Скрыть
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны

Восстанут люди, не предающие себя, как я, на смерть за людей, но самолюбцы, - не нищие, как я, который не желал ни золота, ни серебра, ни одежд (дорогих), но сребролюбцы, - не смиренные и уничиженные, но гордые и надменные, - не верующие, но богохульники, - семейным своим, кои их вразумляют, они оказываются непослушными, - не творят благодеяний, не воздают благодарностью благодетелям и не отличаются кротостью, но неблагодарные и необузданные.

Второе послание к Тимофею

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны

Чтобы кто-нибудь не докучал требованием доказательств того, что и слово «любовь» может употребляться в дурном смысле (употребление в хорошем смысле мы уже указали), тот пусть прочитает слова Писания: люди будут само-любивы, сребро-любивы.

О граде Божьем

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны

Мы видим, возлюбленнейшие, что предсказание Иисуса исполняется в такой степени, что [ныне] нет никакой верности ни в страхе Божием, ни в соблюдении заповедей, ни в любви, ни в добрых делах. Это и блаженный Павел предвещает, говоря, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны (2Тим 3:1-2). Задумаемся же, дражайшие, не весь ли почти мир преисполнен этими пороками? А почему? Потому, говорим мы, что никто не помышляет о будущем со страхом, никто не содрогается до глубины души, помышляя о судном дне, о Божием гневе, об истязаниях, уготованных неверующим, и о вечных муках, которые постигнут неверных.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны

Оплакивая нас, апостол пророчески сказал: Нет делающего добро… Нет страха Божия перед глазами их (Рим 3:12-18). Поэтому, опять предвидя будущее, он пишет Тимофею о нашем лукавом образе жизни: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (2Тим 3:1), и так далее. Поэтому горе нам, что до последней крайности зла дошли мы. …Не стали ли мы, ныне носящие великое имя Христово, хуже иудеев?

Слово о подвижнической жизни

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Cиe же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся

Еще во времена Моисея были Ианий и Иамврий, как говорит несколько ниже сам Апостол. Были такие же люди и во времена Павла и Тимофея, на что указывает речь о золотых и глиняных сосудах. Значит, они бывают всегда, но в особенности много их будет в последствии. - Времена люта. Не времена, не дни порицает Апостол, а злых людей, которые будут жить в эти времена, потому что времена мы называем худыми или хорошими обыкновенно по свойству дел, совершаемых в течении их людьми. - Самолюбцы. Вот корень всех зол – наблюдать только свои выгоды; но такие люди, пренебрегая интересами ближних, прежде всего вредят себе самим. - Величавы. Из самолюбия рождается сребролюбие; порождения сребролюбия – надменность и гордость, следствием которых бывает хула. Пороки находятся между собою в тесной связи, подобно тому как и добродетели, которые раждаются из любви. - Родителем противящиися. Гордость может воcставать и против природы. - Неблагодарни. Сребролюбивые бывают вместе с тем и неблагодарными. Тогда только они были бы благодарны, когда кто-нибудь удовлетворил бы их желаниям; но насытить их невозможно никогда. Далее – такие люди бывают уже и нечестивы: кто не знает благодарности к благодетелю своему – Богу, каким образом будет благодарен к другим людям? - Нелюбовни, т.е. недруги даже и к своим; непримирительны, ни с кем не имеют никаких связей; клеветницы, злоречивы: не сознавая за собою ничего хорошего, они находят для себя некоторое утешение в том, что и обо всех других говорят только худое; невоздержницы – и в языке, и в чреве, и в том, что ниже чрева; некротцы – жестоки, бесчеловечны; неблаголюбцы – враги всякого добра; предателе – дружбы и сотоварищества; нагли – безрассудны, не имеющие никакого постоянства; напыщени – полны надменности. - Сластолюбцы паче нежели боголюбцы. Любовь ко всему божественному они променяли на любовь ко всему срамному; но имея вид благочестия, они являются лицемерами и обольстителями. - Имущии образ благочестия. На словах они благочестивы, а на деле оказываются и изобличаются в противоречии своим словам. И сих отвращайся, равно как и тех, о которых выше Апостол говорил подробнее. Пиша это Тимофею, апостол Павел дает совет отвращаться от таких людей и тем, которые имели быть и после Тимофея, так как не мог же он дожить до последних дней. Впрочем, под последними днями можно здесь разуметь и те дни, которые имели наступить сейчас же после кончины апостола Павла, когда и Тимофей, как предполагалось, будет еще в живых.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо люди будут самолюбивы

Тотчас указывает и причину всех зол, это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому.

Сребролюбивы

Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви - всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви - всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе.

Горды

Над людьми возвеличиваются и высятся.

Надменны, злоречивы

Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником.

Родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны

Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля! И непримирительны, не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим.

Клеветники

То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя.

Невоздержны

И в языке, и в чреве, и во всем другом.

Жестоки

Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей.

Не любящие добра

Враги всякого добра.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 2-5 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою.

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедны, нелюбовни

Самолюбие — корень всех злых страстей. Оно подавляет братолюбие и боголюбие и в жизнь водворяет совершенно противоположные им порядки, от которых никому нет покоя. Но то дивно, что оно само себе есть наказание. Самолюбец свое только благо блюдет; но как без других ему одному нельзя жить счастливо, то самолюбец по тому самому, что небрежет о других, себе вредит или против себя злодействует. Святой Златоуст раскрывает эту сторону самолюбия так: «плененный сею страстию не может наблюсти и своих собственных выгод. Ибо когда кто не наблюдает, что относится ко благу ближнего, тот, нерадя о выгодах ближнего, как свои наблюдет? Как имеющий во внимании выгоды ближнего чрез них самих и свои собственные поставляет в хорошее положение, так и пренебрегающий их просмотрит и свои. Ибо если мы есмы друг другу удове (Еф. 4, 25), то спасение (благо) ближнего не его только есть, но и прочего тела и вред ближнего не его только одного касается, но поражает мучительною болью всех. Так же — если мы — здание, то какая бы часть его ни пострадала, опасность угрожает всему зданию; а когда она тверда и прочна, то способствует твердо держаться и всему прочему. Так и в Церкви. Пренебрег ты брата? Себя самого обидел. Как? Так, — что от этого и твоя часть терпит немалый ущерб. Ибо если не отдавший торжникам мнаса попадает в геенну, то видящий бедствующего от недостатка необходимейших потреб и не простирающий к нему руки тем более сравнительно с тем постраждет, чем в большей мере произошел вред. Так-то самолюбец есть наиболее себя самого нелюбец; а братолюбец есть наиболее и себя самого любец».

Из самолюбия исходят все страсти. Главнейшими или родоначальными из них почитаются и суть — гордость, корыстность и сластолюбие. В настоящем месте Апостол ведет перепись преимущественно порождений гордости, из других же двух поминает только самих родоначальниц — сребролюбие и сластолюбие, заключая показанием отношения к Богу жизни, устрояемой по их влечениям и по влечениям страстей вообще.

Сребролюбцы «Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви — всякое добро, так из самолюбия, противоположного любви, — всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе» (блаженный Феофилакт, святой Златоуст). Сребролюбием означается вообще скупящееся любоимание. Иметь есть потребность житейская. Чтоб она не одолевала человека и не делала из него скряги, Бог вложил в сердце его сострадание к нуждающимся, которое раскрывает сокровище-хранительницы для других. Но когда самолюбие возобладает им, тогда сострадание к другим гаснет и сокровищницы запираются. Все себе нужно и на себя обращается; до других дела нет. Вот и скряга.

Величавы, горди Второе порождение самолюбия — гордыня. Проявления ее разнообразны. В настоящем месте два вида ее указывает Апостол: αλαζονειαν — и: υπερηφανιαν. Величавы, αλαζονες, — возносливы, «над другими величаются и высятся» (блаженный Феофилакт). Горди, υπερηφανοι,— при возношении и презорливы, ни во что ставят других и готовы своенравно помыкать ими.

Отселе начинает святой Павел перечислять порождения гордыни. — Хульницы, βλασφημοι, — нечестиворечивы, богохульны. «От возношения — презорливая и своенравная надменность, от надменности — хуление (нечестиворечие, неправые к Богу чувства, восстание против Бога)» (святой Златоуст). Или «от того и другой богохуление» (Экумений). Ибо естественно, что, «когда зло из самолюбия разрастается прогрессивно, то доходит и до восстания против Бога» (блаженный Феофилакт). — Святой Златоуст пространно изъясняет эту сторону дела. «Надмевающийся над людьми легко будет надмеваться и пред Богом. Так рождаются грехи; они часто восходят снизу вверх. Кто почтителен к людям, тот тем более благоговеет пред Богом; кто послушен подобным себе рабам, тот будет тем более покорен Владыке; а кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения Самого Бога. Не будем же презирать друг друга. Это худая наука, которая научает нас презирать Бога, и даже тем самым, что мы презираем друг друга, мы уже оказываем презрение к Богу, Который повелел нам иметь великое попечение друг о друге. Если хотите, я поясню вам это иначе,—примером. Каин презрел брата и тотчас же оказал презрение и к Богу. Каким образом? Посмотри, как непочтительно (υβριστικως — бранчиво, грубо) отвечает он Богу: еда страж брату моему есмь аз? (Быт. 4, 9). Также Исав, презиравший брата, оказал презрение и к Богу (ни во что вменив Богом данные первородству преимущества). Презирали братья Иосифа, оказали презрение и к Богу. Презирали израильтяне Моисея, оказали презрение и к Богу. Также сыновья Илия презирали народ, — оказали презрение и к Богу. — Хочешь ли видеть примеры противного? Авраам был снисходителен к племяннику, был послушен и Богу, как видно из послушания его касательно сына Исаака и из всех прочих его добродетелей. Также и Авель, будучи кроток в отношении к брату, был благочестив и в отношении к Богу. Не будем же презирать друг друга, дабы нам не научиться презирать и Бога; будем почитать друг друга, дабы нам научиться почитать и Бога. Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и в отношении к Богу. А когда самолюбие, сребролюбие и презорство соединяются вместе, то чего еще недостает до совершенной погибели? Все развратилось, и натекает премножество нечистот греховных».

Родителем противящиися, απειθεις, — непослушливы. «Высокосердие и надменность научают восставать и против природы (против давших жизнь)» (Экумений). «Хульники и родителям непослушны: что последовательно; ибо, кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей?» (блаженный Феофилакт).

Неблагодарни. Уже в богохулении и непочтении к родителям видна неблагодарность. Ибо «к благодетелю Богу не знающий благодарности как поимеет благодарность к людям?» (Экумений). Также к родителям неблагодарный как будет благодарен к другим людям? (см.: блаженный Феофилакт). Неблагодарность — дщерь гордости, полагающей, что делаемое для нее так и должно быть. Но не меньше она бывает плодом и сребролюбия, как изъясняет святой Златоуст: «и может ли быть благодарным сребролюбец? К кому может он возыметь благодарность? Ни к кому. Он считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Хотя бы ты отдал ему все свое имущество, он не изъявит тебе никакой благодарности, но будет досадовать, что ты не имел большего богатства и не сделал его обладателем большего. Хотя бы ты сделал его владыкою вселенной, он не изъявит тебе благодарности, но будет думать, что он ничего не получил. Его желание ненасытимо: потому что оно походит на желание, болезни присущее; а такие желания ненасытимы. Как страждущий горячкою никогда не может насытиться, но постоянно чувствует жажду и никогда не насыщает неутолимого желания пить; так и одержимый страстию к богатству никогда не может насытить своего желания. А не насыщаясь никогда, он не будет и благодарен тебе, сколько бы ты ни давал ему. Он был бы благодарен тому, кто дал бы ему столько, сколько он желает. — Но этого никто не может сделать, потому что желание его безмерно. Посему он и не может быть никому благодарен. Нет человека столь неблагодарного, как сребролюбец, и столько бесчувственного, как корыстолюбец».

Неправедни, ανοσιοι, — непреподобны или неподобающи, не таковы, каким следует им быть по званию, состоянию, положению, месту, — «в сторону отлагают преподобие, или подобающее и обязательное для них» (блаженный Феофилакт).

Нелюбовни, αστοργοι, — чужды даже и родственной любви к своим, «даже и своим недруги» (Экумений).

Толкование на второе послание к Тимофею

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны

Мое учение - не Мое, говорит Спаситель, но Отца, Пославшего меня (Ин 7:16). А о ворах говорит: Говорящий сам от себя ищет славы себе (Ин 7:18). Таковы эллины. Они самолюбивы и надменны. Но, называя их мудрецами, Священное Писание не мудрецов истинных этим осуждает, а тех, которые лишь выдают себя за мудрецов.

Строматы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы

Люди - человечество в своей массе.

Самолюбивы Самолюбие есть главная движущая причина человеческого развращения.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-2 Знай же. что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны

Предупреждая Тимофея о временах последующих, Апостол называет их тягостными, потому что самолюбие людское, гордость, надменность, алчность, злоречие, нечестие, непокорливость, недружелюбие и тому подобные пороки раскроются наиболее, особенно в те времена, которые будут последними в собственном смысле, т. е. пред вторым Господним пришествием, когда, пользуясь этим развращением, явится антихрист.

«Не дни или времена осуждает Апостол, но людей, которые тогда будут. Тотчас же он указывает и причину. Корень и источник всех зол – чрезмерное самолюбие. Плененный этою страстию не может наблюсти и своих собственных выгод. Ибо когда кто не наблюдает, что относится ко благу ближнего, тот, нерадя о выгодах ближнего, как свои наблюдет? Если мы есмы друг другу удове, то спасение (благо) ближнего не его только есть, но и прочего тела, и вред ближнего не его только одного касается, но поражает мучительною болью всех. Так-то самолюбец есть наиболее себя нелюбец; а братолюбец есть наиболее и себя самого любец. От возношения (происходит) презорливая и своенравная надменность, от надменности – хуление... Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и по отношению к Богу. А когда самолюбие, сребролюбие и презорство [русск. сродни гордыни] соединяются вместе, то чего еще не достает до совершенной погибели? Все развратилось и натекает множество греховных нечистот. Нет человека столь неблагородного, как сребролюбец, и столь бесчувственного, как корыстолюбец. Он был бы благодарен тому, кто дал бы ему столько, сколько он желает. Но этого никто не может, потому что желание его безмерно. Посему он и не может быть никому благодарен». Хульники и родителям непослушны [русск. злоречивы, родителям непокорны]– что последовательно; ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей. А неблагодарный к родителям как будет благодарен к другим людям? Отлагая обязательное, они отлагают и преподобие (подобающее)» (блаж. Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О незаконных учителях.

Мф.23:15. Здесь укоряются такие «учителя» фарисеи, которые самовольно, не будучи посланы, взялись за дело учительства: 1Тим.1:6; 2Тим.3:1-5,9, но никак не те, о которых сказано Еф.4:11-13; главным же образом здесь осуждаются отвергшие проповедь Христа о Царстве Небесном и отвращающие других: Ин.12:42.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Предостережение уклоняющимся в заблуждения.

Ин.10:9-10. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божими: Ин.11:52. Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9; люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17. Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23,26; и предсказание апостолов: 2Петр.2:1-2; 1Тим.4:1; 2Тим.3:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

 

Лютое, говорит, настанет время для христианской жизни, потому что настанет крайнее растление нравов, которое вырастет из корня общего, для всех страстей – самолюбия. Оно подавит братолюбие и боголюбие, и в жизни водворит такие порядки, от которых никому не будет покоя, даже и самому себялюбцу. Самолюбец блюдет только свое благо. Но так как без других, ему одному нельзя жить счастливо, то самолюбец, по тому самому, что не заботится о других, вредит себе, или злоумышляет против себя же. Из самолюбия исходят все страсти. Главнейшие, родоначальные из них – гордость, корыстолюбие и сластолюбие. Святой Павел, в настоящем месте, указывает, преимущественно, порождения гордости, из других же двух, поминает только самих родоначальниц – сребролюбие и сластолюбие. Люди, говорит, будут сребролюбивы. Иметь – это житейская потребность. Чтобы она не одолела человека, и не сделала из него скряги, Бог вложил в сердце его сострадание к нуждающимся, которое побуждает его помогать другим. Но когда самолюбие овладеет человеком, тогда сострадание к другим гаснет в его сердце, все себе нужно, до других нет дела, вот и скряга, будут величавы, горды. Из самолюбия развиваются величавость – возвышение над другими, гордость – при самовозношении – пренебрежение, помыкание другими. Из гордости происходит хуление – «неправые к Богу чувства, восстание против Бога» (Златоуст). «Надмевающийся над людьми, легко будет надмеваться и перед Богом. Кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения самого Владыки – Бога» (Златоуст). Будут родителям непокорны, ибо кто Бога хулит, как станет почитать родителей? Будут неблагодарны. Неблагодарность – дочь гордости, полагающей, что делаемое для нее, так и должно быть. С другой стороны, она есть плод и сребролюбия. «Сребролюбец считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Хотя бы ты отдал ему все свое имущество, он не изъявит тебе никакой благодарности, но будет досадовать, что ты не имел большего богатства, и не сделал его обладателем большего. Хотя бы сделал его владыкою вселенной, он не изъявит тебе благодарности, но будет думать, что он ничего не получил. Нет человека столь неблагодарного, как сребролюбец, и столь бесчувственного, как корыстолюбец» (Златоуст). Будут неправедны – неподобающи, не таковы, какими следует им быть по званию, состоянию, положению, месту. Нелюбовны – чужды даже и родственной любви к своим. Непримирительны – никаких уступок не принимают к прекращению разлада, расходятся однажды, навсегда, и избегают всякого примирения. Клеветники – несправедливо думающие, и говорящие о других худо. Это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, находят себе утешение в злословии других, чтобы подорвать доброе мнение о них. Невоздержники – « и в языке, и в чреве, и во всем другом» (Златоуст). Не кротки – «резки и буйны во взоре, слове, движениях. Отсюда – зверство, свирепство, когда бывает кто сребролюбив, неблагодарен и невоздержан» (Златоуст). Неблаголюбцы – враги всякого добра, или всякого доброго и желательного человека. Предатели – дружбы или сотоварищества, не в видах общего блага, а в видах своих личных интересов, назло другим. Наглы – «не имеющие в себе ничего основательного» (Златоуст), мечутся туда и сюда, или ломят, как медведи. Самонадеянно быстры, и решительны в делах. Напыщенны – полны спеси, надменны – надуты, думают о себе много, хотя ничего хорошего не имеют в себе. Сластолюбцы более, нежели боголюбцы, живущие в свое собственное удовольствие, в чем кто любит находить удовольствие, тот то и делает. Сластолюбец уже ничего другого не ценит, ни закона, ни правды, ни страха Божия, и за сласть готов все продать. Даже в храме Божьем, куда иногда ходит, не Бога ищет и любит, но сласть, какую дают, или обещают, церковные порядки и законы. Имеющие образ благочестия, силы же его отрекшиеся. Но несмотря на такое расположение и чувства своего сердца, они, живя между христианами, наружно держатся всех порядков их жизни, но в своем кругу они, обычно, не только лицемерят, но открыто хулят все Божественное, и кощунствуют над всем. «Их образ благочестия, есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек, содержит правую веру. что в этом пользы, если он не отличается ничем, приличным христианину, если он не делает ничего, свойственного благочестию, не превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких, и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами?» (Златоуст). «Святой Павел, через Тимофея, увещевает всех христиан удаляться от таких людей» (Златоуст).
Узнать таких людей нетрудно, они не только сами живут дурно, но и других стараются совратить, особенно женщин, и через женщин.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible