Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия

Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия
  • Дата создания: 1869
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 147.5×214 см.

Сюжет

На представленном полотне мы видим историю жизни и нравственного подвига свт. Григория Двоеслова, автора литургии Преждеосвященных даров. Об этом и свидетельствует история с монахом, который при жизни отдался греху сребролюбия, за что и был проклят свт. Григорием после своей смерти. «Был монах, который, разболевшись к смерти, поведал своему родному брату, что им в келлии скрыто золото. А нужно заметить, что монастырь, в котором он жил, был общежительный, и устав его был таков, чтобы у братий все было общее и никто не имел права что-либо считать своим и тем более утаивать. После о поступке инока узнали и другие монахи, а затем, как начальнику, сказано было и мне. Чтобы инок почувствовал тяжесть своего греха и раскаялся в нем, я запретил братьям навещать его. А после его смерти, чтобы на будущее время отвлечь других от подобного греха, повелел похоронить его вне монастырского кладбища и на его могилу бросить утаенное им золото. Все было исполнено. Но вот прошло тридцать дней после его смерти, и мне стало чрезвычайно жаль его. Думая, что в загробном мире он страдает, я стал изыскивать средства, чтобы облегчить его участь, и остановился на следующем. Призвавши эконома, я повелел ему отслужить по умершем тридцать заупокойных литургий и заповедал также всем творить общую молитву о нем. Такое распоряжение мое было для усопшего благотворно чрезвычайно. В самый день, когда была совершена по нем последняя, тридцатая, литургия, он явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал; теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете». Брат умершего передал о своем видении инокам, и все они убедились, что покойный был избавлен от муки ради спасительной, принесенной за него жертвы» (Гурьев Виктор прот. Пролог в поучениях на каждый день года).

Описание

Художник, следуя строгим приемам академизма, размещает главных персонажей в центре полотна: перед зрителем предстает св. Григорий в облачении монаха католической церкви в окружении братии и обычных мирян, оказавшихся по стечению обстоятельств рядом с местом погребения. Двое мужчин опускают завернутое в черное покрывало тело монаха, на груди которого лежит кожаный кошелек с деньгами как знак его преступления. Братия, собравшись полукругом, стоит рядом с вырытой могилой, глубоко скорбя о согрешившем. На лицах их мы видим разные эмоции — молодой монах с непокрытой капюшоном головой, выставив руки вперед, с осуждением смотрит на брата. Позади него другой брат явно осуждает умершего. Монах стоящий рядом со святителем Григорием также испытывает некоторую неприязнь вкупе с сожалением, а брат, находящийся рядом с ним, напротив,  испытывая сожаление, скорбит о грешнике. Со страхом и ужасом взирает на сцену погребения ребенок с согбенной полуслепой старухой, опирающейся на деревянный посох. Обе фигуры спрятаны в тени раскидистого дерева. Вдали, на заднем плане у стен монашеских келий мы видим назидательную сцену нищелюбия: монах оказывает милосердие полуобнаженному бедняку, пришедшему в монастырь за подаянием.

Вдали видна панорама города Рима с древним акведуком, перекинутым через реку Тибр, и легендарным Колизеем – местом мученичества первых христиан.

Художник проявляет себя как выдающийся мастер-колорист: в картине преобладают светло-зеленые, голубые цвета, легкие воздушные переходы полутонов – здесь все пронизано легким дыханием итальянского полдня, контрастом жаркого палящего солнца и спасительной прохлады тенистой аллеи, словно дышащей покоем и умиротворением.

Художник противопоставляет смерть человека, весь ужас совершенного им греха, нарушение им монашеского устава, и жизнь природы, раскинувшихся вширь деревьев, сочной зелени травы, безмятежной голубизны неба и золотисто-розовых бликов солнечного света. Все это усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Здесь и осуждение греха сребролюбия, и почитание добродетели милосердия и бессребреничества.

История

Верещагин Василий Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста Верещагина Василия Васильевича. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату. Более 25 лет художник  состоял преподавателем в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург), с 1869 г. – в звании штатного профессора, с 1871 г. – член Совета ИАХ. В зрелые годы своего творчества – посвятил себя иконописи и росписи многих храмов России. Среди них – Храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Успенский собор Киево-Печерской лавры и другие.

Рекомендуемая литература

Григорий Двоеслов свт. Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов.

Гурьев Виктор прот. Пролог в поучениях на каждый день года.

Комментировать