Псалом 8
В конец, о точилех52, псалом Давиду. «Надобно знать, – говорит бл. Феод., – что в каждом псалме, в котором LХХ употребили выражение: в конец, Акила и Феодотион переводили: «Победодавцу», а Симмах: «победное». Так и сей псалом в победную песнь приносится Победодавцу Богу, сокрушившему врага и местника – диавола, и окончательно освободившему людей от его мучительства. Точилами же пророк называет церкви; потому что и Господь именуется виноградною лозою (Ин. 15:1)». С Евр.: «Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида». О случае написания сего псалма различно думают толковники. Одни (Раввины: Гроций и др.) думают, что псалом сей написан но случаю собрания винограда, когда употреблялись точила или прессы для выжимания виноградного сока; другие, видя в Евр. слове: «гиттит» указание на Геф, думают, что псалом написан или в Гефе, по случаю бегства туда Давида, или по случаю поражения Голиафа Гефеянина. По содержанию сей псалом хвалебный и пророчественный. Св. Давид здесь прославляет величие и славу Творца, явленные в творении человека – сего царя и владыки земли. Но так как человек, с падением, лишился господства над тварию и к нему нельзя отнести того, что сказано в ст. 6–9: то справедливо св. Отцы с св. Ап. Павлом (1Кор. 15:26; Евр. 2:6) относят сей псалом к Иисусу Христу, Который и Сам относит его к Себе (Мф. 21:16). Сами Еврейские учители относят сей псалом к Мессии53.
2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Воззвание это обращено к Господу Иисусу Христу; частица яко, по замечанию бл. Феодорита, поставлена здесь не для сравнения, а для утверждения. Истинно чудно имя Твое, Господи! ибо «этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух» (Злат.). Яко взятся великолепие Твое превыше небес. Симмах переводит: «Ты, Который положил хвалу Твою превыше небес». «Не люди только, но и Ангелы воспевают совершенное Тобою» (Злат.). Или: величие Твое, Господи, превосходит все, что есть не только на земле, но и в самых небесах: – оно превыше небес. С Евр.: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес»! Таково величие Спасителя мира, седящего одесную Бога Отца!
3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. С Евр.: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Св. Афанасий под младенцами разумеет «младенствующих злобою»; бл. Феодорит – людей простых, не обучившихся человеческой мудрости; бл. Иероним – древних пророков. Но Сам Господь Иисус Христос отнес сие место к Еврейским детям, воспевавшим: Осанна сыну Давидову (Мф. 21:15–16). «Чтобы кто под младенцами, – говорит св. Злат., – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: и ссущих т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще ссущих молоко матери». В церковной службе на праздник Ваий прямо говорится, что Сам Всесвятый Дух научил детей воспевать хвалебную песнь «Сыну Давидову», при торжественном входе Его в Иерусалим; следовательно, это было истинное чудо, проявление чудного имени Спасителя. «Чудо, – говорит св. Злат., – состояло не в том только, что дети произносили слова и слова ясные, но в том, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали Апостолы, то воспевали дети». Враг твоих ради. Причина, почему совершено такое чудо, – оно совершено для того, дабы заградить уста врагов, для посрамления и вразумления неверующих. Еже разрушити54 врага и местника, т.е. также и для того совершил оное чудо, дабы поразить, сокрушить исконного врага – диавола, который, «обольщая людей, еще, как грозный какой-то судия, подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их же заблуждения» (Бл. Феод.). Или: «дабы наказать или обличить народ Иудейский – сего и врага истины и местника, по мнимой ревности его о законе»; «сего местника, который гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца небесного» (Бл. Феод., св. Афан. и св. Злат.).
4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих. Давид продолжает показывать, в чем Господь проявил еще Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил ее в творении вселенной. Не говорит: вижу небеса, а узрю как бы от лица верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной; не сказал: увижу дела рук, а – перст Твоих, «дабы показать, что все видимое есть легкое дело силы Его и показать то чудо создания, что звезды, быв повешены, не падают» (Злат.). С Евр.: «Когда взираю я на небеса твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: (ст. 5) то что есть человек, что Ты помнишь его?»
5. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Сказав о творении вселенной, Давид теперь говорит о промышлении Божием о людях. Т.е. что значит человек55 – существо, после падения, такое слабое, но и того Ты, Господи, не забываешь, помнишь, посещаешь Своею милостию (Злат. и Феод.). Но св. Афанасий справедливо говорит, что «поскольку св. Ап. Павел ясно истолковал сие о Спасителе нашем (Евр. 2:6–8): то надлежит довольствоваться сим объяснением». Потому приведенным словам надлежит дать такой смысл: когда я созерцаю славу и величие Божие во вселенной и то, что все в ней подчинено Господу Иисусу Христу, то в удивлении от сей Его славы восклицаю: что это за человек, так много Тобою возвеличенный, о котором так много печешься?
6. Умалил еси его малым чим от Ангел56. «Здесь, – говорит св. Злат., – пророк упоминает об осуждении и древнем грехе, указывая на смерть». «Человек, – говорит бл. Феод., – умален перед Ангелами смертностию». Если же относить к человечеству Спасителя, то можно понимать так, что Он, по человечеству только, был весьма мало умален пред Ангелами – одним телом, по которому благоволил вкусить смерть, и то умален только до Его преславного воскресения. Но за претерпение смерти, Он и был увенчан славою и честию, каких не имеют и св. Ангелы. «Видим, – говорит св. Ап. Павел, – что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). С Евр.: «Не много Ты умалил Его пред Ангелами; славою и честию увенчал Его».
7. И поставил еси Его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе Его. «Разумной природе, как богоподобной, Бог даровал, – говорит св. Афан., – господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть царь всяческих». Это господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Христом Спасителем; ибо Отец небесный вся покорил под нозе Его (Евр. 2:8; 1Кор. 15:27); люди же получают это господство по мере веры от Господа, что доказывается бесчисленными чудесами, совершенными и совершаемыми святыми Божиими человеками именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца небесного. Таким образом слова псалмопевца в собственном смысле относятся к Спасителю мира, как и относит св. Апостол, и частию к истинно верующим. С Евр.: «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его».
8. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския и проч. Св. Афанасий, в переносном смысле, под овцами разумеет Израильтян, уверовавших во Христа, под полевыми скотами (с Евр.: «полевых зверей») – язычников, под птицами небесными людей, превозносящихся житейским и людей неразумных, но высокомудренных.
9. С Евр.: «птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями».
10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Поскольку слава имени Христа Спасителя исполнила и небо и всю землю, поскольку и восстановленный благодатию Божиею человек, в лице Спасителя соединенный с Божеством, сподобился великой чести и славы; то Давид, провидев все это пророческим духом, снова в удивлении восклицает: «Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!» И таким образом прилично заканчивает псалом сей теми же словами, коими и начал.
* * *
О точилех ὑπερ τῶν ληνῶν-ος – точило, пресс, коим выжимают вино; в Евр: gittoth (от gath) – точила. Но другие читают: gittith и полагают, что это слово означает музыкальный инструмент Гефский т. е. из Гефа, Филистимскаго города, от коего и производят слово: gittith. Vulg. pro torcularibus. Симмах: «победная песнь о точилах». Акила: Победителю о Гетфитиде. У св. Злат.
См. у Калмета.
Разрушити καταλύσαι – уничтожить, разрушить. Местника ἐκδικητὴν-ὴς – мститель, наказатель; но в друг. изд. LХХ: τιμορουντα от τιμωρέω – заступать, помогать, между прочим, – мстить. Отселе τιμορία означает и помощь и мщение. Vulg. ut destruas іnimicum еt ultorem – врага и мстителя.
Здесь: человек (по-еврейски: енош или енос от: анаш infirmus fuit – был слаб) означает существо слабое, немощное, бедное и т. п.
От Ангел. Акила, Симмах, Феодот: «от Бога или пред Богом». Такой смысл дают сему слову Иероним и некоторые западные толковники; но Отцы Церкви держатся LХХ-ти. Еврейское слово здесь: элогим означает Бога, Ангелов и земных властителей. См. пс. 96, 7. 137, 1.