Представление баптистов о благодати

Источник

В статье дается сравнительный анализ православного и сектантского понимания природы единения человека с Богом, вновь вводящий диспут с сектантами в русло святоотеческой традиции полемики с ересями.

Сущность христианства, как и любой религии, усматривается в единении человека с Богом. Пути достижения единства в каждом религиозном течении различны, но незыблемой остается идея этого единства1. Способ или природа единения творения и Творца зависит от представления о Боге и от Его отношения к миру.

Перечисленные идеи принимаются почти всеми религиями и христианскими вероисповеданиями, к которым принадлежат протестантские секты (баптисты, адвентисты, пятидесятники, харизматы и другие), и, казалось бы, должны их объединять, однако одной из важнейших причин, по которым они различаются и разделяются между собою, является вопрос понимания ими существа этого единства.

Поскольку представление о природе единения твари и Творца проистекает из учения о Боге и Его отношения к миру, то, чтобы установить, чем отличается сектантский взгляд по данному вопросу от православного, рассмотрим представление сектантов о Боге и сравним его с православным учением на примере баптизма.

В баптистском учении о Боге центральными являются понятия сущности и атрибутов Божиих, которые лишь умозрительно, а не реально различаются друг от друга. По этому учению Бог – духовная субстанция2 или духовная сущность. Она невидима, и ее нельзя созерцать, так как Бога не видел никто никогда (Ин 1: 18)3. Те места в Писании, где говорится, что люди видели Бога, баптисты объясняют неясно и неубедительно. Теофании с их точки зрения – это проявления Божества в видимой форме4. Так, Иаков, после того как боролся с человеком, сказал: «Я видел Бога лицом к лицу». Или же они объясняются как отражение Божией славы. В качестве примера баптисты приводят слова апостола Павла о том, что Христос есть сияние славы Божией (Евр 1: 3). Сияние славы, по их мнению, не есть сама слава Божия, но ее отражение. Касаясь видения Моисеем Бога «сзади», баптисты в данном случае усматривают «последующий эффект» или «вечернюю зарю Бога»5. Какой природы были эти теофании: внешними проявлениями Божества или отражением славы Божией, тварными или нетварными, у баптистов нет внятного объяснения. Но идея «последующего эффекта», по сути, указывает на их тварность, поскольку то, что следует после Бога относится к вещам созданным, следовательно, под теофаниями надо понимать тварный эффект присутствия Бога в мире, но это не Сам Бог в Своем проявлении.

Атрибуты или неотъемлемые свойства Бога, которыми Он обладал до того, как сотворил этот мир6, с точки зрения баптистов, это «качества, составляющие то, что Он Собой представляет», в них «детально раскрывается Его природа»7, они «неизменные характеристики. Они не могут быть получены или утеряны. Они внутренние характеристики», «внутренне присущи самой Его природе», «они – часть самой Его природы»8, они «неотделимы от бытия и сущности Бога»9. Свойства – это «качества, которые пребывают в этой [Божественной] субстанции и составляют аналитическое и более подробное описание ее… о них следует мыслить как об объективно реальных… с помощью которых существует и действует сущность Бога, и не как обозначение различных частей Бога»10. О них можно судить только по данным Писания11, поскольку (по баптистскому вероучению) Бог открывается человеку только через Писание12.

Таким образом, атрибуты Божии – это неотделимые качества Божественной субстанции, которые реальны, но постижимы только умозрительно, о них можно составить представление только из текста Писания.

Атрибуты Божии делятся на природные, моральные и общие. К первым относятся вездесущие, всеведение, всемогущество. Ко вторым причисляют: святость, любовь, благодать, мудрость, которыми Он обладает как некий нравственный Господин13. Причем благодать «не является свойством Бога. Благодать – это дар Божий, осуществляемый благодаря искуплению»14. Понятие «благодать», как и «святость», толкуется баптистами в юридических терминах и определяется исключительно как незаслуженный дар. Благодать – это некий юридический акт, безвозмездный поступок, не предполагающий награды или платы тому, кто его совершил15. Она представляет собою подобие человеческой благости, синонимами которой являются сострадание, жалость или любящая нежность16. «Благодать Божия – это благость Божия, проявляемая по отношению к заслуживающим наказания»17.

К общим атрибутам баптисты относят благость, славу и величие Божие18, которые они рассматривают как исключительно эстетические категории.

Баптистское учение отождествляет Бога с нематериальной, недоступной, простой сущностью, единой и неделимой, которая познается через свойства (атрибуты) Божии, представляющие собою то, в чем Его сущность познается, существует и действует. Из этой сущностной (ессенсиалистской) философии следует, что действия Бога – это всегда действия по сущности, это акты Божественной субстанции. Выражение «Божественная сила» в таком случае подразумевает действие Божественной сущности.

Следствием баптистского учения о Боге как сущности является утверждение о невозможности перехода свойств Божиих на человека. Если утверждать, что свойства Божии могут переходить на человека, отмечают баптисты, то Бог лишится этих качеств, ибо в них существует его субстанция и они с нею составляют простое одно. «Мы можем согласиться с тем, – пишет Тиссен, – что, возможно, некоторые из так называемых атрибутов, строго говоря, вообще не являются атрибутами, а только различными аспектами Божественной субстанции»19.

Хотя атрибуты Божии не могут быть передаваемыми, некоторые баптисты высказываются о возможности передачи верующим отдельных свойств Божиих, таких как святость, мудрость и знание. Однако, разъясняя данное высказывание, они отмечают: «не следует думать, что Бог передал людям Свои совершенства; но мы находим их у людей, поскольку человек сотворен по образу и подобию Бога»20. Другими словами, передаваемые свойства не что иное как те качества, которые Бог сообщил человеку при его создании, т. е. вложил в его природу при творении. В любом случае, передаваемые совершенства или свойства Божии не мыслятся как способ приобщения человека в какой бы то ни было форме непостижимой Божественной сущности.

Подтверждением данного мнения служит христология баптистов, в частности, учение о сосуществовании и взаимном обмене соединившихся во Христе природ. Баптисты считают, что «соединение природ [во Христе] не связано с переходом атрибутов от одной природы к другой… Общение природ означает, что свойства двух природ принадлежат одной Личности неслитно… и нераздельно… Атрибуты не переходят от одной природы в другую; иначе (выделено мной. – Р.К.) это означало бы изменение комплекса атрибутов, а тем самым и природы; например, если бы бесконечность перешла в человеческую природу, то Божественная природа утратила бы полноту Своей Божественности»21.

Таким образом, учение об общении свойств для баптистов сводится только к сосуществованию двух естеств в единой Ипостаси, что дает возможность говорить о взаимном переносе наименований обоих естеств на общую Ипостась и об усвоении Ипостасью Логоса состояний и действований человеческой природы. Поэтому они допускают возможным говорить, например, что «Господь умер». Но для баптистов невозможно вести речь об обожении человечества во Христе, о живоносности (животворности) Его человеческой природы, о достижении человечеством Христа сверхъестественного состояния посредством благодати или Божественных энергий, поскольку сообщение этого свойства Божественной природы мыслится ими как со- общение Божественной сущности, от которой этот атрибут (живоносность) реально неотделим.

Ошибка христологии баптистов заключается в их сущностной философии, рассматривающей все Божественные свойства как атрибуты Божественной сущности. Для православного богословия этот вопрос не представляет сложности, поскольку учение о Боге основано на различении неприступной Божественной сущности и сообщимых Божественных энергий, в которых Бог проявляет Себя вовне. Согласно православному учению, обожение человеческой природы во Христе возможно благодаря Божественным энергиям (действованиям)22. Оно воспринимает столько Божественных энергий, сколько может вместить, но остается все тем же человечеством.

Таким образом, для баптистов понятие Бога тождественно с понятием сущности, а свойства (атрибуты или совершенства) Божии есть неотъемлемые качества этой сущности, от нее реально неотличимые. Поэтому участие в Божественных свойствах возможно только как участие в Божественной сущности или невозможно никаким иным образом. Следовательно, атрибуты (свойства) реально от сущности неотделимы, несообщимы и опытно не постижимы.

Тем не менее баптисты утверждают, что Дух Святой пребывает в них и они Им обладают. Поскольку Бог безграничен, то Своей сущностью пребывает повсюду во вселенной23, наполняя ею все. В мире различным бывает Его присутствие, но высшим Его проявлением является обитание Бога в верующих как в храме24. Баптисты особо подчеркивают, что обитание Бога в христианах и его присутствие в мире не следует считать пантеизмом, так как библейское учение различает природу творения и Божию сущность. Пантеистическая доктрина ведет к поглощению личности при достижении ею единства с Творцом, что противоречит библейскому представлению о человеке25. Основываясь на этих рассуждениях, баптисты говорят, что Бог и трансцендентен миру, так как невидим по сущности, и имманентен ему, так как пребывает в нем, но не смешивается с ним. Эти высказывания внешне отдаленно схожи с православными, но по существу принципиально отличаются от них.

Хотя баптисты и утверждают, что Бог пребывает в мире, что он имманентен миру, но они не объясняют, каким образом недоступный по природе Бог может быть постижим людьми. Из баптистского учения о Боге можно сделать вывод, что тварный мир и человек в частности не может быть причастен к Божественной жизни. Получается, что Бог и Его творение сосуществуют как две отличные друг от друга реальности. Баптистское учение по этому вопросу фактически является современным онтологическим несторианством. Баптизм схож с ним даже терминологически, ибо говорит о присутствии или обитании Бога в человеке.

Исходя из своего представления о непознаваемом, несообщимом и неучаствуемом по природе Боге баптисты говорят о нравственной природе единения человека с Творцом. По учению баптистов получается, что человек способен лишь к нравственному единению с Создателем через уподобление Его благости, милосердию, святости и другим Его нравственным качествам путем исполнения евангельских заповедей. Такое учение о Боге вкупе с идеей нравственной природы единения с Ним человека оказало влияние на понимание баптистами цели изучения вопроса о природе и свойствах Бога. По мнению самих сектантов, цель богословия заключается в выявлении системы божественных ценностей, в соответствии с которыми будет оцениваться их жизнь, с которыми надо согласовывать свои мысли и сверять свои поступки, чтобы избежать духовного разлада26 и достигнуть жизни вечной27. Другими словами, познание Бога в баптизме сводится к приобретению теоретических знаний о Нем28, к обладанию некоей «суммой знаний», в соответствии с которой надо строить свою жизнь, чтобы избежать наказания и достигнуть жизни вечной.

Но баптисты не объясняют, как посредством теоретического познания Бога можно наследовать жизнь вечную, которая является категорией онтологической. Ведь «говорить о Боге и встретиться с Богом, – утверждает свт. Григорий Палама, – не одно и то же»29.

Таким образом, Бог баптистов совершенно чужд и недоступен твари, Он трансцендентен по природе. Отсюда проистекает абстрактное понимание Божества как отвлеченного понятия, превращение догматики в абстрактно-философскую систему, за- висящую от личного почина30. Ошибка баптистов состоит в том, что они отождествляют Бога с сущностью, с бытием и Его свойства рассматривают как атрибуты сущности, поэтому приобщение к Богу может мыслиться только как приобщение Его сущности.

Хотя баптисты считают, что Бог Святым Духом сообщает им силу к совершению христианских добродетелей, но их слова и желания расходятся с их доктриною.

Учение сектантов о Боге и нравственной природе соединения человека с Богом оказало влияние на их представление о Таинствах. Таинства в баптизме, будучи лишенными функции передачи Божеской благодати (энергий), вырождаются в ритуал, а обряд – в простую аллегорию. Обряды лишь указывают на идеи, ими обозначаемые, но не сообщают их участникам благодати. Например: вечеря Господня есть лишь воспоминание о Тайной Вечери, совершенной накануне страданий Спасителя, а размышления о ней могут лишь нравственно укрепить баптиста, но Евхаристия, по их мнению, не приобщает и не сообщает Божественной жизни.

Эта доктрина коренным образом отличается от православного учения о Таинствах, в которых нетварная природа Божества энергийно сообщается тленной твари, преображая и обожая ее. В баптизме в этом нет никакой нужды, поскольку его учение о спасении сводится к оправданию путем личной веры и избавлению от кар Божиих, что определяет и цель их богословия.

Таким образом, мнение баптистов о цели и задачах богословия и возможности причастия человека Божественной жизни отличается от православного учения.

Согласно православному учению, познать Бога – значит войти в совершенное единение с Ним, «достичь обожения своего существа, то есть войти в Божественную жизнь… и стать, по апостолу Петру, причастниками Божеского естества (2Петр. 1: 431, стать богом по благодати. В этом заключен высший смысл богословия.

Поскольку доктрина баптизма принципиально расходится со свидетельством Писания, в частности со словами апостола Петра о возможности стать причастниками Божеского естества, то сектанты пытаются снять это противоречие путем истолкования апостольских слов в переносном смысле. Они говорят, что если человек будет исполнять заповеди Божии, то будет являть в себе, в своей жизни качества, присущие естеству Божию, и достигнет нравственного богоподобия. Но такое толкование является следствием насилия над Писанием и примитивной экзегезы, ибо в Писании имеется целый ряд текстов, утверждающих о возможности реального соединения с несообщимым Божеством, например: Славу, которую Ты дал Мне, – говорит Христос Своему Отцу, – Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин. 17: 22–23)32.

Православное учение о реальной возможности причастия верующего Божественной жизни исходит из различия несообщимой Божественной сущности и сообщимых Божественных энергий. Божественная сущность нераздельна, непознаваема, несообщима и не может проявляться вовне. Если бы тварь приобщилась Божественной сущности, то сама стала бы Богом. Божественные энергии предвечно изливаются из Божественной сущности, но они не являются сущностью и реально отличны от нее. Хотя Божественные энергии и отличны от сущности, но они не обладают собственным существованием вне сущности и, как неотделимые от нее, именуются Богом. C другой стороны, Бог отличен от энергий и не есть энергия. Посредством этих энергий Бог проявляет Себя вовне, и через приобщение энергиям человек становится Богом по причастию, по благодати, а не по сущности. Переходя к твари и освящая ее, Божественные энергии не становятся тварью, но продолжают быть Самим Богом.

Поскольку баптисты отвергают учение о возможности реального в энергиях участия человека в жизни Божества, необходимо обосновать свидетельством Писания, каким же образом недоступная, несообщимая и неучаствуемая природа Бога может стать доступной и участвуемой. Другими словами, нам надлежит на соответствующих библейских текстах показать различие между сущностью и энергией и доказать возможность твари посредством этих энергий познавать и приобщаться к Божественному естеству.

В Писании имеется два ряда взаимоисключающих свидетельств о познании и вѝдении Бога. В одних текстах говорится, что Бог недоступен, непостижим и несообщим (Ин. 1: 1833; 1Тим. 6: 1634), а в других утверждается, что Бог реально доступен человеку, который может приобщаться Его естества (2Петр. 1: 4) и видеть нетварный неприступный свет, в котором обитает Бог и которым одевается как ризою (Пс. 103: 235). В этом свете невидимый Бог являлся видимо ветхозаветным праведникам, в частности Моисею на Синае, свидетелями этого света пронизывавшего человечество Христа, были апостолы на Фаворе. Так, евангелист Матфей пишет, что во время Преображения: просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17: 2). А евангелист Лука отмечает, что этот свет был славой: Петр же и бывшие с ним … пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним (Лк. 9: 32). Писание свидетельствует, что этим светом или этой славой праведники воссияют, как солнце36 (Мф. 13: 43) в Царстве Божием. Если этот свет или слава являются тварными, то ни о каком реальном видении Бога не может быть речи, а все явления Бога людям, о которых говорит Писание, не что иное, как призраки или тварные образы. Кроме того, Писание как бы вводит читателя в заблуждение, утверждая, что Моисей видел Бога, а оказывается, что он видел тварную славу, не имеющую ничего общего с нетварной природой Богом. Поэтому, чтобы остаться в рамках благочестия необходимо признать, что этот свет, или слава, является нетварной и в то же время доступной для чувственного вѝдения, но отличается от нетварной сущности Божией несообщимой и непостижимой.

Подтверждение учения о реальном различии нетварной славы Божий от сущности, которые неотделимы друг от друга, содержится в словах Христа. Так, обращаясь с молитвой о Своих учениках – апостолах к Отцу, Он говорит: Хочу, чтобы они были со Мною, да видят славу Мою, Которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (Ин. 17: 24). И в другом месте в Его словах встречается упоминание о той же славе: Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17: 5).

Из этих текстов (Ин. 17: 5,24) следует, во‑первых, что Своей человеческой природе Господь дал славу Божества, но Божеской природы не сообщил. Стало быть, Божественная природа одно дело, а ее слава другое, хоть они неотдельны друг от друга. Во-вторых, хотя слава отлична от Божией природы, ее нельзя причислять к вещам сущим во времени, потому что она была у Бога прежде бытия мира, следовательно, она совечна сущности Бога. Таким образом, сущность Божия и ее слава реально различаются, будучи неотделимы друг от друга. В пользу такого толкования текстов о славе Божией говорят и другие слова Христа о том, что эту славу Он сообщил (передавал) ученикам и через нее они соединились с Богом по подобию Его единства с Отцом: Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как мы едино (Ин. 17: 22). Апостол Петр почти буквально повторяет эти слова. Он прямо говорит, что христиане призваны стать причастниками Божеского естества (2Пет. 1: 4). Таким образом, приобщение славы Божией, согласно словам Христа, сопоставимо с единством Сына с Отцом.

Однако единство святых с Богом следует отличать от единства по природе Божественных Ипостасей, иначе Бог из Троицы превратиться в многоипостасного Бога. Не является единство святых с Богом и единством ипостасным как для человеческой природы Христа, поскольку оно присуще только Логосу, ставшему человеком и пребывающему Вторым Лицом Святой Троицы37. Здесь надо сразу же исключить истолкование единения как присутствия Бога в святых в силу Его вездесущия, поскольку сущность Божия несообщима. Подлинный смысл приведенных текстов Писания о единении верующих со Христом по образу Отца и Сына и приобщении их Божескому естеству можно сохранить, различая сущность и энергию Божию.

Таким образом, вѝдение своей славы Господь дал только «Своим ученикам, а через них и всем уверовавшим в Него»38. Если же не принимать православное учение о единении с Богом по благодати, придется признать, что или весь мир единосущен и совечен Творцу, или же тварь непричастна Божественной жизни. Если принять последнее, то следует признать, что никто из людей никогда не достигнет подлинной вечной жизни, не подвластной времени и разложению.

Баптизм, отвергающий православное учение о Боге и Его нетварных энергиях, превратил Его в некую трансцендентную монаду и создал пропасть между человеком и Творцом, а поскольку преодолеть ее он не может, то пытается заговорить эту проблему объяснениями о нравственной природе единения человека с Богом, лишая своих последователей возможности стать причастниками Божеского естества (2Пет. 1: 4).

* * *

1

См.: Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 224.

2

«Бог – это субстанция. Но Он является не материальной субстанцией, но духовной»; «Выражения “сущность” и “субстанция” являются практически синонимами, когда мы относим их к Богу. О них можно сказать как о чем-то, что подчиняется всем внешним проявлениям; это, по сути дела, действительность, материальная или нематериальная, это основание или подпочва чего-то, это нечто, в чем заключаются или пребывают качества или атрибуты». – Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 88.

3

См.: Форлайнс Ф. Л. Библейская систематика. СПб., 1996. С. 44.

4

«Теофании являются проявлениями Божества в видимой форме». – Тиссен Г. К. Ук. соч. С. 89.

5

Там же.

6

Форлайнс Ф. Л. Ук. соч. С. 51.

7

Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 2009. С. 224.

8

«Как часть одной субстанции, но не разрозненные части» – Эриксон М. Ук. соч. С. 225.

9

Там же.

10

«которые пребывают в этой субстанции и составляют аналитическое и более подробное описание ее». – Тиссен Г. К. Ук. соч. С. 93.

11

Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 42.

12

Однако данные Писания не перечисляют всех атрибутов Бога, так как Он не постижим, поэтому нельзя составить или дать полное описание Бога. – Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 42.

13

Тиссен Г. К. Ук. соч. С.93.

14

Форлайнс Ф. Л. Ук. соч. С. 57.

15

Там же.

16

Тиссен Г. К. Ук. соч. С. 101.

17

Там же. С. 102.

18

Форлайнс Ф. Л. Ук. соч. С. 51–60.

19

Тиссен Г. К. Ук. соч. С. 88.

20

Райри Ч. Ук. соч. С. 42.

21

Райри Ч. Ук. Соч. С. 293–294.

22

Давыденков О., свящ. Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти. М., 2002. С. 47.

23

Форлайнс Ф.Л. Ук. соч. С.51.

24

Райри Ч. Ук. соч. С. 421; Догматика. М.: Заочные библейские курсы ВСЕХБ, 1970. С. 203.

25

Российские баптисты по этому поводу заявляют, что их доктрина не представляет собою пантеизма, потому что последний отвергает личность, а они придерживаются библейского учения о человеке. Однако это высказывание недостаточно проясняет существо вопроса, поскольку существуют пантеистические религиозные системы, в которых наличествует идея личности, весьма отдаленно, но все же напоминающая христианскую. В качестве примера можно назвать течения Рамануджи, Мадхвы в веданте; данная концепция используются у кришнаитов.

26

Форлайнс Ф. Л. Ук. соч. С. 43.

27

Райри Ч. Ук. соч. С.31.

28

Там же. С. 29.

29

Триады. I. 3.42.

30

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С.893.

31

Лосев А. Ф. Ук. соч. С.53.

32

См.: Там же. С.54.

33

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1: 18).

34

Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим. 6: 16).

35

Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер (Пс .103: 2).

36

Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13: 43).

37

См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 55.

38

Григорий (Палама), свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 204.


Источник: Сретенский сборник : Научные труды преподавателей СДС / Русская Православная Церковь, Сретенская Духовная Семинария ; [под общ. ред. архимандрита Тихона (Шевкунова)]. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010-. / Вып. 3. - 2012. – 368 с. / Р.М. Конь. Представление баптистов о благодати. 81-84 с.

Комментарии для сайта Cackle