Источник

Псалом 9

В конец, о тайных Сына, псалом Давиду. Т.е. о таинственных делах Сына Божия Иисуса Христа псалом, имеющий исполниться по пришествии Его на землю; принадлежит Давиду, или внушен Давиду Св. Духом. Так понимают сие надписание Отцы. «В псалме сем Давид изображает сокровенные дела Спасителя», говорит св. Афанасий Ал. Таковы: рождение Его по плоти, чудеса, смерть, сошествие во ад и воскресение из мертвых. Бл. Феодорит говорит: «Симмах перевел: «Победная песнь о смерти Сына»; Акила: «Победодавцу Сына юности»; а Феодотион: «О цветущей юности Сына». Потому все, упомянув согласно о Сыне, научают нас тем, что и сей псалом содержит пророчество о победе над смертию Владыки Христа». С Еврейского переводят и понимают сие надписание различно. В Русской Псалтири: «Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида»57. Псалом сей в Еврейской Псалтири разделяется на два псалма: 9-й псалом с 1 по 22 ст., и 10-й псалом с 22 ст. до конца.

2. Исповемся Тебе, Господи, всем серцем моим, повем вся чудеса Твоя. Это есть как бы содержание псалма до 22 ст. Некоторые толковники разумеют здесь под чудесами чудные Божии благодеяния Давиду в спасении его от опасностей и в побеждении врагов; но Отцы и учители Церкви разумеют чудеса Божии в искуплении и спасении человека. Вся чудеса, т.е. какие мне открыты, известны, какие полезным и благовременным нахожу возвестить не в этом только псалме, но и в других. Исповемся, по Злат., возблагодарю Тебя со всею охотою и усердием – всем сердцем. С Евр.: «Буду славить».

3. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему вышний, т.е. буду радоваться о Боге Спасителе мира (Св. Афан., бл. Феод. и др.). «В том, говорит пророк, моя радость, в том мое веселие, что я имею такого Владыку» (Злат.).

4. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. С Евр.: «Когда враги мои обращены назад; то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим». Симмах перевел так: «Буду петь имени Твоему Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего». «Ибо, увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной погибели, буду песнословить Тебя и не престану воспевать Твои благодеяния» (Бл. Феод.). Некоторые из толковников разумеют врагов Давидовых – внутренних (Саула, Авессалома и других) и внешних. В духовном смысле, одни под врагом разумеют диавола, который возвратился вспять – во ад, отколе исшел, прогнан и побежден силою креста Христова, и сообщники его диаволы, потому что и они возвращаются назад, когда встречают мужественную душу, потеряли свою прежнюю силу, – изнемогли, как бы погибли (Бл. Феод.). Другие разумеют смерть, обратившуюся вспять, т.е. «в небытие» (св. Афанасий), или – антихриста (Бл. Иероним.).

5. Яко сотворил еси суд мой и прю мою. Показывается причина, почему побеждены враги Давида, – потому что Сам Бог, как Царь всеправосудный, рассудил, защитил и обнаружил пред всеми невинность Давида. С Евр.: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный».

6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый. «Приведенные слова, – говорит бл. Феод., – имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов и бывших после них проповедников истины преподал Ты язычникам Божественные догматы. И поскольку язычники приняли их и освободились от заблуждения: то погибе нечестивый (т.е. диавол), не имея у себя обольщенных и поклоняющихся ему». «Имя его потребил еси в век». «Пророк говорит о мысленном змие или диаволе. Поскольку запрещение, – объясняет св. Афанасий, – значит и исправление: то можно сказать, что по исправлении язычников Апостолами, погибе нечестивый, когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как запретил языком, и они обратились к Господу, тогда действовавший в них (когда были сынами противления) диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следов их» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки».

7. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси. С Евр.: «У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними». Св. Златоуст разумеет вообще врага, но другие под врагом разумеют диавола. «Оружиями диавола, – говорит св. Афанасий, – Давид называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость; грады – суть сопротивные силы, которые, подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властию своею уловленных их прелестию. Погибе память его с шумом. Разумеет или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели». «Враг (т.е. диавол) лишился, – говорит бл. Феод., – собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия».

8. 9. С Евр.: «Но Господь пребывает во век; Он приготовил для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте».

10. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих. С Евр.: «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби». «Показывает же сие слово (во благовремениих), – говорит бл. Феод., – что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо убогим пророк называет человеческое естество по великой нищете беззакония». «Убогому (говорит св. Афан.), т.е. народу нищему духовно. Давид часто называл себя убогим и нищим, хотя и был на царском престоле; ибо знал, что все человеческое бессильнее тени... Благовремением же называет время скорби, ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби».

11. И да уповают на Тя знающии имя Твое. «Акила и Симмах, – говорит бл. Феод., – перевели: «будут уверены», т.е. когда это спасение (о коем выше сказано) совершится, тогда познают Тебя Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды свои». Или: «Знающие Тебя, Твое содействие и Твою помощь имеют прочный якорь, сильную защиту и несокрушаемую крепость в надежде на Тебя» (Злат.). С Евр.: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое; потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи».

12. Пойте Господеви живущему в Сионе, т.е. в Церкви. «Сионом, – говорит св. Злат., – называется Церковь по ее твердости, крепости и непоколебимости». «В Сионе, т.е. в небесном Иерусалиме», – говорит св. Афан.; живущему, т.е. Спасителю, Который Сам о Себе говорит: поставлен Царем над Сионом или Церковию вселенскою (см. Пс. 2:6). Возвестите во языцех начинания Его. Начинания, по Злат., «благодеяния Божии», по Феодориту – «великие перемены, которые произошли в Церкви с пришествием Спасителя», напр., бывшие прежде врагами сделались друзьями и т.п., и те премудрые меры, которые употреблены Спасителем мира для спасения людей, напр., смертию дарована жизнь, бесчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение (Феод., Иерон., Август.). С Евр.: «Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его». Какие это дела или благодеяния, об этом говорится далее.

13. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. С Евр.: «Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных». Взыскивать кровь – значит мстить за пролитую кровь, наказывать за убийство (См. Быт. 9:5). Бог есть мститель за кровь неповинно пролитую. Звания58 – вопля, молитвенного вопля убогих, гонимых, угнетаемых. Потому народы будут уповать на Бога, что Он внемлет молитвам убогих, смиренных и нищих духом (Злат.), и есть мститель за убийство, или за всякое поражение, бедствие, учиненное другим. Св. Афанасий и Феодорит относят к людям, духовно умерщвляемым диаволом; «ибо званием, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное врагом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач и бедствия». Взыскаяй крови их, по св. Афан., значит: Бог взыщет с убийц кровь, пролитую за Христа, чтобы потребовать за нее удовлетворение.

14. Виждь смирение мое от враг моих. С Евр.: «Воззри на страдание мое от ненавидящих меня». Возносяй мя от врат смертных. Воззри Ты, Который не только избавляешь, но и возносишь или можешь вознесть меня от врат смертных, т.е. избавить от смертных опасностей, от величайших бедствий, угрожающих смертию. «Не сказал, – говорит св. Злат., – от двери, но: от врат, выражая множество опасностей».

15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони. Т.е. да возвещу прехвальные и славные дела Твои в собрании верующих. При вратех, т.е. в собрании народа, поскольку ворота или место у городских ворот было обыкновенным местом собраний Иудеев для решения дел. Под дщерию Сиона разумеется Иерусалим (Ис. 1:8) или церковь Иерусалимская. Т.е. да возвещу я, спасенный от смертных опасностей, все чудные дела Твои в церкви Иерусалимской или в собрании в храме Иерусалимском. «Сионом, – говорит бл. Феод., – называет, в духовном смысле, пророк небесный град; вратами же града называет церкви, сущие во всей земле, чрез которые верующие вошли в оный град. В них-то, говорит пророк, радуясь и ликовствуя в надежде воскресения, будем песнословить Виновника сих благ». Св. Афан. под Сионом разумеет также небесный Иерусалим.

16. Углебоша59 язы́цы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. С Евр.: «Обрушились народы в яму, (которую) выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их». Т.е. язычники сами крепко увязли в той яме, которую вырыли другим; запутались в собственных сетях, расставленных для погибели других, – погибли в кознях своих. «Под языками, – говорит бл. Феод., – пророк разумеет полчище демонов, которые лишились права мучительствовать чрез тот самый крест, который соорудили для Спасителя и св. Апостолов – или язычников, которые умерщвлением св. Апостолов способствовали распространению св. веры». «Пагубою, – говорит св. Злат., – называет порок; ибо ничто так не губит нас, как порок».

17. Знаемь есть Господь судьбы60 творяй, т.е. Господь познается по делам Своего правосудия, или по приведении в исполнение Своих определений над нечестивыми; а потому нечестивые и гибнут от своих беззаконий, в коих, по определению Божию, находят себе наказание. С Евр.: «Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих».

18. Да возвратятся грешницы во ад, вси языци забывающии Бога. Здесь под грешниками, забывающими Бога, разумеются, конечно, язычники, поклоняющиеся идолам, или такие нечестивцы, которые вовсе не думают о Боге и Его правосудии, а потому, как чада диавола (Ин. 8:14), как бы вышедшие из ада, туда же и возвратиться должны. Бл. Феодорит сим словам дает такой смысл: «Те, которые не уверовали Божественной (т.е. Евангельской) проповеди, весьма скоро будут преданы смерти, и низойдут во ад, не причинив ни малого вреда гонимым ими; потому что терпение убогих не погибнет во век». С Евр.: «Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога».

19. Терпение убогих не погибнет до конца, т.е. надежда и ожидание неправедно гонимых, угнетаемых, в свое время исполнятся. С Евр.: «Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет».

20. Воскресни, Господи, да не крепится человек61; в некоторых древних Псалтирях: «Да не преобладает, да не превозносится и не гордится человек», т.е. да не оскорбляет сильный бессильного, гордый смиренного, да не хвалится своими делами. «Пророк молит, – говорит св. Афан., – чтобы Единородный воссиял сущим на земле и чтобы высокомудренный оный диавол, коего Давид в псалме сем называет человеком, не подымал более бровей». Под человеком некоторые (Август.) разумеют антихриста; бл. Феодорит – тех, которые гнали, мучили проповедников евангелия. С Евр.: «Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим».

21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да уразумеют язы́цы, яко человецы суть. «Кто же законоположитель, – говорит св. Афан. Ал., – кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета»? Бл. Феодорит разумеет также под законоположителем Владыку Христа, так как после Моисея другого законоположителя не восставало. Поскольку язычники и нечестивые, забывающие Бога, живут по своей злой воле, без страха наказания, так что потеряли достоинство человеческой природы, приложились скотам несмысленным и уподобились им: то пророк умоляет Господа, чтобы законоположение дано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, яко человецы суть» (Бл. Феодор.). «Так как язы́цы делают все самоуправно, не желая отдавать отчета, то восстань Ты, Господи, и да будет для них наказание вместо внушения, потому что многие забыли о своей природе, дошли до безумия, не знают самих себя» (Злат.). С Евр.: «Наведи, Господи, страх62 на них; да знают народы, что человеки они».

22. Не без причины Евреи с сего стиха и до конца начинают другой следующий 10-й псалом; потому что содержание первых стихов (до 22 ст.) отлично от последних. В первых выражается победа, торжество над врагами, а в последних стихах – молитва угнетенного бедствиями. Одни из толковников (напр., Калмет) относят к плену Вавилонскому, но Отцы к Церкви христианской, гонимой врагами. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих63, в скорбех? Т.е. почто, Господи, не внимаешь нашим молитвам, как бы далеко стоишь от нас, презираешь в то время, когда особенно и нужна помощь Твоя (это означает: во благовремениих) в наших скорбях и напастях? «Пророк говорит это от лица обижаемых, прося и умоляя Бога, а отнюдь не укоряя Его» (Злат.).

23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий. С Евр.: «По гордости своей нечестивый преследует бедного». Т.е. когда нечестивый превозносится над бедным, оскорбляет его, угнетает: тогда нищий, т.е. бедный, угнетаемый, горит в огне искушений, возгорается негодованием, скорбию душевною. «Высокомерие лукавого, – говорит св. Афанасий, – служит воспламенением нищему народу Твоему». «Обидимые, – говорит бл. Феод., – как бы от некоего огня, истлевают от малодушия, видя высокомерие делающих обиды. И весьма прилично о предающихся малодушию пророк употребил слово возгорается; потому что уподобляются они попаляемым огнем и, как бы некий дым, из уст их исходят воздыхания. Пророк говорит, что от малодушия произойдет им вред, потому что водятся не благолепными помыслами, но сомневаются в Твоем Промысле. Ибо сие означают слова: «увязают в советех, яже помышляют». Несколько иначе Евр. текст и другие толковники объясняют последние слова – увязают в советех, яже помышляют. С Евр.: «Да уловятся они (нечестивые) ухищрениями, которые сами вымышляют».

24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Причина, почему гордятся нечестивые, – потому, что они за свои похоти, козни, беззакония получают себе похвалы от льстецов, как бы ими питаются и усиливаются (Бл. Феод. и св. Злат.). «Поскольку нечестивые остаются не наказанными, – говорит св. Афанасий, – то некоторые из неразумных одобряют жизнь их». В Русском переводе с Евр.: «Ибо нечестивый хвалится похотию души своей; корыстолюбец ублажает себя»64.

25. Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет. Т.е. нечестивый раздражает Бога, во-1-х, по множеству гнева своего, или, как переводит Акила: «по высоте своей», т.е. по гордости, или по великому озлоблению и развращению; по св. Афан. – потому что «собирает себе множество гнева»; во-2-х, тем, что про себя говорит: не взыщет Бог, т.е. не видит, не промышляет, не наказывает; и в-3-х, тем, что несть Бога пред ним – живет без Бога, не думая о Нем. По множеству гнева своего. «Здесь, – говорит бл. Феод., – должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: не взыщет в таком значении: раздражи Господа, говоря: не взыщет. Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное». В переводе с Евр.: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: нет Бога!»

26. Оскверняются путие его на всякое время. Кто живет без Бога, того все пути жизни оскверняются пороками, все его мысли, желания и дела нечисты (Лев. 12:2). Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Судьбы – суды или определения и заповеди Божии. «Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии» (Бл. Феод.). «Нечестивый не хочет знать, что Ты праведный Судия» (Св. Афан.). Всеми враги своими обладает – подавляет всех, ему противящихся, своею гордостию и презрительностию. Симмах перевел: «всех врагов своих презирает». Св. Афанасий относит к диаволу, который над всяким праведником возобладал посредством искушений. С Евр.: «Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением».

27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевел это Симмах: «не совращусь в род и род, не буду терпеть зла». Такой предается он (т.е. нечестивый) – дерзости, и думает, что не подвергнется ничему худому, утопая в пороках всякого рода». Св. Афанасий так объясняет: «Не впаду в заблуждение, не совращусь с пути в роды родов; потому что не потерплю ничего худого». С Евр.: «Говорит в сердце своем: не поколеблюсь; в род и род не приключится (мне) зла».

28. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти. Уста нечестивого полны проклятий, горечи, обмана. Под языком его труд65 и болезнь. С Евр.: «Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его мучение и пагуба». Т.е. язык нечестивого произносит проклятия, слова обидные и ложные; он постоянно причиняет ближнему скорбь и огорчение, потому что под языком нечестивого, в его злой душе, постоянно находятся злобные замыслы противу ближних. По бл. Феодориту: «Нечестивый строит козни, ухищряется на зло, всю жизнь проводит в умыслах противу убогих; уловляет нищих, чтобы убивать их в сетях своих».

29. Приседит в ловительстве66 с богатыми в тайных, еже убити неповинного. Нечестивый сидит в засаде, в местах тайных, чтобы вернее погубить невинного. «Приседит в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Сидит в засаде за двором; в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным». Очи его на нищего призираете, т.е. глаза нечестивого с злобою смотрят на бедного. «Как лев озирается туда и сюда, ища добычи; так и нечестивый день и ночь придумывает средства к хищению и лихоимству» (Бл. Феод.).

30. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей и проч. Сравнение от льва, который, намереваясь схватить добычу, притаивается, прилегает, скрывается в потаенном месте, потом, сделав страшный прыжок, схватив свою добычу, быстро увлекает в свое логовище, и там ее пожирает. Подобным образом поступает нечестивый, когда намеревается погубить невинного. С Евр.: «Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои».

31. В сети своей смирит его, т.е. нечестивый уничижит бедного, завлекши его в свои сети; но за тем нечестивый сам преклонится и падет – т.е. унизится, падет и погибнет. «Когда нечестивый над всеми восторжествует – никак не избегнет челюстей смерти, но, подобно другим, сойдет в могилу» (Бл. Феод.). В Еврейском продолжается сравнение со львом, который «сгибается, прилегает, – и бедные впадают в сильные когти его».

32. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Причина, почему нечестивые так жестоко преследуют бедных, потому что уверяют себя, по крайней мере в сердце своем, что Бог не видит их злодеяний, не накажет. По св. Афан., это говорит диавол, чтобы обольстить нас.

33. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, т.е. восстань, Господи, для наказания нечестивых. «Подыми руку Твою и научи их, что промышляешь об обидимых, и как бы восстав от сна, покажи, что Тобою посылаемое на них наказание выше их замыслов» (Св. Афан.).

34. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Т.е. вот причина, почему нечестивые особенно прогневляют Господа Бога, – потому что говорят, что Он не взыщет, не промышляет, не наказывает. «Вот причина, – говорит св. Афанасий, – почему превозносится и падает нечестивый». С Евр.: «Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: Ты не взыщешь»?

35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои. Симмах перевел: «Видишь, потому что призираешь на труд и раздражение». «Знаем, что смотришь и призираешь на беззакония нечестивых, и подвергнешь их достойному наказанию» (Бл. Феод.). «В точности знаешь и болезни их (нищих, угнетаемых), и ярость оскорблений и раздражение людей» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать рукою Твоею. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник».

36. Взыщется грех его, и не обрящется, т.е. нечестивый не обрящется для вечного блаженства. «Симмах перевел: «Взыщется нечестие его, чтобы не обрестись ему (нечестивому)»; потому что, как скоро будет разыскано и объявлено нечестие, нечестивый погибнет» (Бл. Феод.). «В целой связи речь сия, – говорит св. Афан., – имеет такой смысл: если взыщешь грех лукавого, то не обрящется, потому что лукавый погибнет от греха». «Если взыщется грех нечестивого, подвергнется суду Божию, то нечестивый не может устоять, но погибнет, скроется совершенно, когда будут исследовать дела его» (Злат.). «Осудится за грех и погибнет чрез грех», говорит бл. Августин. С Евр.: «Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия».

37. Погибнете языци от земли Его. Земля Божия есть царство Божие. Т.е. нечестивые не будут в царстве Божием, в земле небесных обетований; «потому что в царствование Божие будут ввергнуты в огнь вечный» (Св. Афан.). С Евр.: «Господь царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его».

38. Уготованию67 сердца их внят ухо Твое. «Ты, Господи, в точности знаешь, чего вожделевают нищие, и какое имеют намерение» (Бл. Феод.). «Уготованием сердца, – говорит св. Афанасий, – называется некое обещание – душевные движения соглашать с волею Божиею». С Евр.: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое».

39. Суди сиру и смирену, да не приложит к тому величати и человек на земли. «Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно: будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им» (Бл. Феод.). С Евр.: «Чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле».

* * *

57

О тайных Сына. С Еврейского (ал-мут лабен) можно перевести «о смерти Сына»; но некоторые толкователи соединяют в одно слово: алмот (от алма – дева), а под словом: Лабен или Бен разумеют известного при Давиде начальника женского хора Бена или Ванея. 1Пар. 15, 18: praefecto musices puellarum pro filio; или разумеют музыкальный инструмент: praefecto musices in almoth (т. е. на музыкальном орудии алмот) ipsi Laben. У Калм.

58

Звания – в Компл. изд. LХХ κραυγῆς – вопля, а в Рим. δεήσεως – нужды, моления, прошения.

59

Углебоша ἐνεπάγησαν (от ἐμπήγνυμι – вбиваю, всаживаю во что) – крепко и глубоко увязли. Другие перев, – погрузились. У Злат. Vulg. infixe sunt gentes іn іnteritu. В пагубу ἐν διαφορᾶ-α – погибель, поражение, смерть.

60

Судьбы κρίματα – суды, определения.

61

Человек в Евр. энош – слабое, смертное существо. «Воскресни, т. е. отмсти, помоги, накажи несправедливых, дабы показать, что человек ничтожен, происходит от земли, есть прах и пепел». Злат. См. Пс. VIII, 5.

62

Страх (вместо: закопоположителя). Так переводят Евр. слово «мора» бл. Иерон. и др., а если читать чрез сеголь, море, то значит: doctorem – учителя. Симм. перевел: закон; Акила: timorem; Феодот: metum; LХХ:νομοδέτην – законоположителя.

63

Слова: «во благоврелениих» нет в Евр. тексте.

64

Блаженный Иероним переводит: Іаvdаvit impius desiderium ainmae suae, аvаrus, аррlavdens sibi, blashemavit Dominum. С Евр. переводят различно. Vilg. quoniam lavdatus рессаtоr desideriis аnimae suae, еt iniquus benedicitur.

65

Труд κοπός – удар, изнурение; болезнь πόνος – труд.

66

Ловительство ἐνέδρα – сидение, засада, хитрость. Ловит ἐνέδρεύει сидит в засаде ст. 30. Слова: с богатыми нет в Евр. тесте.

67

Уготованию ἐτοιμάσιανα – готовность. Акила перевел: «намерение сердца их услышало ухо Твое». У Злат.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle