Слепой, немой и бесноватый

Слепой, немой и бесноватый
  • Дата создания: 1866
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • В Библии: Мф.12:22-23

Сюжет

Данный сюжет был взят из Евангелия от Луки, Марка и Матфея, которые повествуют об одном и том же событии, но в разных интерпретациях. Так, в Евангелие от Марка Иисус вылечивает у человека иссохшую руку. У Луки еще добавляется эпизод об излечении немого, а у Матфея сцены исцеления представлены наиболее развернуто: наряду с исцелением калеки с пораженной рукой и немого, происходит еще излечение слепого: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.» (Мф 12:22-25)

Описание

На гравюре художник изображает сцену исцеления Иисусом Христом двух людей, страдавших тяжелыми физическими недугами – слепотой и немотой, и одного мужа, отданного во власть бесов, из-за чего он сильно страдал, будучи мучимый нечистым духом.

В центре композиции Иисус Христос, окруженный людской толпой, собравшейся по обыкновению у синагоги в субботний день. У ног Его сидит немой бесноватый, который только что получил исцеление. Он еще полностью не осознал произошедшего с ним чуда, и судя по всему, настолько потрясен, что с страшится поверить в то, что к нему вернулся полностью рассудок и дар речи. Христос указывает перстом, что человек, ранее сидевший у стены на брошенной сердобольными жителями соломенной подстилке в надежде получить милостыню, теперь полностью здоров. Недуг оставил его, он больше не нуждается в посторонней помощи, и не является объектом насмешек и осуждения.

Взор Спасителя исполнен сострадания к этому несчастному. Из уст его звучат слова наставления – отныне человек свободен, тяжкий грех, за который он страдал, исцелен силой божественного Слова, все несчастья теперь позади, болезнь отступила. Но находящиеся рядом фарисеи не рады данному событию. Напротив, на лицах их ожесточение и злоба. Для них не важно свершившееся чудо, на которое они фактически не обращают внимания – их злые сердца уязвлены  гордостью и завистью, ведь все добрые дела совершаются Мессией в субботу, нарушая букву Закона. Но самое страшное для них даже не это отступление от правила, раздражение и гнев вызывает безграничная любовь ко всем страждущим – тем, кто по мнению фарисеев и книжников, недостойны Божественной милости и заслуживают порицания и осуждения как люди грешные, на которых лежит пожизненное проклятие.

История

Французский художник Гюстав Доре (1832-1883) на протяжении своей жизни создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Иллюстрированные сюжеты на библейскую тематику создавались многими мастерами изобразительного искусства, но среди них Доре был одним из самых выдающихся.

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые событиях Священного Писания.

Рекомендуемая литература

Комментировать