Изъяснение псалма 8-го.
Пс.8:1. Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
«В конец о точилех, псалом Давиду». Надобно знать, что в каждом псалме, в котором Седмьдесять употребили выражение: «в конец", Акила и Феодотион переводили: «Победодавцу», а Симмах: «победное». Так и сей Псалом в победную песнь приносится Победодавцу Богу, сокрушившему «врага и местника» диавола, и окончательно освободившему людей от его мучительства. «Точилами» же Пророк называет церкви, потому что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Сам сказал в Священном Евангелии: «Аз есмь лоза истинная» (Ин.15:1). С нея собирая грозды, верующие уготовляют таинственное вино. Великим же служит сие обвинением неверию Иудеев. Ибо они, слыша о множестве точил, и ясно зная, что им дано было единое некое точило, вернее же сказать не точило, а предточилие (сказано: «предточилие ископах в Нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние» – (Ис.5:2), не хотят уразуметь, что ветхое прекратилось, явилась же благодать Новаго Завета, призывающая ко спасению всех людей. Посему-то не по ветхому закону, не при едином жертвеннике, иереи ввергают в точило плоды человеческие, но тмочисленные, превышающие всякое число, воздвигнуты алтари повсюду на земле и море. Яснее показывает это восемьдесять третий псалом; потому что и оный имея надписанием: «о точилех», упомянул о многих алтарях. В нем сказано: «коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс.83:2–3), и чрез несколько слов: «олтари Твоя, Господи сил» (Пс.83:4). И осмый псалом, надписанный «о точилех», предрекает спасение вселенной, показывает попечительность Божию о людях, и предсказывает вочеловечение Единороднаго.
Пс.8:2. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
«Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес». Частица: «яко" употреблена здесь не для сравнения, но для утверждения речи. Имя Твое, Владыка, говорит Пророк, громогласно песнословится. Все именуют Тебя Творцем неба и земли. Сказанное же: «взятся великолепие Твое превыше небес», означает: все познали, что Ты владычествуешь над небом и землею и над всем. Хотя Сам Ты всегда имел великолепие, но не всегда сие ведомо было людям. Подобное сему предрекает и блаженный Аввакум. Ибо, сказав: «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя», присовокупил: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3, 3). Да и сам Бог, явившись Иакову, когда вопрошал об имени, изрек: «вскую вопрошаеши ты имене Моего? еже чудно есть» (Быт.32:29).
Пс.8:3. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
«Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника». Тем особенно и показал Ты силу Свою, что посредством людей, необучавшихся человеческой мудрости, но по простоте своей уподоблявшихся грудным младенцам, сокрушил онаго лукаваго мучителя, который, будучи всегда неприязнен Тебе Богу, и по вражде к Тебе обольщая людей, еще как грозный какой-то судия подвергает их наказанию за обольщение. Так, настроив Ахитофела подать этот совет, предал его смерти самоубийством. Так, вооружив Иуду на предательство, в награду за послушание воздал ему петлею. Истинность пророчества сего можно познать из истории. Ибо в Священном Евангелии негодовавшим Иудеям, что дети, предшествуя с ветвями, говорили: «осанна в вышних: благословен грядый во имя Господне», Владыка Христос ответствовал: «несте ли чли: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Мф.21:9, 16)? Почему и дети сии осуждают непризнательный Иудейский народ, этого, подобно диаволу, «врага и местника»; потому что и сей народ, преступая всегда закон Божий, и делая противное Божиим повелениям, потом как бы подвизаясь за Законодателя, распял Владыку Христа, называя Его противником Божиим и нарушителем закона.
Пс.8:4. Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил.
«Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси». В доказательство величия Твоего, Владыка, достаточно и стихий, неба, луны, земли, солнца и их благоустройства и благолепия. Но Твой Промысл, простирающийся и на ничтожных человеков, гораздо более проповедует неизреченное Твое человеколюбие.
Пс.8:5. То что́ есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
«Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?» Сие сказано уже не о создании, а о промышлении. Не говорит Пророк: «яко создал еси», но: «яко помниши и посещаеши". В другом же месте яснее в достоплачевных чертах изображает ничтожность естества человеческаго. Ибо, говорит, «человек суете уподобися: дние его яко сень преходят» (Пс.143:4). И еще: «человек яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познается ктому место его" (Пс.102:15–16). Можно найти тысячи и других подобных мест в Божественных Писаниях, низлагающих человеческую гордыню. Потому и здесь пророческое слово в удивлении взывает: «что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?» И не только привел в бытие, но и даровал благобытие, и не престаешь помнить, и посещаешь недугующаго.
Пс.8:6. Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его.
Пс.8:7. Поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его.
Пс.8:8. Овец и волов всех, и также полевых зверей.
Пс.8:9. Птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
Пс.8:10. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
«Умалил еси малым чим от Ангел». Здесь Пророк привел себе на память определение, произнесенное по преступлении, потому что человек умален пред Ангелами смертностию.
«Славою и честию венчал еси его»:
«И поставил еси его над делы руку Твоею». А сие прияло естество наше по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо «благодатию есте спасени», – говорит божественный Апостол: «и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе» (Еф.2:5–6).
«Вся покорил еси под нозе Его»:
«Овцы и волы вся, еще же и скоты польския».
«Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския». Точным доказательством Твоего человеколюбия и могущества служит и то, что униженное естество человеческое исполнил Ты толикой мудрости, и человек господствует не только над животными земными, но и над птицами и рыбами и над живущими в воде и на суше, придуманными им способами уловляет и на высоте и на глубине, подчиняет себе и летающих по воздуху и скрывающихся в водах. И как владычество над сим даровано вообще всем людям, так Божие Слово, восприяв начаток нашего естества, соделав его собственным Своим храмом, и наименовав собственною Своею плотию, совершив неизреченное единение, возсело «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имени именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе Свои» (Еф.1:21–22), не овец и волов всех, но всю видимую и невидимую тварь, как свидетельствует о сем божественный Апостол, ясно взывая: «умаленаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна» (Евр.2:9). И несколько выше говорит: «вся покорил еси под нозе Его» (Евр.2:8). И в послании к Коринфянам сказано: «внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся» (1Кор.15:27). Ибо одно несозданное естество, как свободное, изъято от сего покорения. Естество же от несозданнаго приявшее бытие, какое бы оно ни было, видимое или невидимое, подчинено Владыке Христу, и как Богу и как человеку. Такую честь прияло естество человеческое от Бога всяческих. Почему Пророк в заключении псалма повторил самое начало: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли».