Баптисты

Литература по теме

Бапти́сты — (от др.-греч. βάπτισμα: крещение; от βαπτίζω — «погружаю в воду») — одно из самых крупных постпротестантских течений. Баптизм возник в начале XVII века в Голландии среди английских переселенцев. В Англии баптизм приобрёл свои основные черты и сформировался как религиозное течение.

Баптисты, разделяя основные принципы протестантизма, такие как признание Библии единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой и священство всех верующих, добавили к ним свои особые принципы: крещение только взрослых, которые могут засвидетельствовать свою личную веру во Христа, путём погружения; отделение церкви от государства; полная самостоятельность общин.

photo 2024 05 30 12 11 39 - Баптисты

Многие баптистские общины полностью независимы. Другие же объединяются в союзы, альянсы или ассоциации.

В России крупнейшими объединениями баптистов являются Российский союз евангельских христиан-баптистов и Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Помимо них, есть более мелкие объединения и полностью самостоятельные общины.

Исповедуя различные ложные доктрины, баптисты подпадают под несколько церковных анафем (проклятий). Первый и Второй Вселенские Соборы в Символе веры с угрозой анафемы утверждают исхождение Святого Духа только от Отца (большинство баптистов полагают, что Святой Дух исходит также от Сына), бесконечность грядущего Царства Христова (вопреки общепринятой баптистской доктрине премилленаризма, т.е. хилиазма) и утверждают оставление грехов не по личной вере, а в силу акта крещения. Третий Вселенский Собор полагает анафему на тех, кто не именует Деву Марию Богородицей. Седьмой Вселенский Собор — на отвергающих иконопочитание. Паламитские соборы – на отрицающих нетварную благодать Божию. Карфагенский собор – на отрицающих необходимость крещения младенцев для их спасения. Чин Торжества Православия — на тех, кто отрицает таинства Церкви и Предание.

История баптизма

Первая баптистская община была основана в 1609 году в Амстердаме. Её создателем стал эмигрант, выходец из Англиканской церкви Джон Смит, который к доктрине английских реформатов-пуритан и учению Якоба Арминия о возможности потерять спасение добавил требование сознательного крещения во взрослом возрасте. Поскольку во всей Европе он не нашел тех, кто мог бы его крестить, то крестил сам себя, а потом своих сторонников. Затем он понял, что в Писании нет случаев самокрещения, и обратился за повторным (точнее, уже третьим после своего детского крещения и взрослого самокрещения) крещением к меннонитам, чем оттолкнул от себя значительную часть общины во главе с Томасом Хелвисом, которые откололись от него и вернулись в Англию. Таким образом, все баптисты имеют крещение, преемственно происходящее от небиблейского самокрещения Джона Смита. Последователи Смита впоследствии стали известны как общие баптисты из-за своего арминианского мировоззрения.

Учение баптистов окончательно сформировалось в Англии, и тогда же появилось само название «баптисты».

Наряду с «общими» баптистами возникли баптисты, которые следовали традиционной кальвинистской теологии. Их стали называть частными или партикулярными баптистами. Впервые они заявили о себе в Лондоне в 1644 году.

В середине XVII века баптисты пришли к выводу, что крещение должно совершаться исключительно путём погружения.

В Российской империи непосредственными предшественниками баптизма были движения штундистов и молокан. Впоследствии штундисты почти целиком присоединились к баптистам, а движение молокан было в значительной степени ассимилировано баптизмом.

На начальном этапе баптистские общины в основном возникали на Кавказе, востоке и юге Украины. По некоторым данным, в 1912 году в Российской империи насчитывалось около 120 тысяч частных баптистов.

Помимо баптистов, в России существовало движение евангельских христиан, которое было близко к ним по вероучению. Евангельские христиане появились благодаря миссионерской деятельности английского лорда Гренвиля Редстока, который впервые посетил Санкт-Петербург в 1874 году. Одним из тех, кто попал под влияние Редстока, стал полковник В. А. Пашков. Именно он возглавил первую общину евангельских христиан в России.

В дореволюционный период лидеры баптистов и евангельских христиан, несмотря на попытки, не смогли объединить эти два течения. Причиной стало соперничество между ними. Они обвиняли друг друга в том, что объединение не удаётся. При этом каждая из сторон утверждала, что готова к единению. Лишь только в 1944 году баптисты и евангельские христиане официально объединились во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) и стали называться евангельскими христианами-баптистами.

В советское время баптисты сталкивались с гонениями со стороны государства. Деятельность ВСЕХБ находилась под строгим контролем советских властей. В 1960-х годах среди баптистов возникли разногласия по поводу подчинения государственной власти. Эти разногласия привели к расколу, и некоторые баптистские общины решили выйти из ВСЕХБ. Эти общины называют отделенными баптистами или баптистами-инициативниками.

Отделившиеся баптисты сформировали собственное объединение, которое существовало нелегально, поскольку входившие в него общины не желали проходить официальную регистрацию.

Этот раскол в среде русских баптистов существует и по сей день. Отделившиеся баптисты теперь образуют Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ).

В постсоветский период ВСЕХБ стал называться Российским Союзом евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ). Между МСЦ ЕХБ и РС ЕХБ нет общения. Они ставят организационные разногласия выше собственного догмата о спасении по вере и заповеди Христовой о единстве всех христиан.

В каждой стране бывшего СССР есть свои союзы и братства евангельских христиан-баптистов. С 1991 года их деятельность координируется Евро-азиатской федерацией союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ).

По данным ЕАФ ЕХБ, на 31 октября 2019 года в России насчитывалось почти 72 тысячи верующих, входящих в эту федерацию. В статистику не вошли данные о численности других объединений — Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов и «автономных церквей».

Согласно собственным данным МСЦ ЕХБ, в 2016 году их объединение включало около 3000 «церквей» и групп, общей численностью около 72 тысячи человек.

За пределами бывшего СССР также существуют общины и объединения евангельских христиан-баптистов, состоящие из эмигрантов из Российской империи и СССР, а также их потомков.

Точных данных о количестве баптистов в мире нет, но, по разным оценкам, число последователей баптизма составляет от 100 до 170 миллионов человек по всему миру.

Вероучение баптистов

Баптистское исповедание, то есть свод основных вероучительных положений, может существенно различаться в разных «церквях» этого направления. Это связано с тем, что у баптистов нет единого центра, который обладал бы для всех безусловным авторитетом в этих вопросах.

Тем не менее, подавляющая часть баптистов формально разделяет большинство основных положений христианской веры, включая триединство Бога — Троицу (Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа), непорочное зачатие, распятие, погребение и телесное воскресение Иисуса Христа, необходимость спасения для человека и др.

Учение о Боге

Баптисты верят, что Бог – это невидимая и несообщимая сущность, о свойствах которой можно судить только по словам Писания. При этом свойства Бога они отождествляют с Его сущностью, различая их лишь в теории.

Учение баптистов не предполагает достижение подлинного богоподобия, то есть возможности для верующих реально стать причастниками Божественного естества.

Баптизм не разделяет православное учение о нетварной благодати – Божественной энергии или проявлении Божественной сущности.

Православие учит, что нетварные Божественные энергии, имея своим источником Божественную сущность, неотделимы от нее, но при этом от нее отличны. Поскольку Божественная сущность недоступна и несообщима, нетварные энергии являются тем, посредством чего верующие могут достичь освящения и обожения. Благодаря этим энергиям Бог присутствует в мире, особенно во святых.

Апостол Пётр во втором послании ясно пишет о призвании христиан стать причастниками божественного естества: «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Петр. 1:4). О том же пишет и апостол Иоанн (Ин. 17:22–23).

Баптисты неверно понимают слова апостолов, считая, что человек своими тварными усилиями может достичь такой святости, которая присуща нетварной сущности Бога. Таким образом, их представление о богоподобии сводится к нравственному подражанию Богу за счёт тварных усилий самого человека.

Из-за этого заблуждения баптисты подпадают под анафемы паламитских соборов.

Учение об Иисусе Христе

Ошибочное представление баптистами сущности и свойств Божиих распространяется, в том числе, на их понимание Божества Иисуса Христа.

Баптисты верят, что Христос, воплотившись, воспринял природу Адама до грехопадения. Но из Священного Писания мы знаем, что Христос испытывал боль, слабость и другие состояния, свойственные человеческой природе после грехопадения прародителей, чего не знал Адам до грехопадения.

Пытаясь разрешить это противоречие, баптисты утверждают, что тексты Писания, где говорится о слабости, неведении и страданиях Спасителя, следует понимать как подтверждение истинности Воплощения — ведь Иисус Христос был полностью человеком. Однако признание страданий и слабостей воплощенного Христа противоречит их учению о том, что Его природа была тождественна природе Адама до грехопадения.

Кроме этого, баптисты сводят участие человека в деле Воплощения лишь к технической стороне предоставления человеческой природы Богу. Поэтому, по их мнению, матерью Бога могла стать любая девушка.

В баптизме учение о непорочном зачатии лишено сотериологического значения и рационализируется. Ему искусственно приписывают определённое предназначение. Поэтому баптисты видят в рождении Христа от Девы указание на то, что спасение — это исключительно дар Божий, чудо, которое свидетельствует о том, что люди не имеют отношения к своему спасению.

Некоторые баптистские богословы — сторонники посттрибулационизма (исторического премилленаризма), подразумевающего несколько Божиих судов и воскресений, пытаясь дать рациональное обоснование этому учению, предполагают устранение Христа от царствования в вечности, что является признаком несторианства, рассекающего единого Иисуса Христа на двух сынов.

Учение о Святом Духе

Баптисты искажают значение участия Святого Духа в деле спасения человека. Они, уделяя много внимания вопросам освящения, в основном связывают его с действием Иисуса Христа. Роль Святого Духа они видят главным образом в правильном толковании Библии. По их мнению, для спасения не требуется действия Святого Духа.

В отличие от этого, в православном учении акцент делается на освящающем действии Святого Духа как в Церкви в целом, так и в жизни отдельных христиан. В православии благодать Святого Духа передаётся через таинства, в то время как баптисты это отвергают. Для святых отцов именно Святой Дух подает обожение в Церкви.

В Священном Писании мы находим, что Дух Святой всегда пребывает и действует в Церкви Христовой: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16–17).

Учение о Спасении

Разногласия среди баптистов в вопросе спасения связаны с тем, что они делятся на две группы:

1) те, кто придерживается кальвинистского взгляда, согласно которому спасение предназначено только для заранее предопределенных Богом, тогда как остальные люди предопределены Богом к погибели, хотя бы они и стремились спастись (двойное предопределение). Через это фактически Бог становится творцом зла;

2) те, кто следует учению Якоба Арминия, который считал, что спасение доступно для всех, но его можно потерять.

Все баптисты придерживаются учения об оправдании только верой. Согласно этому учению, спасение даётся людям даром, исключительно ради крестных заслуг Господа Иисуса Христа. Чтобы обрести спасение, достаточно просто уверовать в то, что Христос уже искупил грехи всех людей. При этом личные дела и заслуги человека не играют роли в процессе спасения, поскольку не имеют ценности перед Богом.

Пытаясь подтвердить свою точку зрения, баптисты обращаются к Священному Писанию: «Вы спасены… и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Однако они не учитывают другую важную цитату: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12).

Первая цитата подразумевает, что спасение после искупительного подвига Христа уже свершилось и не зависит от нас. Вторая цитата указывает на то, что спасение — это не то, что даётся человеку в момент обращения. Иначе как можно со страхом и трепетом совершать спасение?

Таким образом, Священное Писание проводит различие между, с одной стороны, истиной уже совершенного Христом спасения людей и, с другой стороны, истиной о том, что каждый верующий во Христа должен лично потрудиться, чтобы усвоить это спасение.

В Священном Писании неоднократно говорится о том, что человек должен приложить усилия для своего спасения: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12); «удалившись от господствующего в мире растления похотью… вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере добродетель… более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2Пет.1:4–5:10); «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24; ср. 1Кор.9:27; Еф.4:22–24; Кол.3:5–10 и др.).

Таким образом, понятие спасения включает в себя две составляющие: объективную и субъективную. Объективная составляющая — это всё то, что Бог сделал ради нашего спасения и что не зависит от нашей воли, а является даром Божиим. Субъективная составляющая — это усвоение этого дара каждым человеком. Однако без усилий со стороны спасаемого это невозможно. Таким образом, спасение — это соработничество Бога и человека.

Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные (как считают баптисты), а спасаемые: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). «Слово о кресте… для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор.1:18). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор.2:15; ср. Деян.15:11; Рим 8:24). «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр.21:24).

Представление о последних событиях (эсхатология)

Баптисты верят во Второе пришествие Иисуса Христа, во время которого будет совершен суд над человечеством. Однако среди баптистов существовали и существуют различные мнения относительно последних времён.

В баптизме со временем появилось несколько противоречащих друг другу эсхатологических доктрин: амилленаризм, постмилленаризм и премилленаризм. На рубеже XIX–XX вв. баптисты сформулировали в рамках премилленаризма доктрину претрибулационизма.

Исторически первым в баптизме и наиболее близким к православию является амилленаризм — доктрина, отождествляющая тысячелетнее царство с нынешним царством благодати и веком Церкви, а саму Церковь с новым Израилем, и ожидающая после Второго пришествия Христа открытия вечного Царства славы для всех спасенных.

В свою очередь, возникший в XVII–XVIII вв. «оптимистический» постмилленаризм обещает наступление на земле видимого полноценного царства Христа за тысячу лет до Второго пришествия. Как и амилленаризм, эта концепция говорит о наступлении после дня Пятидесятницы века Церкви, в которой одинаковы условия спасения для христиан как из иудеев, так и из язычников.

Наконец, наследник древнего хилиазма премилленаризм ожидает наступления видимого земного тысячелетнего царства после великой скорби, правления антихриста и Второго пришествия Христа. Затем, после тысячелетия, вновь будет бунт против Бога, окончательное поражение нечестивых и вечное Царство Божие.

Внутренне премилленаризм неоднороден и делится на несколько несогласных между собой направлений, которые отличаются в вопросе о том, придется ли церкви участвовать в событиях великой скорби конца этого века. Наиболее близок к церковному хилиазму посттрибулационизм, или исторический премилленаризм, согласно которому церковь переживет великую скорбь, но все-таки выстоит, удостоившись наград от Христа.

Наиболее популярным в баптизме является претрибулационизм (периодический премилленаризм) — концепция восхищения церкви перед началом великой скорби. Этому восхищению не будут предшествовать видимые знаки и события, просто однажды все верующие внезапно окажутся со Христом на небе, а на земле уверуют во Христа иудеи, для которых и предназначены великая скорбь и земное тысячелетнее царство с восстановленным Иерусалимским храмом, жертвоприношениями и всемирным иудейским господством.

Отношение к Библии и способ ее толкования

Баптисты признают Библию — а именно канонические книги Ветхого и Нового Заветов — единственным авторитетным источником во всех вопросах веры и жизни. В Лондонском баптистском исповедании (1689 г.) об авторитете Библии говорится так: «Священное Писание является единственно достаточной, достоверной и непогрешимой нормой всего спасительного знания, веры и послушания».

Баптисты считают, что каждый христианин имеет право толковать Библию в соответствии со своими личными убеждениями. Созданные в разное время баптистами вероучительные положения — баптистские исповедания — они рассматривают лишь как дополнительные материалы для духовного воспитания верующих.

Согласно православному взгляду, описанный в Священном Писании путь нашего спасения остаётся тайной даже для ангелов, апостолов и тем более для нас, простых людей. В нем много того, что трудно понять. Если человек неумело и неправильно обращается со Словом Божьим, это может привести его не к спасению, а к гибели. Поэтому толковать Священное Писание могут только избранные люди, которым Господь «открыл тайны Царствия Небесного»: «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф.13:11). Чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писанное и неписанное учение Христово: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2Тим.1:13). Такими истолкователями для нас являются сохранившие писанное и записавшие неписанное наставление апостольское (Священное Предание) святые отцы Церкви: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

Сектанты самозванно берутся за истолкование Слова Божия и извращают его: «Он (ап. Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (1Пет. 3:16); «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).

Баптисты полностью отрицают Священное Предание, которое представляет собой учение Иисуса Христа и Его апостолов, переданное устно, а затем записанное. Апостол Иоанн Богослов ясно указывает, что не всё было включено в книги Священного Писания: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Есть и другие свидетельства в Священном Писании о том, что многое из учения Христа передавалось устно: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.12); «…три лета день и ночь не переставал учить со слезами каждого из вас» (Деян.20:31).

Религиозные практики баптистов

Для баптистов главными праздниками являются Пасха и Рождество Христово. Они могут отмечать их как по григорианскому, так и по юлианскому календарю, в зависимости от традиций своих общин.

У баптистов есть осенний праздник «Праздник жатвы», который является днём благодарения за урожай, посланный Господом. Этот праздник отмечается в конце августа, сентябре, октябре или ноябре.

Все баптисты (кроме баптистов седьмого дня) проводят богослужения по воскресеньям. Богослужения включают в себя проповедь, свидетельства верующих, хвалебные песнопения и молитвы к Богу.

Баптисты признают два «таинства»: крещение и причастие. Однако они не считают таинства священными действиями, через которые верующие могут получить божественную благодать. Для баптистов это просто обряды или ритуалы, которые они исполняют лишь потому, что о них сказано в Библии.

Баптисты уверены, что крещение необходимо только для того, чтобы присоединиться к местной общине («поместной церкви») и буквально исполнить заповедь Христа. Для них человек, уверовавший в Бога, уже духовно возрождён и спасён, даже если он не прошёл обряд крещения.

У баптистов крещение может принять только взрослый, который был «рождён свыше». «Рождение свыше» — это особое состояние человека, когда он начинает испытывать отвращение к греху, любовь к Богу и церкви. Человек стремится быть похожим на Христа, следовать Его воле и жаждет общения с Ним.

Члены общины определяют, пережил ли кандидат на крещение «рождение свыше», по внешним признакам в течение испытательного срока, который может длиться от трёх месяцев до нескольких лет.

Крещение у баптистов всегда совершается через полное погружение в воду. Обычно во время крещения баптистский пресвитер произносит тринитарную формулу: «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В отличие от баптистов, православная Церковь учит, что крещение необходимо для достижения спасения: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5); «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5).

Необходимость крещения младенцев, которая баптистами отрицается, основана на словах Господа: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Каждый человек, включая младенцев, унаследовал вину и грех от первого человека Адама. Если младенец умирает без крещения по вине своих родителей, он может лишиться Царствия Божия.

Отвергающие необходимость крещения младенцев находятся под анафемой Карфагенского собора (397 г.).

Во время своих богослужений баптисты периодически совершают Вечерю Господню (причастие).

Вкушая во время Вечери Господней хлеб и вино, баптисты не считают их Телом и Кровью Иисуса Христа. Однако в Священном Писании сказано, что в таинстве Причастия верующие вкушают не обычный хлеб и вино, а хлеб и вино, которые становятся подлинными Телом и Кровью Иисуса Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16).

Православная Церковь, основываясь на Священном Писании, учит, что вкушение Плоти и Крови Христовых необходимо нам для достижения вечной жизни: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущнй Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53-57).

В Писании сказано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22) Иисус Христос преподал людям в Святом Причастии Свою Кровь и Тело Свое для очищения грехов и укрепления души и тела приемлющего христианина.

Тягчайшему наказанию подлежит тот, кто не почитает за святыню Кровь завета: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен» (Евр.10:29); «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27).

Баптисты отвергают живую связь между земной и небесной Церковью, а также не почитают Божию Матерь, святых, ангелов. Это связано с их учением об оправдании человека одной лишь верой. Если через свою веру человек становится в непосредственные отношения ко Христу, то никакое посредство для него не нужно и даже излишне, уверены баптисты.

Православная Церковь учит, что мы должны почитать святых угодников Божиих, что они суть друзья Божии (Ин.15:14). В них и в жизни их, делах их и чудотворениях, сотворенных ими, Бог прославляется (2Фес.1:10–12).

Предстоя престолу Божию, святые люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.8:3–4).

Слово Божие говорит и о духовном величии Девы Марии: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк.1:47-49).

Иисус Христос во время своей земной жизни, несомненно, оказывал всячески почитание Пресвятой Деве Марии как к своей Матери. Даже в последние мгновения своей жизни Он продемонстрировал особую заботу о ней, поручив её попечению Иоанна Богослова (Ин.19:26–27). Своим примером Он научил всех остальных почитать Пресвятую Богородицу.

За непочитание Божией Матери и святых, а также отрицание икон баптисты подпадают под анафему Седьмого Вселенского Собора (787 г.).

Баптисты не молятся за умерших.

Однако Священное Писание ясно указывает нам на необходимость «молиться друг за друга» и «за всех человеков»: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). То есть как за живых, так и за умерших, ибо у Господа «все люди живы»: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38); «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим.14:8).

***

Солодков Андрей Иванович
Лекция: Баптизм. Крещение младенце. Священство. Евхаристия

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka