Скрыть
Бог же творил немало чудес руками Павла,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-20 Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповеди о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне

Смотри, как (Павел) везде сам входит в синагоги и потом выходит; он везде хотел начинать с них, как я и прежде говорил. Язычники с ревностью и усердием принимали его; и иудеи, когда язычники принимали, приходили в раскаяние. Он хотел отделить оттуда учеников и начать с них, так чтобы они не собирались вместе с теми, и делал это не без причины. Потому он часто беседовал с ними, что убеждал (их). Слыша о дерзновении (Павла), не прими это за упорство. Он беседовал о предметах полезных, о царствии (Божием): кто же не стал бы слушать этого? «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины». «Путем» они справедливо называли проповедь; она действи­тельно была путем, ведущим в царствие небесное. «В училище», говорит (писатель), «некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины». Видишь ли, сколько пользы принесла неутомимая ревность? Слушали и иудеи и язычники. «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Не касались только, при­нося (к больным), но, взявши, возлагали на них. Потому, я думаю, не попустил ему Христос идти в Азию, что имел в виду это время. «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Так все они делали по любостяжанию. Смотри: веро­вать не хотели, а изгонять бесов этим именем захотели. Да, так велико было имя Павла! «Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса». Они делали это тайно, но потом бессилие их делается весьма явным. «И напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». Так как они имели такую силу, что и чрез бесов делали такие дела, то и следовало быть этому. «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне». Видя, что нет им никакой пользы, они сожигают книги, когда и сами бесы делают такие дела. Таким образом, имя не делает ничего, когда будет произносимо без веры. Прикровенно указывая на это, премудро сказал (Христос): «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Смотри, как они пользовались этим оружием против себя самих. И стязашеся, говорит (писатель), «в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет», – там, где были верные, и весьма верные. Те (заклинатели) не считали Иисуса великим, если присоединяли к имени Его имя Павла, почитая этого за нечто великое. Здесь достойно удивления то, почему бес не содействовав обману заклинателей, но обличил их и обнару­жил притворство их. Мне кажется, что он весьма озлобился, подобно тому, кто, находясь в крайней опасности и будучи оскорбляем кем-нибудь из людей маловажных и незначительных, пожелал бы изливать на него всю свою злобу. Чтобы не показалось, что он пренебрегает именем Иисуса, он сна­чала исповедует Его и потом показывает свою силу. А что не имя Его было бессильно, но все произошло от их обмана (видно из того), что с Павлом этого не случилось. «И бросился», говорит (писатель), «на них человек». Может быть, разорвал им одежды и разбил им головы. Это выражается словом: «бросился», т. е. стремительно бросившись на них, так что мог сделать это. Что значит: «оставив их, отделил учеников»? Отклонил их злословие. Он делает это и отделяется, потому что не хотел разжигать их зависть и возбуждать большую распрю. А словом: «небоязненно» выражается, что он был готов и на опасности и говорил явно, не прикрывая учения. Отсюда мы научаемся не иметь общения с злословящими, но уклоняться от них. Слыша злословие, он сам не злословил, но бесе­довал ежедневно, и еще более привлекал к себе тем, что, и слыша злословие, не отступал и не отделялся. И смотри: когда кончилось искушение от внешних (людей), началось от бесов.

Видишь ли слепоту иудеев? Они, увидевши, что одежды его чудодействуют, ему не внимали. Что может быть больше этого? А им и это послужило к противному. Если кто из эл­линов не верует, то видя, как тень производит (чудеса), пусть уверует. Таким образом, чрез отделение от них зло­словящих и порицающих учение, – оно именно здесь названо «путем», – побеждаются; а он отделяется так, что и учеников не оставил и тех не привел в ярость, показывая, что он всегда имел в виду спасение. Он и здесь не оправдывается пред ними, потому что язычники везде уже веровали. И «проповедывал» не просто в каком-нибудь месте, но там, где было училище, как в месте удобнейшем для собрания.

Вот, какова сила верующих: и у других является способность совершать то же самое! Какое же ослепление в тех, которые и после явления такой силы оставались в неверии! Как Симон домогался благодати Духа для прибытка, так и эти де­лали то же для того же самого. Какое ослепление! А почему Па­вел не запрещает им? Потому что это показалось бы делом зависти: поэтому-то так и устрояется. Это было и при Христе, но тогда не оказывается препятствия (потому что тогда было на­чало дела). Так, Иуда, будучи вором, не встречает препят­ствия, Анания же и Сапфира были лишены жизни. И многие из иудеев, оказывая сопротивление, ничего не терпели, а Елима был ослеплен, потому что «не послал», говорит (Христос), «Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Посмотри на их нечестие: оставаясь иудеями, они захотели воспользоваться именем (Иисуса), – потому что делали все из тщеславия и корыстолюбия. Смотри, как везде люди обращаются не столько по­мощью полезного (внушения), сколько страхом. По случаю смерти Сапфиры страх объял Церковь и «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:11-13); здесь брали платки и полотенца – и исцелялись, и после этого «исповедуя и открывая» грехи свои. Из того, что бесноватый бросился на них, видно, как велика сила бесов в отношении к неверующим. Почему же злой дух не сказал, кто это Иисус, а высказал слова, не принесшие пользы? Он боялся, чтобы самому не потерпеть наказания, так как знал, что наказать этих обманщиков ему попущено было силою того же самого имени. Почему и эти несчастные не ска­зали: веруем (в Него)? Они боялись Павла, хотя им было бы гораздо более славы, если бы они сказали это и признали влады­чество Его. Притом у них было в памяти случившееся в Филиппах (Деян. 16:18). Заметь, как краток наш писа­тель, как он только пишет историю, а никого не осуждает. Это делало апостолов достойными удивления. Впрочем упоми­нает, чьи были дети (заклинатели), имя их и число, и этим сообщает признак достоверности написанному. Для чего они «скитались» по селениям? Для прибытка, а не для проповеди? Но хорошо, что они и после бегали, проповедуя о том, что тер­пели. Указывая на это, и (писатель) говорит: «это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам». Не должно ли было это, скажи мне, обратить и самих упорствующих? Но не обратило. И не удивляйся; злобу ничто не убеждает. Но посмо­трим, какой великой злобы было дело заклинателей. Почему не было того же при Христе, это мы рассмотрим в другое время, а не теперь; заметим только, что здесь было сделано хорошо и полезно. Мне кажется, что они это делали издеваясь, потому и наказываются, чтобы после никто уж не дерзал произносить это имя как попало. Это многих из уве­ровавших привело к исповеданию, произвело в них страх и было величайшим доказательством того, что Бог знает все. Прежде, чем они были обличены бесами, они обвинили сами себя, боясь чтобы не потерпеть того же. И справедливо. Если покровительствовавшие им бесы стали их обвинителями, а не помощниками, то какая оставалась надежда, кроме испове­дания делами? Смотри, как скоро, после таких знамений, яв­ляется зло. Такова человеческая природа: она скоро забывает благодеяния.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-12 Силы же не просты творяше Бог рукама Павловыма: Яко и на недужныя наносити от пота тела его главотяжы и убрусцы, и исцелитися им от недуг, и духом лукавым, исходити от них

Наносити от пота тела его главотяжы. Не только в то время, когда Павел носил их, прикасались к ним, но и брали с собой и возлагали на недужных. Но обрати внимание на ожесточение иудеев. Они не трогались, видя, что одежды учеников Христовых производят чудеса; тогда как чудеса от платков и убрусцев и от теней учеников больше тех чудес, которые сотворил Христос. И главотяжи и убрусцы были льняные; главотяжи набрасывались на голову, а убрусцы держали в руках те, кто не мог носить главотяжей, как например лица, носившие консульскую столу; назначение тех и других – вытирать с лица пот, слюну, слезы и пр.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

11 Бог же творил немало чудес руками Павла, 12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.


Этому особенно много способствовало то, что руками Павла Бог творил немало чудес; совершались даже заочные исцеления чрез него: на больных и бесноватых возлагали платки и опоясывания с тела его – и они исцелялись.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

11. Бог же творил немало чудес руками Павла,
12. Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
13. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует.
14. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
15. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16. И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома.

 

 В подкрепление проповеди апостола Бог творил через него немало (точнее – немалые, необыкновенные, чрезвычайные) чудес, из коих дееписатель упоминает: 1) об исцелении разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом (платки – Ин.11:44 и парал., – опоясания – Мф.10:9), и 2) об изгнании бесов из бесноватых, каковых дееписатель видимо отличает от прочих больных обыкновенными болезнями (см. прим. к Мф.4:24). Примечательно, что не сам Павел лично совершал эти чудеса, но другие возлагали вещи его, может быть даже без его ведома, на больных и – больные выздоравливали. Так чудотворная сила действует от самих вещей, употребляемых святыми мужами, действует, разумеется, на тех, которые с верой пользуются ими.

 Скитающихся иудейских заклинателей: тогда было много таких скитающихся, которые употребляли разные заклинания и чародейства, разных шарлатанов (ср. Деян.13:6 и д. и примечания; Флав. Antt. 8, 2. 5. Bell. Jud. 1, 1. 2); иногда таковые, по милости Божией к бесноватым, вероятно, и изгоняли бесов (ср. прим. к Мф.12:27). Видя необыкновенные действия имени Господа Иисуса Христа в устах Павла, который сим именем изгонял бесов, по обетованию Христову (Мк.16:17), некоторые из таковых, заклинателей, стали употреблять это достопокланяемое имя как заклинательную формулу, и сами не зная и не веруя в Господа прибавляли – которого Павел проповедует, т.е. именно этого Иисуса, а не другого. «Так все они делали по любостяжанию. Смотри: веровать не хотели, а изгонять бесов этим именем захотели» (Злат.). Как на примере подобных людей, злоупотреблявших при неверии именем Господа Иисуса, дееписатель указывает на сынов Скевы, причем демон так сильно наказал их за такое злоупотребление.
– Семь сынов Скевы: кто это был Скева и в каком смысле называется он иудейским первосвященником, неизвестно; может быть это был один из начальников священнических чред (см. прим. к Мф.2:4), сыновья которого выселились из иудеи и промышляли заклинательством.
– Но злой дух, при одном из таковых случаев заклинания, бывший в человеке бесноватом, жестоко посмеялся над заклинателями.
– Выражением – Иисуса знаю и Павел мне известен демон признает и исповедует силу и власть над собой Господа Иисуса Христа и Его апостола, а выражением – вы же кто, вы что за люди, высказывает презрение к этим злоупотребляющим именем Иисуса людям, которых силы он не боится и которых власти над собой не признает и смеется над ними; и в доказательство сего бесноватый избил их и нагих выгнал из дома, где это происходило.
– Одолев их: точнее – обоих; все семеро братьев занимались заклинанием, но рассказанный случай был только с двоими из них.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них

Немало чудес – точнее греческий и славянский тексты: δυνάμεις… tτὰς τυχούσας… – силы не просты, т. е. немалые, необыкновенные, чрезвычайные чудеса, не только по количеству, но главным образом по качеству.

Руками Павла. Это выражение Дееписателя само по себе еще не обязывает полагать, что все чудеса, совершенные собственно самим св. Павлом, совершались им именно посредством рук. Такой оборот – обычный в Св. Писании Нового Завета для обозначения совершения известным лицом чудес. Самая возможность такой метафоры (δια­̀ τῶν χειρῶν Пαύλου) заставляет, впрочем, допустить, что св. Апостол некоторые из своих чудес творил действительно посредством рук, через руковозложение, произнося, вероятно, краткие молитвенно-разрешительные изречения, с упоминанием имени Господа Иисуса. Этот прием апостола заставлял и других, в подражание ему, возлагать на больных части его одежд, что сопровождалось, по благодати Божией, тою же чудесною силою.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

11. Бог же творил немало чудес руками Павла,

12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.


 

Чудеса, совершенные Апостолом Павлом в Ефесе, были очевидно столь многочисленны, что Дееписатель затруднился сказать о них обстоятельно и потому удовольствовался общим сказанием о них и упоминанием особого вида чудес, бывших от предметов, употреблявшихся Апостолом (платков и поясов), действовавших даже на злых духов, которые оставляли одержимых ими, когда к ним прилагали эти предметы. «Видишь ли слепоту Иудеев? (восклицает святой Иоанн Златоуст). Они видят, что одежды Павла чудодействуют, – и остаются непослушными». «Главотяжи и убрусцы были льняные; главотяжи набрасывались на голову, а убрусцы держали в руках те, кто не мог носить главотяжей, как, например, лица, носившие консульскую столу; назначение тех и других – вытирать с лица пот и проч.» (Феофилакт).

Примечательно (говорит преосвящ. Михаил), что не сам лично Павел совершал эти чудеса, но другие возлагали его вещи, может быть, даже без его ведома, на больных, и больные выздоравливали. Так чудотворная сила действует от самых вещей, употребляемых святыми мужами, действует, разумеется, на тех, которые с верою пользуются ими». «Ефес более всего мог видеть чудес от Апостола. И чудеса Павла были здесь чрезвычайны. Они стояли выше всех чудес, которые когда-либо совершились в Ефесе. Некоторые из чудес Апостол творил через руковозложение. Платки же и опоясания его, конечно, в подражание его действиям, возлагали на больных другие. С несомненностью должно утверждать, что при совершении чудес святой Павел произносил краткие молитвенно-разрешительные изречения, в которых упоминал имя Господа Иисуса Христа. Сила веры у Ефесян была так велика, что они в тех случаях, когда почему-либо больных не мог видеть и исцелить сам Павел, возлагали на них части одежды, употреблявшейся Павлом. Поступая так, они были убеждены, что эти вещи, как носившие на себе следы соприкосновения с телом великого чудотворца, способны передавать его чудотворную силу. И не напрасно» (см. у иеромонаха Григория, стр. 387–388).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесах.

Мф.4:6-7. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39; 16:4; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество перед Богом: Мф.8:9, 9:22.


Мф.9:22-29. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36; Лк.8:44; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11;5:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible