Скрыть
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Да и все, кои желают жить в правде до конца, подвергают себя преследованиям.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Под гонениями Павел разумеет здесь скорби, печали. Подлинно: невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби, искушений.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Как же, скажут, Он говорит: Иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф 11:30)? Если путь тесен и прискорбен, то как Он еще называет его удобным и легким? То - по свойству искушений, а это - по произволению идущих: ибо и невыносимое по свойству своему может сделаться легким, если мы примемся за него с охотою. Так и апостолы, претерпев побои, возвращались с радостью о том, что удостоились принять бесчестие за имя Господне.

О Лазаре

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Не думай, что всякая скорбь находит на людей только за грехи. Ибо некоторые благоугождающие Богу бывают искушаемы. Ибо написано: беззаконные будут извержены (Пс 36:28). Подобным же образом и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Слово 1, о законе духовном

Августин Аврелий, блж. (†430)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Сказанное тем же учителем: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, - может быть приложимо ко всяким временам. Потому что, хотя известное время, когда враги внешние не свирепствуют, и кажется спокойным, и даже таким является на самом деле, и доставляет великое утешение, особенно слабым, - однако же и тогда существуют, и даже очень много внутри таких людей, которые своими развращенными нравами терзают чувства людей, живущих благочестиво… При существовании этих и им подобных развращенных нравов и заблуждений желающие жить благочестиво во Христе терпят гонения, хотя тело их и не подвергается ни от кого нападению и мучению.

О граде Божьем


Каковы же суть те, кто, боясь огорчить своих собеседников, не только не готовит их к предстоящим искушениям, но даже обещает счастье века сего, которого Сам Бог не обещал веку сему? Он предсказывает тяготы за тяготами, которые будут вплоть до скончания века сего, а ты хочешь, чтобы христианин был избавлен от этих страданий? Он потому и христианин, что готов претерпеть нечто большее в веке сем.

Проповеди

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Герман: Поскольку ты доставил нам врачевство против всех обольщений, и дьявольские козни, которые колебали нас, твоим учением при помощи Божией были обнаружены, то просим также объяснить нам и то, что говорится в Евангелии: Иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф 11:30). Ибо оно, кажется, весьма противоречит изречению пророка, который говорит: по слову уст Твоих, я сохранил пути жестокие (Пс 16:4). И апостол говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Все, что жестоко и подвергается гонениям, то не может быть легко и приятно. Авраам: Что изречение Господа и Спасителя нашего совершенно истинно, это мы легко подтвердили доказательством самого опыта, если путь к совершенству законно и по воле Христа будем проходить… Ибо что может быть тяжелого, что несносного тому, кто с полным расположением принял иго Христово, кто, основываясь на истинном смирении, всегда взирая к Господу, радуется во всех обидах, какие бы ни были сделаны ему?

Собеседования

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Множество козней строится против нас, множество их затевается в гонениях на нас против апостольской веры. Нас же услаждают страдания святых пророков, апостолов, мучеников и тех, кто воссиял в церквях в слове благодати, а также обетования Бога и Спасителя нашего. Ибо ничего приятного и отрадного нам в этой жизни Он не обещал, но муки и труды, и опасности, и нападения врагов.

Послания

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, говорит апостол. Они подвергаются нападениям врагов, и потому всякий, кто проходит путь своей жизни с помощью Христа, должен непрестанно быть вооружен и всегда пребывать в военном стане. Так и ты, если захочешь всегда бодрствовать, дабы знать тебе, что служишь в стане Господа, соблюдай слова святого Павла: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (2Тим 2:4).

…Не ищи в странствиях того, что ожидает тебя в твоей отчизне. И раз тебе ежедневно предстоит сражаться с дьяволом под главенством Христа, не требуй награды в сражении, ибо она уготована тебе в Царстве Его. Не допытывайся в битве о том, какая награда ожидает тебя после окончательной победы, но более думай о том, что говорит апостол: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, и снова: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22).

Проповеди

Варсонофий Великий, прп. (†563)

Писание научает нас, что хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. От кого же в настоящее время можно терпеть гонения? От бесов, которые удаляют их от страха Божия и от служения Богу.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 241

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Блаженный монах Марк сказал: «всякая добродетель именуется крестом, когда исполняет заповедь Духа». Посему-то все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Слова подвижнические

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 12-17 И вcu же хотящии благочестно жити о Христе Иucycе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми: Ты же пребывай, в нихже научен ecu и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecu, и яко измлада Священная Писания умееши, могущая ти умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен Божий человек, на всякое дело благое уготован

К чему мне говорить о самом себе, когда и все, желающие жить благочестиво, будут гонимы. Под гонением Апостол разумеет не только то, которое будут воздвигать идолопоклонники, но и все вообще скорби и испытания, потому что узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:14). - Благочестно жити о Христе Иucycе. Только жизнь во Христе Иисусе и есть жизнь благочестивая. - Гоними будут. Таков уж порядок вещей: теперь живут безмятежно не благочестивые, а злые. Воин и борец не может жить в покое. - Лукавии же человецы и чародеи преуспеют. Преуспеяние – средний термин: оно может быть и к лучшему и к худшему; поэтому Апостол добавил, что они преуспеют на горшее и в объяснение этого последнего слова сказал: прельщая и прельщаясь. - Ты же пребывай, в нихже научен ecu. Подобное наставление давал и Давид: не ревнуй лукавнующым… и спеющему в пути своем человеку (Пс. 36:1, 7). - И яже вверена суть тебе (ἐπιστώθης – ты удостоверился). Пребывай в том, что ты принял с убеждением. - Ведый, от кого научился ecu. Два побуждения представляет апостол Павел Тимофею к тому, чтобы он оставался твердым и неизменным в принятом учении: первое – то, что он научился не от какого-либо случайного учителя, а от самого Павла, а второе – то, что в нем уже давно и глубоко лежит корень Священных Писаний. Священными Писаниями здесь названы писания богодухновенные. - Могущая ти умудрити. Писания эти не допустят, чтобы ты поспорил в чем-нибудь безрассудно, как обыкновенно случается со многими: знающий Писания, как должно, никогда не может переменяться. - Во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Они умудряют тебя, не как умудряет внешняя мудрость, состоящая только в словах и заблуждениях, но умудряют во спасение верою в Иисуса Христа, потому что священные Писания и почерпаемая из них мудрость приводят к вере во Христа. - Всяко писание богодухновенно и полезно есть. Высказавши многоразличные утешения, Апостол теперь указывает и на самое большее, почерпаемое из чтения Писаний. Он намеревался сказать нечто печальное: именно – о своей кончине. Если Тимофею нужно было читать Священные Писания, но насколько более должно делать это и нам? Полезно ко учению, так как оно поучает нас полезному учению и делам, – ко обличению – оно полезно для изобличения лжи, – ко исправлению братий, – к наказанию, еже в правде – для наставления и руководства к праведности. Отсюда и проистекает то, что человек бывает совершенным (ἄρτιος). А совершенный человек – это тот, который всегда бывает ровным, при несчастии не склоняется и не падает духом, а при счастии не превозносится и не гордится; хотя обстоятельства бывают различны, но он всегда остается одним и тем же. - На всякое дело благое уготован. Он не просто принимает только участие в добрых делах, но всегда готов и сам исполнять их.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

От кого же? Разумеется, прежде всего, от своих, которых враг вооружает, чтобы отвратить от пути благочестия, благоизволивших онем идти. Но хотя и тяжелы скорби, оскорбления, а зато сладок рай и приятно в оном наслаждение вечное.

Письма

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И ecи же, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут

Лучшего и ожидать нам с тобою не следует. Такова уже участь на земле всех людей, одного с нами рода. Положившие жить благочестно о Христе Иисусе не на земле имеют свой рай, а на небе. Земля ничего им не дает, кроме лишений, скорбей и гонений. Потому что начала, коими руководствуются последователи Христовы, совсем другие, чем те, кои заправляют живущими Для земли и на земле рай свой чающими обрести. Два эти класса людей и не уживаются вместе: причем земные, как хозяева, теснят ищущих неба, как странников и пришельцев. Так ты, говорит Апостол, и не жди лучшего, и мысли свои тем не занимай. То для нас благо, что эти тесноты благость Божия все обращает в вечное нам благо, так что мы можем с уверенностию и благодушием взывать: слава Богу!

Святой Златоуст говорит: «каждый, желающий благочестиво жить, будет гоним. Под гонениями он разумеет здесь скорби, печали. Подлинно невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби, искушений. Ибо как это возможно тому, кто идет путем тесным и прискорбным, тому, кто слышал: в мире скорбны будете (Ин. 16, 33)? Если Иов в свое время говорил: не искушение ли житие человеку на земли (ср.: Иов. 7, 1),— то не гораздо ли больше теперь? Таков уж порядок вещей. Из моего примера можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Посему никто из находящихся в борьбе пусть не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь — время усилий и трудов. Никто, раздевшись и помазавшись для борьбы, не думает о покое. Если же ты желаешь покоя, то для чего разделся?»

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-12 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

Тимофей всегда следовал примеру апостола Павла в отношении терпения страданий и в других добродетелях. Об этом апостол напоминает теперь, чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лжеучителей.

Постигших меня… Возможный перевод: «А какие страдания постигли меня!.. Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь».

В Антиохии - см. Деян XIII:15.

В Иконии - Деян XIV:2 и cл.

В Листре - Деян XIV:19 и cл.

Да и все желающие жить благочестиво… - Ср. Мф V:10 и сл.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 12-13 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Страдания стремящихся жить праведно были обычными явлениями как в Ветхом Завете, так и в Новом. И Сам Иисус Христос пострадал потому, что Его праведность была несносна для Его завистников и ненавистников. Праведник есть всегда живой укор нечестивцам, – вот они и нападают на него многоразлично, а с живущими подобно им они сходятся, ибо все стремления и дела нечестия соединяют их и делают желанными, так-как никто из них не превосходит других ничем существенным. Что же касается до успеха в нечестии, то они знают, что путь этот открыт всем и для всех скоротечен, до самих глубин греховности.

«Подлинно,–говорит св. И. Златоуст, – невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби и искушений. Ибо, как это возможно тому, кто идет путем тесным и прискорбным, тому, кто слышал: «в мире скорбни будете» (Ин. 16:38)? Если Иов в свое время говорил: «не искушение ли житие человеку на земли» (7:7), то не гораздо ли больше теперь? Таков уж порядок вещей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь – время усилий и трудов. Не смущайся, что нечестивцы благоденствуют, а тебя постигают искушения». «Они только кажутся преуспевающими; на деле же то, что они благоприятствуются в прельщении, не есть преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть горшее, сказал: прельщать и прельщаться (блаж. Феофилакт) «на худшее» (Экумений).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь


Не одни только мы с тобою, говорит, подвергаемся гонениям и страданиям, но и все благочестиво живущие. Ибо «настоящее время, есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (Златоуст). Начала, какими руководятся последователи Христовы, совсем другие, чем те, которые заправляют живущими на земле и жаждущими здесь найти свой рай. Два эти класса людей не уживаются вместе, причем земные, как хозяева, теснят ищущих неба, как странников и пришельцев на земле. Хозяева земли руководятся не добрыми началами, и сами они – злые и обманщики, по-видимому, благоденствуют. Но успех их, и благоденствие, призрачные, потому что в основе их лежит не истина, а ложь, которая все больше и больше погружает их во зло. Причиной же их благоденствия служит то, что находятся люди, поддающиеся их обольщениям. Так и ты, говорит, не жди лучшего здесь, на земле. То для нас благо, что эти гонения и скорби благость Божия обращает в вечное нам благо, так что мы можем с уверенностью и благодушием взывать – «Слава Богу!».

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible