Скрыть
между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Деян.19:21-40

Пробывши довольно времени в городе (Ефесе), (Павел) опять хочет идти в другое место. Потому посылает Тимофея и Ераста в Македонию, а сам остается в Ефесе. Как же он, прежде вознамерившись отправиться в Сирию (Деян. 18:18), опять возвращается в Македонию? Это – с целью показать, что он делал все не собственною силою. Вместе с тем предсказывает и будущее: «я должен», говорит, «видеть и Рим». Это сказал он, может быть, желая утешить (учеников) известием, что он не останется (в Иерусалиме), но опять придет к ним, и таким предсказанием ободрить души их. Отсюда я заключаю, что он в Ефесе написал послание к коринфянам, в котором говорит: «мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии» (2Кор. 1:8). Он обещал прибыть в Коринф, и потому извиняется в своем замедлении и указывает на иску­шение, разумея поступок Димитрия. На этот же поступок ука­зывает и (писатель) в словах: «в то время произошел немалый мятеж против пути Господня». Опять опасность, опять смятение. Видишь ли превосходство (Павла)? Совершились двойные знамения, а они противоречили. Так чрез все сплетаются события. «Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная». «Делавший», говорит, «серебряные храмы Артемиды». Неужели у них были серебряные храмы? Вероятно, это были небольшие кивории (подобия храма). В Ефесе Артемида была в большой чести, так что когда храм ее был сожжен, то (жители) до того огорчились, что запретили даже произносить имя виновника этого пожара. Смотри, как идолослужение везде поддерживается корыстью. И те из корысти (восставали на Павла, Деян. 16:16), и этот из корысти; не потому, что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что они лишались возможности прибытка. Посмотри и на злобу этого человека: он был богат, и для него не было бы от того большого вреда; более могли потерять прочие, которые были бедны и содержались дневными трудами, и, однако, они не говорят ничего, а только – он. Сообщников своих по ремеслу он делает сообщниками возмущения. Пре­увеличивает опасность: «это нам угрожает тем», говорит, «что не только ремесло наше придет в презрение». Это значит почти тоже, что: нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду. Сами слова его могли бы обратить их к благочестию, но они, как люди низкие и невежественные, тотчас возмущаются, не думая, что если этот человек (Павел) столь силен, что всех обращает и самому почитанию богов угрожает опасностью, то как велик должен быть Бог его. Он может даровать нам гораздо более того, за что мы опасаемся. К этому он мог предрасположить души их словами: «не суть боги, делаемые руками человеческими». Заметь, чем огорчаются эллины: тем, что было сказано: «делаемые руками человеческими не суть боги». Он постоянно склоняет речь к своему ремеслу. Потом, чтобы еще более раздражить их, говорит; «не только ремесло наше придет в презрение», – т. е., не говоря уже о прочем, – «но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить». А чтобы показать, будто он говорит это не из корысти, смотри, что прибавляет: «которую почитает вся Асия и вселенная». Видишь ли, как он свидетельствует о превосходстве силы Павла, как слабы и ничтожны все прочие, если человек гонимый и занимавшийся скинотворством мог сделать так много? Так, сами враги свидетельствовали в пользу апостолов. Там они говорили: «наполнили Иерусалим учением вашим» (Деян. 5:28); здесь: «и испровергнется величие» Артемиды. Прежде говорили: «эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17:6); а теперь: «ремесло наше придет в презрение». Так и иудеи говорили о Христе: «весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19), и «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11:48). «Выслушав это, они исполнились ярости». Когда произошла ярость? Когда услышали об Артемиде и о прибытке. Таково свойство простого народа: он увлекается и раздражается случившимся. Потому (с ним) надобно поступать во всем осмотрительно. Заметь, как они были легкомысленны, так что готовы склоняться на все. «Выслушав это, они исполнились ярости», говорит, «и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище».

Опять нападают без причины, подобно как иудеи на Иасона (Деян. 17:6), и готовы на все: так мало они думали о благородстве и чести! «Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище». Просили потому, что там было собрание людей беспорядочных, готовых решиться на все по безумному увлече­нию. И Павел повинуется: он не был ни тщеславен, ни че­столюбив. «Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались». Такова толпа: устремляется на все без рассужде­ния, подобно огню, устремляющемуся на дрова. «По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу». Иудеи вмешались в дело по смотрению (Божию), чтобы после они не могли ничего ска­зать против этого. Вызывается (Александр) и говорит, а что – послушай. «Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!» Подлинно, детский у них ум! Как бы опасаясь, чтобы не исто­щилось их благочестие, они кричат непрестанно. Два года про­был там (Павел), и, смотри, сколько еще было эллинов. «Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?». Таким предисло­вием он утешил их ярость. «И Диопета». Говорит это, как будто дело не было ясно само по себе. Диопетом назывался другой храм, или Диопетом они называли изобра­жение Артемиды, как будто эта глина ниспала от Юпитера, а не сделана людьми, или так называлось у них другое какое-нибудь украшение. «Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили». Следовательно, все (сказанное против апостолов) ложно; он говорит это к народу, чтобы успокоить его. «Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание». Говорит о закон­ном собрании; по закону их, в каждый месяц происходили три собрания, а это было незаконное. Потом устрашает их, говоря: «быть обвиненными в возмущении». Но обратимся к вышесказанному. «Когда же это совершилось», говорит (писатель), «Павел положил в Духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим». Делает это не по человеческому усмотрению, но «в Духе», по внушению которого и решается идти. Это означает слово: «положил»; оно имеет именно такой смысл. А почему он посы­лает Тимофея и Ераста, об этом не говорится; но мне ка­жется, что и об этом надобно сказать: «в Духе». «И потому, не терпя более» (говорит Павел), «мы восхотели остаться в Афинах одни» (1Фес. 3:1). И, смотри, посылает двоих из служа­щих ему, чтобы они возвестили о его прибытии и сделали (тех) более готовыми. А сам долее всех остается в Азии; и справедливо, – потому что там было многочисленное общество фило­софов. Пришедши туда, он опять беседовал с ними, по­тому что там было великое суеверие. «Некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите», – так это было общеизвестно! – «этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей». Не насилием (он действовал), если «убеждениями». Так и должно убеждать город. Потом говорит о том, что касается их: «что делаемые руками человеческими не суть боги». Что это значит? Он уничтожает, говорит, наше ремесло. А чтобы они не подумали и не ска­зали, что один человек делает такие дела, и что если он имеет такую силу, то должно повиноваться ему, прибавляет: «которую почитает вся Асия и вселенная». Они думали, что крик их может воспрепятствовать Духу Божию: настоящие дети были эллины! «А это нам угрожает тем», говорит, «что не только ремесло наше придет в презрение». Если же от этого занятия зависит ваше благосостояние, то как мог убедить человек незнатный? Как он мог преодолеть такой обычай? Какими делами, или какими словами? Поистине это – дело не Павла, не человека. И доста­точно было сказать, «не суть боги». Если же так легко было ниспровергнуть это нечестие, то давно следовало отказаться от него; а если бы оно было сильно, то невозможно было бы так скоро ниспровергнуть его. «Не только», говорит, «ремесло наше придет в презрение». Прибавляет это, как бы намереваясь сказать нечто более важное. «Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!». А у них в каждом городе были свои боги. Они были в таком состоянии, как будто кри­ком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное (Павлом).

Такова беспорядочная толпа! «Когда же Павел», говорит (писа­тель), «хотел войти в народ, ученики не допустили его». Павел хотел идти и говорить речь; он и самыми смятениями пользо­вался, как случаями к научению; но ученики не допустили его. Смотри, какое они везде имели о нем попечение. И прежде они удаляли его, чтобы ему не было нанесено смертельного удара, (Деян. 17:15), и теперь удержали, хотя и слышали, что ему еще должно видеть Рим. Предусмотрительно он предсказал им об этом, чтобы они не смущались такими событиями. Но они не хотели, чтобы он потерпел что-нибудь. «Также и некоторые», го­ворит (писатель), «из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище». Зная его ревность, они умоляли: так любили его все верные! Для чего, скажешь, Александр хотел говорить речь? Разве и он был обвиняем? Для того, чтобы найти случай все рассеять и угасить ярость народа. Видишь ли, как велико было неистовство? Хорошо и вразумительно гово­рит книжник: «какой человек не знает» Ефесский град? Говорит о том, за что они опасались; как бы так говорит: разве вы не почитаете этой богини? Не сказал: кто не знает Артемиды? – но: «город Ефес», желая угодить им. «Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво». Здесь уже укоряет их и как бы так гово­рит: чего вы ищете, как будто это неизвестно? Очевидно, что оскорбление касается богини. Благочестие они желали сделать предлогом для своей выгоды. Потому он незаметным обра­зом укоряет их и показывает, что они собрались безрассуд­но. «И не поступать», говорит, «опрометчиво». Этими словами вы­ражает, что они поступили необдуманно. «Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы». И здесь уко­ряет их и показывает, что из-за частных несогласий не сле­довало делать общего собрания. «Ибо мы находимся в опасности», говорит, «за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении». Этим приводит их в великое недоумение. «Так как нет никакой причины», говорит, «которою мы могли бы оправдать такое сборище». Смотри, как благоразумно, как мудро говорят неверные. Таким образом, он укротил ярость их; как легко она возбуждается, так легко и укрощается. «Сказав это, он распустил собрание», говорит (писатель).

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-27 Ихже собрав, и ины сицевых вещей делатели, рече: мужие, весте, яко от сего делания доволство житию нашему есть: И видите и слышите, яко не токмо Ефес, но мало не всю Асию Павел сей препрев обрати мног народ, глаголя: яко не суть бози, иже руками человеческими бывают. Не токмо же сия беду приемлет наша часть, еже бы во обличение не приити, но дабы и великия богини Артемиды храм ни во чтоже не вменился, имать же разоритися и величество ея, юже вся Асия и вселенная почитает

От сего делания. Обратил внимание их на опасность; мы, говорит, находимся в опасности впасть от нашего ремесла в голод. Однако то, что он сказал, могло привести их к истинному богопочтению. Если, как он говорит, человек этот (Павел) так силен, что есть опасность, как бы он и всех не обратил, и если от него грозит опасность тому, что принадлежит богам; то следует подумать о том, каков же его Бог. Везде свою речь сводит этот Димитрий на ремесло. Препрев обрати мног народ. Не насилием, а так именно следует убеждать. Достаточно и того, что Павел сказал, яко не суть бози. Если так удоборазоблачаема несостоятельность этого культа, то его давно следовало отвергнуть; если же он имеет в себе силу, то так скоро искоренить его невозможно.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Деян.19:23-34


В это время произошло возмущение в Ефесе, произведенное против него некоторым серебряником по имени Димитрий, главное ремесло которого было делание серебряных моделей с знаменитого ефесского храма Артемиды и которому поэтому охлаждение язычников к храму Артемиды Ефесской, происшедшее вследствие проповеди апостола, угрожало совершенным упадком его ремесла.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

23. В то время произошел немалый мятеж против пути Господня.
24. Ибо некто серебреник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды, и доставлявший художникам немалую прибыль,
25. Собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше.
26. Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти по всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
27. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровернется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

 В то время
: когда Павел, послав Тимофея и Эраста в Македонию, остался на время в Эфесе.
– Против пути Господня: против христианства вообще (ср. прим. к Деян.18:25-26).
– Виновник мятежа Димитрий был серебреник, делавший серебряные небольшие модели храма Артемиды (Дианы) Эфесской. Культ Артемиды был весьма распространен и силен в Малой Азии; храм ее в Эфесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света; маленькие модели этого храма и статуйки Дианы были в большом употреблении у почитателей этой богини: их ставили в комнатах, брали с собой при путешествиях, как амулеты и т.п. Очень естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно и производство им этих вещей было очень велико; у него, вероятно, было нечто вроде фабрики подобных вещей (кажется, за городом, ст. 29); в его ведении были и художники и ремесленники, которые по домам работали или на него, или на сторону. Собрав этих и подобных, отчасти от него зависевших или стоявших под его влиянием, вообще же заинтересованных в этом ремесле людей, Димитрий сказал им возбуждающую речь. В этой речи он поставил на вид два факта и вывел из них заключение. Первый факт, несомненный, как они знали по опыту – тот, что от этого ремесла зависит их благоденствие; второй – тот, что Павел своими проповедями отвратил не малое число людей от почитания богов.
– Немалое число людей, и притом не только в Ефесе, но почти во всей Асии совратил: свидетельство врага Павла и христианства, подтверждающее рассказ о широком распространении христианства по Асии (ст. 10 и прим.).
– Этот Павел: презрительно.
 Делаемые руками не суть боги: народ отождествлял статуи богов с самими богами, или представлял, что боги живут в этих статуях. Учение Павла об идолах и статуях см. Деян.17:29 и прим.; 1Кор.8:41Кор.10:20 и др. – Заключение, которое из этих двух фактов серебреник выводит перед своими рабочими, двоякое: во-первых, ремесло их придет в презрение, не будут покупать их изделий и таким образом нанесен будет ущерб их благосостоянию; во-вторых, храм Дианы ничего не будет значить, его оставят, он будет в пренебрежении и уничтожится величие богини, а это опять грозит тем же подрывом их состояния. Своекорыстие в обоих этих заключениях, но в последнем прикрывается языческим благочестием. «Смотри, как идолослужение везде поддерживается корыстью: не потому (восстают), что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что лишались возможности прибытка… Ибо это (слова Димитрия) значит почти то же, что: нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду» (Злат.).
– Величие той: величие приписывалось и другим богам, но Эфесская Диана была более прочих велика во мнении жителей, по крайней мере, Малой Азии.
 И вселенная: т.е. весь греко-римский мир, за исключением варваров, у коих свои боги.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги

Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше (ст. 10-ый).

Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. (Деян. 17:29; 1Кор.8:4; 1Кор. 10:20) и др.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

23. В то время произошел немалый мятеж против пути Господня;

24. ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,

25. собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;

26. между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги
;


Восстание против Апостола Павла Димитрия серебряника представляет новый пример скорой изменчивости толпы: давно ли все величали имя Господа Иисуса, проповеданного Павлом? А теперь все взволновались по одному краткому и неосновательному слову против Апостола какого-то ковача!

Путь Господень спеется Духом Святым. Посему тщетно было восстание сереброковача Димитрия, защищавшего работу свою и своих сотоварищей. Предметы художества изменялись, но работа художественная не упразднялась. Но Димитрий не мог понять сего, будучи узким приверженцем своей работы, к которой он привык так, что ему казалось будто не может и быть другой работы, кроме изделий подобия чудного храма богини Артемиды. Он чувствовал и видел, что так же думают и многие другие ремесленники. Потому он и решился взбунтовать их, для чего и собрал их, и стал возбуждать. Так, по недоразумению, совершаются и многие другие бунты, делающие многих несчастными, а особенно из числа слепых приверженцев того предмета, из-за которого происходит возмущение.

«Опять опасность, опять смятение (восклицает святой Иоанн Златоуст). Видим ли превосходство Павла. Он совершил множество знамений, и на него же нападали. Так разнообразны были события. Смотри, как идолослужение везде поддерживается корыстью. Он был богат, и для него не было бы большой потери; более могли потерпеть прочие, которые были бедны и содержались дневными трудами; но однако они не говорят ничего, а только он». Творяй храмы. Вероятно, это были небольшие подобия храма. В Ефесе Артемида была в великой чести, так что когда храм ее был сожжен, то жители до того огорчились, что запретили даже произносить имя виновника этого пожара. «Из описания бунта не видно об участии в нем храмовой иерархии. Скорее можно допустить, что они питали к святому Апостолу чувство благорасположения и участия. Текст Деяний дает полное право считать этот бунт единственно делом Димитрия и подобных ему ремесленников. Дело фабрикации моделей (храма Дианы) было очень широко и имело правильную организацию. Масса рабочих жила этой работою. Почти трехгодичная деятельность Апостола в Асии и преимущественно в Ефесе почти совершенно подорвала доход Димитриевой ассоциации. Материальные убытки для обыкновенных смертных – самые чувствительные удары. Фабриканты опасались совершенно лишиться заработка, и они взбунтовались» (см. у иеромонаха Григория, стр. 412–414).

Речь Димитрия серебряника к ремесленникам, можно сказать, живая, но не вполне искренняя. По замечанию святого Иоанна Златоуста, «он преувеличивает опасность. Ибо слова его значат почти то же, что нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду. Самые слова его могли бы обратить их к вере; но они, как люди низкие и невежественные, тотчас возмущаются, не думая, что если Павел стал силен, что всех привлекает к себе и самому почитанию богов угрожает опасностью, то как должен быть велик Бог его? Он может даровать нам гораздо более того, за что мы опасаемся».

Достойно замечания и то, что Димитрий называет своих слушателей друзьями, которыми они для него не были. По мысли преосвященного Михаила, Димитрии, вероятно, имел нечто вроде фабрики; в его ведении были и художники и ремесленники, которые работали на него и по домам. А таковые лица в то время не отличались дружбою к бедным рабочим, как и все вообще богатые люди. «Когда в Филиппах были затронуты денежные интересы, то мирные прежде язычники восстали (Деян.16:16-24). Подобное же случилось и здесь, в Ефесе» (см. у иеромонаха Григория, стр.414).


 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible