Скрыть
всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Некоторые ученики [этого лжеименного гностика], занимаясь теми же делами, ввели в обман и растлили много простоватых женщин. Они провозглашают себя совершенными, так что никто - ни даже Павел, или Петр, или другой кто из апостолов - не может сравниться с ними по величию знания; а они, напротив того, более всех знают и одни проглотили величие знания о неизреченной силе. Они говорят также, что они по высоте своей выше всякой силы, а потому и делают все свободно, не имея ни в чем никакого страха.

Против ересей

Ефрем Сирин, прп. (†373)

всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Всегда учащихся, то есть ежедневно отведывающих истину и возвращающихся вспять, и никогда от всего сердца к познанию истины не обращающихся.

Второе послание к Тимофею

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Убегай и мужчин, которых увидишь в веригах, с отращенными наподобие женских волосами, вопреки поведению апостольскому, с козлиной бородой, в черном одеянии, с обнаженными в жертву холоду ногами. Это все доводы дьявола. Таков, к сожалению, был в Риме некогда Анфим, таков был недавно Софроний. Проникнув в дома вельмож и обманув женщин, обремененных грехами, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, они принимают на себя личину святости и как бы подвизаются в продолжительных постах, посвящая между тем ночи тайным пиршествам.

….Доброе дело - повиноваться старшим, слушаться начальников и, после правил Писания, учиться пути жизни у других и не руководствоваться самым худшим учителем, то есть гордостью. О таких женах и апостол говорит: дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Еф 4:14); всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания истины.

Послания

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Обратим духовный взор свой и с Божией помощью будем стараться узнать Бога. Глас божественной песни таков: Ищите Бога, и да живет душа ваша (Пс 68:33). Будем искать Того, Кого должно обрести, будем искать Того, Кто уже обретен. Чтобы с целью обрести искали Его - Он сокрыт; чтобы уже обретенного искали Его - Он безмерен. …Так, Ищите лицо Его всегда (Пс 104:4) сказано не в том значении, в каком, например, говорится о всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, но, скорее, в том, в каком говорится: «Когда человек закончит, он только начинает».

Трактат на Евангелие от Иоанна

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 6-9 От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными: всегда учащяся и николиже в разум истины приити могущыя. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере. Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех бысть

Сказавши: поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, Апостол указал на скрытность подобных людей и на бесстыдство их злоумышления. Видишь ли, что эти люди употребляют ту же хитрость, какую употребил змей против Адама? Вероятно, и они через жен обольщали и мужей. Словом женишца (γυναικάρια) Апостол намекает только на удобопрельстительность: прельщаемый, хотя бы был и мужчина, ничем не различается в этом отношении от женщины, – а словами: отягощенныя грехами – он указал на множество, беспорядочность и смесь всевозможных грехов. И не просто сказал Апостол: обольщают женщин (так как и женщины бывают с мужеским характером, равно как и мужчины с женским), но: отягощенных грехами, – где и кроется причина того, что оне обольщаются. - Водимыя похотьми. Не природу Апостол осуждает, но именно такого рода женщин. Здесь он намекнул на множество страстей как телесных, так и душевных; и самое слово: водимыя – употребил, как-будто говорит о бессловесных животных. - Всегда учащяся. Это говорит Апостол не с тем, чтобы оправдать, но чтобы еще сильнее обличить. Так как эти женщины сами себя отяготили грехами, то естественно, что и ум их притупился. - Якоже Ианний и Иамврий. Это были волхвы при Фараоне. Но каким же образом Апостол знал их имена, когда они не упоминаются в Писании? Мог он знать это из неписанного предания, но мог ему открыт и Дух Святой. - И сии противляются истине, т.е. истинной вере. - Человецы растленни умом. Когда кто растлит ум страстями, тогда он бывает неискусен, нeвеждa о вере. - Но не преуспеют более. Почему это выше Апостол сказал: наипаче бо преспеют в нечестие (2Тим. 2:16), а здесь говорит не преуспеют? Там Апостол говорит, что еретики, начавши обольщать, уже не остановятся, но постоянно будут придумывать худшее и худшее, а здесь говорит, что они не обольстят и не увлекут на долгое время людей здравомыслящих. Несколько ниже Апостол выражается об них: прельщающе и прельщаеми (2Тим. 3:13). Значит, силу свою они покажут только над легкообольстимыми. - Безумие бо их явлено будет всем. Каким же образом? Удостоверься в этом, говорит Апостол, на древних примерах. Зло легко изобличается. Или иначе: если не веришь мне, как бы так говорит Апостол, узнай, что случилось с теми древними волхвами. И они еще были изобличены в том, что творили только призрачные чудеса и вводили других в заблуждение, между тем, как Моисей творил истинные чудеса. Итак все, что только вводит в обман, имеет успех только на время.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину - не естественный недостаток, а следствие неправого направления их произволения.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Всегда учащяся, и николиже в разум истины прийти могущия

И это о женщинах,—что они, при суетности и страстности, еще и учатся всегда. Это бы и хорошо; но не хорошо, что, несмотря на это всегдашнее учение, познать истину надлежащим образом никогда не могут. Отчего? Оттого, верно, что учатся только из женского любопытства и жажды нового, как моды,— которая не даст им разобрать, истинно ли предлагаемое, и текут вслед его по тому одному, что оно ново и имеет привлекательный вид. Истина же стара, строга и всюду однообразна. Она и не удовлетворяет их; и они позволяют себе искать чего-либо удовлетворяющего вне ее — и нападают на такое, по указанию проникающих в их домы инако учащих. Истина посему у них остается в стороне, и держится нечто, как истина, вне истины лежащее, кажущееся, однако ж, истинным. Святой Златоуст спрашивает: отчего это так, что учатся, а познать истины не могут? Оттого,— говорит,— что отупел их разум. А разум отчего отупел? Оттого, что они погрязли в помянутых похотях и грехах. И наводит,—что Апостол сказал это (что они учатся) не для того, чтобы оправдать их, а для того, чтоб сильнее обличить (перифраз).— Продолжает сие наведение Феофилакт: «так что их неспособность познать истину не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их произволения».— Женщины падки на ложь, как и на грех. Потому великое есть несчастие, когда они выступают учительницами, не по общему духу учения Церкви Божией.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин - ta gunaikaria - уменьшительно - презрительное выражение вместо ai gunaikeV). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.6-7  К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Заповедуя удаляться от нечестивцев, Апостол указывает некоторые особенно очевидные нехорошие их действия, а именно хитрое вторжение в домы и обольщение женщин, стремящихся подобно Еве, познать новое, хотя, в сущности, и не могут познать истины по легкомыслию умов своих. Этим-то женским легкомыслием и пользуются обольстители, прокладывающие чрез женщин дорогу и к мужчинам, столь же мало осмотрительным. Хотя всем еретикам свойственно, поныряя в дом, пленять хитросплетенными, обольстительными словами женщин, чтобы чрез них потом привлечь на свою сторону и мужей, подражая отцу своему диаволу, обошедшему Адама чрез Еву; но более всех это идет к Манихеям, – пишет Амвросиаст. Ибо никто так не настойчив, не вкрадчив и не лжив, как они, иное держащие внутри, иное являющие наружно. Они находят женщин, из суетности желающих слышать повое, и, предоставляя им вещи нравящиеся, успевают сманить их на свое нечистое учение. А те жадно слушают их, желая научиться, смысла же достаточно не имея, чтобы различить истину от лжи. Так бывает, что они всегда учатся, а познания истины не имеют». Отчего это так, что учатся, а познать истины не могут?–вопрошает св. И. Златоуст. Оттого, что отупел их разум. А разум отчего отупел? Оттого, что они погрязли в упомянутых похотях и грехах... Несомненно то, что чрез Тимофея Апостол увещевает всех удаляться от таких людей».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О сущности сектантства.
 

Мф.6:22-24. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4, и творит мир, а не религиозное разделение: Мф.5:9; Рим.16:17; Ис.6:10.

Лк.12:32. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1; могут составлять «малое стадо» и люди отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19, но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Петр.2:1-3.

Лк.21:14-15. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4-5, пребывающим в Церкви: Мф.16:18, а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3-4; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

6. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7. всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

 

Желая предостеречь Тимофея от имеющих быть развратителей, святой Павел указывает их способы развращения других, которые в зачатках существовали и тогда, именно, они развращают целые семейства, через подходящих женщин, падких на новшества, но не твердых в истине и нравственной жизни. Наметив таких, они, как воры, хитростью или обманом вкрадываются в их дома и всевают в умы легкомысленных женщин свое ложное учение, обольщают, увлекают их на свою сторону, забирая их, как бы, в плен. Не все, конечно, женщины поддаются таким обольщениям, но только такие, которые обременены грехами, и водимы различными похотями или пожеланиями, например славолюбием, тщеславием, честолюбием, под влиянием которых они всегда учатся, многое хотят знать, но, говорит святой Павел, они никогда не могут дойти до познания истины. «Отчего это так, что всегда учатся, а познать истины не могут? Оттого, что отупел их разум, а это оттого, что они погрязли в похотях и грехах» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible