но обратимся к вышесказанному. «Когда же это совершилось», говорит (писатель), «Павел положил в Духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим». Делает это не по человеческому усмотрению, но «в Духе», по внушению которого и решается идти. Это означает слово: «положил»; оно имеет именно такой смысл. А почему он посы­лает Тимофея и Ераста, об этом не говорится; но мне ка­жется, что и об этом надобно сказать: «в Духе». «И потому, не терпя более» (говорит Павел), «мы восхотели остаться в Афинах одни» (1Фес. 3:1). И, смотри, посылает двоих из служа­щих ему, чтобы они возвестили о его прибытии и сделали (тех) более готовыми. А сам долее всех остается в Азии; и справедливо, – потому что там было многочисленное общество фило­софов. Пришедши туда, он опять беседовал с ними, по­тому что там было великое суеверие. «Некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите», – так это было общеизвестно! – «этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей». Не насилием (он действовал), если «убеждениями». Так и должно убеждать город. Потом говорит о том, что касается их: «что делаемые руками человеческими не суть боги». Что это значит? Он уничтожает, говорит, наше ремесло. А чтобы они не подумали и не ска­зали, что один человек делает такие дела, и что если он имеет такую силу, то должно повиноваться ему, прибавляет: «которую почитает вся Асия и вселенная». Они думали, что крик их может воспрепятствовать Духу Божию: настоящие дети были эллины! «А это нам угрожает тем», говорит, «что не только ремесло наше придет в презрение». Если же от этого занятия зависит ваше благосостояние, то как мог убедить человек незнатный? Как он мог преодолеть такой обычай? Какими делами, или какими словами? Поистине это – дело не Павла, не человека. И доста­точно было сказать, «не суть боги». Если же так легко было ниспровергнуть это нечестие, то давно следовало отказаться от него; а если бы оно было сильно, то невозможно было бы так скоро ниспровергнуть его. «Не только», говорит, «ремесло наше придет в презрение». Прибавляет это, как бы намереваясь сказать нечто более важное. «Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!». А у них в каждом городе были свои боги. Они были в таком состоянии, как будто кри­ком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное (Павлом).

Такова беспорядочная толпа! «Когда же Павел», говорит (писа­тель), «хотел войти в народ, ученики не допустили его». Павел хотел идти и говорить речь; он и самыми смятениями пользо­вался, как случаями к научению; но ученики не допустили его. Смотри, какое они везде имели о нем попечение. И прежде они удаляли его, чтобы ему не было нанесено смертельного удара, (Деян. 17:15), и теперь удержали, хотя и слышали, что ему еще должно видеть Рим. Предусмотрительно он предсказал им об этом, чтобы они не смущались такими событиями. Но они не хотели, чтобы он потерпел что-нибудь. «Также и некоторые», го­ворит (писатель), «из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище». Зная его ревность, они умоляли: так любили его все верные! Для чего, скажешь, Александр хотел говорить речь? Разве и он был обвиняем? Для того, чтобы найти случай все рассеять и угасить ярость народа. Видишь ли, как велико было неистовство? Хорошо и вразумительно гово­рит книжник: «какой человек не знает» Ефесский град? Говорит о том, за что они опасались; как бы так говорит: разве вы не почитаете этой богини? Не сказал: кто не знает Артемиды? – но: «город Ефес», желая угодить им. «Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво». Здесь уже укоряет их и как бы так гово­рит: чего вы ищете, как будто это неизвестно? Очевидно, что оскорбление касается богини. Благочестие они желали сделать предлогом для своей выгоды. Потому он незаметным обра­зом укоряет их и показывает, что они собрались безрассуд­но. «И не поступать», говорит, «опрометчиво». Этими словами вы­ражает, что они поступили необдуманно. «Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы». И здесь уко­ряет их и показывает, что из-за частных несогласий не сле­довало делать общего собрания. «Ибо мы находимся в опасности», говорит, «за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении». Этим приводит их в великое недоумение. «Так как нет никакой причины», говорит, «которою мы могли бы оправдать такое сборище». Смотри, как благоразумно, как мудро говорят неверные. Таким образом, он укротил ярость их; как легко она возбуждается, так легко и укрощается. «Сказав это, он распустил собрание», говорит (писатель).

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-29 Слышавше, и бывше исполнени ярости, вопияху, глаголюще: велика Артемида ефесская. И исполнися град весь мятежа: устремися же единодушно на позорище, восхищше Гаиа и Аристарха Македоняны, други Павловы

Бывше исполнени ярости. Пришли в ярость, услышав об Артемиде и о подрыве ремесла; потому что черни свойственно возбуждаться и воспламеняться от всякой, даже пустой вещи. В городе у них были боги; и они приняли угрожающее положение, чтобы криком восстановить как-нибудь уважение к богам и заглушить то, что произошло. Кричали не переставая, как бы опасаясь, чтобы вовсе не угасло почитание богов.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Деян.19:23-34


В это время произошло возмущение в Ефесе, произведенное против него некоторым серебряником по имени Димитрий, главное ремесло которого было делание серебряных моделей с знаменитого ефесского храма Артемиды и которому поэтому охлаждение язычников к храму Артемиды Ефесской, происшедшее вследствие проповеди апостола, угрожало совершенным упадком его ремесла.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

28. Выслушав сие, они исполнились ярости, и стали кричать, говоря: великая Артемида Ефесская!
29. И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян, Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
30. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.
31. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.
32. Между тем одни кричали одно, а другие другое; ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.
33. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
34. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!

 

 Исполнились ярости: против Павла и христиан, по причине опасности от них почитаемой богине и ее храму. Вместе с яростью против христиан речь Димитрия возбудила фанатизм и энтузиазм на защиту богини, выражением чего и были восклицания: велика Артемида Ефесская! «Они были в таком состоянии, как будто криком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное Павлом» (Злат.). С этим восклицанием собранные Димитрием пошли к городу и по городу и
– весь город исполнился смятением, возмутившаяся толпа рабочих возмутила все народонаселение Эфеса, и возмущение было направлено, главным образом, против проповедников Христовых – Павла и его спутников.
– Схватив македонян и пр.: Павла, как видно из сего и дальнейшего, толпа не нашла и схватив попавшихся двух спутников его, Аристарха из Фессалоники (Деян.20:4; Деян.27:2) и Гая, которого нужно отличать от Гая Дервянина (Деян.20:4), повлекла их на зрелище, в театр. Городские театры в греческих городах бывали местом больших народных собраний для рассуждения о городских делах, и даже мятежнические народные собрания пользовались этими местами. Мятежники повлекли спутников Павла в театр городской, вероятно, для того, чтобы там потребовать над ними суда и осуждения, или подвергнуть их мятежническому самосуду.

 Павел хотел войти в народ: великая смелость и сила духа воина Христова – идти к разъяренной против него толпе.
– Не пустили: конечно, опасаясь за жизнь его от мятежной толпы. И не только ученики опасались за жизнь его в случае появления его в народе, но и некоторые из начальников Асийских, расположенные к Павлу и, как видно, понимавшие, что против него, главным образом, возмутилась эта толпа.
– Асийские начальники – это были выборные от городов для устроения торжественных игрищ в честь богов и императора. Каждый город Проконсульской Асии присылал в Эфес к известному времени своего выборного, которые из среды себя выбирали десять членов для устройства помянутых игрищ. Некоторые из этих начальников тогдашних были друзьями Павла, если не христианами, то лично расположенными к великому апостолу. 
 Просили не показываться на зрелище: очевидно, предостерегая от опасности для него в случае появления его там. Одни – одно и пр.: наглядное изображение мятежнического собрания толпы. Что в театре происходит что-то против Павла и его спутников, – это все знали (единодушно, ст. 29; в один голос, ст. 34), но что именно – большая часть собравшихся, особенно пришедших после, не знали.

 По предложению Иудеев и пр.: и текст не вполне ясен и личность Александра с его предполагаемой речью загадочна.
– Вызван был – кем? По предложению Иудеев – почему иудеев, с какой целью? Что он хотел говорить? Кто такой сам Александр? Объяснения не одинаковы. Можно предполагать, что этот Александр был иудей по происхождению и религии, что иудеи опасались, как бы, при этом народном возмущении против христиан, народ не смешал с христианами и иудеев, тем более, что иудеи были известны как враги идолов (в чем теперь обвиняли христиан), и как бы и им не досталось вместе с христианами от мятежной толпы, а потому по их предложению и вызван был ими же Александр, вероятно, более других отличавшийся ораторским талантом, чтобы объяснить собравшемуся народу различие между иудеями и христианами, и что они не повинны в том, в чем обвиняется Павел, и не заслуживают ни суда, ни самосуда. Но народ не захотел слушать речи иудея из презрения вообще к иудеям.
– Можно предполагать и то, что Александр был христианин из иудеев, который хотел говорить в защиту Павла и христиан от нареканий на них; вызван же был из народа по предложению коварных и злорадных его соплеменников (от которых он отстал по вере), чтобы он сделался жертвой народной ярости, защищая Павла и христиан. Первое предположение кажется вероятнее, последнее искусственно, хотя возможно. Святой Златоуст высказывает еще ту догадку, что Александр-иудей хотел говорить для того, чтобы еще более воспламенить ярость народа против христиан.
– Не захотев слушать речи Александра из ненависти греков к иудеям вообще, особенно в этом возбужденном состоянии, беспорядочная толпа продолжала часа два повторять то восклицание, которым рабочие Димитрия начали возмущение.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище

Схватив Македонян… спутников Павловых. Павла, как видно и из сего и из дальнейшего, бунтовщики не нашли.

Один из этих спутников – Гаий, кажется – должен быть отличаем от Гаия Дервянина, упоминаемого далее (Деян. 20:4), другой – Аристарх из Фессалоники – есть упоминаемый (Деян. 20:4; 27:2).

Устремились на зрелище – в помещение городского театра, служившего обыкновенно местом для больших налюдных собраний.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

28. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!

29. И весь город наполнился смятением; схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.

30. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.

31. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.


 

Народное восстание нельзя объяснить одной речью Димитрия, который, несомненно действовал и другими способами для возбуждения толпы. И многие другие замолкшие было враги Апостолов возбудились теперь. И обстоятельства времени помогали сему. Говорят, что в это время было великое собрание людей в Ефесе по случаю весеннего праздника в честь Артемиды, продолжавшегося целый месяц, когда вместе с тем была и ярмарка. День и ночь в это время Ефес отдавался широкому и шумному веселью. «И вот Димитрий, пользуясь этим праздничным и веселым временем, решил возбудить мятеж против Апостолов, сперва в среде своих подначальных ремесленников, а потом и в уличной толпе Ефеса» (см. у иеромонаха Григория, стр.415). По изъяснению же святого Иоанна Златоуста, «таково уже свойство простого народа; он увлекается и раздражается всем случившимся. Посему с ним надобно поступать во всем осмотрительно. Заметь, как они были легкомысленны и готовы склоняться на все. Так мало думали они о благородстве и чести!». «Они приняли угрожающее положение, чтобы криком восстановить какое-либо уважение к богам и заглушить то, что произошло. Кричали не переставая, как бы опасаясь, чтобы вовсе не угасло почитание богов» (Феофилакт). «Крик: велика Артемида Ефесская, которым бунтовавшая толпа оглашала безостановочно в течение двух часов своды громадного Ефесского театра, был не случайно подвернувшимися на уста толпы словами. Это, очевидно, было всем хорошо известная формула наподобие «ура». В 1887 году гг. Гогарту, Ороуну и другим удалось открыть в Диасполисе, где был храм в честь Артемиды и ее сына Аполлона, мрамор, где встречаются приветствия: «велик Аполлон», «велика Артемида». В коллекции же Вуда находится мрамор со следующею надписью: «сенат и народ воздают общественные почести тем, которые служили, как охранители храма, в год Димитрия». Дальше следует перечень имен, чествуемых охранителей храма в таком порядке: из Ефесской трибы: Димитрий, сын Мелофила, сын Трифона, тысячи Борейса Фоас, сын Дроконтавена, тысячи Инопея... Итак, во главе списка попечителей храма стоит известный Димитрий. Этот памятник датируется второй половиной первого века по Рождестве Христовом. Нет ничего такого, что бы мешало предположению, что Димитрий, попечитель храма, мог быть тем Димитрием, который восстал против Павла в 57 году» (см. у иеромонаха Григория, примечание на стр. 416–418).

Возмутившиеся против Апостола Павла, кажется, и не знали его, а потому они схватили его спутников, прибывших к нему из Македонии. Они повлекли их на просторное место, где совершались представления и были наибольшие народные собрания. Места эти обыкновенно были на склонах гор, где вершина амфитеатра, более или менее уравненная и посыпанная песком (арена), была всем видима, и потому на ней совершались все действия и разговоры, которые должны быть видимы и слышимы. Туда хотел явиться и Апостол Павел, но сочувствовавшие ему начальники упросили его воздержаться от сего, а ученики даже и не допустили его до сего. По изъяснению святого Иоанна Златоуста, «просили Павла потому, что там было собрание людей беспорядочных, готовых решиться на все по безумному увлечению. Такова толпа; она устремляется на все без рассуждения, подобно огню, устремляющемуся на вещество. Ученики не позволили Павлу вторгаться в возбужденную толпу: так любили его все верующие» (Феофилакт). «Павел же хотел идти и говорить речь, ибо самыми смятениями он пользовался как случаями к поучению» (Златоуст). Но ученики, имевшие возможность ближе видеть силу возгоревшегося мятежа, боясь за жизнь Апостола, не допустили его явиться народу. Даже и некоторые из Азиархов, которые, конечно, присутствуя в театре, могли хорошо знать желания этой безумной толпы, искусно руководимой Димитрием, и в то же время знакомые с личностью и учением великого Апостола-проповедника, были его друзьями, а может быть, даже и последователями проповедуемой им религии, нарочно послали к нему из театра с известием, чтобы он ни в каком случае не появлялся в театре, иначе ему грозила неминуемая смерть. Между тем постоянно увеличивавшаяся тысячная толпа шумно бушевала в громадном театре. Первые зачинщики мятежа, возбуждаемые Димитрием ремесленники потерялись в массе нахлынувших из города случайных праздношатающихся, которые, вбежавши в театр, бессознательно присоединились к шумящей толпе, не стараясь и не имея возможности разузнать причину мятежа и его смысл. То уже стал бунт праздничной, полупьяной Ефесской черни. «Одни кричат одно, другие другое и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались» (см. у иеромонаха Григория стр.419).


 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible