Скрыть
непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра

Не милосердые и проповедники мира, но жестокие и несговорчивые, - не попечительные о людях, но клеветники на ближних своих, - не строгой жизни, но невоздержные, - не благосклонные, но неукротимые, - не ненавистники зла, но не любящие добра.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра

Как страшна невоздержанность, это показал и апостол, причислив ее к отличительным свойствам отступления и сказав: в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы (2Тим 3:1-3), и, перечислив многие виды порока, присовокупил он: клеветники, невоздержны. И Исав, как в величайшем пороке, обвинен в невоздержанности, потому что за одно кушанье отдал право первородства. И первое преслушание случилось с человеком от невоздержанности.

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Cиe же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся

Еще во времена Моисея были Ианий и Иамврий, как говорит несколько ниже сам Апостол. Были такие же люди и во времена Павла и Тимофея, на что указывает речь о золотых и глиняных сосудах. Значит, они бывают всегда, но в особенности много их будет в последствии. - Времена люта. Не времена, не дни порицает Апостол, а злых людей, которые будут жить в эти времена, потому что времена мы называем худыми или хорошими обыкновенно по свойству дел, совершаемых в течении их людьми. - Самолюбцы. Вот корень всех зол – наблюдать только свои выгоды; но такие люди, пренебрегая интересами ближних, прежде всего вредят себе самим. - Величавы. Из самолюбия рождается сребролюбие; порождения сребролюбия – надменность и гордость, следствием которых бывает хула. Пороки находятся между собою в тесной связи, подобно тому как и добродетели, которые раждаются из любви. - Родителем противящиися. Гордость может воcставать и против природы. - Неблагодарни. Сребролюбивые бывают вместе с тем и неблагодарными. Тогда только они были бы благодарны, когда кто-нибудь удовлетворил бы их желаниям; но насытить их невозможно никогда. Далее – такие люди бывают уже и нечестивы: кто не знает благодарности к благодетелю своему – Богу, каким образом будет благодарен к другим людям? - Нелюбовни, т.е. недруги даже и к своим; непримирительны, ни с кем не имеют никаких связей; клеветницы, злоречивы: не сознавая за собою ничего хорошего, они находят для себя некоторое утешение в том, что и обо всех других говорят только худое; невоздержницы – и в языке, и в чреве, и в том, что ниже чрева; некротцы – жестоки, бесчеловечны; неблаголюбцы – враги всякого добра; предателе – дружбы и сотоварищества; нагли – безрассудны, не имеющие никакого постоянства; напыщени – полны надменности. - Сластолюбцы паче нежели боголюбцы. Любовь ко всему божественному они променяли на любовь ко всему срамному; но имея вид благочестия, они являются лицемерами и обольстителями. - Имущии образ благочестия. На словах они благочестивы, а на деле оказываются и изобличаются в противоречии своим словам. И сих отвращайся, равно как и тех, о которых выше Апостол говорил подробнее. Пиша это Тимофею, апостол Павел дает совет отвращаться от таких людей и тем, которые имели быть и после Тимофея, так как не мог же он дожить до последних дней. Впрочем, под последними днями можно здесь разуметь и те дни, которые имели наступить сейчас же после кончины апостола Павла, когда и Тимофей, как предполагалось, будет еще в живых.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо люди будут самолюбивы

Тотчас указывает и причину всех зол, это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому.

Сребролюбивы

Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви - всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви - всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе.

Горды

Над людьми возвеличиваются и высятся.

Надменны, злоречивы

Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником.

Родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны

Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля! И непримирительны, не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим.

Клеветники

То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя.

Невоздержны

И в языке, и в чреве, и во всем другом.

Жестоки

Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей.

Не любящие добра

Враги всякого добра.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 2-5 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою.

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Непримирителъни (продерзиви, возносливи, прелагатае), клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы

Непримирителъни, ασπονδοι,— никаких сделок не принимают к прекращению разлада, — расходятся однажды навсегда и всякого примирения отвращаются,— на глаза не принимают, и не показывайся.

Следующих слов: продерзиви, возносливи, прилагатае — наши толковники все не читают.

Клеветницы, διαβολοι,— то есть «несправедливо думающие и говорящие о других худо. Это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, утешение себе некое находят в злословии про других, чтоб подорвать доброе о них мнение; но как говорят о других наобум, то ошибаются и погрешают,— почему истинно суть клеветники» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Невоздержницы — «и в языке, и в чреве, и во всем другом» (святой Златоуст).

Некротцы, ανημεροι, — резки и буйны, во взоре, слове, движениях. «Отсюда зверство, отсюда свирепство,—когда бывает кто сребролюбив, когда кто самолюбив, неблагодарен и невоздержен» (святой Златоуст). «Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей» (блаженный Феофилакт).

Неблаголюбцы, αφιλαγαθοι, — «враги всякого добра» (блаженный Феофилакт) или всякого - доброго и благолюбивого человека.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы

Люди - человечество в своей массе.

Самолюбивы Самолюбие есть главная движущая причина человеческого развращения.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.3-5  непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

Второстепенные пороки отступников от веры в разной меньшей мере привлекают внимание толковников, но все они более или менее говорят о притворстве нечестивцев, старающихся фарисейски иметь вид благочестия. Так, св. И. Златоуст говорит: «словом образ (благочестияАпостол выражает здесь нечто бездушное и мертвое, наружность, вид, лицемерие. Вера без дел есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел». О клеветниках же он говорит: это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, утешение себе находят в злословии про других, чтобы подорвать доброе о них мнение; но как говорят о других наобум, то ошибаются и погрешают; почему истинно суть клеветники». О непримирительных преосв. Феофан замечает: «они никаких сделок к примирению и к прекращению разлада не принимают, расходятся однажды навсегда, и всякого примирения отвращаются, – на глаза не принимают и не показываются». О наглых: «мечутся туда и сюда, или ломят, как медведи, самонадеянно быстры и решительны в делах». «Напыщены – надуты, думая о себе много, хотя ничего не имеют, достойного большего внимания». «Сластолюбцы живущие в собственное удовольствие; в чем кто любит находить удовольствие, то и делает. Это – самое льстивое исчадие самолюбия и самое широкое в приложении, потому что оно падко не на одни плотские сласти, хотя это преимущественно бывает, но и на душевные, даже на духовные. Сластолюбец за сласть готов все продать. Он и в божеских вещах не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают божеские порядки и законы».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О незаконных учителях.

Мф.23:15. Здесь укоряются такие «учителя» фарисеи, которые самовольно, не будучи посланы, взялись за дело учительства: 1Тим.1:6; 2Тим.3:1-5,9, но никак не те, о которых сказано Еф.4:11-13; главным же образом здесь осуждаются отвергшие проповедь Христа о Царстве Небесном и отвращающие других: Ин.12:42.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

 

Лютое, говорит, настанет время для христианской жизни, потому что настанет крайнее растление нравов, которое вырастет из корня общего, для всех страстей – самолюбия. Оно подавит братолюбие и боголюбие, и в жизни водворит такие порядки, от которых никому не будет покоя, даже и самому себялюбцу. Самолюбец блюдет только свое благо. Но так как без других, ему одному нельзя жить счастливо, то самолюбец, по тому самому, что не заботится о других, вредит себе, или злоумышляет против себя же. Из самолюбия исходят все страсти. Главнейшие, родоначальные из них – гордость, корыстолюбие и сластолюбие. Святой Павел, в настоящем месте, указывает, преимущественно, порождения гордости, из других же двух, поминает только самих родоначальниц – сребролюбие и сластолюбие. Люди, говорит, будут сребролюбивы. Иметь – это житейская потребность. Чтобы она не одолела человека, и не сделала из него скряги, Бог вложил в сердце его сострадание к нуждающимся, которое побуждает его помогать другим. Но когда самолюбие овладеет человеком, тогда сострадание к другим гаснет в его сердце, все себе нужно, до других нет дела, вот и скряга, будут величавы, горды. Из самолюбия развиваются величавость – возвышение над другими, гордость – при самовозношении – пренебрежение, помыкание другими. Из гордости происходит хуление – «неправые к Богу чувства, восстание против Бога» (Златоуст). «Надмевающийся над людьми, легко будет надмеваться и перед Богом. Кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения самого Владыки – Бога» (Златоуст). Будут родителям непокорны, ибо кто Бога хулит, как станет почитать родителей? Будут неблагодарны. Неблагодарность – дочь гордости, полагающей, что делаемое для нее, так и должно быть. С другой стороны, она есть плод и сребролюбия. «Сребролюбец считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Хотя бы ты отдал ему все свое имущество, он не изъявит тебе никакой благодарности, но будет досадовать, что ты не имел большего богатства, и не сделал его обладателем большего. Хотя бы сделал его владыкою вселенной, он не изъявит тебе благодарности, но будет думать, что он ничего не получил. Нет человека столь неблагодарного, как сребролюбец, и столь бесчувственного, как корыстолюбец» (Златоуст). Будут неправедны – неподобающи, не таковы, какими следует им быть по званию, состоянию, положению, месту. Нелюбовны – чужды даже и родственной любви к своим. Непримирительны – никаких уступок не принимают к прекращению разлада, расходятся однажды, навсегда, и избегают всякого примирения. Клеветники – несправедливо думающие, и говорящие о других худо. Это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, находят себе утешение в злословии других, чтобы подорвать доброе мнение о них. Невоздержники – « и в языке, и в чреве, и во всем другом» (Златоуст). Не кротки – «резки и буйны во взоре, слове, движениях. Отсюда – зверство, свирепство, когда бывает кто сребролюбив, неблагодарен и невоздержан» (Златоуст). Неблаголюбцы – враги всякого добра, или всякого доброго и желательного человека. Предатели – дружбы или сотоварищества, не в видах общего блага, а в видах своих личных интересов, назло другим. Наглы – «не имеющие в себе ничего основательного» (Златоуст), мечутся туда и сюда, или ломят, как медведи. Самонадеянно быстры, и решительны в делах. Напыщенны – полны спеси, надменны – надуты, думают о себе много, хотя ничего хорошего не имеют в себе. Сластолюбцы более, нежели боголюбцы, живущие в свое собственное удовольствие, в чем кто любит находить удовольствие, тот то и делает. Сластолюбец уже ничего другого не ценит, ни закона, ни правды, ни страха Божия, и за сласть готов все продать. Даже в храме Божьем, куда иногда ходит, не Бога ищет и любит, но сласть, какую дают, или обещают, церковные порядки и законы. Имеющие образ благочестия, силы же его отрекшиеся. Но несмотря на такое расположение и чувства своего сердца, они, живя между христианами, наружно держатся всех порядков их жизни, но в своем кругу они, обычно, не только лицемерят, но открыто хулят все Божественное, и кощунствуют над всем. «Их образ благочестия, есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек, содержит правую веру. что в этом пользы, если он не отличается ничем, приличным христианину, если он не делает ничего, свойственного благочестию, не превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких, и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами?» (Златоуст). «Святой Павел, через Тимофея, увещевает всех христиан удаляться от таких людей» (Златоуст).
Узнать таких людей нетрудно, они не только сами живут дурно, но и других стараются совратить, особенно женщин, и через женщин.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible