Скрыть
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Cт. 5-6 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Ведущий вследствие того, что предводительствует в деле, зовется ведущим. Одно ведь только имя не вводит в Царство Небесное. Итак, юноша, то есть тот, кто себя оскопил ради Царствия Небесного, и дева, если не являются во всем подобны истинным подражателям Христовым, не могут спастись. Ведь если кто девственен, но не имеет добродетелей, соответствующих, свойственных и подобающих деве, такое неразумное девство, как не имеющее ни света, ни масла в светильниках, как сказал Господь, прочь изгоняется из Царства Небесного. Радости Жениха лишенная, [такая дева] к противящимся Жениху будет причислена: ведь оказывается, что она не достигает ничего и обманывает сама себя.

Послания о девстве

Ефрем Сирин, прп. (†373)

имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Кроме того, что они лишены истины, которая совершается в Боге, они отрицают саму истину, вид коей они принимают на себя в делах своих злых. Они рабствуют похоти плоти своей, и под внешним видом истины они делают людей пленниками лжи и обмана. Таковых - то, в коих усмотришь это, и удаляйся.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Cт. 5-6 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Вера без дел есть только наружный вид без силы - и справедливо: как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек содержит правую веру: что в этом пользы, если он не имеет ничего приличного христианину, если он не делает ничего, свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, если он служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами?

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Августин Аврелий, блж. (†430)

Cт. 5-6 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Вы только что, когда совершалось чтение, услышали, как Симон Маг крестился, но не оставил дурных помыслов: это имело вид таинства, силы же таинства не имело. Послушай, что апостол говорит о нечестивых: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Что есть вид благочестия? Таинство видимое. Что есть сила благочестия? Любовь невидимая.

Проповеди на Книгу Бытия


Откажись от порочной любви к миру, чтобы исполниться любви к Богу. Ты сосуд, но все еще полный. Вылей то, что имеешь, чтобы принять то, чего не имеешь. Несомненно, братья наши уже возродились от воды и Духа, и мы несколько лет назад возродились от воды и Духа. Это - благо для нас. Да не любим мира, чтобы таинства не пребывали в нас во осуждение наше, вместо оплота во спасение. Оплот спасения - иметь корень любви, иметь силу благочестия, а не только вид.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Cиe же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся

Еще во времена Моисея были Ианий и Иамврий, как говорит несколько ниже сам Апостол. Были такие же люди и во времена Павла и Тимофея, на что указывает речь о золотых и глиняных сосудах. Значит, они бывают всегда, но в особенности много их будет в последствии. - Времена люта. Не времена, не дни порицает Апостол, а злых людей, которые будут жить в эти времена, потому что времена мы называем худыми или хорошими обыкновенно по свойству дел, совершаемых в течении их людьми. - Самолюбцы. Вот корень всех зол – наблюдать только свои выгоды; но такие люди, пренебрегая интересами ближних, прежде всего вредят себе самим. - Величавы. Из самолюбия рождается сребролюбие; порождения сребролюбия – надменность и гордость, следствием которых бывает хула. Пороки находятся между собою в тесной связи, подобно тому как и добродетели, которые раждаются из любви. - Родителем противящиися. Гордость может воcставать и против природы. - Неблагодарни. Сребролюбивые бывают вместе с тем и неблагодарными. Тогда только они были бы благодарны, когда кто-нибудь удовлетворил бы их желаниям; но насытить их невозможно никогда. Далее – такие люди бывают уже и нечестивы: кто не знает благодарности к благодетелю своему – Богу, каким образом будет благодарен к другим людям? - Нелюбовни, т.е. недруги даже и к своим; непримирительны, ни с кем не имеют никаких связей; клеветницы, злоречивы: не сознавая за собою ничего хорошего, они находят для себя некоторое утешение в том, что и обо всех других говорят только худое; невоздержницы – и в языке, и в чреве, и в том, что ниже чрева; некротцы – жестоки, бесчеловечны; неблаголюбцы – враги всякого добра; предателе – дружбы и сотоварищества; нагли – безрассудны, не имеющие никакого постоянства; напыщени – полны надменности. - Сластолюбцы паче нежели боголюбцы. Любовь ко всему божественному они променяли на любовь ко всему срамному; но имея вид благочестия, они являются лицемерами и обольстителями. - Имущии образ благочестия. На словах они благочестивы, а на деле оказываются и изобличаются в противоречии своим словам. И сих отвращайся, равно как и тех, о которых выше Апостол говорил подробнее. Пиша это Тимофею, апостол Павел дает совет отвращаться от таких людей и тем, которые имели быть и после Тимофея, так как не мог же он дожить до последних дней. Впрочем, под последними днями можно здесь разуметь и те дни, которые имели наступить сейчас же после кончины апостола Павла, когда и Тимофей, как предполагалось, будет еще в живых.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся

То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его - в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово образ в другом месте (Рим. 2:20) апостол употребляет в хорошем смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках.

таковых удаляйся

Если такие люди будут в последние времена, то как говорит: таковых удаляйся? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы. Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 2-5 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою.

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися

Будучи, однако ж, таковы, по расположениям и чувствам сердца, они наружно удерживаются показывать себя такими, а напротив, стараются держаться всех внешних порядков благочестной христианской жизни, где уж нельзя отступать от них, не обнаружив ярко своего нечестия. Оттого лицедейство — неизбежное последствие в людях, обладаемых страстями, вращающихся, однако ж, среди любящих благочестие. Но в своем кругу они обычно не лицемерят, а открыто хулят все Божественное и кощунствуют над всем. Наши толковники, разумея под благочестием веру, пишут о сем так. Экумений: «если судить о них по тому, что говорят, они благочестивы, а если судить по тому, что делают, они оказываются и обличаются противными словам своим». Феофилакт: «они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь, что сила благочестия, или как бы нервы его,—в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво». Святой Златоуст: «словом: образ — Апостол выражает здесь нечто бездушное и мертвое, наружность, вид, лицемерие. Вера без дел есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек содержит правую веру; что в этом пользы, если он не отличается ничем приличным христианину, если он не делает ничего свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, — если он позорит учение своими делами?»

Блаженный Феодорит все это отделение об имеющем раскрыться худонравии, заключает так: «настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства: вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям; одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек Божественный Апостол». Нельзя отрицать, что подобное наведение уместно еще паче в наше время.

Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)

И сих отвращайся

И сих, — то есть как инако учащих и спорливых, так и этих худонравных отвращайся. Или так: и этих, лицемеров, отвращайся, а о тех, худонравных, и говорить нечего. «Но если такие люди будут в последния дни, то как он говорит: и сих отвращайся? Вероятно, и тогда было несколько таких; хотя не в большой степени, но было» (святой Златоуст). Или в таком смысле говорит: коль скоро явятся. Предположить надо, что, по Апостолу, святой Тимофей доживет до указанных последних дней, — что они начнутся по кончине святого Павла, и святой Тимофей сам увидит их, и се, на этот случай заповедь ему: отвращайся таковых (см.: Экумений, блаженный Феофилакт).—Но то или другое поиметь при сем в мысли, наведение отсюда на последующие времена и лица очень естественно. Святой Златоуст и говорит: «несомненно то, что чрез Тимофея Апостол увещавает всех — удаляться от таких людей». Всех, не современных только святому Тимофею, но паче «тех, кои будут жить после него» (Экумений).

Толкование на второе послание к Тимофею

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Есть люди благочестивые, а в действительности злобные, развратные, кощунники. От таких нужно уходить, так как они могут увлечь простодушных… Еще более опасны этих лицемеров по жизни – другие: лицемеры по вере. Это все современные раскольники (обновленцы, самосвяты). Они совершают свои службы по уставу, и даже иногда продолжительнее и более истово по внешности, чем православные, говорят речи о православной вере иногда более горячие, чем у нас, иногда даже – плачут… От таких люцемеров, лишенных благодати Божией – всячески нужно беречься православным.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Таковых удаляйся, т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. Фес II:7). Со временем это нечестие (II:16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что воскресение уже было.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.3-5  непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

Второстепенные пороки отступников от веры в разной меньшей мере привлекают внимание толковников, но все они более или менее говорят о притворстве нечестивцев, старающихся фарисейски иметь вид благочестия. Так, св. И. Златоуст говорит: «словом образ (благочестияАпостол выражает здесь нечто бездушное и мертвое, наружность, вид, лицемерие. Вера без дел есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел». О клеветниках же он говорит: это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, утешение себе находят в злословии про других, чтобы подорвать доброе о них мнение; но как говорят о других наобум, то ошибаются и погрешают; почему истинно суть клеветники». О непримирительных преосв. Феофан замечает: «они никаких сделок к примирению и к прекращению разлада не принимают, расходятся однажды навсегда, и всякого примирения отвращаются, – на глаза не принимают и не показываются». О наглых: «мечутся туда и сюда, или ломят, как медведи, самонадеянно быстры и решительны в делах». «Напыщены – надуты, думая о себе много, хотя ничего не имеют, достойного большего внимания». «Сластолюбцы живущие в собственное удовольствие; в чем кто любит находить удовольствие, то и делает. Это – самое льстивое исчадие самолюбия и самое широкое в приложении, потому что оно падко не на одни плотские сласти, хотя это преимущественно бывает, но и на душевные, даже на духовные. Сластолюбец за сласть готов все продать. Он и в божеских вещах не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают божеские порядки и законы».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О незаконных учителях.

Мф.23:15. Здесь укоряются такие «учителя» фарисеи, которые самовольно, не будучи посланы, взялись за дело учительства: 1Тим.1:6; 2Тим.3:1-5,9, но никак не те, о которых сказано Еф.4:11-13; главным же образом здесь осуждаются отвергшие проповедь Христа о Царстве Небесном и отвращающие других: Ин.12:42.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

 

Лютое, говорит, настанет время для христианской жизни, потому что настанет крайнее растление нравов, которое вырастет из корня общего, для всех страстей – самолюбия. Оно подавит братолюбие и боголюбие, и в жизни водворит такие порядки, от которых никому не будет покоя, даже и самому себялюбцу. Самолюбец блюдет только свое благо. Но так как без других, ему одному нельзя жить счастливо, то самолюбец, по тому самому, что не заботится о других, вредит себе, или злоумышляет против себя же. Из самолюбия исходят все страсти. Главнейшие, родоначальные из них – гордость, корыстолюбие и сластолюбие. Святой Павел, в настоящем месте, указывает, преимущественно, порождения гордости, из других же двух, поминает только самих родоначальниц – сребролюбие и сластолюбие. Люди, говорит, будут сребролюбивы. Иметь – это житейская потребность. Чтобы она не одолела человека, и не сделала из него скряги, Бог вложил в сердце его сострадание к нуждающимся, которое побуждает его помогать другим. Но когда самолюбие овладеет человеком, тогда сострадание к другим гаснет в его сердце, все себе нужно, до других нет дела, вот и скряга, будут величавы, горды. Из самолюбия развиваются величавость – возвышение над другими, гордость – при самовозношении – пренебрежение, помыкание другими. Из гордости происходит хуление – «неправые к Богу чувства, восстание против Бога» (Златоуст). «Надмевающийся над людьми, легко будет надмеваться и перед Богом. Кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения самого Владыки – Бога» (Златоуст). Будут родителям непокорны, ибо кто Бога хулит, как станет почитать родителей? Будут неблагодарны. Неблагодарность – дочь гордости, полагающей, что делаемое для нее, так и должно быть. С другой стороны, она есть плод и сребролюбия. «Сребролюбец считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Хотя бы ты отдал ему все свое имущество, он не изъявит тебе никакой благодарности, но будет досадовать, что ты не имел большего богатства, и не сделал его обладателем большего. Хотя бы сделал его владыкою вселенной, он не изъявит тебе благодарности, но будет думать, что он ничего не получил. Нет человека столь неблагодарного, как сребролюбец, и столь бесчувственного, как корыстолюбец» (Златоуст). Будут неправедны – неподобающи, не таковы, какими следует им быть по званию, состоянию, положению, месту. Нелюбовны – чужды даже и родственной любви к своим. Непримирительны – никаких уступок не принимают к прекращению разлада, расходятся однажды, навсегда, и избегают всякого примирения. Клеветники – несправедливо думающие, и говорящие о других худо. Это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, находят себе утешение в злословии других, чтобы подорвать доброе мнение о них. Невоздержники – « и в языке, и в чреве, и во всем другом» (Златоуст). Не кротки – «резки и буйны во взоре, слове, движениях. Отсюда – зверство, свирепство, когда бывает кто сребролюбив, неблагодарен и невоздержан» (Златоуст). Неблаголюбцы – враги всякого добра, или всякого доброго и желательного человека. Предатели – дружбы или сотоварищества, не в видах общего блага, а в видах своих личных интересов, назло другим. Наглы – «не имеющие в себе ничего основательного» (Златоуст), мечутся туда и сюда, или ломят, как медведи. Самонадеянно быстры, и решительны в делах. Напыщенны – полны спеси, надменны – надуты, думают о себе много, хотя ничего хорошего не имеют в себе. Сластолюбцы более, нежели боголюбцы, живущие в свое собственное удовольствие, в чем кто любит находить удовольствие, тот то и делает. Сластолюбец уже ничего другого не ценит, ни закона, ни правды, ни страха Божия, и за сласть готов все продать. Даже в храме Божьем, куда иногда ходит, не Бога ищет и любит, но сласть, какую дают, или обещают, церковные порядки и законы. Имеющие образ благочестия, силы же его отрекшиеся. Но несмотря на такое расположение и чувства своего сердца, они, живя между христианами, наружно держатся всех порядков их жизни, но в своем кругу они, обычно, не только лицемерят, но открыто хулят все Божественное, и кощунствуют над всем. «Их образ благочестия, есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек, содержит правую веру. что в этом пользы, если он не отличается ничем, приличным христианину, если он не делает ничего, свойственного благочестию, не превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких, и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами?» (Златоуст). «Святой Павел, через Тимофея, увещевает всех христиан удаляться от таких людей» (Златоуст).
Узнать таких людей нетрудно, они не только сами живут дурно, но и других стараются совратить, особенно женщин, и через женщин.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible