Скрыть
Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Но как Ианний и Иамний противились Моисею в том Ветхом (Завете), так и сии противятся истине сего Новаго (Завета), - люди развращенные умом, невежды в вере.

Второе послание к Тимофею

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Враг, обольстив Адама, и таким образом, возгосподствовав над ним, отнял у него власть, и сам наименовался князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил человека. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия. Но после того как уступил обольщению, и начальство свое предал он обольстившему. Посему, волхвы и чародеи, по действию сопротивной силы, при Божием попущении оказываются чудодеями, имеют власть над ядоносными животными, смело идут в огонь и воду, как Ианний и Иамврий, противившиеся Моисею, и как Симон, вступающий в состязание с первоверховным Петром.

Слово 4. О терпении и рассудительности

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Кто были эти волхвы при Моисее, и почему имена их не упоминаются нигде в другом месте? Вероятно, они сохранились в неписаном предании или открыты Павлу Святым Духом.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Августин Аврелий, блж. (†430)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Не противятся ли они сей истине - люди умом развращенные, невежды в вере, которые отвечают и произносят несправедливые слова, говоря: «От Бога мы имеем то, что мы люди, однако от нас самих - то, что мы праведны»? Что говорите вы, обманывающие самих себя, - не защитники, а ниспровергатели свободы воли, - с высоты возвышения через пустоту предубеждения погружаясь на глубину? Несомненно, это ваши слова, что человек сам по себе творит правду. И это - высота вашего превозношения!

Трактат на Евангелие от Иоанна

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Имена их [волхвов] божественный апостол взял не из божественного Писания, но из неписаного учения иудеев.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 6-9 От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными: всегда учащяся и николиже в разум истины приити могущыя. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере. Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех бысть

Сказавши: поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, Апостол указал на скрытность подобных людей и на бесстыдство их злоумышления. Видишь ли, что эти люди употребляют ту же хитрость, какую употребил змей против Адама? Вероятно, и они через жен обольщали и мужей. Словом женишца (γυναικάρια) Апостол намекает только на удобопрельстительность: прельщаемый, хотя бы был и мужчина, ничем не различается в этом отношении от женщины, – а словами: отягощенныя грехами – он указал на множество, беспорядочность и смесь всевозможных грехов. И не просто сказал Апостол: обольщают женщин (так как и женщины бывают с мужеским характером, равно как и мужчины с женским), но: отягощенных грехами, – где и кроется причина того, что оне обольщаются. - Водимыя похотьми. Не природу Апостол осуждает, но именно такого рода женщин. Здесь он намекнул на множество страстей как телесных, так и душевных; и самое слово: водимыя – употребил, как-будто говорит о бессловесных животных. - Всегда учащяся. Это говорит Апостол не с тем, чтобы оправдать, но чтобы еще сильнее обличить. Так как эти женщины сами себя отяготили грехами, то естественно, что и ум их притупился. - Якоже Ианний и Иамврий. Это были волхвы при Фараоне. Но каким же образом Апостол знал их имена, когда они не упоминаются в Писании? Мог он знать это из неписанного предания, но мог ему открыт и Дух Святой. - И сии противляются истине, т.е. истинной вере. - Человецы растленни умом. Когда кто растлит ум страстями, тогда он бывает неискусен, нeвеждa о вере. - Но не преуспеют более. Почему это выше Апостол сказал: наипаче бо преспеют в нечестие (2Тим. 2:16), а здесь говорит не преуспеют? Там Апостол говорит, что еретики, начавши обольщать, уже не остановятся, но постоянно будут придумывать худшее и худшее, а здесь говорит, что они не обольстят и не увлекут на долгое время людей здравомыслящих. Несколько ниже Апостол выражается об них: прельщающе и прельщаеми (2Тим. 3:13). Значит, силу свою они покажут только над легкообольстимыми. - Безумие бо их явлено будет всем. Каким же образом? Удостоверься в этом, говорит Апостол, на древних примерах. Зло легко изобличается. Или иначе: если не веришь мне, как бы так говорит Апостол, узнай, что случилось с теми древними волхвами. И они еще были изобличены в том, что творили только призрачные чудеса и вводили других в заблуждение, между тем, как Моисей творил истинные чудеса. Итак все, что только вводит в обман, имеет успех только на время.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине

Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа.

Люди, развращенные умом, невежды в вере

Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. Сказал безумец: нет Бога (Пс. 52:2). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такоже и сии противляются истине, человецы растлении умом, и неискусни о вере

Как назывались волхвы, противившиеся святому Моисею, в Писании не означено. «Вероятно, сказанные Апостолом имена их сохранились в неписанном предании» (все наши). Но это не важно; важно наведение, которое само собою отсюда выходит. Святой Моисей явно был послан Богом и говорил и действовал от лица Божия, как Бог ему повелел; а те волхвы выступили против него. Явно, что они были не от истины Божией, не тем духом водились, который от Бога, но тем, который всегда и во всем против Бога. То же и теперь, говорит. Нас Бог послал лично чрез Господа Иисуса Христа, и мы проповедуем, что Он повелел, бывая научаемы Духом; а эти, прокрадывающиеся в домы и обольщающие слабых жен призраком истины, явно не от Бога суть и не от Духа Божия вещают. Не изумляйтесь сему, как бы говорит святой Павел. Что явились такие, ничего нет дивного. «Как в пшенице обыкновенно произрастают плевелы, так проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину» (блаженный Феодорит). Так не дивитесь и вы, что показались среди вас противники истины. Они восстают на наше учение не потому, что лучше познали истину, но потому, что, будучи развращены умом и неискусны в вере, вместо истины держат ложь, которая кажется им истиною.

У кого ум бывает развращен? Бывает он таким и у тех, которые, в противность естественным законам ума, соступают с прямого пути, коим доходят до истины, и, вступив на ненадлежащий путь, нападают на ложные начала, и, усвоив их, начинают обо всем судить и все решать на основании сих начал. Как начала, взятые не на истинном пути, истинными быть не могут; то все их суждения и решения бывают ложны, хотя они стоят за них как за истинные. Так им кажется сквозь усвоенные ими начала. Как надевший испорченные очки видит вещи или не на своем месте, или не в своем цвете и величине, или вверх ногами, судя по тому, как повреждены очки: так и эти, как извращено око их ума принятыми началами, так и судят,— и судят не по истине, а по видимости. Сбрось порченые очки, и увидишь вещи как есть: так и здесь, — брось ложные начала, выступи из них, и увидишь истину. Другой вид развращения ума — обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный. — В сем смысле пишет блаженный Феофилакт: «когда кто растлит свой ум страстьми, тогда он бывает неискусен в вере (или в познании истинной веры). Рече безумен: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих (ср.: Пс. 52, 2). Для приятия веры (истинной) потребен ум нерастленный (страстями). Да внимаем убо себе, чтоб не растлиться нам страстями и не нашло места в нас испорчение (обложнение, подделание веры)».

Неискусным в вере бывает наиболее берущийся учить вере, и бывает таким тогда, когда, не зная точно определений веры, побочные вере представления, кажущиеся только истинными, а не сущие таковыми, признает истинными и, научая держаться их, покривляет истину веры и уклоняется от ней на распутия инакомыслия и лжи. И неискусные в вере бывают от тех же причин, от которых и развращенные умом. Они преемствуют друг друга. Развращенный умом непременно окажется неискусным в вере, когда возьмется судить о деле веры.

Толкование на второе послание к Тимофею

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Грехи неправедных совершаются тремя способами: ведь вовлекаются или в святотатства, или в позорные поступки, или в злодеяния. Святотатство совершают, когда о Боге думают неверно и от истинной веры удаляются или из-за страха временных неудобств, или из желания временных удобств, или из-за слепоты сердца, а также испорченности. Позорными же поступками прегрешают, когда постыдно живут, внутренне разнузданные и развратные. Злодеяниями же тогда прегрешают, когда жестоко вредят другим. И тех, и других, смертельно прегрешающих или в вере, или в действиях, блаженный апостол называет превратными, говоря о тех, кто противоречит истинной вере: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, превратные в вере.

О воплощении Сына Божьего

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.8-9  Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере.
Но они не много успеют, ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось.

Противление истине держится преимущественно по неведению и развращению ума, делающегося неспособным постигнуть истину. Пример волхвов, восставших против Моисея, как Божия посланника, доказывает это с очевидностию. Хотя они чрез свое искусство (управлять змиями) имели успех, но не надолго (Исх. 7:10-12). Так было и с обольстителями, которых обличал Апостол, возвещающий, что вскоре же их безумие станет очевидным для всех. Такова участь и всех обольстителей. Однако вред, причиняемый ими, велик и нередко бывает непоправим на продолжительное время. Посему, понятно, как нужно дорожить апостольским предупреждением и не давать безумцам возможности возмущать веру и ниспровергать святую жизнь христиан, готовых слушать всякие неразумные речи. Св. Иоанн Златоуст вопрошает: «как же в другом месте Апостол говорит: наипаче преуспеют в нечестии (2Тим. 2:16), а здесь: не преуспеют? Там он утверждает, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают новые обольщения и неправые учения. А здесь утверждает, что они не обольстят, не увлекут (верующих), но скоро сами будут обличены. Заблуждения, хотя сначала и успевают, но до конца не остаются. Таково все то, что не по существу своему хорошо, а только кажется хорошим; оно на время успевает, а потом обнажается и погибает. Не таково наше учение».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере
 

Другой признак развратителей тот, что они упорно будут противиться истине.
Бог определил вывести народ еврейский из Египта и послал Моисея с Аароном к фараону, сказать ему именем Бога, чтобы он отпустил еврейский народ. В доказательство того, что они посланы Богом евреев, они сотворили ряд чудес перед очами фараона, превратили жезл в змия, воду – в кровь, извели из воды жаб, которые наполнили всю землю Египетскую. Фараон призвал своих волхвов, которые то же сделали чарами своими, и фараон не поверил посланникам Божьим, и не отпустил народ еврейский (см. Исх. гл. 6–8). Как волхвы, говорит святой Павел, противились Моисею, посланнику Божию, так и ефесские лжеучители противятся посланникам Господа Иисуса Христа – Апостолам, и их истинному учению о Спасителе, и спасении.
Почему же они восстают на истину? Потому что ум их развращен, или извращен, усвоенной ложью, принятой за истину. Она же всюду и примешивается у них в суждениях об истине и не дает познать ее. С другой стороны, ум развращают страсти, которые отвлекают его от истины (ср. Пс. 52:2). Для принятия же истинной веры, нужен ум, не тронутый страстями. Поэтому-то таковые – невежды и в вере. Но успех их будет только призрачный.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible